в Московской епархии: задачи и перспективы
Издательской деятельностью Московская епархия занимается уже два десятилетия: началась она с подготовки и выхода в свет первых номеров журнала «Московские епархиальные ведомости», совсем тоненького, напечатанного на серой газетной бумаге — но весьма востребованного в то трудное время, когда устремившийся в храмы народ не имел ни молитвословов, ни Евангелия. Именно эта задача — утолить духовный голод жителей Подмосковья — стояла перед издателями журнала. Сегодня «Московские епархиальные ведомости» выходят тиражом более 10 тысяч экземпляров; объем этого прекрасно иллюстрированного журнала достигает 250 полос, а собственной издательской деятельностью занимаются все без исключения благочиния и монастыри Московской епархии; на информационном поле Подмосковья не оставалось ни одного «невозделанного участка».
Созданная пятнадцать лет назад по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епархиальная комиссия по издательской деятельности и взаимодействию со средствами массовой информации, преобразованная позднее в Епархиальный отдел, организует и координирует работу, о масштабах которой говорят цифры: в минувшем году вышло в свет более двухсот наименований книг и брошюр, сотнями исчисляется количество периодических изданий — журналов, газет, приходских и монастырских листков; программы о жизни Церкви выходят в Московской области везде, где есть радио- и телевизионные каналы. Епархиальные средства массовой информации занимают заметное место в информационной сфере Подмосковья — и это не простое присутствие, но и активное участие в формировании информационной политики.
Но никакие успехи в этой области не могут быть основанием для самоуспокоенности: нести народу слово Божие — одна из важнейших и непреходящих задач Церкви. В свете доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля и постановлений этого совещания перед нами открываются новые горизонты как в работе со СМИ, так и в собственной издательской деятельности. Это касается как серьезных качественных требований к издательской работе, так и новых стратегических подходов к информационной деятельности Церкви. Некоторые соображения о том, как успешнее эти задачи решить в пределах Московской епархии, изложены в данной статье.
В постановлении Архиерейского совещания 2010 года отмечена необходимость обязательного рецензирования Издательским советом Русской Православной Церкви, с последующим присвоением соответствующих грифов, всех изданий, предназначенных для распространения через церковную систему, а также обязательность представления продукции епархиальных, монастырских и приходских издательств в Издательский совет после получения разрешения от правящего архиерея.
В докладе Его Святейшества рекомендовано создавать в епархиях местные органы контроля качества продаваемых на церковных прилавках изданий; этим епархиальным службам следует работать в координации с Издательским Советом. В Московской епархии эти функции усвоены Епархиальному совету по издательской деятельности и работе со СМИ. Но до недавнего времени в Епархиальный отдел поступали книги либо уже вышедшие из печати, либо — на стадии подготовки — те, на которые испрашивалось благословение Правящего архиерея. Сейчас каждая книга уже на стадии подготовки к изданию должна быть самым внимательным образом изучена с тем, чтобы оградить людей, приходящих в храмы, от некачественной продукции. Но это касается не только наших собственных изданий.
Не секрет, что большинство храмов приобретает литературу у поставщиков, доставляющих книги непосредственно в храм. При этом нередки попытки предложить книги псевдоправославного содержания. Так, в прошлом году назад нами была пресечена попытка распространения сборника, изданного при участии запрещенного в священнослужении раскольника. Книга эта, наряду с добротной православной литературой, оказалась в ассортименте одной из книготорговых фирм.
Сотрудникам Епархиального отдела по издательской деятельности необходимо постоянно контролировать ассортимент книжных лавок благочиния с тем, чтобы исключить распространение некачественной или псевдоправославной литературы, попадающей в церковные магазины и лавки, а иногда становящейся угрозой церковному миру. На собраниях благочиния следует знакомить духовенство с достойными новинками православной литературы, а также, если такая информация будет появляться, предупреждать о непригодных для православного храма изданиях.
Это поможет решить и еще одну поставленную перед нами задачу — формирование библиотек при крупнейших городских храмах и монастырях. Эти библиотеки, говорится в постановлении Архиерейского совещания, должны стать
Еще одна задача, стоящая перед нами — повсеместное празднование Дня православной книги 14 марта. Епархиальным отделом проведена определенная подготовка к этому дню, и во всех благочиниях Московской епархии он празднуется на достойном уровне. В каждом муниципальном образовании при содействии местных управлений культуры подготовлены программы проведения праздника и организованы выставки православной книги. При этом, в зависимости от местных условий, выставки организуются на базе центральных библиотек, музеев, картинных галерей — там, где с ними сможет ознакомиться как можно больше людей. К участию в торжественном открытии приглашаются учащиеся, педагогическая общественность, работники культуры.
Типовая программа праздника включает в себя проведение
Следует сказать еще об одной задаче, поставленной в докладе Святейшего Патриарха: о нашей тактической работе в области информационного взаимодействия общества и Церкви в целом, а не только ее синодальных структур. Можно с удовлетворением сказать, что такое взаимодействие у нас налажено как на уровне всей епархии, так и на местах. Все значимые события епархиальной жизни освящаются в прессе, а также в новостных программах телеканала «Подмосковье», с которым у нас налажена работа на постоянной основе. По несколько раз в неделю выезжают съемочные группу в наши монастыри и храмы; жизнь епархии освещается как в новостных, так и в тематических программах.
Но и здесь у нас есть, над чем поработать. Видимо, пришло время создавать банк данных о готовящихся событиях и намечаемых мероприятиях. Сведения о них должны заранее передаваться в Епархиальный отдел по работе со СМИ с тем, чтобы обеспечить полную информационную поддержку этих мероприятий.
В завершение напомним слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что наша работа должна строиться «с привлечением широкого круга различных специалистов и экспертов, с опорой на духовные школы». В Московской епархии к этой работе уже на школьной скамье готовятся будущие пастыри — студенты Коломенской Православной Духовной семинарии, активно включились в нее и светские журналисты — те, кто профессионально работая в светских СМИ, освещает церковную тематику. Чуть больше года назад был создан союз православных журналистов Подмосковья «Верное слово».
С уверенностью можно сказать, что на информационном поле Подмосковья верное слово о жизни Церкви зазвучит в полную силу.