Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№1 за 2015 год/

Отвечаем на письма читателей

Здравствуйте, батюшка. Когда я только начала воцерковляться, вычитывала все молитвенные правила, по несколько канонов перед Святым Причащением. Сейчас такого рвения у меня нет, да и детей уже четверо, и я стала молиться своими словами, причем не только утром и вечером, но в любой момент дня. Я чувствую Божью защиту, и постепенно молитва стала литься постоянно. Как Вы относитесь к молитве своими словами?

Святые угодники Божии, чьи молитвенные слова и составляют наши с Вами молитвословы, тоже некогда молились своими словами. Их молитва была чиста и сияла невероятной красотой, каждое слово наполнено особым смыслом. Предстоя у Престола Божиего, взирая на Творца Вселенной Невидимого, Непостижимого, невозможно и самому остаться черствым, косноязычным и расслабленным. Человек совершенно точно знает в таком состоянии, чего у Бога нужно просить, он прозревает саму сущность молитвы, ее смысл и не восклицает уже: «Дай, Господи то, дай мне это». Потому что настоящая душа-христианка не думает о себе, но старается попросить за других, а если и за себя, то только о покаянных слезах и искоренении своих греховных страстей: «Помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми, недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота». Каким смирением пред Богом, а порой и дерзновением пред Ним, какой любовью ко Христу и покаянными слезами наполнены эти молитвы! У нас точно не получилось бы так сказать, даже если и от всего сердца. Почему? Да потому что мы не так близко к Богу находимся, как эти великие подвижники, мы ленивы, не постигаем Священного Писания, редко принимаем Тело и Кровь Христовы, редко очищаем свою душу в Таинстве Покаяния; о неустанных добрых жертвенных делах и говорить не приходится; поэтому молитва, происходящая из нашей темной, грязной души, тоже не сияет, но скорее блестит, создавая лишь видимую красоту.

Молитвы, составляемые веками, которые мы слышим за богослужением, которые сами возносим Богу дома, отнюдь не являются чужими для нас. Все, что сказано в них, касается нас самих. Только мы бы не увидели своего «окамененного нечувствия» и забыли бы попросить оросить сердце росою благодати Божией. Ведь когда мы молимся, то вступаем в духовную войну — бесы не желают возвышения сердца человеческого горé и тут как тут начинают на человека воздействовать: то слова молитв забыл, то отвлекся мыслями, то начал гордиться. Святые-то этот этап уже прошли, и это отражено в их молитвах Богу. Когда мы молимся по Молитвослову, то воспринимаем этот готовый плод подвижнических трудов, бессонных ночей, борьбы со страстями многих и многих угодников Христовых.

Поэтому молитвенного правила оставлять не следует. Понятно, что для многодетной мамы сложно его всецело соблюсти, но стремиться к этому нужно и по силам все-таки заглядывать в Молитвослов, тем более, что святитель Игнатий Брянчанинов, например, учит нас о том, что важно не количество, а качество правила, «то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением». Можно попросить о помощи своего мужа, чтобы он читал их вслух для всей семьи. Но слышать эти молитвы, вдумываться в них, напитывать свое сердце очень важно. «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и самолюбием», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

И молитвенное правило чрезвычайно важно в научении молитвы своими словами. Да-да! Молиться своими словами можно и даже необходимо. Ведь у нас действительно есть свои надежды, нужды и благодарения, и, конечно, нужно с Богом ими делиться. А вот как это правильно сделать, как подобрать верное слово и каков вообще характер общения с Богом — этому учат нас молитвы святых людей, ежедневно совершаемые нами. Так же как человек, читающий классическую литературу, сам начинает невольно в обыденной речи говорить чисто, подбирать глубокие образы и следовать нормам русского языка, так и в молитве, следуя за путеводной звездой, начертанной в Молитвослове, человек и сам начинает молиться чисто, проникновенно и глубоко.

«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17) и старайтесь исследовать и постигать все формы молитвы Господу Богу: учитесь молиться в храме соборно, мыслью и сердцем устремляясь за ектениями, которые возглашает диакон от лица народа, молитесь обязательно дома за свою семью, за родных и близких и врагов, даже когда нет времени — молитесь: стоишь, моешь посуду, а сам тихо про себя возносишь Богу молитвы, заученные наизусть или своими словами. Кстати, учить молитвы наизусть это тоже важно, когда ты уже не вычитываешь их по книжке, но они соединились с твоим умом и сердцем — совершенно иначе воспринимаются тогда слова этих молитвословий. Держите небольшой карманный молитвослов всегда под рукой, чтобы при случае открыть его и проникнуть в глубинные образы и окрыленные, вдохновляющие слова, возносящие нас горе. Но и молитва своими словами должна в жизни присутствовать, а для того, чтобы она была чистой, нужно стараться вести праведную жизнь, изучать жития святых, которые слагали эти молитвы, читать Священное Писание, памятуя слова Спасителя: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, попросите, и будет вам» (Ин. 15:7).

«Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться», — блаженный Августин. Желаю Вам хорошего жития и Божией помощи.

Три года назад у нас в семье случилось большое горе: умерла наша любимая дочь. Я верю в Бога, но искренне не понимаю, за что Он послал нам такую скорбь. Моя дочь была замечательной молодой девушкой, всегда помогала ближним, училась на «отлично», почему ей было суждено уйти так рано?

Рождение и кончина — это два события, которые совершенно не подвластны нашему уму и силе. Бывает, что два совершенно здоровых и любящих друг друга родителя ждут ребеночка, а Господь не дает, или, наоборот, вступили в греховную связь — и девушка тут же забеременела. Так же и со смертью: может случиться, что человек доживет до ста лет, а бывает мама убивает младенца еще во чреве, делая аборт (хотя это не очень удачный пример, потому что здесь как раз свободная воля человека совершенно идет вразрез с Божиим замыслом, как и самоубийство), или может при несчастном случае человек погибает в юношестве. Все это находится в руках Бога: мы не можем предугадать, когда человеку суждено уйти из этого земного мира. Но факт в том, что уйти суждено, и каждый человек рано или поздно будет лежать в гробу. Эти слова очень режут по сердцу: «Как это, я живу, строю планы, дом обустраиваю, рожаю детей. А мне тут батюшка говорит про гроб». И это проблема современного общества — мы редко думаем о смерти, хотя это главное событие в жизни человека, к которому нужно себя готовить — к переходу в жизнь вечную. Но с экранов телевизора нам диктуют: «Ешь, пей, веселись», и человек начинает жить и действовать в этой парадигме: все его мысли и дела устремлены к земному обустройству, а душа потихоньку гниет и гибнет. И вот, когда в нашу жизнь приходит смерть, мы ошеломлены, мы не знаем, что с этим делать, почему Бог забрал человека, куда вдруг ушел родной и близкий человек.

Я призываю Вас вспомнить в эту трудную минуту, что человек есть создание Божие, которое пошло не тем путем, к которому нас призвал Господь изначально, поэтому мы подобны странникам в этом мире. Зачем мы явились в этот мир? Для того, чтобы обрести спасение, которое Иисус Христос более двух тысячелетий назад принес в наш мир, открыв нам дорогу Домой, на Небеса. Святые люди видели эту дорогу и старались всей своей жизнью идти по ней, старались соединиться с Богом на этом пути, и поэтому кончина была для них желанной, потому что после этого они достигали того, к чему стремились всю свою жизнь, к возвращению в Обители Небесного Отца. Поэтому, кстати, мы празднуем память святого, как правило, именно в день его блаженной кончины, ибо это есть его рождение в жизнь вечную. И сегодня христиане молятся в храмах о даровании «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом». Вот такое правильное здоровое отношение к смерти должно быть и у нас: земная жизнь временна, и с каждым днем времени ее становится все меньше, а Небесное вечно — так не нужно ли стремиться к нему, тем более что там, в Вечности, пребывает сейчас Ваша дочь?

Божьи пути — не наши пути. Человек видит этот мир очень ограниченно, даже в бытовых ситуациях: вот кто-то своровал деньги на работе. Ты в сердце своем всех сотрудников осудил, кого-то даже обозвал, на кого-то свой гнев выплеснул. А потом пришел домой и понял, что просто забыл кошелек дома. Что уж говорить о Небесном, о Вечности? Мы не знаем, каков Божий план существует о Вашей семье. Ведь бывает так, что родители рожают деток, живут счастливо, строят большой дом, много денег имеют; но приходит время смерти, и вся семья понимает, что Бога они не знали, никогда не обращались к Нему, добрые дела их были мнимы, все только о земном помышляли. И вот есть семьи, в которых происходит такое горе, как у Вас. Но через это горе вся семья приходит к Богу и обретает спасение для себя и начинает молиться за усопших родственников, спасая еще и их. Так какая ситуация лучше для нас: та, где люди счастливы и безгорестно живут 70–80 лет, или та, где через терпение и смирение перед Божией волей семья обретает жизнь вечную? Этот вопрос важно всегда держать в своем сердце, потому что мир будет неустанно призывать к первому варианту развития жизни.

Доверьтесь Богу, постарайтесь не унывать и духовно сжать кулаки, ради своего ребенка, который предстал перед Вечностью, который отправляется в объятия Любящего Бога. Сейчас очень важно Вам самой начать движение ко Христу. Чаще бывайте в храме, учитесь искренней молитве, начните читать ежедневно Священное Писание, через которое Господь многое открывает человеку. Призывайте к молитве своих близких и родственников, друзей Вашей дочери. И неустанно молитесь о ней, потому что через молитву Ваша связь с ней не будет потеряна, но будет поддерживаться и укрепляться на протяжении всей жизни, ведь каждую Вашу молитву душа ребенка чувствует и нуждается в ней. И в конечном итоге помните о той радости встречи, которая, надеемся, ожидает всех нас в жизни будущего века.

Подскажите, пожалуйста, какие традиции, обряды, приметы связаны с праздником Сретения Господня.

Со всеми великими церковными праздниками связана одна хорошая примета: если придешь в этот день в храм Божий, заблаговременно приготовишь свою душу постом, молитвой и Таинством Покаяния к этому дню, причастишься Святых Христовых Тайн, помолишься за своих родных и близких, то правильно проведешь день и сделаешь большой шаг на пути к стяжанию Божьей благодати и житейскому счастью. Вот так, все остальное, касательно обрядов, связано с суевериями, к которым прислушиваться нельзя. Однако действительно есть интересные народные приметы. Раньше крестьяне ведь жили по церковному календарю и все события своей жизни связывали с ним так, было подмечено, что если закат в этот день будет ярким и ясным, то морозов больше можно не ожидать: «Солнышко на закате засияет — морозы больше не ударят». Приметы эти, связанные с природными процессами, интересные и заслуживают определенного внимания. Но, что касается обрядов языческого толка, как сжигание каких-то кукол на удачу, гадание или поверие, что нельзя класть деньги на стол, чтобы удача дом не покинула, — они являются не более чем заблуждениями, и практиковать такие вещи не к чему, да и вредно с духовной точки зрения.

Праздник Сретения связан прежде всего с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, поэтому лучше после Божественной литургии соберитесь всей семьей за одним столом, вспомните евангельскую историю Сретения Господня, смысл этого события. Важно подумать в этот праздник о своей душе, ибо слово «Сретение» переводится как «встреча», и задуматься: «Когда же произойдет моя встреча с Богом?».

Материал подготовлен клириками
Спасского храма села Андреевка
Солнечногорского района

предыдущая статья
Новости монастырей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.