Главная/Официальные документы/Прочие документы/2010/Март/11/

Сообщение иеромонаха Константина (Островского),
председателя Епархиального отдела религиозного образования и катехизации
на собрании благочинных и председателей отделов Московской епархии

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы!

Мое сообщение будет посвящено анализу последних общецерковных решений в отношении религиозного образования и катехизации. 2 февраля в Москве прошло заседание Архиерейского совещания Русской Православной Церкви, на котором с большим докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По итогам совещания были приняты официальные решения. Кроме того в конце прошлого года в Москве прошло годовое собрание столичной епархии, на котором Святейший Патриарх Кирилл также выступил с обширным докладом и рекомендовал правящим архиереям обратить внимание на это выступление.

В Московской епархии уже очень много сделано в деле возрождения церковного образования. Наши достижения известны всем, и в том числе Святейшему Патриарху, который положительно отметил в докладе на архиерейском совещании нашу деятельность.

В настоящем сообщении будут предложены задачи на будущее.

1) Преподавание духовно-нравственных предметов в светской школе.

2010 год объявлен в России Годом Учителя, и, в связи с этим, обращусь к теме взаимодействия духовенства и учительского сообщества.

«Считать важным развитие взаимодействия духовенства с православной педагогической общественностью с целью систематизации и обобщения передового педагогического опыта в Русской Православной Церкви» (Решение Архиерейского совещания).

Необходимо нам обратить самое серьезное внимание на установление добрых личных отношений с учителями, преподающими предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья».

В ряде благочиний такая работа проведена. Работает координационный совет на уровне благочиния и местного управления образования, ответственный по образованию и катехизации имеет добрые отношения с учителями, знает содержание того, что преподается в школах в рамках вышеуказанных предметов.

Наблюдается и обратная картина. В качестве примера можно привести ситуацию, когда из Отдела в благочиние приходит запрос данных, а ответственный по образованию для ответа черпает нужную информацию из внецерковных источников, сам такой информацией не обладая. Бывает ситуация, когда благочинный или ответственный по образованию и катехизации вообще не знает этих учителей, или знает по документам, но лично не знаком с учителями, преподающими церковно-просветительские предметы.

Как результат, мы имеем значительные расхождения в статистике. По данным Министерства образования Московской области в настоящее время в 919 школах преподаются духовно-нравственные предметы, а по статистике Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, которая выводится из годовых отчетов благочиний — в 575 школах. Такое различие в цифрах показывает, что в целом ряде благочиний нет достоверной информации об истинном положении дел в области духовного просвещения в школах. Необходимо исправлять ситуацию.

Предлагаются следующие действия. В каждом благочинии должен быть составлен список всех образовательных учреждений округа. Необходимо проработать этот список, войти в контакт с руководством школ. Понятно, что нас не везде радостно встретят, но отрицательный ответ — это тоже ответ. Для нас станет ясна объективная ситуация с преподаванием духовно-нравственных дисциплин.

Возможна ситуация, когда нам сообщат, что в школе преподаются «Основы православной культуры» или другой предмет с аналогичным содержанием, и это для нас будет новостью. В этом случае надо искать возможность познакомиться с учителем и установить с ним добрые отношения. В результате такого знакомства нам станет ясна реальная картина положения дел в данной школе.

Для налаживания добрых взаимоотношений между учителями и Церковью можно использовать многочисленные мероприятия, проводимые в рамках сотрудничества между Московской епархией и министерством образования Московской области. Необходимо приглашать на церковные праздники этих учителей, поддерживать их церковной и православной педагогической литературой (по возможности бесплатно), устраивать для них паломнические поездки, встречи и круглые столы на актуальные темы.

В ряде благочиний существует прекрасный опыт, когда создан координационный совет по взаимодействию между благочинием и управлением образования. Необходимо, где это возможно, создавать такие советы и включать в состав совета активных тружеников на ниве духовного просвещения.

Не секрет, что все существующие курсы переподготовки учителей предмета «Основы православной культуры» выполняют функцию лишь первичного знакомства учителей с православием. Ответственным по образованию в благочиниях необходимо быть информированными о том, что именно и по каким пособиям преподается преподавателями предмета «Основы православной культуры» в школах округа в рамках данного курса. Известно, что иногда под предметом «Основы православной культуры» преподаются знания, не соответствующие названию предмета. В таком случае необходимо, если это возможно, исправлять ситуацию.

2) Методический кабинет и реестр учителей православной культуры.

«Считать целесообразным создание при епархиальных отделах религиозного образования методических кабинетов для улучшения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах и работы православных учебных заведений, а также подготовки в епархиях реестра учителей православной культуры, имеющих необходимую квалификацию и рекомендацию от епархии." (Решение Архиерейского совещания).

Методический кабинет как отдельная структура в составе Епархиального отдела религиозного образования и катехизации до сего дня не существовал. Необходимость такой структуры назрела, и ее предполагается в ближайшем будущем организовать. Проводятся предварительные консультации с рядом членов Отдела, имеющих соответствующий опыт.

Списки учителей предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» существуют как в виде приложения в епархиальном годовом отчете Отдела, так и в областном министерстве образования. Квалификацию эти учителя получают на курсах переподготовки при нескольких светских ВУЗах Московской области.

Что же касается рекомендации этим учителям от епархии — это большой и новый для нас вопрос. В идеале мы должны были бы участвовать в процессе подготовки этих учителей и последующей их аттестации. Но предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» — светские, и на сегодняшний день подготовка и аттестация учителей является прерогативой Министерства образования Московской области.

Для предоставления рекомендации от епархии потребуется переаттестация всех учителей, которых в нашей области больше тысячи. Конечно, это даст нам объективную картину того, как в реальности преподаются «Основы православной культуры» в школе, но, с другой стороны, здесь необходима соответствующая правовая основа и согласие светской власти. Поэтому данный вопрос пока открыт.

3) Воскресные школы.

В своем слове на епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Что касается воскресных школ, то здесь также предстоит большая работа по систематизации существующего учебно-методического материала и пособий. Но уже в настоящее время необходимо озаботиться увеличением количества таковых школ, повышением их образовательного уровня, изысканием дополнительных источников финансирования, улучшением бытовых условий». (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы).

Об этом же многократно на епархиальных собраниях и на собраниях благочинных говорил и наш Правящий архиерей митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

На конец 2009 года в Московской епархии воскресные школы действовали при 584 приходах. Всего в Московской епархии 1112 приходов.

Понятно, что в отдаленной малонаселенной деревне сложно организовать церковно-приходскую школу, но недопустимо, чтобы ее не было в городе или ином многонаселенном пункте.

Необходимо продолжить работу по открытию воскресных школ при храмах. В епархии есть ряд крупных и успешных воскресных школ, есть ряд священников, которые имеют значительный опыт в этой области и могут дать необходимые консультации при открытии школы. В церковных книжных магазинах издано и продается немалое количество литературы в помощь преподавателю воскресной школы.

4) Совместные мероприятия с Министерством образования Московской области.

В Московской епархии сложился целый «Церковно-образовательный год», состоящий из ряда крупных мероприятий, проводимых совместно Министерством образования Московской области и Московской епархией. Эти мероприятия уже стали традиционными.

Скажу о некоторых проблемах.

Необходимо начинать подготовку к мероприятиям заранее, а не в последний момент. Особенно ответственно необходимо подходить к подготовке Областных образовательных рождественских чтений. Из опыта подготовки сводного плана чтений по епархии, который составляется на основе совместных планов благочиний и управлений образования, видно, что целый ряд благочиний относится к этому важному мероприятию формально.

Приведу примеры:

1) В некоторые планы проведения Чтений вписывались мероприятия всего календарного года (например, мероприятия, проводимые весной).

2) К мероприятиям в рамках Чтений приписывались мероприятия, не имевшие по содержанию никакого отношения к Чтениям.

3) Бывали случаи, когда план Чтений от благочиния и района не совпадал, из чего было видно, что на местах не было совместного обсуждения плана.

5) Православные гимназии

Хочу проинформировать, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Синодальный отдел религиозного образования и катехизации начал процесс церковного лицензирования всех православных образовательных учреждений на территории России. Главным требованием для внесения школы в общецерковный реестр православных школ будет, «чтобы учредителями всех школ, гимназий и лицеев, называющих себя православными, были либо Патриархия, как единственный учредитель, либо совместно с монастырями, приходами, общественными организациями или частными лицами, но непременно на условиях, когда Церковь имеет более 50%. Только так можно добиться ответственного наблюдения за учебным и воспитательным процессом, способным обеспечить соответствие данного учебного заведения определению «православное». (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы).

В отношении финансирования деятельности имеются известные трудности, которые, как мы надеемся, будут решены в рамках доброго сотрудничества Московской епархии и Правительства Московской области.

6) Катехизация

В ряде выступлений перед различными аудиториями, а также на епархиальном собрании г. Москвы и на архиерейском совещании Святейший Патриарх Кирилл много говорил о катехизации.

Отмечу два момента.

1) В своем слове на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл сказал, что «Принятию церковного Таинства ─ крещения, бракосочетания ― должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации. Было бы очень полезно продумать способы духовного сопровождения брачующихся со стороны священника, совершившего таинство. К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм на соседней улице, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления». (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы).

Очевидно, что эта проблема существует и в нашей епархии и требует решения.

2) В течение прошедшего года Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался по поводу необходимости введения в приходской штат социальных работников, катехизаторов и молодежных руководителей. Святейший Патриарх подчеркивал, что эти люди должны получать достойную заработную плату.

Предлагается со вниманием отнестись к этой инициативе Предстоятеля нашей Церкви и начать ее практическое воплощение. В связи с этим можно обратить особое внимание на студентов заочного отделения Коломенской православной духовной семинарии из числа мирян, а также на абитуриентов в духовные семинарии. Многие из них могли бы пройти хорошую церковную практику, потрудившись на благо Церкви на поприще катехизаторов и социальных работников до принятия священного сана.


+



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.