Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2010 год/

Отзывы о преподавании курсов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья»

Гулевская Ольга Глебовна,
учитель русского языка,
литературы и ОПК
ООШ № 59 Ногинского района

Сорок лет работаю в школе учителем русского языка и литературы и считаю, что противостоять той бездуховности, которая царит в молодежной среде, может только курс «Основы православной культуры». Мы имеем возможность показать учащимся, каким должен быть человек, ради чего живет на земле и к чему должен стремиться. Именно на этих занятиях мы говорим о любви к ближнему, о преодолении эгоизма в себе, об уважительном отношении к родителям и старшим, о любви к Родине, о «технике духовной безопасности».

И еще одна важная сторона этой проблемы заключается в том, что без знания истоков и традиций православной культуры учащиеся не смогут верно понять произведения русской литературы, содержание которых часто связано с библейскими сюжетами и героями.

Переживая столкновение с жизненными трудностями, наши ученики, возможно, вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чего-то непоправимого, удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь.

Учитель Савчинская
Нина Алексеевна,
МОУ Непецинская
средняя общеобразовательная
школа Коломенского района

Опыт духовной жизни приобретается по мере взросления и преодоления трудностей, он должен передаваться от поколения к поколению. Однако мы, современные люди, почти лишены этой преемственности. Связь поколений разорвалась, и нынешним семьям приходится практически все начинать с нуля. Большинство родителей пришли к Православию, будучи взрослыми людьми. Некоторые не пришли до сих пор.

Однако забота о внутреннем мире человека — дело не только семьи. История показала, что когда в России воспитание зиждилось на православных основах, то это давало нашей стране мужественных полководцев, талантливых ученых, гениев музыки, живописи, литературы.

Весьма своевременно введение в школах курсов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», которые предусматривают формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережное и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, помогают осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.

Разумеется, говорить о результатах этой работы пока трудно. Во-первых, в ней должна быть определенная система, преемственность от младшего школьного возраста к среднему и старшему. Во-вторых, преподавать данные курсы должны люди не просто прошедшие специальную подготовку, но еще и неравнодушные, внутренне готовые постигать шаг за шагом сложные основы русской православной культуры вместе с учащимися. В-третьих, необходима поддержка родителей, ибо только вместе с ними мы сможем активно воздействовать на душу ребенка, формируя его внутренний мир.

И все-таки первые шаги с Божией помощью сделаны, что позволяет подвести некоторые итоги.

Меня привлекает в курсе «Духовное краеведение Подмосковья» возможность беспрепятственно говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому.

Кроме того, на наших уроках мы постоянно используем богатейший краеведческий материал, позволяющий узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. В качестве примера приведу урок «Святыня родного села». Разговор шел об истории села Непецино, о храме в честь Георгия Победоносца, о тех людях, которые спасали и восстанавливали разрушенную в советскую эпоху святыню. Многие подробности явились для детей настоящим открытием. Урок пробудил в них желание узнать родословную своей семьи, и некоторые по-настоящему увлеклись этим и провели целые исследования. Так, обнаружилось, что среди предков одной из семей был знаменитый исследователь Папанин. В другой семье существовала, как оказалось, целая династия пчеловодов — несколько поколений! Собранные ребятами материалы легли в основу сценария общешкольного вечера «Моя семья — мое богатство».

Для меня, как для учителя литературы, очень ценным итогом таких уроков были поэтические работы — своеобразный способ самовыражения детей.

Безусловно, мнение учащихся о курсе «Духовное краеведение Подмосковья» тоже очень важно. Конечно, пока еще не все готовы к восприятию материала курса, но отзывы некоторых детей внушают надежды на будущее: «Впервые задумалась о душе, о своем месте в этом мире» (Анисимова Е., 9 кл.); «Новый предмет очень интересен, так как обогащает твой внутренний мир, помогает понять значение русской православной культуры» (Казакова В.); «Мне нравится узнавать то новое, что было недоступно, я по-другому стал относиться к себе и близким» (Давыдейко Ф., 8 кл.).

Кислова Анна и Иванова Марина,
учащиеся 11 «Б» класса
МОУ гимназия № 4
поселка Нахабино
Красногорского муниципального
района

В нашей школе уже второй год преподается такой предмет как «Основы православной культуры». На этих уроках мы говорим о религии, пытаемся узнать ее. Ведь это очень необычно для нас, потому что наши бабушки, дедушки, папы, мамы никогда не уделяли должного внимания этой важной теме. Когда я увидела этот предмет в расписании, то подумала: «Опять пришли что-то навязывать». Я негативно отнеслась к тому, что какой-то посторонний мне человек будет говорить о сложных, противоречивых темах. Ведь каждый понимает религию по-своему. Я помню свои впечатления от первых уроков. Что сразу привлекло мое внимание, это то, как отнесся к нам преподаватель.

Ярослав Алексеевич преподает «Основы православной культуры» в нашей школе уже второй год. За это время я ни разу не видела, что он на нас злится или повышает голос. Также учитель не навязывает своего мнения, дает возможность понять и решить, верить ли нам или нет. Ярослав Алексеевич не пересказывает книжный материал, а делится с нами своими познаниями в области религии и просит высказать свое мнение. Для меня это важно.

Нужно сказать, что учебный предмет «Основы православной культуры» совершенно необходим. Уровень нашей безграмотности в области религии, при нынешней доступности информации, удивляет. Когда известные люди в средствах массовой информации уверяют нас, своих зрителей, слушателей, читателей, что библейский кит проглотил Иова, что святки — время, когда Церковь официально «разрешает гадания», и проч., и проч., — убеждаешься в необходимости не только «Основ православной культуры» в школах, но и семинаров для взрослых. При совместной работе мы сможем сохранить и приумножить культурные ценности и традиции христианской цивилизации.

Хрулев Виталий,
выпускник 2009 года
МОУ Возрожденческая основная
общеобразовательная школа
Коломенского района

В 8 и 9 классе у нас появился необычный, интересный предмет «Духовное краеведение». Я всегда с нетерпением ждал этого урока, ждал, когда вновь зазвучит спокойный, приятный голос нашей учительницы и пойдет рассказ об истории нашего родного Подмосковья. Мне особенно нравилось слушать о монастырях Коломны. Я узнал, что самый древний Коломенский монастырь — Бобренев Богородицерождественский обетный, что основал его Великий князь Дмитрий Иванович по обету, данному в честь победы на Куликовом поле. Мы на уроках узнавали о том, что такое «религиозная культура», «христианство», «православие», знакомились с церковными праздниками. После этих уроков я всегда вспоминал, как мы с мамой, когда я был маленьким, ходили в церковь. Там было тихо, торжественно и спокойно, горели свечи. Я засматривался на росписи на стенах и потолках, вглядывался в лики святых на иконах, а из церкви выходил в светлом, праздничном настроении. Я был поражен, когда на уроках узнал, что на Церковь были гонения. До сих пор не могу понять, почему? Разве Церковь несет что-то плохое?! Ведь я всегда выходил и выхожу из храма в светлом, праздничном настроении, с желанием быть чистым в душе, делать добро.

Раньше мне казалось, что в жизни все красиво, легко и просто. Но я вырос и увидел, что в жизни много людей с недостойным человека поведением, с плохими качествами характера. И я подумал: «Как жаль, что у них, видимо, таких уроков духовности, того же духовного краеведения не было. Некому было научить их быть красивыми душой и воспитывать в себе такие качества, как верность, честь, долг, мужество, совесть, ответственность, милосердие. И как хорошо, что мне и моим одноклассникам в этом повезло!»

Шарова Сима,
учащаяся 3 «А» класса
МОУ СОШ № 10 Ногинского района

Я люблю уроки православной культуры, всегда их жду, а самое интересное рассказываю дома. Когда слушаешь учительницу внимательно, чувствуешь, что душа становится светлее. Я учусь на ошибках героев рассказов, чтобы их не повторять и не делать самой. После урока всегда хочется кому-то сделать хорошее.

Мой папа болеет, брат в армии, и мама сильно устает. Я поняла, что мне надо больше слушаться маму и стараться ей помогать во всем.

Бессуднов Артем,
учащийся 6 «А» класса
МОУ СОШ № 14
Ногинского района

Мне кажется, что после каждого урока «Основы православной культуры» человек глубже познает себя и становится хоть чуточку добрее, мне хочется всем помогать и всех радовать.

Я считаю, что Православная культура помогает наполнить наш мир добротой и сочувствием. Этот урок насыщен чем-то светлым и хорошим, чего не хватает людям.

Синева Наталья Юрьевна,
мама Насти Синевой,
учащейся 5 «Б» класса
МОУ СОШ № 17

Мне, матери троих детей, хочется, чтобы они были счастливы. Можно стать великим математиком, физиком, химиком или выбрать другую профессию, но при этом быть глубоко несчастным человеком, духовно бедным. Уроки основ православной культуры в школе необходимы, здесь ребята учатся работать над своей душой. Я очень хочу, чтобы мои дети умели сострадать ближним, радоваться успехам других людей, соблюдать главные заповеди… Некоторые скажут, что в школе учатся дети разных вероисповеданий, но ведь в любой вере есть объединяющее звено: будь добрым и порядочным человеком.

И если на уроках будут чаще звучать рассказы о доброте, честности, сострадании, то дети станут только богаче духовно, а это и есть мечта любой мамы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.