Продолжая Свою последнюю беседу, Господь сказал, обращаясь к Филиппу: «разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» В этом вопросе детское, простосердечное удивление. И правда, удивительно, что человек не верит Богу, творение своему Творцу, образ и подобие своему Первообразу. Удивительно, что очень немногим Господь может просто сказать: «Верьте Мне». Гораздо больше тех, кому Он говорит: «
а если не так, то верьте Мне по самым делам».
Но высота для всех одна, содержание веры одно для всех, и в Своей последней беседе Господь говорит: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». Верьте, что «Я говорю не от себя; Отец, пребывающий во мне, Он творит дела». В этих немногих словах Господь продолжает открывать великую тайну, учит вере не просто в единого Бога, и даже не просто в Бога Отца и Бога Сына; но в Бога Отца и в Бога Сына, неразрывно и непостижимо, взаимопроникновенно соединенных любовью. Отец весь в Сыне, и Сын весь в Отце. Нет ничего, что бы разъединяло Их. Есть только любовь, которая и не дает Им быть двумя богами.
И именно эта вера, именно это конкретное знание о Боге имеется в виду, когда далее говорится: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». Потому что знание единства Отца и Сына открывает и нам возможность в это единство войти. Сказав о Себе и Отце, Господь тут же говорит о Себе и о нас: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». О Себе Господь говорит: «если чего попросите» (не у Меня, а) «у Отца во Имя Мое», (то не Отец, а Я с полной готовностью) «то сделаю», (и сделаю с единственной целью), «да прославится Отец в Сыне». Так и когда у Христа просят, а раб Христов видимо совершает, то это Христос, пребывающий в нем, «Он творит дела», и если говорит раб Христов, то говорит он «не от себя», и все делает с единственной целью: чтобы возрастала слава Христова ко спасению всех людей.
Но о каком же «том дне» говорит Господь: «в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»? Конечно, имеется в виду тот «День Господень, великий и славный» (Деян.2,20), когда окончательно пришедший на землю Господь «осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4,5).
Но и всякий день, когда церковь собирается для молитвенного и таинственного общения с Господом, называется днем Господним, и носит на себе отблеск грядущего великого дня.
И сегодня Деяния Апостолов повествуют об одном из таких дней. Однажды христиане города Троады собрались на воскресное богослужение «для преломления хлеба». Апостол Павел тоже был здесь, «беседовал с ними, и продолжил слово до полуночи». Люди слушали, забыв о времени, не заметив, как подошла полночь. У всех было «одно сердце и одна душа» (Деян.4,3). И вдруг «юноша,
сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и
упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым». Тогда Павел, «сошед, пал на него, и обняв его, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем. Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и не мало утешились».
Для внешних это сверхъестественно и невероятно. Но для тех, кто вместе с Павлом прославлял Воскресшего Господа, воскресение юноши просто не могло не произойти. Ведь способность совершать чудеса, если она от Бога, это не просто сила, чтобы распоряжаться ею по своей воле. Чудо, содеянное в Боге, это следствие живого соединения людей со Христом и друг с другом, как и Сам Христос соединен с Богом Отцом.
А если славить нам хочется не Христа, а самого чудотворца, то надо призадуматься. Господь предупредил: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». А если нет не только соблюдения заповедей, но даже и знания их, и при этом человек дерзает возлагать руки на больных, что сказать о таком «чудотворце и целителе»?
Господь обещал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Не прельстимся же в ожидании нашего Небесного Отца никаким могуществом и силой, чтобы не быть нам отлученными от любви Христовой, в которой и могущество, и сила, и жизнь. «Ибо Я живу, и вы будете жить», говорит Господь.