Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2012 год/

Отвечаем на письма читателей

Как правильно относиться к христианам иных конфессий? Одних людей послушаешь — с еретиком даже и есть за одним столом нельзя. Другие говорят, что нужно всех любить. Как можно и любить и ненавидеть одновременно? И потом, почему так много общего во всех религиях: везде постятся, везде молятся, воздерживаются?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Во-первых, не нужно обольщаться внешней похожестью, тем, что действительно много общего в подвижнических приемах и даже моральных правилах, которые предлагают разные религии. Много также общего в боевой и даже моральной подготовке солдат воюющих между собой армий. Почти все общее, но цели противоположные.

Так же, бывает, люди смущаются тем, что неверующие порой ведут себя в быту лучше верующих. Говорят: «Чем же вы, православные, отличаетесь от неправославных?» Тут приходится с сожалением признать, что зачастую мы, православные христиане, отличаемся от еретиков только правым исповеданием, а по жизни ничем не отличаемся. Они не знают правого пути, а мы знаем, но ленимся идти по нему, и из-за нас хулится имя Божие. Но это, однако же, не оправдание ересям, от которых православие отстоит, как небо от земли.

На вопрос «как можно и любить и ненавидеть одновременно?» ответить несложно. Еретиков надо любить (по заповеди Божией), а ереси ненавидеть. К сожалению, обычно бывает наоборот. Когда слышим «иеговист», «баптист», то закипаем гневом и презрением к этим людям. А когда доходит до сути дела, то оказывается, что большинство из нас православного учения не знает, защитить свою веру в споре (и даже в мыслях) не может, и от впадения в ересь нас больше всего ограждают, как ни странно, косность и равнодушие ко всему духовному, которые не дают человеку пылко обратиться не только к истине, но и ко лжи.

Должно быть все наоборот. Веру свою нужно по возможности знать, нужно быть в ней твердым и уметь защищать ее. Если кому-то не хватает образования, или остроты ума, или силы характера, чтобы спорить с еретиками, то нужно это со смирением признать и, оставаясь верным православию, уклоняться от общения с иноверцами, которые, если мы немощны, не могут получить от нас пользы, а нам могут повредить. Нужно этому еретику, который, натянув на лицо улыбку, лезет к нам в душу с Библией в руках, сам ее не понимая, а назойливо пытаясь учить, сказать: «Я не готов с вами спорить, отойдите от меня». А кто может возразить неправо верующему человеку, пусть возразит с Божией помощью и, может быть, приведет его к истине.

Ненавидеть еретиков — это дело не христианское, потому что Господь сказал: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1) — и заповедовал нам любить ближнего. Не наше дело решать «спасется или не спасется», а Божие. Сами мы знаем истинный путь в Царство Небесное — Православную Церковь и должны благодарить Бога, что Он открыл нам его, и — главное — идти по этому пути. Осуждать же других — грешно. Если мы будем смиряться и всех любить, а веру свою твердо хранить, то с нами пребудет благодать Божия, которая защитит нас от лишних сомнений в вере и от тяжких падений.

Если мы будем осуждать ближних, идущих неправильным путем, то Бог может в наказание нас самих отпустить на эти неправые пути, чтобы мы познали свою немощь и смирились.

Непонятно, когда ждать конца света. Говорят, в Библии написано, что уже последнее время и что «близко при дверях». Если так, то надо что-то делать, готовиться. А как?

Отвечает протоиерей Константин Островский: Разговоры о грядущем конце света, которые распространены в обществе, обычно суетны и вредны. Они не только не способствуют покаянию, но и отвлекают от него. Кто не знает, что мы живем в последние времена? Об этом сказано еще в Новом Завете, апостол Иоанн Богослов написал: «Дети! последнее время» (1 Ин. 2:18).

Последние времена тянутся уже две тысячи и могут продолжаться еще двадцать тысяч лет — это не наша забота. Господь скрыл от нас сроки конца мира, зато Он открыл нам Свои заповеди и указал, что делать.

Мысль о скором конце света настраивает нас не на исполнение заповедей Божиих, а на то, чтобы опустить руки и ждать. На самом деле, вредно думать, что конец света наступит, например, через год. Это слишком отдаленная перспектива. Для каждого человека концом света станет его смерть, а это может случиться и в ближайшие пять минут. Даже сейчас, когда читаются эти строки. Вот такое понимание и ожидание конца света полезно и помогает нам видеть, что для нас жизненно важно, а что смертельно опасно.

Очень многие думают: «Я пока поживу в свое удовольствие, а как-нибудь потом, в старости покаюсь». Мало кто из церковных людей прямо так заявляет, но в глубине души этой надеждой соблазняются едва ли не все. Надежда, однако, ложная: до «потом» мы можем и не дожить. Наши помыслы отложить покаяние вынуждают Бога наказывать нас (как отец наказывает ребенка), чтобы хоть как-то пробудить от житейского сна, напомнить о вечности. Ведь иногда случается самое страшное — смерть без покаяния. Так что нужно каяться сразу, как только мы опомнились.

Тяга заглядывать в будущее — одна из страстей. Происходит она от любопытства, тщеславия и душевного сластолюбия (любовь к острым ощущениям). Эта тяга толкает порою людей на тяжкие грехи: ворожбу, гадание, занятие астрологией и тому подобное.

Иногда люди искренне заблуждаются, думая, что знание о предстоящих событиях будет для них полезным, позволит избежать ошибок. Говорит же народная пословица: «Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил».

Знание будущего не избавляет нас от рабства страстям и поэтому редко способствует нашему исправлению. Этому учат и многочисленные житейские примеры: когда нам чего-то плохого очень хочется, мы не слушаем добрых предостережений. И из Священного Писания известно: когда бывала на то воля Божия, пророки возвещали будущее, обличая людей в грехах. Но лишь в редких случаях пророкам внимали и каялись. Чаще всего люди их не слушались и к покаянию не обращались.

На самом деле, главное о будущем каждого из нас всем нам уже возвещено: будет Страшный суд. А для подготовки к Страшному суду Бог дал нам заповеди, и заповеди не скрыты от нас.

Нужно спешить готовиться к вечности, но нас постоянно обольщает обыденность: жизнь идет своим чередом, обычно ничего не случается, и обыденность убаюкивает едва ли не всех. Но на самом деле наша ситуация очень похожа на то, как человек упал с крыши небоскреба и, пролетая мимо третьего этажа, подумал: «Пока все, кажется, в порядке». Так и мы думаем о Страшном суде, что он когда-то еще будет, а пока все, кажется, неплохо.

Но на самом деле Страшный суд будет уже вот-вот. Причем каждый из нас сам себе пишет приговор своими делами. Милостивый Судия умоляет нас поменьше вносить в свои приговоры злых дел. Он готов и уже совершенное зло вычеркнуть из приговора, только бы мы сами не отказывались от этого, не отвергали покаяния.

Он стоит у двери нашего сердца и стучит в нее. Кто откроет, к тому Он войдет. И это будет Царством Небесным для того человека. И тот человек, по слову апостола, совсем не придет на Страшный суд, а сразу перейдет от смерти в вечную блаженную жизнь (сравн.: Ин. 5:24).

Но кто сам не откроет дверь своего сердца для Любящего Судии, для того в конце концов откроется дверь Страшного суда. И Любящий, но и Праведный Судия произнесет приговор, написанный человеком самому себе.

И все это будет не когда-то там, а вот оно уже приближается. Время ускользает от нас, и «времени уже не будет» (Отк. 10:6), а вечность стоит у дверей.

предыдущая статья
Вести из благочиний
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.