Сообщение иеромонаха Константина (Островского),
председателя Епархиального отдела религиозного образования и катехизации
на собрании благочинных и председателей отделов Московской епархии
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы!
Мое сообщение будет посвящено анализу последних общецерковных решений в отношении религиозного образования и катехизации. 2 февраля в Москве прошло заседание Архиерейского совещания Русской Православной Церкви, на котором с большим докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По итогам совещания были приняты официальные решения. Кроме того в конце прошлого года в Москве прошло годовое собрание столичной епархии, на котором Святейший Патриарх Кирилл также выступил с обширным докладом и рекомендовал правящим архиереям обратить внимание на это выступление.
В Московской епархии уже очень много сделано в деле возрождения церковного образования. Наши достижения известны всем, и в том числе Святейшему Патриарху, который положительно отметил в докладе на архиерейском совещании нашу деятельность.
В настоящем сообщении будут предложены задачи на будущее.
1) Преподавание
2010 год объявлен в России Годом Учителя, и, в связи с этим, обращусь к теме взаимодействия духовенства и учительского сообщества.
«Считать важным развитие взаимодействия духовенства с православной педагогической общественностью с целью систематизации и обобщения передового педагогического опыта в Русской Православной Церкви» (Решение Архиерейского совещания).
Необходимо нам обратить самое серьезное внимание на установление добрых личных отношений с учителями, преподающими предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья».
В ряде благочиний такая работа проведена. Работает координационный совет на уровне благочиния и местного управления образования, ответственный по образованию и катехизации имеет добрые отношения с учителями, знает содержание того, что преподается в школах в рамках вышеуказанных предметов.
Наблюдается и обратная картина. В качестве примера можно привести ситуацию, когда из Отдела в благочиние приходит запрос данных, а ответственный по образованию для ответа черпает нужную информацию из внецерковных источников, сам такой информацией не обладая. Бывает ситуация, когда благочинный или ответственный по образованию и катехизации вообще не знает этих учителей, или знает по документам, но лично не знаком с учителями, преподающими
Как результат, мы имеем значительные расхождения в статистике. По данным Министерства образования Московской области в настоящее время в 919 школах преподаются
Предлагаются следующие действия. В каждом благочинии должен быть составлен список всех образовательных учреждений округа. Необходимо проработать этот список, войти в контакт с руководством школ. Понятно, что нас не везде радостно встретят, но отрицательный ответ — это тоже ответ. Для нас станет ясна объективная ситуация с преподаванием
Возможна ситуация, когда нам сообщат, что в школе преподаются «Основы православной культуры» или другой предмет с аналогичным содержанием, и это для нас будет новостью. В этом случае надо искать возможность познакомиться с учителем и установить с ним добрые отношения. В результате такого знакомства нам станет ясна реальная картина положения дел в данной школе.
Для налаживания добрых взаимоотношений между учителями и Церковью можно использовать многочисленные мероприятия, проводимые в рамках сотрудничества между Московской епархией и министерством образования Московской области. Необходимо приглашать на церковные праздники этих учителей, поддерживать их церковной и православной педагогической литературой (по возможности бесплатно), устраивать для них паломнические поездки, встречи и круглые столы на актуальные темы.
В ряде благочиний существует прекрасный опыт, когда создан координационный совет по взаимодействию между благочинием и управлением образования. Необходимо, где это возможно, создавать такие советы и включать в состав совета активных тружеников на ниве духовного просвещения.
Не секрет, что все существующие курсы переподготовки учителей предмета «Основы православной культуры» выполняют функцию лишь первичного знакомства учителей с православием. Ответственным по образованию в благочиниях необходимо быть информированными о том, что именно и по каким пособиям преподается преподавателями предмета «Основы православной культуры» в школах округа в рамках данного курса. Известно, что иногда под предметом «Основы православной культуры» преподаются знания, не соответствующие названию предмета. В таком случае необходимо, если это возможно, исправлять ситуацию.
2) Методический кабинет и реестр учителей православной культуры.
«Считать целесообразным создание при епархиальных отделах религиозного образования методических кабинетов для улучшения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах и работы православных учебных заведений, а также подготовки в епархиях реестра учителей православной культуры, имеющих необходимую квалификацию и рекомендацию от епархии." (Решение Архиерейского совещания).
Методический кабинет как отдельная структура в составе Епархиального отдела религиозного образования и катехизации до сего дня не существовал. Необходимость такой структуры назрела, и ее предполагается в ближайшем будущем организовать. Проводятся предварительные консультации с рядом членов Отдела, имеющих соответствующий опыт.
Списки учителей предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» существуют как в виде приложения в епархиальном годовом отчете Отдела, так и в областном министерстве образования. Квалификацию эти учителя получают на курсах переподготовки при нескольких светских ВУЗах Московской области.
Что же касается рекомендации этим учителям от епархии — это большой и новый для нас вопрос. В идеале мы должны были бы участвовать в процессе подготовки этих учителей и последующей их аттестации. Но предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» — светские, и на сегодняшний день подготовка и аттестация учителей является прерогативой Министерства образования Московской области.
Для предоставления рекомендации от епархии потребуется переаттестация всех учителей, которых в нашей области больше тысячи. Конечно, это даст нам объективную картину того, как в реальности преподаются «Основы православной культуры» в школе, но, с другой стороны, здесь необходима соответствующая правовая основа и согласие светской власти. Поэтому данный вопрос пока открыт.
3) Воскресные школы.
В своем слове на епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Что касается воскресных школ, то здесь также предстоит большая работа по систематизации существующего
Об этом же многократно на епархиальных собраниях и на собраниях благочинных говорил и наш Правящий архиерей митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
На конец 2009 года в Московской епархии воскресные школы действовали при 584 приходах. Всего в Московской епархии 1112 приходов.
Понятно, что в отдаленной малонаселенной деревне сложно организовать
Необходимо продолжить работу по открытию воскресных школ при храмах. В епархии есть ряд крупных и успешных воскресных школ, есть ряд священников, которые имеют значительный опыт в этой области и могут дать необходимые консультации при открытии школы. В церковных книжных магазинах издано и продается немалое количество литературы в помощь преподавателю воскресной школы.
4) Совместные мероприятия с Министерством образования Московской области.
В Московской епархии сложился целый «
Скажу о некоторых проблемах.
Необходимо начинать подготовку к мероприятиям заранее, а не в последний момент. Особенно ответственно необходимо подходить к подготовке Областных образовательных рождественских чтений. Из опыта подготовки сводного плана чтений по епархии, который составляется на основе совместных планов благочиний и управлений образования, видно, что целый ряд благочиний относится к этому важному мероприятию формально.
Приведу примеры:
1) В некоторые планы проведения Чтений вписывались мероприятия всего календарного года (например, мероприятия, проводимые весной).
2) К мероприятиям в рамках Чтений приписывались мероприятия, не имевшие по содержанию никакого отношения к Чтениям.
3) Бывали случаи, когда план Чтений от благочиния и района не совпадал, из чего было видно, что на местах не было совместного обсуждения плана.
5) Православные гимназии
Хочу проинформировать, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Синодальный отдел религиозного образования и катехизации начал процесс церковного лицензирования всех православных образовательных учреждений на территории России. Главным требованием для внесения школы в общецерковный реестр православных школ будет, «чтобы учредителями всех школ, гимназий и лицеев, называющих себя православными, были либо Патриархия, как единственный учредитель, либо совместно с монастырями, приходами, общественными организациями или частными лицами, но непременно на условиях, когда Церковь имеет более 50%. Только так можно добиться ответственного наблюдения за учебным и воспитательным процессом, способным обеспечить соответствие данного учебного заведения определению «православное». (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы).
В отношении финансирования деятельности имеются известные трудности, которые, как мы надеемся, будут решены в рамках доброго сотрудничества Московской епархии и Правительства Московской области.
6) Катехизация
В ряде выступлений перед различными аудиториями, а также на епархиальном собрании г. Москвы и на архиерейском совещании Святейший Патриарх Кирилл много говорил о катехизации.
Отмечу два момента.
1) В своем слове на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл сказал, что «Принятию церковного Таинства ─ крещения, бракосочетания ― должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации. Было бы очень полезно продумать способы духовного сопровождения брачующихся со стороны священника, совершившего таинство. К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм на соседней улице, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления». (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы).
Очевидно, что эта проблема существует и в нашей епархии и требует решения.
2) В течение прошедшего года Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался по поводу необходимости введения в приходской штат социальных работников, катехизаторов и молодежных руководителей. Святейший Патриарх подчеркивал, что эти люди должны получать достойную заработную плату.
Предлагается со вниманием отнестись к этой инициативе Предстоятеля нашей Церкви и начать ее практическое воплощение. В связи с этим можно обратить особое внимание на студентов заочного отделения Коломенской православной духовной семинарии из числа мирян, а также на абитуриентов в духовные семинарии. Многие из них могли бы пройти хорошую церковную практику, потрудившись на благо Церкви на поприще катехизаторов и социальных работников до принятия священного сана.