Главная/Новости/2005/Август/29/

Освящение Феодоровского храма в Бобреневе монастыре

Памятный день 29 августа 2005 года войдет в историю не только Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря, но и всего древнего Коломенского края. Так удивительно переплелись события давней и новой истории: престольный праздник, посещение обители митрополитом Ювеналием, 625-летний юбилей Куликовской битвы и великое освящение Феодоровской церкви?

На Астраханской улице Коломны, у одной из застав, находилась некогда часовня с чтимой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Обстоятельства появления здесь этого списка и его народного почитания скрыты от нас временем?

Достоверно известно, что в 1813 г. уездный казначей П.И. Алисов предложил на свои средства перенести знаменитую икону в Бобренев монастырь и устроить в трапезной части Богородице-Рождественского собора новый придел в честь Феодоровского образа.

Виной тому были трагические обстоятельства Отечественной войны 1812 г. Москва была взята французами и судьба близлежащей Коломны буквально висела на волоске. Жители её в ужасе бежали, а те, кто вынужден был остаться по болезни или немощи, с трепетом взывал о помощи ко Господу и Пречистой Матери Его.

Икона, расположенная на въезде в город, наверное, не раз была свидетельницей таких молитв? И когда опасность миновала, многие коломенцы поспешили исполнить свои священные обеты. Одним из молитвенных памятников великой войны 1812 г. стал Феодоровский престол в Бобреневе.

Именно Феодоровская икона содействовала возрождению монастыря. С уходом из земной жизни голутвинских подвижников благочестия Самуила и Назария Бобренев пришёл в упадок. Когда в 1850 г. обитель посетил знаменитый промышленник и благотворитель Давид Иванович Хлудов, он застал удручающую картину. Собор требовал срочного ремонта, кельи обветшали до предела, древняя Входо-Иерусалимская церковь грозила вот-вот рухнуть и погрести под своими руинами проходящих богомольцев. Потрясённый зрелищем такой нищеты и забвения, Хлудов решил восстановить святыню краше прежнего.

За короткий срок, чуть более 10-ти лет, великий храмоздатель великолепно украсил собор, присоединил к старой ограде ещё одну часть с башнями, соорудил новые кельи. По его хлопотам и по благословению святителя Филарета Московского Бобреневу монастырю была возвращена самостоятельность; его настоятелем назначили строителя Феоктиста. Давид Хлудов пожертвовал обители новые земельные угодья, водрузил на звонницу могучие колокола.

Но главное его деяние ? строительство Феодоровской церкви. К 1860 году на месте руин прежнего шатрового был выстроен великолепный храм в строгом стиле классицизма. К сожалению, в монастыре не велась летопись чудес и необычных явлений, исходящих от чтимого образа. Во всяком случае, даже если такая летопись и велась? она до нас не дошла. Это не означает пренебрежения к святыне. Многие православные, боясь расплескать божественную благодать, полученную по молитве у чудотворного образа, не решаются рассказывать о чудесах, с ними произошедших.

В плане постройка являет собою квадрат, даже алтари сделаны прямоугольными. Здание кирпичное, с белокаменной отделкой. Четыре стороны его украшены пилястровыми портиками, вверху их венчают фронтоны; такие же фронтоны и на ?глухом? барабане. Внутри пространство раскрывается великолепной трёхчастной палатой без опор, перекрытой размашистыми коробовыми сводами. Кроме главного престола было ещё два боковых: Казанской иконы Божией Матери и святого Давида Солунского. В церкви хранилась ещё одна реликвия? крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона.

Монастырь расцвёл. Два величественных храма, звонница с 15-ю колоколами, нарядная ограда с 8-ю башнями, новые кельи, службы, сад, ухоженное кладбище.

29 июля 1865 г. Бобренев был возведён на степень самостоятельной обители.

В 1891 г. монастырь посетили великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной. Кто мог тогда предположить, что вскоре брат государя падёт от руки преступника, Великая княгиня станет настоятельницей монашеской общины и получит мученический венец?

Феодоровская икона из Ипатьевского монастыря была покровительницей династии Романовых. Благоговение перед ней было таково, что иностранные принцессы, выходя замуж за русских императоров и князей и принимая Православие брали себе отчество – Феодоровна – в честь знаменитой иконы.

Одним из чудесных проявлений Феодоровского образа было исцеление недуга кровоточивости. Как известно, им страдал сын государя Николая II, царевич Алексий. По молитвам к Пресвятой Деве он получал облегчение в болезни.

Чудесные знамения продолжались. Во время великого разлива 1908 г. к стенам Бобренева монастыря волны Москвы-реки принесли икону, – это был Феодоровский образ?

По странному совпадению, именно в 1913 г., когда праздновалось 300-летие династии Романовых, к Феодоровской церкви пристраивается двухэтажная паперть. В верхнем ярусе, над входом, устроили ризницу. Из неё можно было выйти на хоры с кованой фигурной решёткой.

Прошло всего несколько лет, и русское царство рухнуло, подточенное изменой и неверием. Гонения обрушились и на Бобренев.

В годы хаоса пытались украсть чудотворную икону, прельстившись её драгоценным окладом. Говорят, что при защите образа погиб один из церковнослужителей. Бобренев монастырь ограбили, проведя варварскую ?реквизицию ценностей? якобы ?для помощи голодающим?.

Монастырь пытались закрыть сразу после революции. Но удалось это сделать лишь формально. Дело в том, что основной формой социального служения обители с конца XIX в. было оказание медицинской помощи местному населению. Здесь трудились талантливые монахи-врачи. Разогнать насельников означало ликвидировать медицинский пункт, помощью которого пользовались не только окрестные жители, но и граждане Коломны. Благодаря этому иноки монастыря могли совершать в храмах обычное ежедневное богослужение, а потом лечить больных.

Это продолжалось до 1929 г., когда святыни решено было закрыть и ?использовать в культурно-просветительных целях?.

Сначала осквернённые храмы ?культурно-просветительно? приспособили под склады. В середине XX в. в Феодоровской церкви устроили гараж, проломили алтарную стену, чтобы в храм могли въезжать трактора. Церковные книги и монастырский архив в соседнем магазине использовали в качестве обёрточной бумаги. Потом в церковные стены сваливали удобрения, а территория обители превратилась в свалку, куда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор. Казалось – жизнь навсегда оставила эти места?

Когда в 1990 г. Управляющий Московской епархией митрополит Ювеналий впервые посетил руины Бобренева монастыря, даже маститые служители алтаря, сопровождавшие Владыку, обомлели от царящей здесь разрухи и мерзости запустения. Они отговаривали Владыку от восстановления здесь монашеской жизни, так как не в человеческих силах было вернуть святыне утраченный облик.

И всё же Владыка Ювеналий почувствовал, что благодать и милость Божия не оставила древние стены. С 1991 года начинается восстановление славного памятника Куликовской победы.

Нелегко шло дело возрождения святыни. Когда вычистили и побелили храм изнутри, то строители и паломники были поражены необычным звучанием священного пространства. Необъяснимым образом пение даже одного человека раскладывается на голоса и само гармонизируется так, что, кажется, будто гремит целый хор. ?Ангелы поют!? – говорят верующие. И действительно, вместо того, чтобы поглощать звук, стены сами начинают петь, словно создавая мелодическую икону горнего мира?

Случилось невероятное, то, во что не решались верить даже самые горячие энтузиасты. Церковь Феодоровской иконы Богородицы воскресла из праха и поругания, вновь вспыхнули огненными красками восстановленные иконостасы, и снова пение ангелов вознеслось под белоснежные своды!

Особенным стал престольный праздник Феодоровской иконы Божией Матери 29 августа 2005 г. Освящение любого храма – это, само по себе, великое событие. Но сегодня оно совпало с 625-летием Куликовского похода. В эти же самые дни шесть с четвертью столетий назад под Коломной собирались русские войска перед величайшей битвой. Отсюда пошли они навстречу бессмертию.

И вот теперь мы вновь собрались здесь – в той самой обители, которая стала памятником победы? И когда верующие заходили в церковь, уготованную к освящению, большинство останавливалось на несколько мгновений, ошеломлённое великолепием убранства.

Ведь мы помним страшную разруху: зияющие окна и проломы, сцементированные горы селитры. Зайти в храм через притвор было невозможно: там выше человеческого роста громоздились окаменевшие удобрения и мусор.

И вот перед очами изумлённых коломенцев распахнулось сияющее пространство. Белокрылые своды, блестящий пол, золотистые ажурные паникадила и светильники? Всех поразили иконостасы. Написанные тёплыми огнистыми красками образа, вставлены в узорную резную раму. Тройная стена иконостаса переливается тонами янтаря и тёмного мёда. Она покрыта изысканными рельефными и сквозными узорами. Столбы Царских врат украшены малыми образами святых, клейма на самих вратах помещены в изящные подобия маленьких церквей.

На северных и южных стенах храма также помещены массивные многочастные киоты. Особенно хороши образа по краям восточной стены: справа – Феодоровская икона, слева – Александр Невский. Ризы и фон вышиты драгоценным греческим жемчугом.

Больше сотни курских мастеров, резчиков и иконописцев из Троицкого браства г.Щегры трудилось, чтобы создать эту красоту!

Главной святыне монастыря стала древняя Феодоровская икона XVIII века, пожертвованная монастырю митрополитом Ювеналием. Эту икону преподнесли сотрудники отдела внешних церковных связей митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову), когда он покидал пост председателя ОВЦС. После кончины Владыки Никодима эта икона многие годы находилась в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Новодевичьем монастыре. В 2001 году отмечалось 620-летие со дня основания Бобренева монастыря, и Владыка Ювеналий тогда торжественно пообещал передать обители эту великую святыню, когда будет освящаться Феодоровская церковь.

Это поистине драгоценный старинный образ, украшенный серебряной ризой, убранный камнями, унизанный жемчугом. Витьё узорчатой скани покрывает его, прекрасное, словно райские травы. Но больше серебра и драгоценных камней украшена икона молитвами нашего Владыки Ювеналия и чудесами, проистекающими от этого чудотворного образа.

Накануне престольного праздника настоятель Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря игумен Игнатий (Жидков) совершил перед чудотворной иконой праздничный водосвятный молебен с чтением акафиста, а затем торжественное всенощное бдение в сослужении коломенского духовенства.

В самый день праздника жители Коломенского района и других городов и сёл Подмосковья спешили в древнюю обитель на великое торжество.

Вполне ли осознавали строители Феодоровского престола в XIX веке символическую важность того, что память иконы празднуется на следующий день после Успения, то есть в то самое время, когда в Коломне принимали святого Димитрия и войска, идущие на Куликовскую битву? Вероятно, они вообще об этом не думали; слишком близки были трагические события 1812 г. Потребовалось столетие, прежде чем мы осознали символическую важность такого скрещения дат.

В такую же предосеннюю августовскую погоду, в лучах нежаркого солнца, на коломенских полях вершилась история. И мы вновь вспомнили об этом, встречая правящего архиерея Московской епархии. Под колокольный звон у входа в обитель митрополита Ювеналия приветствовал игумен Игнатий и глава Коломенского района Н.М. Оттясов. Впервые за последние 75 лет в Феодоровской церкви совершается Божественная литургия.

Митрополиту Ювеналию сослужили настоятель Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря игумен Игнатий (Жидков), секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинный монастырей Московской епархии архимандрит Роман (Гаврилов), благочинный церквей Шатурского округа архимандрит Никон (Матюшков), ректор Коломенской Духовной семинарии протоиерей Николай Качанкин, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря игумен Григорий (Щелкунов), благочинный церквей Балашихинского округа протоиерей Николай Погребняк, благочинный церквей Воскресенского округа священник Сергий Зибров, благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим (Лунев), благочинный церквей Коломенского округа священник Владимир Пахачев, благочинный церквей Луховицкого округа протоиерей Евгений Щербак, благочинный церквей Мытищинского округа священник Димитрий Оловянников, братия монастыря и духовенство Московской епархии.

Кроме монастырского в богослужении участвовал ещё и хор Коломенской Духовной семинарии. Когда звучали эти слаженные голоса, казалось – душа расстаётся с телом, как будто пела вся вселенная, как будто не только мы, но и предки наши, и ангелы небесные сошлись, чтобы воздать хвалу Творцу.

По окончании богослужения игумен Игнатий сердечно приветствовал Владыку Ювеналия и преподнёс на память о великом событии икону святого благоверного князя Димитрия Донского.

Митрополит Ювеналий вручил высокие Патриаршие награды – ордена преподобного Сергия Радонежского – настоятелю монастыря игумену Игнатию (Жидкову) и казначею обители иеромонаху Пимену (Лескову).

За большую помощь, оказанную в возрождении обители орденом святого благоверного князя Даниила Московского был награжден председатель совета директоров холдинга ?Винный мир? П.С. Каныгин. Многие труженники благотворители Бобренева монастыря были удостоены Патриарших и Митрополичьих грамот.

По окончании праздничного богослужения за стенами монастыря развернулась традиционная ежегодная Бобреневская ярмарка. Глава Коломенского района Н.М. Оттясов любезно пригласил митрополита Ювеналия на эту ярмарку. Николай Михайлович рассказал Владыке о достижениях Коломенского района, показал изделия местных умельцев и мастеров, работы коломенских детей. Здесь звучали русские народные песни и частушки. Престольный праздник вышел из стен монастыря на необъятные коломенские просторы.

Храм освящён; окроплены святой водой его стены, он помазан святым миром, в нём утверждены три престола, теперь это уже не ?архитектурный?, а настоящий молитвенный живой памятник всем вождям и воинам на поле Куликовом убиенным.

Явилось такое чувство, будто и не было атеистического безвременья, точно та самая икона вернулась и стала на своё законное место!

В этот день сама История коснулась бобреневских владений. Но это не значит, что все труды закончены. Напротив, всё только начинается?

Игумен Игнатий (Жидков)


Темы: митрополит Ювеналий


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.