Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2012 год/

Возвестите братьям моим: иконография жен-мироносиц

Тогда говорит им Иисус: не бойтесь;
пойдите, возвестите братьям Моим,
чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

(Мф. 28:10)

Великая тайна Воскресения Христова с раннехристианских времен была тем великим событием, которому Церковь Христова не только радовалась, которое воспевала, которым жила, но и событием, которым стремилась поделиться: мы так проповедуем, и вы так уверовали (1 Кор. 15:11), говорит апостол Павел. Это, прежде всего, была проповедь словом, но когда появилась возможность свидетельствовать о Воскресении изобразительными средствами, Церковь этой возможностью стала пользоваться постоянно. К теме свидетельства о Воскресшем Христе в памятниках иконографии мы уже обращались неоднократно, но тема эта столь обширна, что было бы наивным считать ее полностью раскрытой. В нашей заметке пойдет речь о памятниках иконографии, изображающих самых первых свидетелей Воскресения Христова — святых жен-мироносиц. Важность свидетельства их подтверждают все евангелисты, а появление уже в самых ранних иконографических памятниках говорит о том, что Церковь всегда считала это свидетельство первостепенным.

Здесь необходимо сделать важную оговорку: насколько достоверным поначалу считали свидетельство мироносиц сами апостолы — ведь говорил же апостол Марк, что когда, воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверил (Мк. 16:10–11)!

Приведем мнение авторитетного современного библеиста Т. Н. Райта: «В античном мире женщины не считались надежными свидетелями… Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это — первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей-мужчин, никто не стал бы включать туда женщин. Но все евангелия говорят именно о женщинах». Апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, уже не ссылается на свидетельство мироносиц: Он погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию, и явился Кифе, потом двенадцати; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу (ср.:1 Кор. 15:4–8). Евангелисты же единодушно об этом свидетельстве упоминают.

Непостижимый по своей сущности момент Воскресения ни один Евангелист не описывает; этого не дерзнула делать изобразительными средствами и Церковь. Как известно, раннехристианские изображения Воскресения Христова носили символический характер — это ветхозаветные прообразы победы Воскресшего Христа над адом и смертью. Главным из них был названный Самим Спасителем прообраз — чудесное спасение пророка Ионы: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39–40). Этот сюжет появляется уже в росписях римских катакомб III—IV вв.

Почти в то же время появляются и сюжеты, основанные на евангельском описании явлений Воскресшего Христа женам-мироносицам. По прошествии же субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его (Мк. 16:1) — одним из ранних живописных откликов на евангельское свидетельство, дошедших до наших дней, является фреска середины III в. в баптистерии в Дура-Европос (Сирия). К числу древнейших (V—VI вв.) изображений явления Воскресшего Спасителя женам-мироносицам относятся: резная пластина 420 г., хранящаяся в Британском музее; оклад Евангелия (собор в Милане, Дуомо); резные пластины из Музея Кастелло (Милан) и Баварского национального музея (Мюнхен); крышка реликвария (Музеи Ватикана). В миниатюре Евангелия Раввулы (586 г., Лавренцианская библиотека во Флоренции) сюжет явления Христа повторен дважды: это явление ангела женам-мироносицам и явление Христа Мариям. Из русских древнейшим является сюжет Явления Воскресшего Христа женам-мироносицам в Софии Киевской (ХI в.)

Евангелие — главный, но не единственный источник при формировании иконографии жен-мироносиц в сюжете Воскресения Христова. Святоотеческое наследие содержит множество ярких, поэтичных призывов стать тайнозрителем чуда Воскресения. «…Возьми крест, последуй за Христом, — призывает святитель Григорий Богослов. — Поклонись Распятому за тебя и будучи распинаем… Если ты Мария, или другая Мария, или Саломия, или Иоанна, плачь рано утром, узри первой камень, взятый от гроба, а может быть, и ангелов, и Самого Иисуса».

Безусловная историчность и полное соответствие сюжетов явления Воскресшего Спасителя женам-мироносицам евангельскому тексту тем не менее не могли в полной мере удовлетворить желание Церкви отразить и богословское осмысление чуда Воскресения Христова. Желание наглядно изобразить то, что Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… Так и нас ныне… спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3:18–21) — привело к разработке нового иконографического сюжета Воскресения Христова — Сошествия во ад.

Изображения Воскресшего Спасителя, сокрушающего врата ада, низвергающего смерть, таинственно оживотворяющего Своим Воскресением род человеческий, становятся реальным решением сложнейшей богословской задачи: научить верующих в Того, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25), ходить в обновленной жизни, не быть уже рабами греху, быть живыми же для Бога (Рим. 6:4, 6, 11).

Окончательно сложившаяся к Х в., а затем и ставшая обязательным элементом храмовой росписи иконография Сошествия во ад несколько отодвинула на второй план, но не вытеснила сюжеты явления Христа женам-мироносицам. Они широко используются и в росписи, и в иконостасах. Они достаточно разнообразны, и можно предположить, что при их создании иконописцы руководствовались не только евангельскими текстами, но и текстами литургического предания. Вот стихиры на «Господи, воззвах» в неделю 3-ю по Пасхе:

«Мироносицы жены, утру глубоку, ароматы вземша, Господня гроба достигоша, я же не надеяхуся обретша помышляху благоговеюще каменному отвалению, и друга ко друзей глаголаху: где суть печати гроба; где есть Пила това кустодиа, и опасное утвержение? Бысть же возвеститель не разумевающим женам, блистаяйся Ангел, и глаголяй к ним: что с рыданием ищете живаго и оживотворившаго род человеческий? Воста Христос Бог наш из мертвых яко всесилен, подаяй всем нам нетление и жизнь, просвещение и велию милость.

Мироносицы рано бывша, и гроб Твой со тщанием достигша, искаху Тебе Христе, во еже помазати пречистое тело Твое. И ангеловыми глаголы огласившеся, радостотворныя образы апостолом проповедаху, яко воскресе Начальник спасения нашего, пленивый смерть, мирови же даруяй живот вечный…»

Внимание женам-мироносицам уделено в стихирах Пасхи: «Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его».

А на полиелее тропарь воскресен напоминает о мироносицах постоянно: «Мироносицы жены, с миры пришедша ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба».

Внимание, уделяемое женам-мироносицам не только в богослужебном последовании недели 3-й по Пасхе, но и в каждый воскресный день, характерно не только для литургической составляющей Предания. В храмовом убранстве это тоже представлено достаточно наглядно.

Праздничный ряд иконостаса, как правило, включал икону Явления Воскресшего Христа женам-мироносицам. Сохранившиеся разнообразные памятники это подтверждают. Разные иконографические изводы этого сюжета, видимо, отражают не только подробности событий, описываемых евангелистами, но и текстов богослужебных.

В том случае, когда иконография восходит к Евангелию от Матфея и Марка, изображается один ангел. Кроме того, в развитие этого сюжета, известен и нечасто встречающийся извод, иллюстрирующий явление Христа мироносицам на пути в Галилею: Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:9–10).

В описании апостола Луки говорится о двух ангелах: придя ко гробу, мироносицы нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее (Лк. 24:2–6).

Евангелист Иоанн описывает явление двух ангелов Марии Магдалине: Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20:11–14). В этом случае изображается и Сам Спаситель.

Разным бывает и количество представленных на иконе жен-мироносиц — от одной (Марии Магдалины) до семи — как, например, на хранящейся в Третьяковской галерее новгородской иконе второй половины XV в. из Никольской церкви села Гостинополья. Впрочем, все семь жен-мироносиц, поименно упоминаемых в чинопоследовании, — Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, сестры Марфа и Мария и Сусанна — вместе бывают представлены достаточно редко. Известен сюжет Явления Воскресшего Христа двум Мариям, иллюстрирующий Мф. 28:9. Этот сюжет известен и по книжной миниатюре.

В некоторых композициях изображаются испуганные исчезновением Иисуса лежащие воины. Иногда изображаются принесенные мироносицами алавастровые сосуды с миром.

Встречаются различные варианты изображения отверстого гроба с лежащими там погребальными пеленами; на отдельном камне изображается плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин. 20:7). Иногда плат лежит рядом с пеленами во гробе. Сам гроб может быть расположен по диагонали композиции или горизонтально. Вертикальное расположение гроба (как на знаменитой фреске начала XIII в. в сербском монастыре Милешева) у нас встречаются редко. Если в древних памятниках гроб был представлен в виде архитектурного сооружения, то на иконах наших он почти всегда уже невысокий, имеющий традиционную форму гроба.

Присутствие Пресвятой Девы Марии на иконах Явления Воскресшего Христа женам- мироносицам иногда можно определить по наличию нимба — если его нет у других мироносиц. Но, как правило, все они изображаются с нимбами. Это, конечно, не случайно. В образе жен-мироносиц предстает пред нами лик святых жен — скромных, трудолюбивых, верных своему Божественному Учителю. Столь верных, что не побоялись они не только следовать за Ним, ведомым на Голгофу, но первыми пришли послужить Ему, за эту верность удостоились увидеть Его воскресшим и возвестили апостолам о чуде Воскресения.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVII вв. (ГТГ). Т. 1–2. М., 1963.

Григорий Богослов. Собрание творений. Т. I. Минск, 2000.

Квливидзе Н. В. Воскресение Христово. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 8.

Квливидзе Н. В. Жены-мироносицы. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.

Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.

Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. М., 1973.

Лазарев В. Н. История византийской живописи. В 2 тт. М., 1986.

Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.

Лебедев П. Ю. Жены-мироносицы. // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.

Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

Райт Т. Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве. М., 2009.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.