Главная/Новости/2007/Октябрь/14/

«Серебряная Псалтирь» — русские наследники царя Давида

13—14 октября в Дубне прошел IV межрегиональный фестиваль православной песни и поэзии «Серебряная псалтирь».

Дубна — город атомщиков или, по иному, — наукоград. Надпись «Наукоград» в Дубне можно увидеть повсюду — от привокзальной станции до рекламных «боков» автобусов. А еще четыре года назад Дубна стала городом «Серебряной Псалтири» — одного из лучших православных фестивалей России. В просторном здании дома культуры «Октябрь» четвертый год подряд собираются участники и гости фестиваля «Серебряная Псалтирь».

Фестиваль возник и как альтернатива авторским фестивалям, в последние годы переживающим кризис, и как насущная потребность собрать в едином духовном и творческом пространстве сторонников православной культуры. Главный организатор фестиваля Елена Злобина смеется: «Начиналось все, как водится, с жарких кухонных споров. Как сейчас помню, Игорь Козлов, наш дубненский бард, капитан дальнего плавания сокрушался о низком уровне многих фестивалей авторской песни. „Так давай сделаем свой фестиваль“ — предложила я, еще не представляя, на что обрекаю себя и Игоря. Делать фестиваль оказалось очень непростым делом. Трудностей было — не счесть. И с каждым новым фестивалем их все больше (смеется).

- Бросить не хотелось?

- Хотелось, но, к счастью, в противовес было огромное желание сохранить то духовное богатство, которое нам дано в православной песне. К нам на фестиваль приезжают не только авторы современных песен, но и замечательные исполнители подлинных русских духовных стихов XVII-XIX веков. Это удивительное богатство, которым хочется поделиться не только с людьми нашего поколения, но и передать нашим детям.

- А как родилось само название „Серебряная Псалтирь“?

- Когда мы собирались проводить первый фестиваль, решили обратиться за благословением к священнику. Отец Виталий Шумилов стал не только духовником фестиваля, но и автором названия „Серебряная Псалтирь“, которое нам всем очень понравилось. Был вариант „золотая“, но он как-то не прижился, тем более ассоциации у серебра более подходящие — это, во-первых, серебряные струны псалтири, во-вторых, духовные народные стихи и православные авторские песни — это как бы „серебряный век“ по сравнению с „золотым веком“ подлинных церковных песнопений.»

Первое, и очень приятное ощущение от фестиваля, которое, к счастью, только подтверждается на второй день — высокий уровень не только почетных гостей и участников гала-концерта, но и самих конкурсантов. Приглашение на роль председателя жюри народной артистки России Елены Камбуровой — само по себе свидетельство высокого художественного вкуса организаторов. Сама же Елена Антоновна признается, что принять приглашение ее побудила «возможность увидеть некий отряд сопротивления нашествию на русскую культуру и русское слово, во времена которого мы, к сожалению, живем». «Ожидания оправдались?» — «Да, вполне. Я приятно удивлена тем, что уровень участников конкурса оказался очень достойным. То, что такой фестиваль вообще появился — это большое дело. Думаю, что масштаб его, как и уровень участников, имеет хорошие перспективы развития».

Каждый год на «Серебряной Псалтири» возникают интересные новшества. В этом году в их числе — творческие мастерские, которые проводили почетные гости параллельно с конкурсным прослушиванием. Кроме того, концерты почетных гостей и лауреатов фестиваля в этом году было решено проводить не в один, а в оба дня фестиваля.

Помимо основной — взрослой, на «Серебряной псалтири» вот уже несколько лет с успехом проходит детская программа. Примечательно, что в ней принимают участие сами лауреаты и гости фестиваля. Многие из них специально для фестиваля готовят «детский блок».

Молодая певица, композитор, аспирантка Гнесинки Надежда Филатова — лауреат двух фестивалей «Серебряная псалтирь». Детские песни в ее репертуаре занимают особое место: «Пока у нас с мужем Алешей детей нет, и, наверное, детские песни восполняют мою тягу к материнству. Я люблю их писать и петь, часто, когда пою, сама им умиляюсь. Детский образ мне очень близок». Неудивительно — сам облик хрупкой Надежды с доверчивым взглядом огромных глаз полон детского очарования и чистоты.

Еще одно новшество: помимо музыкальных выступлений, в детскую программу входят показы мультфильмов с последующим их обсуждением со священником. Темы бесед самые насущные — «О покаянии», «О счастье», «О вере и добре», «О сострадании и любви к ближнему». В зале детей немного, что способствует доверительной атмосфере, а многие мысли из «детских бесед» родителям не менее интересны, чем детям. Например, размышление священника Владимира Зотова из Протвино о том, что ребенку полезнее просмотр одного мультфильма, обсуждение и игра в его героев, чем часовой мультсборник, который хотя и дает передохнуть маме, но оставляет в голове ребенка кашу из не переваренных образов.

Гала-концерт первого дня фестиваля открыла москвичка Светлана Копылова — любимица православных фестивалей. Ее очень ясные образные песни-притчи стали источником вдохновения и для молодых мультипликаторов. Сразу после «живого» выступления Светланы были показаны 2 мультфильма, снятые студентами петербургского киноинститута на сюжеты ее песен. Первый, о цирюльнике, не признающем существования Бога, снят в выразительной причудливой «гофмановской» манере. Во втором — о слепом больном, рассказывающем завистливому соседу о чудесной жизни за окном, черно-белая графика тонко соединена с цветными «детскими» вставками. Еще два мультфильма — о легендарной эскадрилье Нормандия-Неман и вариация на евангельскую фразу об благом учителе.

Москвичка Надежда Филатова, аккомпанируя себе на рояле, начинает свое выступление совсем свежей песней «Воскресение» на стихи Татьяны Шороховой. «Песня о Великом Посте», духовный стих «Воззвала душа» следуют друг за другом очень органично, а сам голос Надежды — высокий, заливистый, ясный, то звенит чистейшим оперным вокализмом, то ширится народным раздольем. Очень оригинальна песня «Небылица», с которой Надежда стала лауреатом первой «Серебряной псалтири». Тонкая грустная притча о хрупкости света, который важно хранить всем — и поющим, и внимающим. Но заканчивается выступление Надежды на веселой народной ноте, песней «Улица ты, улица!»

Обладатели гран-при первой «Серебряной Псалтири» — семейный ансамбль Клиндуховых из Сергиева Посада, — представляют цикл «Пушкинские эпиграфы». Двое юношей с гитарой и девушка сменяют друг друга в тихой романсовой неторопливости, заканчивая выступление хоровой песней «Ах, телега» — достойным образцом авторской песни.

Подхватывая «авторскую» эстафету, другой семейный ансамбль и лауреаты первого фестиваля, семья Некрасовых из Дубны исполняет песню, ставшую гимном «Серебряной Псалтири». «Вспомни, кто мы с тобой, чьи мы потомки» — мелодика, ритмика — классической авторской песни, напоминающей «Атлантов» Городницкого или народные хоровые хиты Юрия Визбора. Вообще, видно, что на «Серебряной Псалтыри» к авторской песне относятся с большим уважением. Неслучайно ключевые слова гимна фестиваля: «Мы ведь голос с тобой первого барда». Под «первым бардом» имеется в виду сам царь Давид с его псалтирью. В финале своего выступления ансамбль Некрасовых исполняет исторически-патриотическую песню родоначальника фестиваля, капитана и барда Игоря Козлова. «Берег наш, хоть на миг мелькни полоской синей, мы — сыны, а наши корабли — это тоже часть твоя, Россия».

Рождению дуэта гусляра Егора Стрельникова и поэтессы Натальи Пискуновой способствовал фестиваль «Серебряная Псалтырь». Наталья была лауреатом первой и второй «Псалтири», где она и познакомилась с Егором. К третьему фестивалю они обвенчались, а на четвертом их уже поздравляли с рождением дочки Лизы и… нового творческого дуэта. Очень трогательный и нежный дуэт — ладная, женственная Наталья и Егор, напоминающий обликом древнерусского князя. Песни их очень мелодичные, с тонким, образным поэтическим рядом, что, несомненно, является заслугой автора стихов — Натальи. Врезается в память «Колыбельная Иоанну Крестителю» — «Привыкай сынок, к пустыне, как к судьбе, где б ты ни был, жить отныне в ней тебе…».

В начале второго отделения зал буквально животворит радостная энергия Алексея Кириллова, брызжущая из его юмористических песен. На лирический авторский лад настраивают публику барды Игорь Петров и Владимир Чернов. Как всегда, живым и ярким оказывается выступление православного рок-гитариста Стаса Бартенева. Весьма самобытно творчество мурманского поэта и автора-исполнителя Николая Колычева. До глубины души трогают строки из стихотворения о пьяной матери, которой брезгуют все, кроме ее родных детей и финал — «Когда бы мы Россию так любили, тогда бы мы смогли ее поднять!». В последнее время Николай выпустил несколько альбомов своих песен и большой сборник стихов «Гармония противоречий». Образцом для молодых (и не только) исполнителей может служить выступление матушки Людмилы Кононовой из Вятки — выпускницы режиссерского факультета театрального института в Перми, великолепного православного поэта и матери троих детей. Но прежде всего она матушка — помощница священнику и поэту Андрею Кононову, с которым они составляют уникальный молитвенный, жизненный и творческий союз.

Отдельной номинацией фестиваля является поэтическая. Председатель поэтического жюри — поэт, первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов. Не все стихи, представленные на конкурс, проходят строгий профессиональный отбор, чувствуется, что некоторые созданы будто на заказ, на «православную тему». Работа жюри завершена и в этом году победительницей конкурса совершенно справедливо стала потрясающая женщина — слепой поэт Марина Архипова.

Вечером в «Сосновом бору» — пионерском лагере под Дубной, где разместили участников фестиваля, — продолжается творческая жизнь. В каждом из трех корпусов люди с гитарами собираются в общем зале и до полночи увлеченно делятся друг с другом песнями.

Второй день фестиваля в праздник Покрова Пресвятой Богородицы начинается с Литургии в дубненском храме Смоленской иконы Божией Матери.

Второй тур конкурса проходит на сцене большого зала дома культуры. Запоминаются московский бард и замечательная исполнительница фольклора Ирина Веденская и лиричнейшая Татьяна Хрящевская из Твери; звонкоголосые орловские казачки дуэт «Пара Лель»: Наталья Купреянова и Елена Малова; трогательный ансамбль «Серебряные ключи» — 15 детей и 15 мам, которых привели петь… сами дети, Галина Лупандина и Михаил Моисеев из Рыбинска с потрясающей песней-гимном об Александре Невском. Приятно, что практически все из запомнившихся участников в результате становятся лауреатами фестиваля.

Открытием концерта второго дня становится выступление выпускников Гнесинки, лауреатов «Серебряной псалтири» дуэта «Лошадкин лес» — балалаечника Дениса Забавского и певицы Любови Корнеевой. Достаточно сказать, что учителем Денис считает Алексея Архиповского — выдающегося русского балалаечника. Думается, через несколько лет Денис вполне может оказаться достойным соперником своему учителю. Пиццикато, флажолеты, тремоло — гитарные и балалаечные приемы в игре Дениса переплетены так живо и органично, что удовольствие от звуков балалайки почти перекрывает удовольствие от вокала Любови Корнеевой. Впрочем, ее голос — льющийся прихотливой и чистейшей фольклорной интонацией — безупречен.

После сольного выступления Денис бежит в гримерку — на джем-репетицию детского концерта Алексея Кириллова, пригласившего Дениса подыграть ему. Алексей — главный импровизатор фестиваля — предваряет детский концерт спонтанным выступлением в буфете «для буфетчиков и вас, дорогие зрители!». Детские песни сменяются «Горницей», вдохновленные Алексеем, в буфете начинают петь другие участники и сами зрители. Цель объединения всех в едином творческом порыве достигнута. Алексей подбивает Дениса на сюрприз — сыграть еще и на деджириду — смешном австралийском инструменте, сделанном из полой трубки австралийского дерева, и напоминающий звуком гул пущенной турбины. В результате, на концерте Алексея Кириллова и Дениса Забавского, тепло и весело всем — и детям и взрослым, несмотря на то, что в аудиториях и коридорах дома культуры — бодрящая прохлада. Это единственная трудность, над которой весело подшучивают участники.

Одна из постоянных зрительниц, Даша, сама подходит, чтобы поделиться впечатлениями: «Я на фестивале уже четвертый год. Приезжает много гостей, которые поют хорошие песни, читают хорошие стихи. Мне нравится. Мы приходим сюда с детьми, бабушками — и всем есть, что послушать, посмотреть. Мои любимые исполнители — группа «Лошадкин лес».

Что же, пожалуй, главное ощущение от «Серебряной Псалтири» — радость и надежда. Радость от открытия множества новых имен православных исполнителей и от того, что их намного больше, чем может вместить настоящая статья. Радость от творческого общения близких по духу людей. А надежда на то, что силы организаторов и исполнителей не иссякнут, и медленно, но верно, подлинная русская православная культура, лучшие образцы которой бережно собирает «Серебряная Псалтырь», будет возрождаться в повседневной жизни русских людей, а праздники обретут забытую духовную красу.

Любовь Павличенко

Темы: Дубненско-Талдомский округ, фестиваль


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.