Апостол пишет в послании к Римлянам: «Бог верен, а всякий человек лжив». И пророк Давид свидетельствует: «нет праведного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны».
И вот, проповедник Христов стоит пред лицом этой всеобщей человеческой неверности. Даже сынам богоизбранного народа он должен доказывать, что они напрасно надеются на свое избранничество, а также на обрезание, как на внешний знак этого избранничества, если сердца их не принадлежат Богу. «Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве».
Но тут же Апостол говорит, что все-таки и к избранничеству по плоти, и к обрезанию нельзя относиться пренебрежительно. «Итак, какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания?
Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие».
Конечно, обрезание в Новом Завете утратило свое значение.
Но дело в том, что лукавый человек вообще лишь до тех пор дорожит внешними знаками, пока они являются знаками избранничества и господства. Но как только начинает чувствовать, что они становятся знаками подчиненности и ответственности, тут же уходит в другую крайность: начинает утверждать, что внешнее вообще ничто, а важно только то, что «в душе». И ускользает от положительной религии в чистый, безответственный идеализм.
Наше лукавство бесконечно. И если даже прижат в угол, если ничего не можешь возразить против факта своей вины, можно придумать и такой поистине сатанинский «логический» ход: да, мы грешники; да, во всем видна наша неправда и Божия правда. Но если так, если «наша неправда открывает» и подчеркивает «правду Божию, то что скажем? Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев?» «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? и не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?:» И открывается бесконечный путь делания зла. Бог же заведомо объявляется несправедливым, если вздумает изъявлять гнев.
Некоторые так и понимали христианство, и злословили христиан, будто они учат специально делать «зло, чтобы вышло добро».
Что же, действительно, даже величайшее зло, богоубийство Бог обратил в величайшее благо спасения человечества. «Бог верен» Своему творению. Даже еще не искупленным и не примиренным Он с отеческой заботой говорит: «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Ваш Небесный
»
Но оттого что Бог верен и человеколюбив, зло не становится добром, ложь не становится правдой, и богоубийство не становится боголюбием. Бог не нуждается в тьме, которая бы выгодно оттеняла Его присносущный свет, и тьме нечем гордиться и не на что надеяться, а напротив: «праведен суд на таковых». Наше лукавство всегда обернется к нашему посрамлению. Да и зачем оно, если Отец Небесный, в отеческой простоте, и так всегда «даст блага просящим у Него».