Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2013 год/

Опыт духовного окормления военнослужащих (на примере духовной работы, осуществляемой в воинских частях приходом Страстного храма деревни Артемово Пушкинского благочиния)

На протяжении истории нашей Родины российское воинство всегда было неразрывно связано с такими понятиями, как вера и благочестие. Готовность в любой момент встать на защиту родной земли и православной веры всегда была присуща нашим соотечественникам. Русский воин не мыслил свою жизнь без молитвы и церковных Таинств. Свое служение он всегда воспринимал как исполнение евангельских слов о готовности положить душу ради спасения ближних. Это и послужило основанием для утверждения института военного духовенства в государственном масштабе.

Отечественная история приводит нам немало примеров, когда именно глубина веры и молитвенное обращение к Богу, взращенное в русских воинах духовными наставниками, помогали нашим предкам одерживать победы над самыми серьезными противниками. Поэтому неслучайно патриотическое воспитание военнослужащих Российской армии до 1917 г. строилось на религиозной, главным образом, православной основе. Стремление привить нравственные религиозные чувства как противовес страху ставилось во главу угла. Православные священники благословляли воинов на подвиги во имя Отечества, укрепляли малодушных, поддерживали раненых, заботились о воспитании в воинах духа веры, мужества, самопожертвования, воинской дисциплины. Говоря о ситуации, складывающейся в Российской армии на сегодняшний день, нельзя не отметить, что пастырское окормление защитников Отечества является одной из самых важнейших задач, стоящих перед Русской Православной Церковью. Именно поэтому духовная работа в воинских коллективах, проведение которой стало возможным с начала 1990-х гг., в настоящее время принимает все более организованные формы.

В данный момент по линии Министерства обороны в воинских частях введены должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, на которые постепенно утверждаются кандидатуры священнослужителей, имеющих не только навыки общения с воинскими коллективами, но и, самое главное, призвание к такой деятельности. Следует отметить, что в этой сфере очень важен накопленный пастырский опыт, изучение которого несомненно окажется полезным для священников, как начинающих свои труды в этом направлении, так и для тех, кто уже определенное время несет служение на таком поприще. Именно для этого регулярно проводятся собрания воинских священников как на епархиальном, так и на всероссийском уровнях.

Подобную цель ставит перед собою и данная публикация, отражающая опыт пастырской работы в воинских частях, окормляемых приходом Страстного храма деревни Артемово.

Когда в феврале 1998 г. я получил указ Правящего архиерея о назначении меня настоятелем вышеназванного храма, то не сразу обратил внимание на то, что этот указ был подписан 23-го февраля — в День защитника Отечества. В дальнейшем я еще раз убедился, что в нашей жизни не бывает ничего случайного. Буквально с самого начала служения и по сей день мой жизненный путь оказался тесно связан с Российским воинством. Зная, что не так далеко от храма, в котором я начал свое служение, расположена достаточно известная и значимая воинская часть — Софринская бригада оперативного назначения Внутренних войск МВД России, я обратился к тогдашнему командиру бригады генерал-майору С. П. Савельеву с просьбой о выделении военнослужащих и воинской техники для помощи нашему приходу. К большой радости, моя просьба не осталась без ответа, и значительное время часть помогала мне поднимать на ноги этот приход, расположенный в достаточно отдаленном и малонаселенном месте. Общаясь с солдатами и с некоторыми офицерами бригады, я быстро почувствовал, что у большинства из них есть, может быть, не до конца осознанное, стремление к вере. Кто-то из воинов просил дать нательный крест, другой обращался с просьбой помолиться о его больных родственниках, третий, будучи некрещеным, спрашивал о возможности принять Крещение. Все это привело меня к пониманию того, что духовная работа среди защитников Отечества действительно востребована и необходима. По мере сил, пытаясь откликаться на духовные нужды воинов, я, тем не менее, не сразу решился проводить пастырскую работу в войсковой части. Сначала я сомневался в том, насколько у меня хватит сил регулярно проводить эту работу, в которой, несомненно, важен принцип постоянства. Тем не менее, Богу было угодно, чтобы именно через наш приход осуществлялось духовное окормление солдат и офицеров части, не раз спасавшей наше Отечество от кровопролитий, способных охватить всю страну.

Приближался 1999 год, и в скором времени вновь начались военные действия в Северо-Кавказском регионе, в которых личному составу бригады пришлось принимать самое непосредственное участие. Вместе с другими клириками, по просьбе командования, мне пришлось служить молебны перед отправкой личного состава бригады на выполнение служебно-боевых задач. Несомненно, человек, находясь в ситуации, когда у него нет никакой гарантии вернуться живым и здоровым с поля боя, чаще задумывается о Боге и глубже воспринимает все, что связано с верой. На тот момент важнейшей задачей для меня стало поддержание духа наших воинов, которые нередко соприкасались с гибелью своих сослуживцев. Постепенно, по мере умиротворения ситуации в Северо-Кавказском регионе, работа, проводимая нашей общиной в Софринской бригаде, стала принимать все более организованные формы. В память о погибших воинах в 2003 г. на территории части по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был заложен храм во имя великого русского святого и великого защитника Русской земли святого благоверного князя Александра Невского. Этот храм на сегодняшний день является самым масштабным среди храмов, находящихся на территориях воинских частей.

Тогда же я получил официальное назначение на должность ответственного за пастырское окормление Софринской бригады. Отлаживая нашу духовную работу, прежде всего мы постарались выстроить добрые взаимоотношения с командованием части, так как на отношение командира к пастырской деятельности несомненно ориентируется весь личный состав. Как правило, жизнь показывает, что большинство офицеров, занимающих командные должности, несмотря на распространенную невоцерковленность, достаточно положительно настроены по отношению к Церкви. С командиром части мы обсудили возможность проведения мероприятий духовной тематики с личным составом бригады и наметили определенный план работы. Отмечу такие моменты из своей практики, на которые, на мой взгляд, обязательно стоит обратить внимание. Во-первых, в общении с руководством воинских частей священнослужителю будет не лишним упомянуть о данных современной статистики. В войсковых частях, где для солдат и офицеров есть возможность общения со священниками, как правило, присутствует четкая тенденция к неуклонному снижению числа преступлений, дисциплинарных проступков, проявлений неуставных взаимоотношений и прочих негативных явлений, которые зачастую имеют место в воинских коллективах. И это, на мой взгляд, не удивительно — истинно верующий человек в своей жизни пытается руководствоваться заповедями Божиими, в то время как неверующий сам для себя определяет этические критерии, которые зачастую весьма далеки от подлинных нравственных норм. Во-вторых, при обсуждении с командованием различных направлений духовной работы следует учитывать, что каждая воинская часть является режимным объектом. При всем желании командир зачастую не в силах изменить установленный распорядок, даже если это кажется необходимым для тех или иных душеполезных мероприятий. Поэтому, на мой взгляд, священнослужитель, начиная свою деятельность в воинском коллективе, должен обратить особое внимание на то, чтобы предлагаемые им формы взаимодействия не нарушали установленный режим. В-третьих, в проработке с командованием форм взаимодействия, священнослужитель не должен пассивно дожидаться тех или иных предложений от командования. Далеко не всякий командир разбирается во всех тонкостях духовной жизни — как и где лучше совершить Крещение воинов, как организовать участие солдат и офицеров в Таинствах Исповеди и Причастия, как создать в расположении части храм или часовню, или хотя бы молитвенную комнату — все эти вопросы находятся в компетенции не командира, а священнослужителя. Озвучивая перед командованием конкретные предложения, пастырь, несомненно, облегчает командиру организацию процесса взаимодействия Церкви с воинским коллективом.

Переходя непосредственно к конкретным мероприятиям, которые священнослужитель может проводить в воинском коллективе, отмечу, что наиболее простыми и доступными из них являются беседы духовно-нравственной тематики. Как правило, в каждой части есть войсковой клуб, а в каждой казарме есть комната досуга, где священнику достаточно удобно проводить встречи с личным составом, предварительно согласовав их с руководством части. Начиная подобные беседы в Софринской бригаде, а потом в других воинских частях, я и мои помощники столкнулись с тем, что зачастую выступление перед солдатами в форме проповеди, не всегда воспринимается армейской аудиторией. Общаясь с военнослужащими, надо учитывать, что большинство из них не только не воцерковлены, но и призваны с периферии, в связи с чем необходимо выстраивать свое выступление так, чтобы оно было доступно для слушателей. Несомненно, следует избегать терминов, непонятных человеку, далекому от веры. Опыт показывает, что донести до слушателей ту или иную духовную истину весьма помогают живые примеры, способные затронуть сердца участников встреч. Выбирая темы для своих выступлений, пастырь должен осознавать, что патриотическое воспитание молодежи в нашем обществе оставляет желать лучшего. Поэтому в своем выступлении перед воинским коллективом священнику несомненно следует касаться примеров из истории нашего Отечества, которые способствовали бы формированию у каждого из воинов понимания важности Родины и готовности встать на ее защиту. Таких примеров в истории России огромное количество. При встречах с военнослужащими будет вполне оправданно, если священнослужитель в доступной форме изложит солдатам и офицерам взгляд Православной Церкви на вопрос выполнения воинского долга и, в случае необходимости, участия в боевых действиях. Очень важно донести до сознания защитников Отечества четкое понимание того, что воинское служение, по сути своей, является прямым исполнением евангельских слов о том, что нет большей любви, как если кто душу свою положит за ближних своих. В процессе встречи с военнослужащими не будет лишним напомнить воинам, что они при желании могут задать священнику интересующий их вопрос как в устной форме, так и передав записку. Опыт показывает, что проведение встречи с воинским коллективом является весьма благоприятным моментом для раздачи солдатам и офицерам предметов, необходимых для каждого верующего человека. Как правило, многие военнослужащие не имеют на себе нательного креста. Чаще всего это происходит по причине непонимания важности данного вопроса. В ходе встречи воины весьма охотно берут нательные кресты, причем зачастую сами просят священника об этом. Поэтому воинскому пастырю целесообразно всегда иметь при себе некоторое количество нательных крестов. Помимо крестиков военнослужащие с радостью берут Евангелия и молитвословы карманного формата, пояса с 90-м псалмом, карманные иконы-складни. Несомненно, пастырь, раздавая воинам эти предметы, должен, во-первых, объяснить их значение для духовной жизни человека, а во-вторых, напоминать о важности благоговейного отношения к этим святыням. Следует отметить, что в процессе встречи священника с военнослужащими весьма удобно составлять списки лиц, желающих принять Святое Крещение, а также участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия. Учитывая, что почти в каждой воинской части порой служат воины из самых дальних регионов России, не удивительно, что количество желающих креститься зачастую бывает весьма значительно. В дальнейшем мы собираем этих воинов для огласительных бесед, а затем непосредственно для Таинства Крещения.

Когда в Софринской бригаде не было храма, по нашей просьбе командование организовывало приезд желающих креститься в наш приходской храм или на святой источник в д. Мураново, где есть возможность крестить человека полным погружением. В случае, когда приезд воинов для Крещения на приход был невозможен, мы совершали это Таинство в казарме или в войсковом клубе. Рассказывая о духовной работе в армии, нельзя не упомянуть о практике совершения Таинств Исповеди и Причастия в армейских условиях. Действительность показывает, что многие воины изъявляют желание приступить к этим Таинствам. Помимо них также должны приступить ко Святому Причастию все новокрещеные лица. На первых порах, пока в бригаде не было подходящего молитвенного помещения, где можно было бы приобщить воинов Святых тайн, мы старались брать их на богослужения в наш приходской храм, хотя в силу армейских нагрузок, это не всегда было возможно. Если ситуация не позволяла вывезти воинов для причастия на приход, я, ориентируясь на практику священнослужителей из других регионов России, причащал их запасными Святыми Дарами, совершая чин обедницы в комнате досуга в армейской казарме или в актовом зале войскового клуба. В дальнейшем, не дожидаясь полного окончания работ по строительству храма на территории воинской части, наша церковная община оборудовала в качестве домового храма-часовни одно из помещений при войсковом клубе. Так как это помещение соответствовало необходимым условиям, мы на протяжении нескольких лет, пока не был сооружен основной храм, совершали здесь Божественную литургию. Для того чтобы воины успели причаститься до завтрака, а также, чтобы не сбивать армейский распорядок, подобные богослужения мы всегда совершали и совершаем по сей день с 6 часов утра. Общаясь в дальнейшем с клириками, осуществляющими духовную работу в воинских частях, я узнал, что они тоже придерживаются подобной практики.

В связи с тем, что Церковь при подготовке к Таинству Причастия, учитывая конкретные обстоятельства, в определенных случаях дает послабление, мы не требуем от воинов соблюдения трехдневного поста и чтения канонов, так как в армейской обстановке все это вряд ли осуществимо. В то же время я всегда оставался сторонником причащения военнослужащих строго натощак, за исключением тех случаев, когда человек, выполняя служебно-боевые задачи, может погибнуть.

Наверное, у некоторых читателей может возникнуть вопрос, каким образом пастырь может осуществлять раздачу военнослужащим нательных крестов, поясов с 90-м псалмом, Евангелий, молитвословов и т. д., если все это требует определенных затрат? Опыт показывает, что многие из прихожан весьма охотно откликаются на просьбу священника помочь в приобретении того, что необходимо верующему воину. Пожалуй, это происходит потому, что многие сами прошли армейскую службу, у кого-то служили отцы, мужья, сыновья, братья, во многих семьях есть ветераны, многим юношам из православных семей еще предстоит выполнение армейского долга. Именно поэтому большинство верующих пытаются внести свою посильную лепту в дело духовного просвещения нашего воинства.

Немалое значение в вопросе духовного окормления защитников Отечества имеет создание в комнатах досуга библиотек православной и патриотической тематики, а также показ фильмов духовной направленности. Имеющаяся в помещении каждой из казарм комната досуга вполне подходит для создания библиотек с соответствующей литературой. Как правило, во всех подобных помещениях уже есть небольшие библиотеки, куда священнослужитель по договоренности с командованием может поместить книги православного содержания. Обычно прихожане храмов принимают активное участие в их комплектовании. К моей большой радости, несмотря на сложившееся мнение о том, что современная молодежь практически не читает книг, я многократно убеждался, что православная литература в сформированных нами библиотеках не остается невостребованной. Как правило, среди воинского коллектива всегда находится определенное число воинов, которые с интересом читают книги православной тематики. Для того чтобы библиотека всегда была в должном порядке я, по согласованию с командованием, выбирал из числа военнослужащих срочной службы бойца, которого назначали ответственным за ее состояние.

Будучи задействованы на армейской службе, некоторые воины не могут присутствовать на встречах священнослужителей с воинскими коллективами. В связи с этим в обязанности военнослужащего, ответственного за библиотеку, мы стали включать также и запись тех, кто желает креститься или приступить к Таинствам Исповеди или Причастия, но не смог записаться на общей встрече.

Говоря о фильмах православной тематики, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день их выбор весьма значителен. Пользуясь тем, что в актовом зале клуба есть необходимые для показа экран и аппаратура, мы стараемся в воскресные и праздничные дни предлагать такие фильмы для просмотра воинскими коллективами. Это дает положительный результат, так как многие темы, которые сложно донести до сознания слушателей через беседу, зачастую могут быть восприняты через просмотр того или иного духовного фильма.

Несомненно, наличие в воинской части актового зала дает возможность пастырю разнообразить формы духовной работы среди военнослужащих. К примеру, благодаря большому залу в клубе Софринской бригады наш приход стал организовывать регулярные выступления перед личным составом части учащихся воскресных школ как Пушкинского, так и других благочиний Московской епархии. Помимо этого мы регулярно приглашаем для выступления исполнителей духовной, военной, народной, бардовской, авторской песен. Зачастую на наше приглашение откликаются не только сольные исполнители, но и целые творческие коллективы. Регулярно в актовом зале по нашей просьбе перед личным составом выступают православные режиссеры, писатели и поэты, ветераны военных действий, преподаватели учебных заведений и другие лица. Такие выступления однозначно способствуют укреплению нравственного и духовного облика российского воина.

Актовый зал также весьма удобен для проведения молебнов, так как он вмещает значительное число воинов. Хотя традиция проведения молебнов в актовом зале сложилась у нас тогда, когда в части еще не было воинского храма, тем не менее мы продолжаем совершать такие молебны и по сей день. Дело в том, что, несмотря на наличие на территории бригады храма, в силу распорядка армейской службы не каждый воин может прийти в него на воскресную Литургию, хотя богослужение посещает немалое количество солдат и офицеров. Тем не менее многие из тех, кто не мог присутствовать на богослужении в церкви, всегда имеет возможность помолиться на молебне в актовом зале. Таким образом, у большинства военнослужащих воскресный день никогда не проходит без молитвы.

В актовом зале воинского клуба, а также на плацу воинской части мы также регулярно проводим поздравления личного состава бригады с различными церковными, воинскими и гражданскими праздниками. На таких мероприятиях всегда мы стараемся вручать защитникам Отечества различные подарки. Делаем мы это вовсе не потому, что военнослужащие чем-либо не обеспечены, а для того, чтобы воин почувствовал внимание и заботу о себе. Не только военные психологи, но и, пожалуй, многие из нас давно подметили, что человеку гораздо легче выдержать жизненные испытания, в том числе пройти армейскую службу, когда он чувствует, что не забыт окружающими. Порой такая мелочь, как подаренная зубная паста или щетка, шоколадная конфета или яблоко, помогает воину, особенно новобранцу, не опустить руки и не пасть духом в непростых условиях армейской жизни. Традиционно наше Пушкинское благочиние выделяет средства для приобретения подарков военнослужащим частей, расположенных на его территории, к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи. Храмы благочиния также оказывают значительную помощь в укомплектации наших воинов при отправке в служебно-боевые командировки в Северо-Кавказский регион.

Рассказывая об опыте духовной работы нашего прихода в воинских частях, я хотел бы упомянуть такой немаловажный факт, как освящение казарменных помещений и устройство в них святых уголков с иконами и лампадой. Еще в самом начале моего соприкосновения с армейской средой меня весьма порадовало, что многие командиры рот и подразделений сами изъявляют желание освятить казарменные помещения, где находится вверенный им личный состав. Поэтапно мы освятили все помещения воинской части, а в дальнейшем стали периодически совершать в каждом из них молебны и окроплять эти места святой водой. На освящении традиционно присутствуют как командиры, так и весь воинский коллектив освящаемых рот и подразделений. По прошествии определенного времени, мы стали замечать, что обстановка в воинских коллективах, помещения которых были освящены, стала значительно меняться в лучшую сторону, умиротворилась внутренняя атмосфера, уменьшилось количество конфликтов, ушли в прошлое различные проявления неуставных взаимоотношений. Традиционно мы стараемся окропить все казарменные помещения в Крещенские дни. В каждой из казарм в спальном помещении или в комнате досуга нами повешены иконы. Во всех воинских коллективах есть боец, в обязанности которого входит своевременное возжигание лампады, содержание икон чистыми от пыли и др.

Значительное место в пастырском окормлении защитников Отечества занимают и поездки в святые места. Несомненно, большинство из нас знает на своем опыте, что подобные соприкосновения со святынями однозначно способствуют укреплению веры и возбуждают особое усердие к духовной жизни. Промыслом Божиим сложилось так, что окормляемая нами Софринская бригада находится в близости от Хотьковского Покровского женского монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры и других духовно-значимых мест. Один из храмов нашего прихода — церковь Спаса Нерукотворного — находится на территории музея-усадьбы «Мураново». Выезды в эти святые места несомненно способствуют духовному и культурному просвещению военнослужащих. Как правило, все экскурсии для воинов проводятся безвозмездно. Соприкасаясь с этими святынями, защитники Отечества не только расширяют свой кругозор, но и, что самое главное, укрепляются в вере. Такие поездки однозначно являются для наших воинов наглядной проповедью православия. На мой взгляд, в каждом благочинии есть такие места, посещение которых солдатами и офицерами окормляемых воинских частей будет благотворно сказываться на нравственном облике защитников Отечества.

Говоря о пастырской работе в воинских коллективах, было бы неправильно обойти стороной участие священнослужителей в воинских мероприятиях, проводимых в воинских частях в честь различных событий, значимых как для защитников Отечества, так и для гражданских лиц. Прежде всего, это воинская присяга, которую принимают солдаты-новобранцы. Кто еще, как не священнослужитель, поможет воинам, принимающим присягу, понять, что они дают клятву на верность Родине не только перед людьми, но и перед Богом. Помимо воинской присяги весьма значимым событием для войсковой части являются собственные праздники, так и именуемые — «день воинской части» и «день рода войск», к которому относится данная войсковая часть. Принимая участие в общевойсковом торжестве, священник может заранее обговорить с командованием возможность не только выступить с поздравлением личного состава во время официальной части, но, помимо этого, в ходе мероприятия отслужить краткий молебен и окропить святой водой личный состав, выстроенный на плацу. На протяжении уже весьма значительного времени именно в такой форме мы осуществляем свое участие в праздниках, отмечаемых в Софринской бригаде и других воинских частях, командование которых идет нам навстречу.

Не остается без участия нашего прихода и еще одна дата, особо важная для всех военнослужащих бригады, ветеранов военных действий и родственников убиенных воинов нашей части. Это День памяти погибших военнослужащих бригады, который традиционно проходит 7 апреля. Каждый год нашей общиной и другими храмами Пушкинского благочиния собирается посильная помощь для их семей. За эти годы 109 солдат и офицеров бригады и несколько десятков прикомандированных лиц засвидетельствовали своей смертью верность армейскому долгу. Несомненно, сознание того, что за всех убиенных воинов регулярно возносится молитва в храме, сооруженном в память о них на территории бригады, утешает их родственников и дает им силы не опустить руки в этом тяжелейшем жизненном испытании.

Излагая опыт взаимодействия Армии и Церкви на примере нашего прихода, хочу обратить внимание, что весьма непростым в работе воинского пастыря является вопрос духовного окормления офицеров и их семей. Если военнослужащих срочной службы без особых сложностей можно собрать на встречу со священником, то к офицерам такой подход в большинстве случаев не приемлем. Принуждение офицерского состава по распоряжению свыше для участия в различных мероприятиях духовной направленности может напротив оттолкнуть их от Церкви. Поэтому священнослужитель в работе с офицерами должен быть крайне тактичен и деликатен. В то же время пастырь должен использовать всякую возможность контакта с офицерами с целью просвещения их светом Христовой истины. Как правило, в каждой из воинских частей периодически проходят военные сборы, в которых участвуют офицеры. Командование вполне может выделить священнослужителю время для выступления в рамках таких сборов, и это прекрасная возможность для пастыря донести до офицерского состава евангельское слово. Помимо этого, как в процессе сборов, так и во время индивидуальных встреч, священник может дать офицеру те или иные брошюры духовной тематики, которые могут быть полезны. Как солдатам, так и офицерам пастырь должен находить возможность сказать теплые и приветливые слова для укрепления веры. Несомненно, такой подход не останется безответным. Если священнослужитель научится так поступать, то солдаты и офицеры увидят в нем не безразличного человека, а любящего и заботливого отца, сами потянутся к нему за духовной помощью и поддержкой. К праздникам Рождества и Пасхи священник, окормляющий воинскую часть, вполне может собрать в войсковом клубе семьи военнослужащих, чтобы вручить детям праздничные подарки, а если есть возможность, то и организовать концерт приходской воскресной школы или иные творческие выступления, приуроченные к данному торжеству. Именно такой подход используется нашим приходом на протяжении длительного времени, и опыт однозначно показывает, что этот вариант несоизмеримо более правильный, чем привлечение офицеров на встречи со священнослужителем в приказном порядке.

Учитывая, что вблизи расположения воинских частей находятся, как правило, военные городки, где по преимуществу проживают офицерские семьи, духовник, окормляющий воинскую часть, может также использовать эту возможность для привлечения детей военнослужащих в приходскую воскресную школу, как и делают это на многих приходах. Зачастую многие офицеры обращаются к пастырю по поводу освящения своего жилья. Это также весьма подходящий момент для того, чтобы в процессе общения помочь офицеру и его близким больше узнать о православной вере и о духовной жизни.

В русле ознакомления с опытом пастырской работы нашего прихода в воинских частях мне хотелось бы упомянуть о необходимости особого попечения духовника о воинах-новобранцах. Не секрет, что многие юноши, попадая в условия армейской службы, оказываются совершенно неподготовленными к такому жизненному испытанию. Поэтому не удивительно, что на первых порах молодому воину нужна особая поддержка пастыря. Встречаясь с военнослужащими нового призыва, я всегда стараюсь обратить их внимание на следующие моменты: во-первых, армейская служба, хотя и является нелегким жизненным испытанием, тем не менее далеко еще не самое сложное, что может быть в жизни. У многих людей есть гораздо более тяжелые жизненные скорби, однако они пытаются выстоять и не упасть духом. Во-вторых, все испытания, какими бы тяжелыми они ни были, имеют такое свойство, что рано или поздно проходят. Сегодня что-либо кажется невыносимо трудным, а завтра все это воспринимается совершенно в другом свете, и человек, оглядываясь назад, порой удивляется: «ради чего я унывал и нервничал — это вовсе не стоило того, чтобы растрачивать себя на подобные переживания». В-третьих, у каждого человека есть в жизни немало хорошего, и очень важно научиться видеть не только мрачные, но и светлые стороны своей жизни. У каждого из молодых воинов есть те, кто их любит и ждет, те, для кого они дороже всех на свете. А если это так, значит, есть ради чего жить и не опускать руки. В-четвертых, жизнь показывает, что любые самые тяжелые испытания гораздо легче вынести тогда, когда человек не только надеется на свои силы, но и обращается за помощью ко Господу. И если наши силы ограничены и немощны, то Бог, являясь Всемогущим, может вывести человека из любого жизненного тупика и дать силы в преодолении самых сложных житейских невзгод. Общаясь с военнослужащими нового призыва, мы пытаемся помочь им ощутить пастырскую поддержку и воспрянуть духом.

Немалое значение в духовно-просветительских трудах пастыря в армейской среде имеют индивидуальные беседы с военнослужащими с низким уровнем адаптации, которые зачастую склонны к суицидальным попыткам или подвержены эмоциональным срывам. Беседа пастыря с таким военнослужащим, проходящая наедине, зачастую помогает неокрепшему воину обрести в себе силы, необходимые для того, чтобы выдержать армейские испытания. Возможность излить свои душевные переживания, поделиться сокровенными мыслями, получить отеческий совет и поддержку — все это, как я убедился на своем опыте, способно предотвратить ситуации, когда воин из числа новобранцев или лиц с неуравновешенной психикой, будучи на грани душевного срыва, может совершить трагическую и непоправимую ошибку. Во многих ситуациях солдат делится со священником такими внутренними переживаниями, какими он вряд ли когда-либо поделится со своими сослуживцами или офицерами.

Несомненно, пастырю в своей деятельности в войсковой части необходимо проявлять особую тактичность и уважение в отношении к воинам-иноверцам, которые в силу своих национальных традиций являются приверженцами иных вероисповеданий. Как правило, во многих воинских частях есть солдаты, призванные из Татарстана, Башкирии, Дагестана, многие из них мусульмане. Также есть солдаты, призванные из Калмыкии и Бурятии, исповедующие буддизм. Если священнослужитель начнет в процессе проводимых мероприятий говорить, казалось бы, правильные слова о ложности этих вероисповеданий, он не только не приведет воинов-иноверцев к православию, но, напротив, оттолкнет и озлобит их, настроив отрицательно к православной вере, может быть, на всю их дальнейшую жизнь. Подобные действия, конечно, недопустимы. Нисколько не принижая значения и истинности православия, на наших мероприятиях мы всегда стараемся подчеркнуть, что независимо от национальности, всех воинов объединяет одна Родина — Россия и одно общее дело — служение делу защиты родной земли. Далее на всех наших встречах мы никогда не удаляем из воинского коллектива военнослужащих-иноверцев, но, напротив, стараемся рассказать о православной вере так, чтобы все присутствующие, в том числе и солдаты-иноверцы, ощутили потребность и интерес побольше узнать о Христовой Церкви и о ее учении, о жизни святых, о наших Таинствах и т. д. И, как показывает жизнь, именно таким образом удается если уж не привести иноверцев к Таинству Крещения, то хотя бы помочь им приобрести доброжелательное и уважительное отношение к Православной Церкви и непосредственно к православным верующим, в первую очередь к своим сослуживцам.

В завершение отмечу, что значительную пользу в работе, осуществляемой клириками нашей епархии в воинских частях, дает составление священнослужителями и командирами частей планов совместной работы, в которых были бы заранее зафиксированы все намеченные мероприятия и указаны сроки их проведения.

Конечно, в рамках данной статьи сложно отобразить весь опыт пастырской работы среди военнослужащих, тем не менее, хотелось бы надеяться, что некоторые изложенные здесь моменты окажутся полезными для священнослужителей, начинающих духовную работу в воинских частях, и помогут им правильно сориентироваться во многих вопросах, возникающих в процессе организации взаимодействия с армейскими коллективами. И, наконец, самое главное, что мне хотелось бы отметить: при условии регулярного проведения подобной работы многие военнослужащие не только нравственно меняются, но и делают осознанный и серьезный шаг к Богу, может быть самый первый в их жизни.

Игумен Феофан (Замесов)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.