Главная/Новости/2007/Февраль/18/

Да не прервется нить!

18 февраля, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, митрополит Ювеналий посетил Николо-Берлюковскую пустынь, расположенную в Ногинском районе Московской области.

Возрождение монашеской жизни в обители было благословлено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года: ?Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь. Настоятелем монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением его в сан игумена?.

У входа в возрождающийся соборный храм обители Владыку митрополита встречали настоятель монастыря иеромонах Евмений и глава Ногинского района В.Н. Лаптев. Владыка Ювеналий совершил воскресную литургию в Спасском соборе Николо-Берлюковского монастыря в сослужении епископа Видновского Тихона и епископа Серпуховского Романа, благочинного монастырей Московской епархии. В архиерейском богослужении приняли участие настоятели мужских монастырей Московской епархии, благочинные Богородского, Мытищинского и Щелковского церковных округов. За Литургией пели два хора. Множество паломников и богомольцев из окрестных селений собралось в этот день в обитель.

Пустынь была основана в начале XVII века иеросхимонахом Варлаамом, пришедшим в эти места из разоренного поляками и литовцами в ?смутные? времена Стромынского монастыря. Со старцем пришли и две инокини ? Иулиания и Евдокия, чьими именами отмечены в памяти народной Ульянина гора и деревня Авдотьино и заложили деревянную церковь во имя святителя Николая. С тех пор пустынь переживала разные периоды ? расцвета иноческой жизни и разорения, дивных исцелений и небывалого притока богомольцев, поругания и опустошения. Но ?не погибла обитель в конец, не забыта и не упразднена!? Летом 2006 года она праздновала свое 400-летие.

Однако, в отчете археологов, проводивших здесь работы в 1970-х годах и нашедших надгробия, сказано, что здесь были погребены монахи и даты их кончины уходят в середину и даже в начало XVI века. То есть, не на совсем пустое место привел Господь иеросхимонаха Варлаама! Старец просто подхватил знамя веры Христовой из рук своих братьев-предшественников. Да не прервется нить!

24 мая 1829 года в пустыни была обретена и прославлена чудотворная икона ?Лобзание Иисуса Христа Иудою?. В селе Кудиново жила женщина ? Татьяна Ивановна Кузнецова. Страдавшая от глазной болезни, она немало лечилась, однако облегчения не получала, и, наконец, совершенно ослепла. Не веря более врачам, она усердно молила Господа и с верой просила помощи у Врача всех душ и телес. Однажды, после усердной молитвы она увидела сон: явился ей некий благолепный муж, показал ей икону Спасителя и сказал: ?Отслужи молебен пред сей иконой и Господь исцелит тебя?. По прошествии некоторого времени вновь удостоилась Татьяна Ивановна видения: ?Иди в Берлюковскую пустынь, там найдешь ту икону?. Открыто было ей, что находится икона в монастырской пекарне. По прибытии ее в обитель, монахи действительно нашли в хлебне старинную икону, потемневшую от времени так, что почти невозможно было различить на ней изображение. ?Твердо помню, ? сказала женщина, ? что позади Спасителя было два воина: один держал его ручки, а другой поднял кверху веревки. А спереди Иуда окаянный лез его лобызать?. Совершили водосвятный молебен. Когда она омыла этой водой свои острупленные глаза, струпы, смежившие ее веки, мгновенно отпали и она, на протяжении 20 лет не видевшая света Божьего, совершенно прозрела. С неописуемым восторгом обняла она святую икону, целовала ее, орошая лик Спасителя горячими слезами.

16 июня 1829 года чудотворная икона была торжественно с колокольным звоном перенесена в Троицкий храм обители. В память этого события было установлено празднование, которое ежегодно отмечалось в монастыре в десятое воскресение по Пасхе Христовой. Перед этим чудотворным образом, приходя сюда вместе с мамой, молился уроженец города Богородска, в будущем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В память о детских годах остались его стихи:

Помню, в летнем соборе, на левом столбе,
Стоял образ святой, чудотворный.

В этот день я стоял среди пестрой толпы
Каждый год посещая обитель,
Звуки шепота слышал народной молвы
С обращеньем, чтоб слышал Спаситель.

А теперь я молюсь, чтоб Господь не лишил
Меня вечных обителей рая
И, простивши меня, взять к себе поспешил,
На порок и грехи не взирая.

Явление иконы в обители оказало огромное влияние на дальнейшую историю Николо-Берлюковской пустыни. Четверть века, с 1829 года по 1855 год ? эпоха строительного расцвета ? время управления пустынью архимандритом Венедиктом (Протопоповым). Построены: величественный соборный храм Христа Спасителя, храм Всех святых на месте старой пекарни, где была явлена чудотворная икона, храм во имя святителя Василия Великого, много каменных хозяйственных и братских корпусов.

Берлюковские пещеры начинают использоваться братией для уединенного жительства. Иеромонах Максим (Погудкин), схимонах Макарий (Ермолов) копают себе пещеры и устраивают в них кельи. В 1841 году отец Макарий уходит в пещеры и проводит сугубо уединенную жизнь в посте и молитве. Его духовный друг иеромонах Феодорит, много лет пролежавший в тяжелой болезни, отличался высокой подвижнической жизнью и, несмотря на физическую немощь, много лет духовно руководил братией. Высоким молитвенным подвигом отличались схимонахи Арсений и Варлаам.

В 1855 году пустынь возглавил иеромонах Парфений (Агеев). Старообрядец в прошлом, насельник и постриженик скита Кавсокаливия, что на Святой горе Афон, был благословлен афонскими старцами отправиться в Россию для миссионерской деятельности. По пути он посетил Иерусалим, Палестину, Египет, и в 1847 году прибыл в Алексеевский монастырь города Томска. По впечатлениям о своем путешествии и странствовании он написал свою книгу ?Без пристрастия, по совести?. Книга сделала его известным духовным писателем. Федор Михайлович Достоевский, отзываясь об этой книге, писал: ?Содержит совершенно изумительные по стилю описания Святого города и его исторических мест?.

Именно отцу Парфению удалось первому встретиться со старцем Федором Кузьмичем и детально описать их встречи в своих дневниках.

Возглавив обитель, отец Парфений привлек в нее большое количество монахов высоко-духовных жизненных устоев. С Афона прибыл иеромонах Порфирий, главным послушанием которого стало устроение скита вокруг пещер.

Большая территория, поросшая лесом, над пещерами обнесли высоким забором, в самих пещерах велись строительные работы. Отец Порфирий трудился над скитским уставом. Пустынь стала вести широкую благотворительную деятельность. В ее окормлении ? Старо-Екатерининская больница в Москве. Из бумаг, написанных руководителями больницы на имя настоятеля, находится одна запись, крайне важная для нас: ?входя в нужды больных, всегда имел беседы о духовном и излечивал их радостью своей?. Какую надо было иметь веру, чтобы лечить людей радостью!

В пустыни подвизались иеромонах Иринарх ? ?неутомимый трудник и любитель храмов Божиих?, иеромонах Вонифатий, награжденный набедренником за ?аскетический образ жизни?, схимонах Николай-слепец, иеродиакон Савватий.

Отец Парфений завел в монастыре обучение колокольному звону, греческому языку, живописи и иконописанию, покровительствовал паломничеству братии в Иерусалим, Афон и по всем Святым местам. Открыв переплетную мастерскую, он неутомимо борется с расколом. В пустыни он пишет труд ?О Промысле Божием? и ?Мой ответ ученым-астрономам?.

С 1860 года обитель возглавил иеромонах Иосиф (Иванов). Он пригласил в пустынь архитектора Николая Ильича Козловского, под началом которого в 1863 году в пещерах начинается строительство храма во имя собора Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Строительство финансирует купец Никита Васильевич Щенников, которому в неоднократных сновидениях являлся святой Иоанн Предтеча и просил об устроении пещерного храма.

Храм имел наружный фасад, купол, но его алтарная часть была подземной. Это было глубоко символично ? алтарное пространство означало собой погребальную пещеру Иисуса Христа. В храме был устроен уникальный чугунный иконостас, ?вызолоченный через огонь намордан?, т.е. на лицевую сторону.

15 ноября 1865 года состоялось освящение храма при строителе иеромонахе Исайе (Морозове).

Настоятель Иона, принесший в обитель строгий Соловецкий устав, расширил пещеры, устроил гидропульс над колодцем схимонаха Макария, выстроил кельи при пещерном храме, в которых поселились монахи, ищущие наибольшего уединения.

Целая плеяда братии работала над устроением духовного богатства в пустыни. Своим примером, своей жизнью, трудами побуждали они людей отвернуться от ложных богов современности и искать Христа, питать душу, раскрыть ее и сделаться достойными звания человека. Внутренний аскетический труд сочетался с внешней борьбой с тяготами людскими. Уже при жизни своей жили они вечностью, полнотой жизни владели так, что могли своей радостью, тишиной и покоем врачевать и исцелять. Тысячи людей стремились в пустынь, ?стремились, ? как писал один из паломников, ? к своему Спасителю?, имея в виду чудотворный образ ?Лобзание Иисуса Христа Иудою?.

Мудрые настоятели, игумены Нил (1870-1880), Адриан (1880-1902) и Тимолай (1902-1909) привели пустынь к процветанию и благолепию. Обитель имела шесть храмов, шесть часовен, подворье в Москве, три каменных доходных дома в Москве, много земли, леса, имела рыбные ловли, пасеку, прекрасное и большое хозяйство. Игумен Петр (Орлов) ? человек всеобъемлющей любви, направил все свои таланты служению людям, идеалам Церкви и добра. Он был почетным членом Кирилло-Мефодиевского братства, Богородского общества трезвости, общества попечительства о тюрьмах, попечительства о церковно-приходских школах, общества Красного Креста, общества Спасения на водах, тружеником на ниве борьбы с детской преступностью и беспризорностью, грозным обличителем атеизма и революционных движений. Когда началась Первая мировая война ? он благословил братии быть с народом. Иеромонахи Нифонт, Аристоклий, Серафим, Михаил, Амвросий, Никодим отправились в части, лазареты исполнять свои пастырские обязанности. Много послушников отправилось защищать Родину. Все свое накопленное веками богатство отдала обитель и лично игумен Петр для нужд народа и армии.

Возведение в сан игумена

В годы богоборческой власти в обитель пришли поругание и осквернение. 8 февраля 1930 года в стенах обители прошла последняя Божественная литургия. Большая часть братии была арестована и отправлена в концлагеря: игумен Ксенофонт (Косенков), игумен Серафим (Стрельников), иеромонах Горгоний (Бухарин) и староста церковной общины храма Христа Спасителя Г.А. Ольхов получили пятилетние сроки и следы их теряются в мрачных коридорах НКВД.

18 февраля за праздничной Литургией произошло событие, которого так ожидали прихожане, ? Владыка Ювеналий, возложив руки на главу настоятеля обители и прочитав молитву, торжественно возвел иеромонаха Евмения в сан игумена.

Благословение иконой

Аксиос! Достоин! ? прогремел хор.

По окончании богослужения настоятель обители сердечно приветствовал Владыку митрополита и всех молящихся, рассказав об истории Николо-Берлюковской пустыни и ее совершающемся возрождении. На молитвенную память игумен Евмений преподнес Высокопреосвященнейшему Владыке список с чудотворного образа ?Лобзание Иисуса Христа Иудой? ? святыни, которая в дореволюционный период находилась в монастыре.

В ответном слове митрополит Ювеналий выразил сердечную признательность всем, кто трудится над восстановлением былого величия Николо-Берлюковской пустыни, вручив благодарственные грамоты благотворителям и попечителям обители. К этому радостному событию восстановления монашеской жизни в монастыре игумен Георгий (Хлебников), настоятель Гуслицкого монастыря, передал хранившуюся в семье его родственников копию иконы ?Лобзание Иисуса Христа Иудой?, некогда приобретенную в этой святой обители. Владыка митрополит осенил этой иконой собравшихся, тем самым восстановив традицию почитания этого образа в этом святом месте.

Владыка рассказал, что из реставрационного фонда Московской епархии им было перечислено на восстановление обители пятьсот тысяч рублей. Подчеркнув важность взаимного примирения накануне Великого поста, для чего Церковью установлен особый день ? воскресенье, называемое Прощеным, Владыка испросил прощения у всех присутствующих.

Александр Панин, Валерий Морозов


Темы: епископ Тихон, митрополит Ювеналий, епископ Роман


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.