Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№1-2 за 2011 год/

Чтец Анатолий Трушин. О Святой Четыредесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь за несколько недель до начала Великого поста начинает приготовлять верующих к нему. Во время поста тот, кто постится и осознает свою греховность, а также молит Господа о помощи и избавлении от грехов, — возрождается духовно. Но такое возрождение требует подвига духовного, продолжительного, нередко тяжкого, болезненного и упорного.

Святая Церковь в подготовительных службах и неделях не забывает сказать о всем том, что может возбудить верующих к посту и покаянию. В своих воспоминаниях Церковь восходит к первым дням существования мира и человека, к блаженному состоянию прародителей, а затем и к их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение сердца о грехах своих.

Преподобный Серафим Саровский, говоря о смысле жизни христианина, так говорит о посте: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же и бдение, и молитвы и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия… только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатью Духа Святого, и притом, как сказанное: не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3:34–35)».

К Великому посту нас ведут три подготовительные недели, каждая из которых установлена в определенное напоминание о чем-то очень важном. Первая из таких недель именуется Неделей о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, по 50-м псалме, положены особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до конца Св. Четыредесятницы.

Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осужден.

Господь учит нас нелицемерному посту и говорит, чтобы мы вступали на поприще поста не с унылыми, а с бодрыми лицами, как истинные и верные воины Христовы, вступающие на борьбу со грехом и многострастной плотью своей. Но как же часто у нас бывает искушение отказаться от чего-нибудь во время поста напоказ, чтобы про нас говорили: «Да! Вот это постник, не то, что мы». Или как сказано в Св. Писании, наводим на себя грустные лица для того, чтобы про нас говорили примерно такое же. И это все лишь для того, чтобы «подпитывать» свои грехи тщеславия, эгоизма и другие, вытекающие из них. Но, как мы знаем из Евангелия, Господь видит каждого человека, кто как постится. И потому истинно постящимся будет и истинная награда.

Святитель Иоанн Златоуст на тему поста говорит следующее: «Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами; посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного — праведным, из злого — добрым, из нечистого — благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни».

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несет духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной» или «всеядной», так как во все ее дни, включая среду и пятницу, Устав дозволяет скоромную пищу.

Следующая неделя именуется Неделя о блудном сыне. На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною».

В притче о блудном сыне, которая хорошо известна каждому христианину, нам говорится о нас самих. Мы подобны сыну, который ушел из своего отечества, дабы жить, как захочется, но скоро истратил все свое имение. Так и мы уходим часто от Бога, отступаем от Него своими грехами. Но Господом нам для того и была дана эта притча, чтобы мы осознали свое положение и состояние души. Мы должны, как и блудный сын, в итоге раскаявшийся, прийти к Богу с плачем, прося о милостыне и прощении. По сути, в этой притче можно рассмотреть и весь смысл поста: духовное возрождение в итоге и разделение трапезы вместе с Отцом Небесным.

В течение следующей за нею Мясопустной седмицы еще разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы, откуда происходит ее народное наименование «пестрой».

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, посвящено грядущему Страшному суду Божиему — это Неделя о Страшном Суде (Мясопустная), последний день, когда разрешено вкушения мяса (заговение на мясо).

Начиная с понедельника последней недели подготовительного поста начинается Неделя Сырная, широко известная как масленица: всю седмицу, включая среду и пяток, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пяток, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером, а богослужения в эти два дня имеют сходство с великопостным: не совершается Божественная литургия, читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.

Последнее воскресенье пред Великим постом — Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем: после вечерни в сей день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается подвиг Святой Четыредесятницы.

Господь требует от нас не так уж и много: прощение и забвение обид, нанесенных нам ближними, ведь эти обиды так малы по сравнению с нашими собственными грехами перед Богом. И если простим мы прегрешения ближним, да и вообще всем людям, Господь простит нам наши прегрешения перед Богом.

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясных и молочных продуктов, но в первую очередь в глубоком самопознании, осознании своей греховности, в покаянии и борьбе со страстями. Иногда очень тяжело бывает заставить себя отказаться от чего-либо в это время. Очень часто начинаем делать себе какие-либо послабления. Господь готов миловать и спасать кающихся грешников; именно Он говорит, что от нас требуются простота, безгневие, забвение обид, любовь, дружелюбие. Наше Спасение по сути в наших же руках. Если мы будем прощать другим обиды, козни против нас, погрешности, то и нас простит Господь Бог наш.

Великий пост для каждого человека, который постится, — это путь преображения человека. Путь от греховного рабства — к свободе от него, от греха — к добродетели, от духовной смерти — к воскресению души.

Первая великопостная неделя наиболее строгая. По Уставу первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, беременных или кормящих женщин эти требования ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но незасеянному полю, без молитвы не будет плодоносить.

Все недели подготовительные, а затем и самого поста установлены для духовного возрождения человека. Для осознания греховности. Для того чтобы мы с вами, пав на колени пред Господом нашим, воскликнули: «Помилуй мя Боже».

Так будем же готовы к Великому посту во всеоружии, чтобы истинно нам поститься и молиться, чтобы в итоге принять и встретить Христа, Воскресшего из мертвых, победившего смерть, дабы и нам, уже тут, на земле, вкусить плод этой победы. Чтобы мы возродились духовно, чтобы принять и осознать нам полностью радость этой благой вести. Услышим и мы с вами такие слова «Христос Воскрес!», но прежде подготовим себя к этой благой вести Великим постом. Воздержимся же от развлечений мира суетного. Будем же молиться Богу нашему Иисусу Христу о помиловании нас грешных. И как сказано в слове Святителя Иоанна Златоуста, возрадуемся же все в Светлом Воскресении Христовом.

Начнем же подготовку к встрече с Воскресшим Христом вместе со всей Церковью, которая, подобно любящей матери, заботливо открывает нам покаяния двери уже за несколько недель до Святой Четыредесятницы.

Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.