«Якоже купина не сгараше опаляема,
тако, Дево, родила еси, и Дева пребыла еси».
(Воскресный догматик
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
17 сентября — день всецерковного почитания одного из особо любимых русским народом образов Пресвятой Богородицы, именуемого «Неопалимая Купина». Перед этой иконой люди издревле молились Божией Матери, прося защиты «от огненного запаления». И поныне икона является покровительницей людей, посвятивших свою жизнь борьбе со стихийными бедствиями.
Эта дата церковного календаря была выбрана для прославления иконы Богоматери не случайно: в этот день Православная Церковь совершает память великого пророка и боговидца Моисея, с жизнью которого связано событие, давшее название прославляемому ныне образу Царицы Небесной.
Послушаем слова Священного Писания: «Однажды пришел Моисей к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3: 2–6). Такими словами сам пророк Моисей повествует о виденном и пережитом им на горе Хориве. Это первое явление Бога Моисею, с которого и началось его пророческое служение. Господь повелевает ему вывести угнетаемый в Египте народ израильский в Землю Обетованную, обещая ему Свою помощь и укрепление.
Ветхий Завет — это время ожидания Грядущего Искупителя, Который станет «исполнением Закона и пророков». Многое, о чём читаем мы в Ветхозаветных Писаниях, помимо конкретного исторического смысла, имеет и прообразовательное значение и прикровенно указывает на то, ради чего Господь хранил и с такой заботой промышлял о израильском народе, ради чего дал ему Закон, ради чего посылал к нему пророков — это приуготовление человечества к встрече со своим Спасителем.
Та же двойственная символика присутствует в видении Моисеем неопалимой купины: с одной стороны этим образно явлено бедственное, но все же несломленное состояние народа Божия в Египте, а с другой стороны сокрыт таинственный вневременный смысл. Святитель Кирилл Александрийский так толкует это событие: «Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может всё побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2:9), то есть, Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества Своего, чтобы быть доступным для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это прообразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповреждённым сохранивший дерево… Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого дерева; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе».
Святитель Кирилл, размышляя о видении пророка Моисея, упоминает о «храме Девы», в который вселилось Божество Христово. Пришествие в мир Солнца Правды Христа, Боговоплощение, а значит и спасение, даруемое всем нам во Христе Иисусе, стало возможным только с рождением на земле Девы Марии. Её глубочайшее смирение и чистота, Её доверие и открытость для действия Промысла Божия соделали Её достойной вместить в Своей утробе Невместимого.
«Бог наш есть огонь, поядающий» (Евр. 12:29), — говорит святой апостол Павел. Многократно Богоявления Ветхого Завета сопровождались видением огненной стихии, всесильной, повергающей человека в страх и трепет. И вот огонь Божества Христова снисходит во утробу Богоотроковицы, для того чтобы исполнить уже совершённую в предвечных советах Божиих «велию благочестия тайну»
(1 Тим. 3:16). И происходит чудо: Матерь Божия вмещает в Своей утробе Владыку Вселенной и пребывает неопальна. Пресвятая Богородица явила миру, что огонь Божества может не только поядать, не только попалять, но и освящать, и согревать, и очищать человека от греховной скверны.
Очень часто на иконе «Неопалимая Купина» Матерь Божия изображается с лестницей, приставленной к Её плечу. Эта лестница символизирует сошествие на землю Сына Божия, воспринявшего от пречистых кровей Пресвятой Девы человеческое естество. Но вместе с этим каждый из нас по этой лестнице может и должен взойти в небесную славу.
Мы живем в спасительные новозаветные времена, когда Христом уже совершено спасение мира. Царство Божие, прежде бесконечно далёкое от человечества, ныне, по слову Христову (Лк.17:21), может стать объективной реальностью нашей жизни уже здесь на земле. Спасение человека совершается в Церкви Христовой, Которую Господь создал Своею Пречистою Кровию. Церковь является местом непрестанного действия Духа Божия, освящающего всех верных. Во всей полноте единение между небом и землёй, между человечеством и Божеством раскрывается в Таинстве Евхаристии. Участвуя в Божественной литургии, причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовой, христианин не образно, символически, а реально теснейшим образом соединяется с Господом, оставившим нам на все времена это таинство Своего всегдашнего присутствия в Своей Церкви.
И не случайно в одной из молитв Последования ко Святому Причащению, говоря о Евхаристии, преподобный Симеон Новый Богослов упоминает о неопалимой купине, с которой сравнивает христианина, приступающего к Божественной Трапезе. «И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся, трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи», — дерзновенно молимся мы устами великого святого отца всякий раз, готовясь к Причастию.
Прославляя в этот день чудотворный образ Царицы Небесной, прося Её о помощи и укреплении в несении жизненного Креста, будем помнить о той, славе которой сподобилась Богоматерь от Своего Сына и Господа, и что каждый из нас подобно Пречистой Деве может стать вместилищем Божественного огня, согревающего наши сердца любовию Христовою, исполняющего наши души неизреченной радостью и светом, делающего нас «причастниками Божественного естества»(2 Пет.1:4). Аминь.
священник Димитрий Савин