Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№6 за 2016 год/

Священник Анатолий Трушин. Композитор Г. М. Давидовский

Григорий Митрофанович Давидовский — хоровой дирижер, регент, певец, композитор — известен многим любителям церковного пения. Свое вдохновение, темы, образы для музыкальных тем Давидовский всегда черпал в украинском фольклоре. В его произведениях звучит неувядающая красота народной песни.

Сочинения Давидовского обозначены высоким профессиональным мастерством, чувством звуковой колористики и глубиной религиозного переживания. Он является ярким представителем духовно-музыкального романтизма начала XX в.

Сегодня его песнопения представлены в записях и исполняются за богослужением в основном российскими хорами, что является некоторым парадоксом. Будучи украинским композитором, Григорий Митрофанович Давидовский является почти единственным композитором-романтиком, духовное творчество которого отмечается национальным украинским характером.

* * *

Григорий Митрофанович Давидовский родился в cеле Мельня Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Будучи сыном приходского священника, начальное образование получил дома, занимаясь со старшим братом Иваном, впоследствии ставшим оркестровым дирижером, скрипачом. В 1887 г. Григорий окончил Черниговскую духовную семинарию, затем служил в польском городе Лодзи в акцизном ведомстве.

В своих «Мемуарах» Григорий Митрофанович вспоминал: «Часы отдыха мы всегда посвящали хоровым пениям. Святки, когда к нам собирались наши родственники и знакомые из соседних сел, мы пели достаточно мощным и красивым хором». Свой первый хор Григорий основал в своем родном селе в 1888 г. из 25 крестьян, и он просуществовал более 60 лет.

В 1891 г. он начинает обучение в Санкт-Петербургской консерватории. В 1897 г. Григорий Митрофанович окончил капельмейстерский факультет Петербургской консерватории, где в то время преподавали Н.Римский-Корсаков и А.Лядов, и продолжил свое обучение по классу сольного пения у профессора Е.Иванова-Смоленского. В студенческие годы Григорий Давидовский принимал активное участие в оперных спектаклях консерватории как певец и дирижер, тогда же начал заниматься композиторской деятельностью, обработкой украинских и русских народных песен.

Будучи регентом церковного хора при Петербургской консерватории, Григорий Митрофанович Давидовский 6 октября 1897 г. обратился с письмом в дирекцию императорского Русского музыкального общества, в котором сообщал следующее: «В нашей поистине великолепной консерваторской церкви не хватает самого главного украшения, это — хорошего хора. По этому поводу мне, как регенту, очень часто приходится выслушивать укоризны посторонней публики, не могущей понять, почему в высшем музыкальном учреждении, изобилующем певцами и певицами, до сих пор не может составиться хороший хор для своей же собственной церкви». Давидовский предлагал создать хор из тех учащихся, которые являются знатоками церковного пения и поют «за приличное вознаграждение» в лучших петербургских хорах — графа Строганова, графа Шереметева. Рассчитав необходимые расходы — жалованье певцам, регенту, стоимость покупки нот и др., Давидовский просил императорское Русское музыкальное общество выделить соответствующую сумму. На письме есть помета о положительном решении вопроса 16 октября 1897 г. — ассигновании 2605 рублей на содержание хора «в текущем году».

Григорий Давидовский, продолжавший исполнять обязанности регента и в следующем учебном году, 9 февраля 1899 г. написал в дирекцию императорского Русского музыкального общества о том, что ученический церковный хор получает жалованье только с 1 сентября по 1 мая, «а остальные четыре месяца он принужден влачить свое существование при довольно грустной обстановке». Давидовский попросил разрешить ему бесплатно воспользоваться Малым залом консерватории, чтобы дать два духовных концерта в пользу хора, а затем один духовный концерт в пользу церкви. Это письмо содействовало обсуждению вопроса о создании неприкосновенного капитала на содержание церкви.

Почти 15 лет — с 1891 по 1905 гг. Григорий Митрофанович учился и работал в Петербурге. Как одного из лучших выпускников консерватории его послали во Францию организовывать хор при русском посольстве. Выступления этого хора имели громкий успех. Парижская газета «Фигаро» за 23 марта 1903 г. писала: «Состоялся концерт русского хора под управлением Г. Давидовского, лауреата Петербургской консерватории. Хор очень понравился слушателям. Особое впечатление произвели украинские и русские песни. Этот концерт нужно назвать артистическим». А через неделю другая газета о выступлении хора Григория Давидовского поместила следующий отзыв: «30 марта состоялся замечательный концерт… Мосье Давидовский дирижировал с неопровержимой силой. Хор, совершенный по гармонии звуков. Все разошлись с приятным воспоминанием об этом празднике…" Несмотря на музыкальные успехи, Григорий Митрофанович тосковал по родным местам.

Вернувшись в 1908 г. в родные края, он организовывает в Ростове-на-Дону хоровую капеллу, а также становится преподавателем музыкального училища Ростовского отделения императорского Русского музыкального общества. В Ростове Давидовский также возглавил и хор местного собора. Для широкой публики он принялся с ним устраивать концерты духовной музыки: соборный хор под управлением нового регента исполнял произведения Димитрия Бортнянского, Артемия Веделя, Петра Чайковского, Александра Гречанинова и других композиторов.

Во время жизни в Ростове Давидовский выступал с руководимым им хором не только у себя в городе, но и в Таганроге, Новочеркасске, станице Аксайской. Национальный состав населения донских городов был самый пестрый, и концерты Давидовского, на которых исполнялись армянские, грузинские, греческие, еврейские, цыганские, русские, украинские, польские и чешские песни, привлекали всеобщее внимание. Назывались такие концерты, в отличие от вышеупомянутых духовных, «этнографическими».

Побывал Давидовский со своим хором и в Азове. 25 августа 1911 г. в летнем помещении азовского коммерческого собрания состоялся музыкальный вечер, сбор с которого предназначался в пользу местного благотворительного общества. Хор ростовского собора под управлением Давидовского с воодушевлением исполнил ряд вокальных номеров, вызвав бурный восторг у слушателей. Григорий Давидовский на этом концерте выступил и как композитор со своими хоровыми произведениями — фантазиями «Кобза» и «Бандура». Его «Кобза», писал газетный корреспондент, «…весьма интересная вещица, полно отражающая духовную жизнь былой Украины. Она очень понравилась публике, настойчиво потребовавшей ее повторения. Словом, впечатление от вечера самое приятное, и будем надеяться, что господин Давидовский в недалеком будущем вновь доставит со своим хором эстетическое удовольствие, столь редко выпадающее на долю нас, бедных азовцев».

Давидовский прожил в Ростове до весны 1914 г.: концертировал, преподавал, писал в газете. После его отъезда приходили известия о выступлениях Давидовского в Петербурге. В 1917 г. он поставил в Ростове свою новую оперу.

За всю свою жизнь Давидовский создал 35 хоровых коллективов. Первый хор был сформирован в 1888 г. в селе Мельня из 25 крестьян. В Санкт-Петербурге руководил многочисленными певческими коллективами: в 1892—1896 гг. — хором Александровского чугунолитейного завода (33 чел.), параллельно — хором фабрик за Невской заставой (600 чел.); в 1899—1902 гг.- хором рабочих при Народном доме гр. С. В. Паниной (60 чел.). По просьбе Русского музыкального общества создал хор из учащихся Санкт-Петербургской консерватории, основной задачей которого было пение в домовой церкви на богослужениях. Хор выступил также с несколькими концертами в 1899 и 1900 гг. Одновременно организовал «украинский» хор студентов различных учебных заведений Санкт-Петербурга, а также певчих Придворной певческой капеллы и церковных хоров (120 чел.). В 1902 г. участвовал с ним во встрече французской эскадры.

Давидовский занимался также педагогической деятельностью. В Санкт-Петербургской консерватории вел хоровой класс студентов (1896–1900), преподавал вокал в музыкальном училище Баку (1905–1906), вел хоровые дисциплины в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко (1917–1919), на Всеукраинских дирижерских курсах в Житомире (1918), читал лекции на дирижерских курсах в Кобеляках и Виннице (1919–1921), в Корсунском музыкальном училище, в Лубнах (1924), руководил регентскими классами при музыкальном училище в Ростове-на-Дону, работал в капельмейстерском классе при Военной академии имени М. В. Фрунзе в Москве (1933–1934). Подготовил около 500 хоровых дирижеров.

Работал в качестве дирижера хоров в Санкт-Петербурге (с 1903), Баку (1905–1906), Ростове-на-Дону (1908–1918), Москве (1938–1941), Харькове, Полтаве (1944). C хором Всесоюзного радиокомитета выезжал в Великобританию, Францию, Германию, Италию, Китай, Венгрию, Сербию, Чехию и Финляндию. Дал более 3 тысяч концертов и оперных спектаклей.

Последние годы жизни Григория Митрофановича были связаны с Полтавой, где он руководил хоровой капеллой областной филармонии, однако он всегда поддерживал тесные связи с родным краем, находил время бывать в Сумах, Конотопе, Мельне.

Григорий Митрофанович Давидовский умер на 86-м году жизни в Полтаве.

* * *

Творчество Давидовского-композитора очень своеобразно. Почти все его сочинения были написаны исходя из практики хормейстера. Всего он написал около 80 произведений. Среди них: обработки народных песен, хоры на слова Т. Г. Шевченко, хоровые сюиты, хоровые оперы.

Первое произведение — хоровую сюиту «Бандура» — он написал в 1896 г. под влиянием воспоминаний об Украине, «ее хороших народных песен, которые с детства пел в моем родном селе Мельне». Это произведение получило международное признание и печаталось не только в Российской Империи, но также в США и странах Западной Европы.

Громкий успех сюиты «Бандура» вдохновил Давидовского на создание аналогичной фантазии по темам украинских песен «Кобза» (1910), а также поэмы для хора «Украина» (1911).

Духовных произведений Григорий Митрофанович написал сравнительно немного. Однако они составляют довольно весомую и, возможно, художественно совершенную часть его творчества. Из церковных песнопений Давидовский написал: Всенощную (Ростов-на-Дону, 1909–1910), Литургию (Винница, 1920–1921), «О, Всепетая Мати», «Милость мира», «Тебе поем» (1903), «Благочестивейшаго», «В молитвах неусыпающую», «Ныне отпущаеши», «Свете тихий», великую и сугубую ектении, «Хвалите имя Господне», малое славословие (1912), «Христос воскресе» (3 варианта), гимн царю-освободителю (1912).

Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Григория Митрофановича Давидовского «О, Всепетая Мати». Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.


Список использованной литературы

  1. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Ленинград, 1968.
  2. Давидовский Г. М. Краткая автобиография. Рязань, 1931.
  3. Дзюба Г. Використання фольклору в творчості Г. М. Давидовського. НТЕ. 1986. № 4.
  4. Зацепина Т. М. Давидовский. Православная энциклопедия, Т. 13. Электронный ресурс — http://www.pravenc.ru/text/168572.html.
  5. Михайлов Н. Композитор ў хоровий диригент Г. М. Давидовський: нарис про життя ў творчўсть. Киев, 1962.
  6. Николишин С. Культурна політика большевиків і український культурний процес. 1939.
  7. Ржевська М. Григорій Давидовський і «давидовщина». Музика, 1996. № 1.
  8. Юрченко М. Духовна музика. Історія укр. музики. Т. 4. К., 1992.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.