Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№1 за 2015 год/

Из истории иконографии Сретения Господня

Изображение Сретения Господня известно с V в. (мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме); через столетие — в первой четверти VI в., при императоре Юстине I, в Церкви устанавливается и торжественное празднование Сретения Господня во второй день февраля. Многофигурная композиция в церкви Санта-Мария Маджоре содержит персонажи, впоследствии не вошедшие в иконографическую схему Сретения: Деву Марию сопровождают ангелы, а рядом с Симеоном Богоприимцем изображены священники Иерусалимского Храма.

Окончательно иконография Сретения складывается лишь в IX—X вв. — это та иконографическая традиция, которая практически не изменилась до нашего времени. В нашей заметке приведены примеры иконографии Сретения Господня из некоторых провинциальных музейных собраний России.

На иконах Сретения изображен момент передачи Богомладенца Христа Пресвятой Богородицей Симеону Богоприимцу. Симеон — муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм… (Лк. 2:25–27). Присутствие в иконографии Сретения праведного Иосифа обусловлено косвенным упоминанием его Евангелистом: родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд (Лк. 2:27).

Иосифа изображают держащим установленную законом жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:24). Пророческое значение ветхозаветного установления этой жертвы — служащая Богу Церковь непорочная и от язычников новоизбранный народ. Господь, Иже на херувимах носимый и певаемый от серафим, принимает эти дары, как подобает Богу — как Основатель Ветхого и Нового Заветов (стихира на стиховне, слава:). В этом заключается богословский смысл праздника Сретения Господня — это встреча Ветхого и Нового Заветов, мироспасительная встреча человека с Богом.

Существуют иконы Сретения, где праведный Иосиф представлен без приносимой жертвы.

В развитой иконографической схеме Сретения кроме Богоматери, Богомладенца — Христа Еммануила, старца Симеона и праведного Иосифа присутствуют также пророчица Анна — дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2:36, 37).

Обратим внимание на то, что Анна — единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей, в отличие от Симеона Богоприимца не пришла в Храм специально для встречи с Сыном Божиим, а находилась в нем постоянно: существовал особый чин вдовиц, которые имели служение при Иерусалимском Храме. Поэтому на иконах Сретения пророчица Анна нередко стоит под сводами Храма.

К особенностям изображения Богомладенца Христа на иконах Сретения следует отнести то, что Его изображают как Христа Еммануила, благословляющего старца Симеона.

Он изображается не в пеленах, как на иконах Рождества Христова: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. По закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2:22–23). Но Симеон держит на руках не просто младенца мужеского пола — это Тот Законодатель, Которого пророк Моисей видел (прозревал во мраке) на Синае. Он стал Младенцем, повинующимся Закону, воплотившимся ради нашего спасения (см. 2-ю стихиру на «Господи, воззвах»). Богомладенец — Христос Еммануил Самому Себе как Бог приносится (4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Обратим внимание на то, как изображается на иконах Сретения Пресвятая Богородица: Она находится в молитвенном предстоянии пред Безначальным Словом Отчим. Добровольно принесенный Ею в Храм как сорокадневный Младенец — это Господь, пришедший в мир для спасения рода человеческого (на «Господи, воззвах» слава:).

Это молитвенное предстояние видно и тогда, когда Богородицу изображают с Младенцем, когда Она поднесла, но еще не передала Симеону Богоприимцу Его, Закон на горе Синайской установившего и повелению Закона повинующегося (2-я стихира на стиховне).

Взоры и Самой Пречистой Девы, и Ее Сына устремлены в Храм — или непосредственно на старца Симеона — святителя и праведника. Принимая Младенца в свои объятия, Симеон возрадовался, взывая: Бог есть Сей, Отцу Соприсносущный, и Избавитель душ наших (2-я стихира на стиховне).

Встреча Симеона Богоприимца произошла в Иерусалимском Храме (Лк. 2:27). На иконах Сретения о месте встречи напоминают такие детали как своды здания, стены, красная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, и ступени — на них обычно изображают старца Симеона. На большинстве икон Сретения изображен также Престол. Это будущая Этимасия — Престол уготованный; на нем еще нет орудий страстей, но это Престол Божий: Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси (Пс. 92:2).

Иногда Престол помещен на втором плане, но более выразительным представляется размещение его между Пресвятой Девой и Симеоном Богоприимцем. Она уже отдала Своего Единородного Сына на будущие страдания; Она услышала и в полной мере поняла слова Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34–35) Как уместен здесь багряный цвет Престола! Единородный Сын Божий, избавляя земнородных от вечной погибели, даже до ада снизойдет, всем пленным подаст освобождение (канон, песнь 7-я).

Тема Престола Божия — а именно на него восходит сорокадневный Христос Еммануил — отражена и в такой существенной детали, как покрытые краем одежды руки Богоприимца: уже не старец держит Богомладенца Христа, но Он держит просящего отпущения Симеона (ср. припевы 9-й песни канона). Руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю мира: Укрепитесь, ослабевшие от старости руки Симеона; поспешите, натруженные ноги старца, навстречу Христу! (канон, песнь 1-я). Доживший до глубокой старости праведный Симеон дождался исполнения своего чаяния: принял на свои руки Перворожденного Младенца Непорочной Девы, простирающего руку спасения Адаму (канон, песнь 3-я).

И вот уже Младенец — и не Младенец вовсе, а сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Это Его видел Исаия: образно на престоле превознесенного Бога, от ангелов славы дориносимого, владычествующего светом незаходимым и миром (ирмос 5-й песни канона).

Иногда на иконе изображают Симеона Богоприимца, еще не принявшего Младенца Христа от Матери Его. Божественный старец, видя носимое руками Матери Слово, уразумел славу, явленную в древности пророку (Исаие), взывает: Радуйся, Чистая! Яко престол держишь Ты Бога! (ср. канон, песнь 5-я).

На древнерусских иконах Сретения Господня бывает представлена различная иконографическая композиция — но как выразителен и исполнен глубокого духовного смысла каждый из дошедших до нашего времени шедевров!

Епископ Балашихинский Николай


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.