Закончив говорить о необходимости бодрствования, о злой участи того раба, который легкомысленно скажет: «не скоро придет господин мой» (Мф. 24,
Дело в том, что этот елей такого рода, что его никогда не может быть достаточно, а тем более — с избытком. Не может быть у человека никаких «сверхдолжных заслуг», которыми можно было бы поделиться. Истинные праведники, день и ночь проводя в трудах, — ни во что ставят эти труды, все время видя перед собой Божию любовь и Божие совершенство. Именно — день и ночь, потому что — вот, уже полночь, когда, казалось бы, какая торговля? — а они искренне советуют неразумным: «чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». И неразумные послушались, пошли и даже, кажется, преуспели. Но все-таки они безнадежно опоздали, потому что приобретать надо не тогда, когда тебя уже обжигает приближение Небесного Жениха. Тут уже не о нищих надо заботиться, продавая для этого драгоценное миро, но — помазать этим миром ноги дорогому гостю (Ин. 12,
Но ведь все-таки горел огонь у неразумных дев! Значит все же было в них чему гореть, значит все-таки не совсем чужды Господу были они… Да, Господь и подавшего стакан воды обещал не оставить без награды. Награда же — и есть огонек радости в душе, чувство успокоенной совести. И беда наша, что — теплится огонек, и ладно! Так и от добрых дел ищем лишь человеческой благодарности, и от молитвы — лишь благодатных ощущений. И ухитряемся так же относиться даже к высоким духовным дарам. В древней Церкви, например, были разные степени даров Святого Духа: дар вдохновенного говорения иными языками, дар истолкования языков, дар пророчества. Говорение языками было великим утешением для христианина. Горит!.. — радостно ощущал он, когда неведомая сила исторгала из его уст неведомые ранее слова. И Апостолу приходилось возвращать таких к реальности: А что, если в это время, — говорил он, — «войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь»? «А потому говорящий на незнакомом языке» не успокаивайся на этом, но «молись» о большем, «о даре истолкования» (1 Кор. 14, 13). И тогда, если вы пророчествуете, «и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог»!
Да, только если твердо знаешь и постоянно чувствуешь, что «с нами Бог», то и елея всегда хватит, и переоценивать его не будешь; и будешь знать, что делать, когда приблизится Небесный Жених.