Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2008 год/

Отвечаем на письма читателей

Что делать, когда на исповеди я не могу сказать грех из-за стеснения? Могу ли я во время исповеди мысленно покаяться? Можно ли назначить самой себе покаяние за этот грех?

Отвечает благочинный Клинского церковного округа протоиерей Борис Балашов: Можно ли в мыслях каяться перед Богом? Можно и нужно, каждый день нужно испытывать свою совесть перед Богом и каяться в грешных мыслях, чувствах, взглядах и делах. Все так, только это не Таинство Покаяния, а нечто иное.

Церковь Христова есть живой духовно-телесный организм. Как пишет апостол Павел: Вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… (1 Кор. 12:27—28). Покаяние принимает Сам Христос, но делает это Он через священника. Через священника Он принимает Ваше покаяние, через него же отпускает Вам грехи. Через руки священника Он преподает Вам Свои Тело и Кровь. Если в уши Христовы, которыми во время совершения Таинства Покаяния является священник, не говорит кающийся, то он утаивает свои грехи не от священника, а от Самого Христа.

Что мешает нам, что вызывает стеснение? Это гордость не позволяет человеку открывать священнику свою подноготную. А мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Надо захотеть лечить свою душу, а лечить ее надо в духовной лечебнице, которая есть Церковь, а главврач — Христос. Хотите выздороветь — слушайтесь Его.

Здравствуйте! Недавно совсем неожиданно у меня умерла дочка. Ей было всего пять лет. Если Бог всех нас любит, то почему Он забрал самое дорогое, что у меня было? Как мне теперь жить? Я очень по ней тоскую. Как за нее молиться?

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Понимаю Ваше горе. Но когда у нас рождаются дети, неужели мы не знаем, что они непременно умрут? Если у нас нет искренней веры во Христа, то получается, что мы рождаем детей, чтобы они умерли. Но не в этом смысл деторождения, вернее, тогда никакого смысла нет! Давая земную жизнь нашим детям, через это мы должны открыть им путь в жизнь вечную и бессмертную. Человек рожден, чтобы жить вечно. Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Познание Бога, соединение с Ним в вере открывает человеку путь к бессмертию.

Обратим внимание еще вот на что: как мы любим наших близких — эгоистически, для себя, или самоотверженно, для них? Может ли быть любовь эгоистической? Конечно, — когда мы хотим, чтобы нам было хорошо от общения с нашими близкими, чтобы мы от этого получали счастье или удовлетворение. Такая любовь — сугубо земная, до смерти, не более. Настоящая любовь вечна, ее не ограничивают рамки смерти, как вечна человеческая душа.

Любя человека, я люблю его всего — и тело, и душу. Смерть разлучает с телом, но личность-то продолжает существовать. Если мы проявляли любовь и заботились о живом человеке, то мертвый в неменьшей степени ждет нашей любви, только проявляться она должна иначе. Живого мы кормим, поим, одеваем и т.д. Когда человек умирает, то он уже сам о себе позаботиться не может, так как нет тела. Что же нужно умершему и что ему помогает в существовании там, в вечности? Во-первых, постоянная и усердная личная молитва, а если человек крещеный, то и поминовение в храме, особенно молитвы на Литургии. Во-вторых, нужно как можно более делать добрых дел, но тайно, чтобы никто из людей об этом не знал. Сделать то-то и сказать Богу: «Прими, Господи, за дочь мою!»

Кроме того, следует помнить, что начинать решение всех, особенно семейных проблем надо с себя самого. Если мы хотим, чтобы Бог слушал нас и отвечал на наши просьбы, постараемся в наших отношениях подойти к Нему поближе. Думаю, что более чем необходимы Вам ежедневная искренняя молитва и ежедневное вдумчивое чтение Евангелия. Хорошо бы серьезно подготовиться к исповеди и начать причащаться. Тогда и молитвы Ваши значимей будут.

И еще скажу Вам: прежде, чем говорить о Божией любви, рассмотрим внимательнее свою. Ведь Вы, судя по Вашему вопросу, скорбите не о дочери, как ей там, чем ей помочь, а более о себе, что Вам плохо. Встаньте в полный рост в своей материнской любви: забудьте про свою боль, Вы же — мать, и начните думать о том, что Вы можете сделать той, кого любите! Начните делать так. Пройдет некоторое время, и Вы сами убедитесь, как изменится Ваша жизнь.

Святую воду можно пить только натощак? Есть такой благочестивый обычай — утром съесть кусочек просфоры и выпить святой воды. Но в храмах стоят баки со святой водой, и желающие могут попить в любое время. Как правильно?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Действительно, есть такой благочестивый обычай — утром съесть кусочек просфоры и выпить святой воды. И я тоже, когда не служу Литургию, утром съедаю кусочек просфоры или антидора и запиваю крещенской водой. Так меня научила старушка монахиня, когда я только пришел в Церковь 30 лет назад и стал алтарником в храме, при котором она жила и несла послушание. Но я хорошо знаю, что съедать натощак просфорку со святой водой — это только благочестивый обычай, а не общецерковное правило и тем более не заповедь Божья.

В Церковном Уставе — Типиконе — в статье на праздник Крещения Господня прямо сказано: «Известно же бyди всем о святей воде, яко нецыи сyть отлучaюще себе от святыя воды вкушeния рaди, не добре творят, ибо благодaти рaди Божия дана бысть на освящение миру и всeй твaри. Темже во всяких местех и скаредны, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не питии сея? Но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших. Очищении же от сих, пием без сомнения сию святую воду». То есть, Церковь не запрещает пить святую и даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считают, что пить святую воду не натощак нельзя.

Как же правильно, как поступить? А правильно поступить надо, возлюбив Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27). Вот это поистине правильно. Правильная церковная жизнь — это непрестанное сердечное молитвенное единение с Богом во Христе и причастность Святым Христовым Тайнам. Вот что насущно необходимо всякому человеку, и если это есть, то все есть, а если этого нет, то ничего нет.

Как пишет блж. Августин, в главном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь. Поэтому в правилах об употреблении святой воды и во всем подобном нужно просто держаться свободы, а лучше послушания. Если человек живет в монастыре, пусть слушается монастырское начальство. Если имеет духовного отца, пусть все делает с его благословения. В семье младшие пусть слушаются старших. Пусть только никто никому не навязывает своей воли, а будет все по смирению и любви. Это и есть правильно.

Мой муж устроился на работу в монастырь и последнее время домой вообще не приходит и живет там, оставив дочь и жену. Разве Церковь способствует разрушению семьи или как это все понимать?

Отвечает протоиерей Константин Островский: Такое поведение совершенно неправильно. Христианский брак предполагает не только духовную любовь и молитву — это общие для всех заповеди Божьи, — но и заботу супругов друг о друге, а также совместное воспитание детей. Мы не должны пренебрегать важнейшим указанием апостола Павла: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5).

Бывает, конечно, когда люди вынуждены разлучиться не по своей воле (выполнение каких-то государственных или служебных обязанностей, длительное лечение и т. п.), но тогда есть основания надеяться и просить особенной помощи Божьей в искушениях, сами же супруги должны стремиться при первой возможности опять жить вместе. Иногда отношения в семье складываются плохо, и один из супругов начинает очень много времени проводить в монастыре, как будто бы с целью христианского подвига, а на самом деле просто убегая от домашних трудностей. Но в этом отношении семейная жизнь как раз аналогична общежительному монастырю, в котором монахи терпят скорби из-за немощей друг друга и таким образом научаются смирению. Так же и в семье люди учатся терпению и смирению, а прячась от душевных трудностей в монастыре, человек не получает той пользы, которую мог бы получить от домашних «трений». И от пребывания в монастыре он в таком случае не получает пользы, потому что живет там по своей воле, пока ему нравится. А завтра ему что-нибудь там не понравится, и он сбежит из монастыря так же, как сбежал из семьи.

Церковь не возбраняет принятие монашества обоими супругами одновременно или даже одним при согласии другого (такие случаи редки, но известны), однако это должно делаться именно при согласии другого супруга и обязательно по благословению Правящего архиерея, а не самочинно.

Если супруг оставил семью и ссылается при этом на совет кого-то из насельников монастыря, то следует обратиться за помощью к настоятелю монастыря, а если и таким образом разрешить вопрос не удается, то — в Епархиальное управление.

И последнее. Не лишним было бы оставленной супруге задаться вопросом: что так не нравится в семье ее мужу? Не следует ли ей самой как-то изменить свое поведение, чтобы супруга не тянуло убежать из дому? Помочь человеку разобраться в этом может его совесть, советы опытного духовника и православного психолога. Причем, я думаю, за советами по устроению семейной жизни разумнее обращаться к «белому» духовенству, а не к монашествующим.

Иногда люди неверующие говорят верующим: «Как ты мог поступить так-то и так-то?!! А еще называешь себя православным, в церковь ходишь!!!» Дескать, ты такой-сякой, а претендуешь на нечто высокое. Смысл: «Если бы ты по-настоящему был верующим и православным, ты бы не совершал плохих поступков»…

Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: Думаю, что это правда. Если бы человек был по-настоящему верующим, он бы не совершил плохих поступков. Но известны слова апостола Павла: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19). Человек после грехопадения уже склонен грешить. И когда человек верующий, который ходит в храм, согрешает, его особенно видно. Многие из тех, кого мы сегодня знаем как великих святых, временами очень низко падали, согрешали. Так было, например, с царем и пророком Давидом, полюбившим чужую жену (2 Цар. 11), или с апостолом Петром, который отрекся от Самого Христа (Мф. 26). Ведь святость Церкви не в святости ее членов — людей, окружающих нас, и нас самих. Святость Церкви в святости Того, Кто грехи наши Сам вознес телом Своим на Крест, отмыл их Своей Кровью, чтобы мы, избавившись от них, жили для правды (1 Пет. 2:24). Так что в ответ на подобные сентенции нам надо со смирением сказать вслед за апостолом Павлом: Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1:15). Церковь — больница, а потому приходят в нее те, кто уже понял, что болен. Но в то же время напомним сами себе, что Господь, дав нам возможность познать истину, сделал нас свободными (Ин. 8:32), а потому будем стараться не возвращаться назад в рабство греху, мы освободились от него и стали теперь рабами Богу, плод нашей жизни теперь святость, а конец — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:22—23).

Где можно получить справку о церковнослужителе, служившем в начале ХХ века или ранее на территории нынешней Московской области? Есть ли при епархии отдел кадров или архив с подобной информацией?

Отвечает секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов: К сожалению, довоенный архив Московской епархии не сохранился. Поэтому информацию о духовенстве, служившем до революции и в первой половине ХХ века, можно получить только в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) по адресу: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, 80, сайт в сети Интернет mosarchiv.mos.ru. Если священнослужитель арестовывался в годы гонений на Церковь, то информацию о нем можно получить в Управлении ФСБ по Москве и Московской области (адрес: 101000, Москва, Б.Кисельный пер., д.13/15) или Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) по адресу: 119992, Москва, ул. Большая Пироговская, 17, адрес в сети Интеренет garf.ru. Вы также можете воспользоваться информационной базой данных «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века», размещенной на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — pstgu.ru.

Как мне быть? Я полюбила молодого человека, он алтарник, но с недавнего времени мы не встречаемся, т. к. ему духовник запретил общаться со мной. Его родители тоже настроены против. Мне поставили условие — либо я регулярно хожу в храм, либо все кончено. Я недавно покрестилась, стараюсь ходить в церковь, причащаться, но заставлять себя тоже не могу. Ведь когда я сама пойду в храм, это же будет честнее!

Отвечает преподаватель Коломенской Духовной Семинарии священник Николай Крячко: Как быть? Выполнить поставленные (совершенно разумные и правильные) условия или расстаться с человеком, который имеет желание послужить Церкви Христовой. Как же иначе? Любовь к служащему человеку (в Церкви ли, или в армии) требует определенной самоотверженности. Ведь если девушка собралась замуж за офицера, она должна быть морально готова поехать с любимым в какой-нибудь заполярный гарнизон. И жить там, и воспитывать детей. От Вас же не требуется подобных подвигов. Всего-то надо регулярно ходить в храм. Неужели это так тяжело?

Думать же, что в христианской жизни все происходит само собой и заставлять себя не надо (а то нечестно получится) — большое заблуждение. На это наш Спаситель сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Постарайтесь и Вы найти духовника, который поможет Вам разобраться в себе и направит Вас на верный путь.

Можно ли мне преподавать Закон Божий в детском доме без благословения?

Отвечает священник Николай Крячко: Обдумав все возможные варианты, я все-таки пришел к выводу, что на Ваш вопрос существует только один ответ — нет. Даже если представить такую фантастическую ситуацию, что требуется срочно начать занятия по учебному плану, а возможности связаться со священником для получения благословения нет (например, до ближайшего храма сотни километров), то, в конце концов, благословение можно получить по радио, телефону, телеграфу и т.п. Своевольничать же в таком святом деле, как преподавание Закона Божия в детском доме, нельзя. Другое дело, когда речь идет о частных беседах с детьми или взрослыми о вере в Бога, о Церкви. Нести Благую Весть — Евангелие — окружающим нас людям — священный долг всех верующих и особенного благословения здесь не требуется, только бы наша собственная жизнь не расходилась с тем, что мы проповедуем.

Мой друг помянул за упокой души живого человека, со зла это сделал. Можно ли ему теперь исповедоваться и какова тяжесть этого греха?

Отвечает священник Николай Крячко: Исповедоваться Вашему другу не только можно, но крайне необходимо. Ведь своим глупым поступком он причинил вред исключительно самому себе. Невежественные в религиозном отношении люди думают, что молитва за умерших обладает некой магической силой, негативно действующей на живых. Но молитва — это не магия. Молитва — диалог верующего сердца с Милосердным Господом. Как же согрешает человек дерзнувший обратиться ко Всеблагому и Человеколюбивому Богу с просьбой, наполненной ядом ненависти и злобы?! Совсем других просьб ждет от нас Господь: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44). Проклятие, призванное на главу врага, возвращается на главу проклинающего. Единственное средство, способное утишить гнев Божий, — искреннее, слезное покаяние. Да расположит Господь сердце Вашего друга прибегнуть к этому спасительному средству.

Как мне исповедовать грех, в котором я не раскаиваюсь? Я знаю, что поступила плохо, этот грех тяготит меня, но в глубине души я сознаю, что пока не смогу прекратить его совершать.

Отвечает священник Николай Крячко: В духовной жизни очень многое зависит от решимости человека идти путем, который выбрали сердце и разум. Вы уверовали во Христа, Вы осознаете свой грех, Вы чувствуете потребность исповедовать его, чтобы получить прощение от Бога. Так вперед! Сделайте то, что зависит от Вас, оставив то, что совершить Вы пока не в состоянии, на попечение Всеблагого Промысла Божьего. Исповедуйте пред Богом не только грех, но и свою немощь в бесплодных пока попытках по его искоренению. Смиренно просите у Господа прощения за Ваше малодушие и молите послать Вам Его укрепляющую и исцеляющую от греховных недугов благодать. И будьте уверены, тем или иным образом помощь свыше обязательно придет к Вам.

предыдущая статья
Вести из благочинии
следующая статья
Награждение юбиляров
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.