22 ноября в городе Луховицы состоялось торжественное открытие Пятых Московских областных Рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения».
…День выдался славный – ясный, солнечный; легкий морозец посеребрил инеем кусты, а искрящийся на ветвях деревьев снег свидетельствовал, что зима вступает в свои права. Даже привычных для подмосковных дорог заторов в этот день почти не было, поэтому даже из самых отдаленных уголков Московской епархии участники торжества добрались до Луховиц вовремя, и до начала официального открытия Чтений во Дворце культуры «Старт» смогли не только осмотреть представленную в фойе выставку детского творчества, но и пообщаться в непринужденной обстановке, просто поделиться новостями, которых, к слову сказать, у людей, работающих в сфере образования, всегда много.
Но программа первого дня Рождественских чтений началась задолго до торжественного акта. Митрополит Ювеналий, министр образования правительства Московской области Л.Н.Антонова, глава Луховицкого муниципального района С.С.Тектониди, благочинный церквей Луховицкого округа протоиерей Евгений Щербак и другие почетные гости побывали в луховицких образовательных учреждениях. Первым пунктом программы стало посещение детской школы искусств «Орфей» – почетные гости посетили урок хорового пения, побеседовали с учащимися.
Следующим местом посещения почетных гостей Луховиц стало расположенное на берегу Оки древнее село Дединово, где находится Морской кадетский корпус. Конечно, не случайно место расположения alma mater юных моряков, ведь у Дединова богатые морские традиции: именно здесь, за несколько десятилетий до петровских времен, был построен первый русский морской военный корабль «Орел». Воспитанники кадетского корпуса кроме общеобразовательных предметов изучают морское дело и, конечно, основы православной культуры – могут ли наследники славного Андреевского стяга не знать отеческой веры?
Торжественное заседание во Дворце культуры «Старт» началось совместной молитвой и архипастырским благословением. С танцевальной композицией на сцену вышли девушки в ярких народных костюмах, а затем детский хор исполнил песню о главных христианских добродетелях – вере, надежде и любви. Слова песни стали своеобразным прологом к тому, что говорилось в докладах, прозвучавших на пленарном заседании Рождественских чтений, ведь именно вера, надежда, любовь – наши верные спутники на путях духовного и нравственного возрождения.
Открыла чтения министр образования Л.Н.Антонова. Лидия Николаевна напомнила о том, как в декабре 2003 года на базе Коломенской Духовной семинарии были проведены Первые Рождественские чтения, продолжавшиеся всего один день, а затем рабочая группа Координационного совета по взаимодействию министерства и Московской епархии Русской Православной Церкви под личным руководством Владыки Ювеналия провела анализ сложившейся в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения ситуации. Была выработана стратегия совместных действий, определены первоочередные шаги и новые проекты сотрудничества.
Сегодня, когда Рождественские чтения ежегодно собирают аудиторию около 15 тысяч человек, проходят во всех, без исключения, муниципальных образованиях Московской области, главным вопросом становится вопрос осмысления тех путей, которые мы выбрали для решения стоящих задач.
В сентябре этого года в Коломне, в рамках встречи Владыки митрополита с директорами школ, активно занимающихся делом духовно-нравственного воспитания и просвещения, были обозначены основные направления стратегии развития сотрудничества: это, в первую очередь, укрепление семьи.
«Когда-то, – продолжала Л.Н.Антонова, – в Советском Союзе шутили, что крепость семьи охраняют партком и профком. Настали новые времена, бесцеремонное вмешательство общества в семейную жизнь граждан сменилось абсолютным равнодушием к ней. Но равнодушие людей к тому, что происходит рядом с ними, с детьми, которые живут в соседней квартире, в соседнем доме – это беда, с которой мы должны бороться вместе. Дважды в год по области проходят областные родительские собрания, посвященные важнейшим вопросам семейного воспитания. В практику нашей работы с семьей вошли ежегодные слеты туристических семей Подмосковья. Большая работа проделана в области по развитию семейных форм устройства сирот и детей, лишенных попечения родителей. Ежегодный фестиваль «Приемная семья – теплый дом» становится настоящим праздником милосердия и добра. Но еще многое предстоит сделать для укрепления семьи как социального института, чтобы коренным образом изменить ситуацию сиротства и особенно, социального сиротства.
Мы понимаем, что основой формирования облика нового Подмосковья, России в целом, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность. Сегодня социальный запрос общества на духовно-нравственную личность, патриота и гражданина России, совершенно очевиден. Важным условием успешности образовательного процесса в каждой школе является высокая нравственность учителя. Поэтому сегодня насущной задачей является также воспитание самих воспитателей.
В этом году изменился традиционный формат проведения Рождественских чтений. Кроме торжественной церемонии открытия чтений, проведения единого пленарного заседания и торжественного закрытия чтений, будут проведены межмуниципальные Рождественские чтения еще в пяти образовательных округах; такие встречи состоятся в Электростали, Люберцах, Рузе, Серебряных Прудах и Ивантеевке. Мы должны активно распространять и пропагандировать опыт наших муниципальных образований, отдельных школ, директоров и учителей, воспитателей и классных руководителей – всех тех, кто уже сегодня реализует интегрированные программы духовно-нравственного воспитания».
«Нам следует уделить особое внимание при реализации областной программы «Развитие образования в Московской области на период 2006–2010 гг.» на меры по поддержке тех организаций дополнительного профессионального образования, которые осуществляют целевое повышение квалификации педагогических кадров по вопросам духовно-нравственного воспитания и образования. Потребность в подготовке кадров как никогда велика. Нам предстоит в десятки раз увеличить число учителей, которые в этом и в следующем учебном году приступают к апробации и внедрению нового предмета «Духовное краеведение Подмосковья», – подчеркнула Л.Н.Антонова.
Лидия Николаевна остановилась также на основных событиях года. Система образования Московской области приняла активное участие во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». В прошлом году первой премией в номинации «За лучший издательский проект года» была удостоена Людмила Леонидовна Шевченко, руководитель Духовно-просветительского культурного центра имени Просветителей славянских Кирилла и Мефодия при МГОУ, профессор кафедры педагогики МГОУ, автор учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья».
19 сентября 2007 года в Белгороде были подведены итоги конкурса; единственным обладателем первой премии конкурса «За нравственный подвиг учителя» стала Чуб Ольга Владимировна, учитель музыки Каменской средней школы Дмитровского района. Это сельская школа, в которой поистине не только возрождается, но и развивается новая система воспитания, основанная на любви и уважении к истории и культуре Отечества.
В этом году министерством проведена работа по обеспечению каждой школы Московской области комплектом учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья», состоящим из 30 учебников и книги для учителя. Для этой цели было затрачено 15 млн. рублей. На базе МГОУ проведено обучение 150 учителей подмосковных школ; с февраля начнется обучение следующего потока. Мы рассчитываем также подготовить тьюторов – методистов для организации работы на местах – в школьных, городских и районных методических объединениях.
В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры в конькобежном дворце Коломны было проведено большое мероприятие – открытый урок для школьников Подмосковья, в котором приняли участие 4500 детей в возрасте от 11 до 14 лет. Специально к этому празднику авторским коллективом Коломенского государственного педагогического института была написана замечательная книга «История родного слова: от Кирилла и Мефодия до наших дней». И уже к первому сентября была написана аналогичная книга для детей начальной школы, доступная и чрезвычайно увлекательная.
«Сегодня мы – Министерство образования Московской области и Московская епархия – идем одним путем, говорим на одном языке. Это язык правды и веры – это русский язык. Когда-то в школе мы учили «Моральный кодекс строителя коммунизма», которым руководство страны хотело заменить Божьи заповеди. Слова кодекса говорили о нравственности, но духовно были пусты, поэтому оставляли людей равнодушными. Кажется, дело прошлое, но последствия мы ощущаем и сегодня: выросли поколения людей, которые просто не понимают языка духовности, и их надо этому языку учить, учить пользоваться этим языком в семье, в общении с детьми. Это очень нелегко. Но мы понимаем, как это важно, и мы делаем все для того, чтобы вновь обрести святой язык духовности для новых поколений», – сказала Л.Н.Антонова.
Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий. На пленарном заседании выступили также глава Луховицкого раона С.С.Тектониди, благочинный Луховицкого церковного округа протоиерей Евгений Щербак, а также представители духовенства Московской епархии и педагогической общественности Подмосковья. Перед участниками заседания была развернута яркая палитра той многообразной и интересной работы, которая ведется совместными усилиями работников системы образования и духовенством Московской епархии. Программа мероприятий по церковным округам и муниципальным образованиям, которую получили участники торжественного акта, насчитывает более сотни страниц, а ведь это только программа! За скупыми строчками программы стоят сотни интересных встреч, научных конференций, паломнических поездок, выставок, фестивалей, конкурсов – всего не перечислить. Вся эта огромная созидательная работа сегодня востребована, скажем больше: без нее уже невозможно представить жизнь современного Подмосковья.
* * *
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял участие в торжественном открытии V Московских областных Рождественских образовательных чтений в Луховицах, а также в пленарных заседаниях в Ивантеевке и Серебряных Прудах. Ниже публикуются главные мысли, прозвучавшие в докладах Владыки митрополита на Рождественских чтениях.
Досточтимые участники чтений!
Мне радостно приветствовать вас на наших Подмосковных Рождественских чтениях, которые ныне проходят уже в пятый раз. Наша встреча символизирует дальнейшее поступательное развитие сотрудничества между Церковью и школой в Подмосковье. Можно с удовлетворением сказать, что работа, совершавшаяся на протяжении нескольких прошедших лет, приносит значительные результаты. Как свидетельствует Священное Писание, «плод добрых трудов славен» (Прем. 3:15).
Позвольте в нескольких словах очертить тот круг проблем, которые нам приходилось решать в предшествующий период. Когда в 2001 году Московская епархия и Министерство образования Московской области заключили договор о сотрудничестве, то еще в полной мере не представляли себе, насколько эффективным и разнообразным будет наше взаимодействие. Мы в первую очередь сформировали Координационный совет для выработки совместных подходов к стоящим перед нами просветительским и воспитательным задачам, начали процесс разработки методов и направлений соработничества.
Координационный совет, возглавляемый Вероникой Станиславовной Запалацкой и протоиереем Петром Ивановым, стал регулярно работающим органом, быстро и оперативно решающим текущие вопросы, относящиеся к нашему взаимодействию.
Были определены подходы к преподаванию факультатива «Основы Православной культуры» и предприняты усилия в направлении обеспечения этого предмета квалифицированными педагогическими кадрами. И можно сказать, что в настоящее время существует отлаженный механизм, способствующий удовлетворению потребности детей и родителей в обучении подрастающего поколения знаниям о Православии и его роли в истории и культуре России.
Вторым важным компонентом нашего сотрудничества стало развитие различных культурно-образовательных проектов, ориентированных на вовлечение как можно большего числа жителей Подмосковного региона. В результате в нашем регионе в значительной степени сложилась атмосфера благожелательного взаимопонимания между церковными и образовательными структурами, стали осуществляться различные совместные проекты, как в масштабах всей области, так и на уровне муниципальных образований.
И к настоящему времени есть основания говорить о складывании особого церковно-школьного календаря мероприятий. Одни из них церковные по происхождению, другие принадлежат сфере образования. Однако теперь мы проводим их совместно, что обогащает и содержание, и социальное звучание того или иного события.
Так, начало учебного года предваряет Августовская конференция работников образования, на которой подводятся итоги работы школы и намечаются задачи на будущее. С недавнего времени в этом форуме принимают участие представители духовенства, да и я имел честь не раз обращаться там к педагогам Подмосковья. Я очень ценю возможность участия в диалоге с учителями, поскольку это способствует дальнейшему укреплению нашего взаимопонимания. Именно для этой цели в сентябре в Архиерейской резиденции в Коломне проходят собеседования с директорами школ, где преподаются «Основы Православной культуры», а весной, на Светлой седмице бывают мои традиционные встречи с руководителями муниципальных органов управления образованием. Они проходят в разных местах Московской области.
Достижение взаимопонимания и обеспечение условий для распространения факультатива «Основы Православной культуры» стало явлением первостепенной важности. Велико значение нового самостоятельного предмета «Духовное краеведение Подмосковья». Все это встречает заинтересованную поддержку со стороны общества, в том числе педагогов и родительской общественности. Это показала и моя недавняя встреча с директорами подмосковных школ, прошедшая осенью текущего года в Коломне.
Подмосковные Рождественские чтения стали событием привычным и знакомым для людей, к ним готовятся, их ждут. В различные мероприятия в рамках чтений бывают вовлечены десятки тысяч людей. С этого года решено помочь муниципальным образованиям и церковным округам, соседствующим друг с другом, иметь дополнительную возможность для встреч, обмена опытом и укрепления сотрудничества. Поэтому дополнительные пленарные заседания проходят в этот раз в Электростали, Рузе, Люберцах, Ивантеевке и Серебряных Прудах. Думаю, что это хорошее начинание, которое принесет добрые плоды.
Нынешние Подмосковные Рождественские чтения посвящены теме духовно-нравственного воспитания и просвещения. Это объясняется тем, что мы – и духовенство, и работники образования – несем ответственность за решение тех острых негативных морально-этических проблем, которые касаются состояния современного общества.
Русская Православная Церковь на протяжении многих веков своей истории занималась просветительской деятельностью. Города Подмосковья имеют богатую историю; они знамениты своими монастырями и храмами, могут многое рассказать о прошлом нашего Отечества. Если мысленно обратиться в глубь веков, то можно увидеть, что Церковь и школа всегда были на Руси соработниками в равной степени и в деле просвещения, и в деле воспитания. В прошлом столетии эта традиция была трагически прервана. Прекращение господства безбожия сняло искусственные препоны на пути возвращения общества к своему наследию.
На земле Подмосковья находится величайшая святыня Православия, внесшая огромный вклад в нашу историю и культуру, – Свято-Троицкая Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским. Образ этого святого угодника Божия является для нас замечательным примером чистой и искренней веры, жертвенного служения ближнему, преданности Отечеству и заботы о ее благополучии. Поучительность жития преподобного является достаточной для того, чтобы убедиться в том огромном воспитательном значении, которое имеют и факультатив «Основы Православной культуры», и «Духовное краеведение Подмосковья», и все то, что делается в рамках церковно-школьного сотрудничества в Московской области.
Можно сказать, что за прошедшее десятилетие путь возобновления сотрудничества между Церковью и сферой образования был постепенным и естественным. Все начиналось с того, что, не навязывая никому своих взглядов, православное духовенство приступило к возрождению просветительской деятельности в монастырях и на приходах в рамках воскресных школ, разного рода курсов и кружков. Этот процесс происходил на фоне двух тенденций. С одной стороны, наш народ получил возможность возвращаться к вере отцов, воцерковляться и постигать истины Православия. С другой стороны, в обществе в целом наблюдались явления, связанные с формированием идейного кризиса, или, как еще принято говорить, вакуума, резким падением нравственности, ростом различных негативных тенденций в социальном развитии. С течением времени все более очевидной становилась полярная противоположность этих двух течений в жизни людей. И многие стали задумываться о том, как при содействии Церкви искать выход из сложившегося положения.
Русская Православная Церковь в конце прошлого века буквально восставала из руин. Вы прекрасно знаете об этом на примере своих городов, где в тяжелейших условиях приходилось восстанавливать порушенные святыни. И тем не менее наша Церковь, всегда имевшая молитвенное попечение о настоящем и будущем народа и Отечества, возвысила голос в защиту высоких духовных и нравственных ценностей, начала возрождать традиционно присущую ей просветительскую деятельность. Немаловажную роль в этом сыграли Международные Рождественские образовательные чтения, которые в начале следующего года пройдут в Москве в 16-й раз.
Пять лет назад мы приняли от них эстафету и провели в Коломенской Духовной семинарии первое скромное заседание, которое показало, насколько насущным является учреждение такого церковно-образовательного форума в Подмосковье. Через год мы значительно расширили программу, которая стала включать торжественное открытие чтений, по сути являющее собой педагогический симпозиум, многообразные мероприятия духовно-просветительского, научно-педагогического и культурного содержания по всем муниципальным образованиям области, а также торжественное закрытие, сопровождающееся праздничным концертом. Значительная часть докладов, подготовленных педагогами и представителями духовенства, входят в ежегодно публикуемые сборники. По завершении чтений проходят награждения светских и церковных тружеников образования, свидетельствующие о нашем взаимном признании трудов друг друга.
В современных условиях перед нами открылись широкие возможности для просветительской деятельности. Совместными усилиями школы и Церкви можно помочь не только детям, но и их родителям приобщиться к духовной сокровищнице Православия, лучше узнать родную историю и культуру, деятельно воспринимать высокие нравственные ценности.
Итак, мы видим, что избрали верное направление деятельности. Каковы же задачи на будущее, что следует делать дальше?
Тема Подмосковных Рождественских чтений этого года звучит так: «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения». И это не случайно. В обращении к участникам международного фестиваля «Радонеж» в 2007 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что «церковная жизнь в России восстанавливается. К сожалению, нельзя того же в полной мере сказать о духовно-нравственном состоянии российского общества… Это чревато угрозой окончательной утраты народом духовной и культурной идентичности, и так уже подвергшейся разрушительной атаке в эпоху господства тоталитарного безбожия». В этих словах Предстоятеля нашей Церкви ключ к пониманию того, на чем мы должны ныне сосредоточить свои усилия. На воспитательной работе.
Да, конечно, мы заложили базовые, но все же еще ограниченные по масштабам, основы школьно-церковного сотрудничества. Имеются уже и обученные педагогические кадры, и различные формы преподавания знаний. Но все это, если так можно выразиться, первые плоды нашей деятельности. Радуясь достигнутому, не будем впадать в эйфорию и думать, что больше не к чему стремиться. Не достаточно побуждать учащихся к механическому накоплению информации. К этому должны прилагаться и осмысление полученных сведений, и воспитательный процесс, воздействующий на душу ребенка. Современная массовая культура с ее ориентацией на интеллектуальную расслабленность, нравственную всеядность и вседозволенность ведет молодое поколение по пути моральной и интеллектуальной деградации. В результате вырастают люди, про которых в Библии сказано: «Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания. Если мудрое слово услышит… и оно не понравилось ему, он бросит его» (см. Сир. 21:17–18).
Будем откровенны. Сегодня во весь рост стоит проблема спасения молодых людей. Говоря о спасении, я имею в виду и высокий богословский смысл этого понятия, и социально-практический. Те факторы, которые образно называют влиянием улицы и телевизора, – это серьезные противники, которые сразу не сдают свои позиции. Они предлагают юношеству фальшивые жизненные ценности, препятствуют нравственному укреплению человека, засоряют его сознание фетишизированными образами богатства и социального престижа. После такой пропаганды для многих столкновение с действительностью жизни становится непереносимой трагедией, побуждающей либо от безысходности обратиться к алкоголю и наркотикам, либо, отбросив всякие понятия о совести и чести, бороться за место под солнцем. К сожалению, как правило, в таких обстоятельствах не может быть и речи ни об общественной ответственности индивида, ни о нормальной семейной жизни, ни о личном счастье.
Все мы, и педагоги, и церковная общественность, стремимся к тому, чтобы воспрепятствовать развитию пагубных тенденций в молодежной среде. И наши усилия должны быть в еще большей мере консолидированы.
В наши дни много рассуждают об психологическом отчуждении человека, его одиночестве и оставленности, о ценностной дезориентации и о различных пагубных воздействиях на души молодежи. Но констатации происходящего недостаточно. Необходимо активное вмешательство в происходящее. Разрушительной пропаганде вседозволенности, которая выдается за либеральный объективизм и «истинную свободу» в кавычках, должны быть противопоставлены истинные и вечные ценности любви и добра, жертвенности и справедливости, служения обществу и Отечеству.
Миссия исполнения этой задачи лежит на школе и Церкви, которые, как показало наше сотрудничество в Подмосковье, являются не антагонистами, а естественными союзниками. Мы уже имеем достаточный опыт, чтобы с основанием говорить об этом.
Подмосковные образовательные чтения будут приближаться к своему завершению в то время, когда уже начнется Рождественский пост, и в православных храмах будут воспеваться песнопения, славящие пришедшего в мир Господа. Святое Евангелие донесло до нас великие слова Спасителя, Который сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:30–31)! Христос заповедовал нам любить Бога и сотворенный Им мир, с любовью и заботой относиться ко всем людям. Мы видим подтверждение этой мысли и в наставлениях святого апостола Петра, который писал христианам: «постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1:22). Именно в этом ключ к нашей духовно-нравственной воспитательной деятельности.
Воспитание любви – совместная задача семьи и школы. И в этом деле мне видится в совершенно особом свете миссия учителя, от личности которого очень многое зависит. Я сам с теплом в сердце вспоминаю школьную преподавательницу русского языка и литературы, которая, будучи человеком верующим, не только привила мне уважительное отношение к родному слову и отечественному культурному наследию, но и помогла увидеть нерасторжимую связь между ними и Православием.
Как хотелось бы, чтобы любовь, заботливое и бережное отношение к русскому языку, которому посвящен нынешний год, получили повсеместное распространение. В Библии говорится: «в слове познается мудрость, и в речи языка – знание» (Сир. 4:28). Сохранение языкового богатства – это залог плодотворного духовного и культурного развития общества в будущем.
В наши дни мы видим, как многие педагоги, и светские, и церковные, разрабатывают новые методики преподавания знаний о Православной культуре, не жалеют сил для воспитательной работы с подрастающим поколением не только на уроках, но и в различных формах внеклассной работы. Ведь именно комплекс взаимосвязанных друг с другом учебных занятий, культурно-познавательной внешкольной деятельности и здорового осмысленного отдыха дает максимально позитивный воспитательный результат. Именно о таком опыте вступившие в самостоятельную жизнь люди говорят: «школьные годы чудесные».
Россия пережила многие тяжелые испытания в прошедшем столетии. И это не могло не отразиться и на душевном строе людей, и на тех сложностях, с которыми сталкивается современная семья. В связи с этим мне уже неоднократно доводилось говорить о необходимости вести воспитательную работу параллельно с детьми и их родителями. Уже несколько лет мы реализуем эту идею через Пасхальные фестивали, проходящие в рамках Областного родительского собрания. Но думаю, что следует желать большего. Например, в некоторых православных гимназиях имеется опыт собеседований с родителями, в которых участвуют и педагоги, и священнослужители. Такая форма работы приносит хорошие результаты.
С каждым годом все более расширяется многообразное социальное служение Церкви, которое ей в прошлом было традиционно присуще. Мы активно привлекаем к этой работе детей, в чем я вижу большой воспитательный смысл. Приведу несколько примеров.
Министерство социальной защиты населения Московской области и Московская епархия ежегодно проводят благотворительную акцию «Согреем детские сердца», направленную на помощь сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Многие концерты в детских домах проводятся ребятами из наших воскресных школ. Забота о сверстниках, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, воспитывает доброе сердце. Наш Епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями активно привлекает школьников для посещения госпиталей на Рождество Христово и Пасху. Соприкасаясь с теми, кто пострадал, защищая мир и правопорядок, молодые граждане нашей страны видимым образом постигают, что значит на деле исполнить заповедь о любви к ближнему. Можно упомянуть и участие детей в приходских программах помощи больным и престарелым. Обобщая, скажу, что, с моей точки зрения, такой опыт для детей исключительно важен.
Для Церкви традиционным является проведение Рождественских елок и детских Пасхальных праздников, торжеств в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, день памяти которых отмечается государством как День славянской письменности и культуры. Благодаря развитию нашего сотрудничества участие Министерства образования во всех этих проектах многократно возросло.
Уже несколько лет в Подмосковье проводятся губернаторские Рождественские елки, благодаря заботе Бориса Всеволодовича Громова и совместному усердию работников Министерства образования и нашего духовенства превратившиеся в увлекательные театрализованные действа. На Светлой седмице, то есть в неделю, следующую за праздником Пасхи, в пяти городах области проводятся заседания Областного родительского собрания под девизом «Подмосковная весна. Дорога к храму». И здесь наша задача состоит в том, чтобы охватить своей просветительской деятельностью не только детей, но и их родителей.
С нынешнего года, когда в Коломне с невиданным до того размахом прошли всероссийские празднования Дня славянской письменности и культуры, по инициативе министра образования правительства Московской области Лидии Николаевны Антоновой в практику входит новое явление – массовый открытый урок для детей. Эта программа, называемая «Родники Подмосковья», предполагает теперь ежегодное проведение в рамках праздника массового мероприятия для нескольких тысяч подмосковных школьников. Предлагаемое зрителям увлекательное театрализованное представление будет отныне посвящено специально избираемой конкретной социально-культурно значимой теме. Зрителям раздаются специально изданные книги, связанные с темой открытого урока. В прошлом году это была «История родного слова», а в 2008 году, который объявлен Годом семьи, речь пойдет о значении этой основополагающей структуры общества.
Наша воспитательная работа призвана помочь детям в становлении собственной самобытности, в приобретении свободы «не быть как все». Я в данном случае имею в виду отнюдь не горделивое превозношение себя над окружающими, а способность преодолевать низменные искушения и культ эгоизма, столь явно пропагандируемые ныне, умение определять путь в жизни в соответствии с высшими духовными ценностями.
Мне хочется от души поздравить всех участников наших Пятых Рождественских образовательных чтений с первым юбилеем, хотя еще и маленьким, но ценным и замечательным, всех работников образования Подмосковья во главе с нашим министром Лидией Николаевной Антоновой, а также всех церковных тружеников религиозного просвещения. Спасибо всем вам за самоотверженный труд и искреннее сотрудничество, за горячую любовь к детям, преданность Отчизне и заботу о ее будущем! Думаю, что не ошибусь, если скажу, что сегодня мы радуемся не только успеху Рождественских чтений, но и жизненности и плодотворности нашего доброго творческого союза.
12 декабря мы соберемся на закрытие Чтений в Люберцах. Там мы окончательно определим тему Шестых Подмосковных Рождественских чтений. Однако хочу, по обыкновению, уже сейчас предложить ее для вашего размышления. А звучит она так: «Семья в современном мире».
Грядущий год будет Годом семьи, и мне думается, что размышляя о проблемах, связанных со школьной деятельностью в самом широком смысле этого слова, мы могли бы на следующих Рождественских чтениях сосредоточить свое внимание на современной семье, на роли традиций в ее жизни. К сожалению, подчас ставят знак равенства между традиционностью и консерватизмом, причем понимаемым как препятствие на пути всего нового. На деле же традиция является не только неотъемлемой частью всякой культуры в ее прошлом, но и стержнем ее поступательного развития в будущем. В этом смысле традиция оказывается стимулом созидательного движения общества вперед, поскольку представляет собой аккумулированный позитивный опыт, своего рода фундамент для грядущего.
Но важно учитывать и то, что православная традиция, сто лет назад бывшая органичной частью жизни наших соотечественников, ныне оказалась для многих незнакомой. А люди хотят узнать о том, что исторически является их родным достоянием. И тут вспоминаются евангельские слова о том, что «вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мк. 2:22). Поэтому необходимыми и оправданными оказываются творческие поиски современных форм и методов ознакомления народа с нашим православным наследием, в том числе и в жизни семьи.
Таковы мои несколько фрагментарные доводы в обоснование предложенной темы.
Каждый раз, участвуя в открытии наших Рождественских чтений, я радуюсь возрастающему интересу людей Подмосковья к этому событию, имеющему большое общественное значение. Хочу от всей души поблагодарить и педагогов, и священнослужителей за самоотверженные труды на ниве образования, за заинтересованный и творческий подход к поиску новых форм работы с подрастающим поколением.
Желаю всем участникам форума интересной и плодотворной работы. Божие благословение да пребудет со всеми вами.