Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№1-2 за 2014 год/

Книжное дело в памятниках иконографии

И сказал Господь Моисею:

напиши сие для памяти в книгу…

(Исх. 17:14)

Вынесенные в эпиграф нашей заметки слова — первое упоминание книги в Священном Писании. Книга, этот важнейший феномен духовной культуры, существует уже около шести тысяч лет. За этот огромный период времени книга -
вначале рукописная, а затем и печатная — была и остаётся самым надёжным и удобным способом закрепления знаний (информации) с целью сохранения их во времени, передачи в пространстве и распространения в форме текстового или иллюстративного материала.

В религиозном сознании книга прежде всего средство сохранения и донесения до человека священного текста: и пусть он будет у него, и пусть он читает во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии (Втор. 17:18, 19).

На Руси благоговейное отношение к книге и книжному делу укоренилось со времени Крещения. Самые ранние из сохранившихся источников об этом ярко свидетельствуют. «Велика ведь бывает польза от учения книжного! Книги наставляют и научают нас… ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина. Ими мы в печали утешаемся… Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей!» — говорит древнейшая наша летопись.

Летописец сравнивал великого князя Владимира, просветителя Киевской Руси, с земледельцем, вспахавшим землю, а князя Ярослава Мудрого — с сеятелем, засеявшим землю Русскую книжными словесы. Писание книг — это возделывание земли; подобно труду земледельца, переписка книг считалась на Руси извечно святым делом. Как отмечал академик Д. С. Лихачев, книги Древней Руси могли быть только на самые важные темы. Все они представляли в той или иной мере «учение книжное». Древнерусская литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения — в той или иной мере — поучениями.

Именно так запечатлены в памятниках иконографии те, кто создавал книгу. Начиная с раннехристианских времен сложилась иконография евангелистов, записывающих Слово Божие.

Рукописные книги создавались в мастерских-скрипториях. В Константинополе скрипторий известен с 356 г.; его основал Констанций II, сын Константина Великого. При нем также в столице появилась и публичная библиотека (в 475 г. в ней насчитывалось 120 000 книг). Скриптории были также при монастырях, крупнейший из них работал в Студийском монастыре.

Древнейшая форма книги — свиток; позднее, с III—IV вв., появляются книги в виде кодекса. Материалом для свитка служил папирус; кодексы писали на более практичном пергамене.

Книга Древнего Рима имела форму свитка, навернутого на валик с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия. Свиток хранился в футляре, по большей части кожаном. Писали на одной стороне свитка. Ко времени возникновения древнерусской книжности свиток повсеместно был вытеснен кодексом.

На Руси книжное дело сосредоточивалось исключительно в монастырях. Из жития преподобного Феодосия Печерского известно, что он готовил материал для переплета, Илларион переписывал книги, а старец Никон переплетал их. Вся работа выполнялась по благословению игумена, поэтому все рукописи начинались словами: благослови, отче.

Писали на больших листах пергамена, обычно в два столбца, крупным и прямым шрифтом — уставом. Заглавные буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Работа над каждой книгой занимала месяцы.

Нашествие монголов почти прервало книжное дело на юге Руси, а на севере, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, приходилось писать на бересте. Только в богатом Новгороде книгописание находилось на должном уровне: архиепископ Моисей в середине XIV в. многи писцы изыскав и книгы многы исписав. С XV в. наступает расцвет книжного дела по всей средней Руси: появляются прекрасные писцы и талантливые художники-миниатюристы. В XVI в. книжное дело распространяется в городах. В частности, Стоглав упоминает о городских писцах, за работой которых требуется присмотр.

Среди миниатюр древнерусских рукописных книг немало изображений книгописцев. Прежде всего, это изображения евангелистов. На этих миниатюрах бывают весьма точно изображены все принадлежности мастера-книжника: и «письменные приборы», и плоды его трудов.

Древнейшая из сохранившихся наших рукописных книг — Остромирово Евангелие — содержит миниатюру с изображением апостола Луки. Перед Евангелистом не только набор письменных принадлежностей, но и первоисточники — свитки; два из них лежат на столе, а третий свешивается сверху; его придерживает телец (символ евангелиста Луки).

Остромирово Евангелие создано дьяконом Григорием в Киеве в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, приближенного великого князя Изяслава. Хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Радзивилловская, или Кёнигсбергская летопись написана и иллюстрирована в конце XV в., вероятно, в Смоленской земле. Хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Существует мнение, что миниатюры Радзивилловской летописи скопированы с Владимирской лицевой летописи 1212 г. Одна из миниатюр изображает равноапостольных Кирилла и Мефодия за работой.

Феодоровское Евангелие — рукописное иллюминированное Евангелие-апракос, созданное в XIV в. Находится в собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Фёдоровское Евангелие — «вклад по душе» ярославо-смоленского князя Фёдора Ростиславовича Чёрного (1240–1299). Считается, что заказчиком Евангелия был ростовский епископ Прохор. Другая версия связывает происхождение рукописи с тверским Феодорским монастырем, в котором в XIV в. велось книгописание (в том числе и на греческом языке). По этой версии Фёдоровское Евангелие могло быть вкладом в монастырь в качестве напрестольного Евангелия при его обновлении после разгрома антимонгольского восстания 1327 г.

В миниатюрах «Житийной повести об Антонии Сийском» — рукописи 1648 г., хранящейся в Государственном историческом музее, есть замечательный сюжет: обучение грамоте в древнерусской школе. Юные ученики — а среди них наверняка есть и будущие мастера-книжники — учатся писать по разграфленным прописям. Такие же прописи и у их учителя.

Евангелие Хитрово — рукописное Евангелие-Апракос конца XIV в., названное так по имени своего владельца — боярина Богдана Хитрово, который получил рукопись в дар от царя Фёдора Алексеевича. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие Хитрово находится в собрании Российской государственной библиотеки. Считается, что миниатюры рукописи созданы Феофаном Греком или его ближайшими учениками. Ряд миниатюр принадлежит преподобному Андрею Рублёву.

На миниатюре одного из лицевых списков «Повести о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких», рукописи конца XVI — начала XVII вв. из библиотеки И. А. Вахромеева (ныне в хранится в ГИМ), изображен монастырский скрипторий. По благословению игумена Феодосия монахи (это происходит в семидесятые годы XV в.) составляют Житие основателей монастыря.

Еще одна замечательная своими деталями миниатюра из рукописного Евангелия XVIII в. (ГИМ, Музейное собрание) изображает евангелиста Иоанна Богослова за работой. Перед столиком апостола комплект перьев и большая чернильница.

Одна из поздних рукописных книг — сочинение Петра Крекшина «Книга Летописец или повествовательная гистория о его величестве Петре I, императоре и самодержце всероссийском» также содержит миниатюры «книжной тематики». На одной из них Симеон Полоцкий экзаменует на предмет профессиональной пригодности будущего учителя Петра Перво-
го — Никиту Зотова. На другой миниатюре прошедший экзамен Никита Зотов показывает юному Петру книги и гравюры.

Приведенные примеры показывают, что тема книги и книжного дела присутствовала в памятниках иконографии на протяжении всего времени существования русской книжности. Труд создателей книги со всем вниманием и подробностями находит отражение в этих миниатюрах.

Но в середине ХVI в. начался новый период русской книжности — книгопечатание. Первые печатные книги появились на Руси по благосло-
вению святителя Макария Московского. Представляется целесообразным отражение этого важного для истории нашей Церкви события и в иконографии. Например, в житийной иконе святителя Макария изобразить первопечатника диакона Ивана Федорова за работой. Думается, такой сюжет имеет право на существование.

Епископ Балашихинский Николай

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.