Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2014 год/

Иконы «Всех скорбящих Радость» в Московской епархии

В Московской епархии сейчас 13 храмов, освященных в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», и еще 13 приделов в иных церквах. До революции Скорбященских храмов было еще больше. Для сравнения возьмем церкви Санкт-Петербургской епархии: их сейчас вместе с часовнями — 10, включая храмы при учебном и медицинских заведениях. Сравнение взято не случайно, ведь образ этой иконографии широко прославился и в Москве, и в Санкт-Петербурге. После того как церковная жизнь к концу XX столетия стала возрождаться, в Московской епархии было построено еще семь новых храмов и часовен такого посвящения.

До революции в Москве иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» имелись в большом числе церквей; в первую очередь нужно упомянуть бывший Скорбященский монастырь. Паломники из Подмосковья посещали монастырь и храм на Большой Ордынке, где находилась сама чудотворная икона Богоматери «Всех скорбящих Радость»: она прославилась здесь в конце XVII в., исцелив сестру Патриарха Иоакима от некоей болезни «в боку». Иконы из монастыря и храма на Ордынке не сохранились. В храме на Большой Ордынке, в киоте северного придела, освященного в честь этой иконы, ныне почитанием пользуется список, подаренный Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским). Иконография этого списка близка первоначальному чудотворному образу.

Существует несколько иконописных изводов образа Богоматери «Всех скорбящих Радость», возникших одновременно, независимо друг от друга, в 80-е гг. XVII столетия. Помимо московской иконы, было известно два чудотворных образа, связанных с Петербургом; один из них, как писалось в дореволюционных сборниках, в город на Неве привезла сестра царя Петра I — царевна Наталия Алексеевна: на нем не было изображения скорбящих. Другой образ, «с грошиками», прославился в 1888 г., но иконография его также восходит к XVII столетию. Были тогда и другие изводы, иконографическая линия которых фактически «прервалась»: таковы, например, иконы с небом со звездами (так называемые «беги небесные»). Подобные примеры говорят о том, что в русское искусство конца XVII в. активно проникали западные влияния. На иконах «Всех скорбящих Радость» Богородица держит скипетр и державу, Она окружена сиянием в виде живописных лучей и др. Да и весь первоначальный импульс развития данной иконографии был связан с западноевропейским искусством, в частности, с гравюрами, имевшими хождение в России конца XVII в. Сподвижники Петра I бывали в Европе и живо интересовались всеми приходившими оттуда новинками. Однако многочисленные списки образов показывают, что иконографические детали православными иконописцами осмысливались в духе традиционного русского иконописания. Столь непосредственное влияние на русскую икону закончилось тогда же, в петровскую эпоху, после чего иконография «Всех скорбящих Радость» два столетия развивалась вполне самостоятельно.

На чудотворном московском образе Божия Матерь изображена в царских одеждах и со скипетром в правой руке в окружении сияния, очерченного овальной мандорлой. Лик Богоматери слегка склонен влево — к молящимся. По сторонам от Богоматери — фигуры скорбящих: по три группы справа и слева. О них имеют попечение два ангела-хранителя. Группы скорбящих венчают изображения святых: слева — прп. Сергия Радонежского и прп. Федора Сикеота, справа — свт. Григория Декаполита и прп. Варлаама Хутынского. В храме «Всех скорбящих Радость» города Клин Московской епархии находится более поздний, но довольно точный список московской иконы. Также близко повторяет оригинал довольно живописный по стилю образ из Серпуховского Владычнего монастыря.

Вообще, списки этой чудотворной иконы были очень разными по точности. Иконописцы, почитая чудотворные образа, в то же время не чувствовали себя стесненными в изображении различных иконографических подробностей, что видно по различным спискам московского чудотворного образа. Дореволюционный исследователь священник Панов, говоря о списках иконы на Ордынке, делает слишком простое, но любопытное наблюдение того, что списки большего размера «многосложнее», и далее дает редчайший пример иконы с семью архангелами, изображение которых в строгом смысле к иконографии «Всех скорбящих Радость» вообще не относится. Из двух икон из Церковно-археологического кабинета при МДА на одной нет скорбящих (№ 2053, здесь и далее номера по электронному каталогу ЦАК), а на другой — нет святых (№ 3787). Поздние иконы конца XIX — начала XX вв. нередко оставляют только центральное ядро композиции: изображение Богоматери с Младенцем и всего нескольких скорбящих. Таковы икона из храма Рождества Богородицы села Анискино Щелковского района, а также живописный образ на воротах ограды храма Рождества Христова села Заозерье Павлово-Посадского района.

Развитие любой иконографии связано с традициями благочестия. Иконы Нового времени, такие как «Утоли моя печали», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», по своей идее стали отражением простых чаяний народа. В образе Богоматери «Всех скорбящих Радость» эти чаяния «проявились» в самой иконографии, а именно в особенностях изображения скорбящих.

Для поздних русских икон вообще было характерно помещать в композицию фигуры людей несвятых. Это связано с развитием более ранней традиции, существовавшей как на Западе, так и в Византии. В богородичной иконографии «Живоносный Источник», известной в Византии и на Балканах, с XV в. начали изображаться недужные, притекающие к Чаше. Главная тема Скорбященской иконы — моление. В различных списках число святых и скорбящих менялось, что косвенно говорит о том, что мотив заступничества святых был важной темой для благочестия заказчиков икон. На списке XVIII в. из ЦАКа (№ 1827) несколько скорбящих помещены лишь в самой нижней части иконы, тогда как по сторонам от Богоматери — целые группы святых. И ангел покрывает платом не скорбящих, а святых пустынников, главы которых увенчаны нимбами. Несмотря на то что группы скорбящих обычно поименованы, подробности изображения только некоторых из них указывают на их нужды, не «отвлекая» от темы молитвенного предстояния Самой «Радости скорбящих». Это, например, изображение стола в группе «алчущих», укрывание ангелом «нагих» покрывалом, что появляется только в очень поздних списках.

Изображение людей несвятых на списках «Всех скорбящих Радость» нередко связывают исключительно с западным влиянием, однако в действительности видны явные заимствования из православных икон известных праздников или любимых святых. Особо обращают на себя внимание изображения «убогих». Посмотрим на европейские рождественские вертепы, в которых помимо пастухов и ангелов изображаются и другие «свидетели» Чуда Боговоплощения. Это хромой, слепой, горбун, калека — и целая галерея других столь же убогих людей, вид которых нередко с прямотой выдает физические недостатки. У них натуралистично выписывались носилки, костыли и проч. В Скорбященской иконе мы не видим такого следования натуре: напротив, иконописец создал некие условные иконописные знаки, указывающие на человека, страдающего определенным недугом. Вот некоторые примеры, взятые из русских иконописных памятников. Так, еще на одной иконе из ЦАКа (Инв. № 1834) изображено всего две группы скорбящих — сидящие старцы с тросточками. Именно таким образом изображался Илия Пророк, питаемый вороном в пустыне у потока Хорафа, что против Иордана (3 Цар. 17:3–7). Одна из наиболее стойких деталей иконографии — одна или несколько фигур, одетых во «фригийские» шапочки, какие известны, например, по иконам пророков в отдельном чине русского высокого иконостаса. Такой «скорбящий» в шапочке изображается сидящим в иконе из ЦАКа (№ 3601). Еще одна характерная деталь иконографии — изображение ангела или ангелов с воздетой рукой. Подобный жест руки мы можем встретить в некоторых христианских памятниках восточного и западного искусства. В русских памятниках данное изображение ангела напоминает нам блаж. Андрея из иконы Покрова. Как св. Андрей указывает на Богородицу, обернувшись к св. Епифанию, так и свв. ангелы-хранители, оборачиваясь к скорбящим, указывают на Нее. Да и сама тема Покрова неслучайна. В стихире иконы «Всех скорбящих Радость» про Богоматерь говорится: «немощным Покров…» На некоторых иконах данной иконографии пишется «Покров Богоматери и Всех скорбящих Радость».

Клейма икон русских святых также нашли отражение в иконографии «Всех скорбящих Радость». Некоторые изображения напоминают чудо с корабельщиками, как на иконах чудес свт. Николая Чудотворца. Трое обуреваемых сидят в маленькой лодке, качающейся на волнах, как на образе из храма Богоматери «Всех скорбящих Радость» в Тимонино, ныне Лосино-Петровского благочиния Московской епархии.

По традиции в группах святых, представленных на иконах-списках Московского чудотворного образа, сохраняются изображения святых Сергия и Варлаама: они как бы «замыкают» эти группы. Изображая прп. Варлаама Хутынского, иконописцы указывали на связь с храмом на Ордынке, в котором имеется придел этого святого; это являлось такой же данью традиции Московского образа, как и общее число святых на иконе (обычно четыре). Но на иконе из Тимонино изображения двух святых поменялись местами таким образом, что преподобные Сергий и Варлаам изображаются друг за другом в правой части иконы. А на иконе из ЦАКа (№ 1831), являющейся несколько сокращенной, но все же хорошей копией Московской чудотворной, один из четверых святых — прп. Никон Радонежский, которого нет на чудотворном образе. Он помещен справа за прп. Сергием. Этот образ связан с Троице-Сергиевой лаврой.

Образу Богоматери «Всех скорбящих Радость» обращаются в «житейских» нуждах. Важно, что это тот образ Богородицы, которому молятся, смиренно вознося свои молитвы вместе с любимыми святыми.

Ж. А. Курбатова,
сотрудник РГАДА

Список литературы:

  1. Антонов В.В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т. 1. СПб., 1994.
  2. Лючия Беллофатто. Вертеп Королевского дворца в Казерте: история традиции // Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского Дворца в Казерте. М., 2010. С. 10–34.
  3. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России: первая четверть XVIII века. М., 1987.
  4. Информационный ресурс: «Народный каталог православной архитектуры» (http://sobory.ru)
  5. Информационный ресурс: «Церковно-археологический кабинет. МПДА» (http://acmuz.ru/collection/)
  6. Образ Богородицы. Иконы XVI — начала XX века. М.: ГИМ, 2012. (кат. № 18).
  7. Архиепископ Сергий (Спасский). Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX веке. Спб., 1900. С. 49.
  8. Храм Богоматери, всех скорбящих Радости, что на Ордынке в Москве. М., 1906.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.