Продолжая разговор с иудеями, Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». На что иудеи ответили: «теперь узнали мы, что бес в Тебе; Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек».
Не зря Господь говорил, что их отец диавол. Для них торжество смерти как торжество истины. Они не верят, что смерть можно победить. Они даже смерть своих пророков и праведников приводят в пример, как некую добродетель: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты себя делаешь?»
Это поистине апостолы смерти, и они готовы всякого, кто скажет против нее слово, тут же отправить в ее область. Они верно служат своему отцу.
Но напрасно они будут ждать верности от него: ведь он ложь и отец лжи. Он лжет уже в том, что смерть, это просто не видеть и не слышать. Так и Авраам, по их мнению, не мог увидеть день Господень.
Господь же прямо говорит: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». И отсюда следует жуткий вывод: значит, тот, кто не соблюдет слово Господне, тот хочет он этого или не хочет, верит он в это или не верит, увидит собственную смерть, не умирание, а именно смерть? Ну, а как же может быть иначе? Если смерть просто ничто, как можно иметь ключи смерти и ада? (Откр.1,18). Как она может быть первой и второй (Откр.20,6)? И как она может отдавать своих мертвецов? (Откр.20,13).
Но при этом Господь запрещает исследовать тайны смерти, спускаться в «так называемые глубины сатанинские» (Откр.2,24). Он, напротив, зовет нас соблюсти слово Его, чтобы как раз не увидеть смерти вовек. Своей крестной жертвой Он сделал это возможным, и церковная история дает много примеров. На первом месте, конечно, Успение Божией Матери. Когда пришло время, Сам Господь явился и со славой вознес Ее душу.
Святитель Игнатий в своем «Слове о смерти» приводит случаи безболезненного и радостного перехода в иной мир. К одному подвижнику, когда настал час кончины, явились архангелы Михаил и Гавриил.»Один сел по правую, другой по левую сторону странника, и начали упрашивать душу его, чтобы она вышла. Она не хотела оставить тела и не выходила. Тогда Гавриил сказал Михаилу: «возьмем душу и пойдем». Михаил отвечал: «нам велено Господом взять ее без болезни, не можем употребить насилия». И только когда Господь послал Давида с другими небесными певцами, «душа, услышав псалмопение и гласы их, вышла,
и принята была с радостью».
«Когда настало время умирать преподобному Сисою, просветилось лицо его, и он сказал сидевшим у него отцам: вот пришел авва Антоний. Помолчав несколько, сказал: вот лик пророческий пришел. Потом просветился более, и сказал: вот пришел лик апостольский. И опять сугубо просветилось лицо его: Ангелы
И еще более засияло лицо его, как солнце. Все убоялись. Он сказал им: смотрите, Господь пришел и изрек: принесите Мне избранный сосуд из пустыни. С этими словами он испустил дух».
Когда преставилась покаявшаяся Таисия, старец, который сопровождал ее, проснулся и видит: «образовался некий путь от того места, где почивала Таисия, до неба; Ангелы Божии возносят ее душу. Он встал и начал будить ее, но она уже скончалась».
Бог только тогда Бог, когда Он Бог не мертвых, но живых, когда Его слово сильно побеждать и самую смерть. Пусть она ополчится на тебя, обступит со всех сторон, но ты невредимо пройдешь посреди сени смертной, как и Сам Господь невредимым прошел посреди толпы иудеев, уже поднявших на Него камни.