Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2007 год/

Отвечаем на письма читателей

Какое значение имеют четки в Православии, как применять их, что с ними делать? Из какого материала они должны быть? Сколько бусинок должно быть и что означает каждая из них?

Марина,
Вентспилс. Латвия

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников, клирик Покровской церкви в поселке Черкизово, Пушкинского района: При монашеском постриге человека облачают в соответствующие одежды и вручают, в частности, четки со словами: «Приими, брате, меч духовный ко всегдашней молитве Иисусове: всегда во уме глаголя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго… Слово же гнилое да не изыдет из уст твоих». Как видим, четки — это принадлежность монашеского чина. Это внешнее выражение главной задачи монаха: постоянно пребывать в нерассеянной молитве ко Господу. Конечно, и всякому христианину дана заповедь непрестанно молиться, но монаху, как отрекающемуся от мира, — в особенности надлежит заниматься непрестанной молитвой. А молитва — это великое искусство, и научить этому могут только искусные. На пути к непрестанной молитве опытный наставник дает послушнику правило из определенного количества молитв, постепенно увеличивая их число. Вот для этой цели в монашескую практику и вошли четки. У всякого облаченного в монашескую одежду мы видим на руке четки. Они могут быть и в виде нанизанных бусинок из самого разного материала, но у нас больше принято сплетать их из сутажа. На четках возможно разное количество узелков, обычно — 100. Четки должны напоминать монаху о его главном предназначении, нам — о главном предназначении монаха. Но, когда мы видим четки на руке у мирянина, живущего рядом с нами, — естественно, возникают вопросы. И не случайно. Потому что руки мирянина должны быть посвящены труду на благо ближнего. Во всяком чине внешняя форма должна соответствовать внутреннему содержанию. Нельзя гражданскому человеку рядиться в военную форму, мирянину — надевать священные одежды. За то, в частности, Господь Иисус Христос и обличал фарисеев, что они самовольно облачались в длинные одежды, принадлежащие исключительно священническому чину. В последнее время многие миряне все же пользуются четками, какое-то оправдание этой практике можно найти в том, что не только монахам, а и всем христианам, как уже было сказано, дана заповедь: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Но сказано и то: «когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:5—6).

Поэтому, если уж есть желание пользоваться четками, если это помогает помнить о Господе и о непрестанной к Нему молитве, то пользоваться ими надо тоже тайно, чтобы не вызывать у людей всякие пустые вопросы и не давать им всякие пустые ответы. Заведите себе четки самые маленькие, в десять узелков, и держите их глубоко в кармане или в сумочке. Опустишь зачем-нибудь туда руку, нащупаешь четки и вздохнешь: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

Возможно ли обычному человеку, не священнослужителю, устроиться на работу в Русской Православной Церкви? Есть ли у вас какой-то единый центр вакансий?

Яна

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Русская Православная Церковь большая, имеет в своем составе множество разных структур, и порядки везде, естественно, разные. Но, в общем, можно сказать, что руководители этих структур и их подразделений, как правило, стараются принимать в штат людей или лично им известных с хорошей стороны, или имеющих хорошие рекомендации. Такая строгость определяется высокой мерой ответственности. Приоритет имеют, по понятным причинам, выпускники церковных учебных заведений, в случае необходимости могут взять, конечно, и «человека с улицы», но это обычно касается технических должностей.

Единого центра вакансий нет и, надеюсь, никогда не будет. Дело в том, что Церковь это не просто учреждение, это Тело Христово, органическое единство православных христиан во Христе с Богом. Еще Церковь можно сравнить семьей. В семью не входят через бюро по трудоустройству.

Все выше сказанное относится к любой церковной структуре. Но вдвойне это относится к монастырям и приходам. Духовенство направляется на служение Указами священноначалия, а не устраивается на работу. Остальные люди сначала становятся прихожанами, в монастыре — прихожанами или трудниками. А потом могут войти в число братии прихода или монастыря.

Более подробно говорить невозможно, потому что, как все семьи имеют свои особенности, так и приходы, и монастыри.

Поэтому человеку, который чувствует призвание целиком посвятить себя на служение Церкви, лучше всего, думается, для начала стать просто православным христианином, жить церковной жизнью, молиться, причащаться Святых Христовых Тайн, бороться со своими страстями. А там Господь Сам устроит. И, если Богу угодно и человеку полезно, то Бог даст ему нести церковное послушание.

Можно ли есть шоколад на фруктозе в постные дни?

Антон

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин, настоятель храма пророка Илии в селе Мамонтово, Богородского района: Диабетический шоколад на фруктозе в числе прочих ингредиентов может содержать и сухое молоко, и тогда к употреблению в посты он не годится. Из Вашего вопроса можно сделать вывод, что Вы что-то знаете о посте церковном. Чем же он для нас является? Пост установил Господь наш Иисус Христос Своим примером и Своим учением. В Евангельском чтении (Мф. 17:14—21) повествуется об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого отрока. Апостолы, к которым обратился за помощью его отец, не смогли изгнать беса «по неверию их», как объяснил затем Господь. Спаситель хотел внушить Своим ученикам, что веру нужно непрестанно растить и укреплять постом и молитвой. Только подавляя плотское мудрование, можно освободить в себе духовное начало. Каждый христианин должен помнить: только пост и молитва дают благодатные плоды веры. Зачем нужен человеку пост? Это время телесного и духовного воздержания. Бог создал человека и животных и дал им в пищу различные растения. Многие думают: если я мясного не поем — то ослабну, но мы видим, что есть люди, которые являются вегетарианцами и не употребляют мясных продуктов, а самочувствие у них отличное. Были и спортсмены вегетарианцы, даже среди тяжелоатлетов, а ставили рекорды и занимали призовые места во всесоюзных соревнованиях. Если же вспомним о животном мире, то такие животные как слоны, быки, кони, обладающие внушительными размерами, не вкушают скоромной пищи, а питаются растительной: значит, в ней есть все необходимое для поддержания жизни и умножения физической силы. Пост никогда никому не вредил. Наоборот, во время поста из организма выводятся ненужные нам вещества, и если правильно поститься, человек чувствует себя лучше. Пост необходим для очищения тела и укрепления воли, для вознесения души над телом и прославления Господа. Пост заключается прежде всего не только в воздержании в пище и питье, но в первую очередь в воздержании от дурных помыслов, желаний и дел, в осмыслении прожитой жизни и покаянии, а также в более ревностном следовании христианским добродетелям. Перед каждым церковным великим или двунадесятым праздником существуют многодневные посты: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост, Успенский пост. Эти посты необходимы для того, чтобы верующие люди подготовили себя к этим великим праздникам — усилили молитвы, воздерживались от греха, приносили искреннее покаяние. Только после перенесенного поста и очистившись от греха, с чистым сердцем празднуя окончание поста, он может почувствовать величие праздника. На протяжении десятилетий атеистического воспитания многие утеряли духовную связь времен, начинают ходить в церковь, не зная практически простейших вещей. Дело пастырей встретить этих людей с величайшем терпением и любовью, научить их тому, чтобы каждый из них, приходя в храм Божий, чувствовал себя среди своих.

Не каждый человек, начинающий ходить в церковь, может вынести тяготы многодневных постов, тем более, что по роду своей деятельности многие из них не всегда могут соблюдать пост. Это находящиеся на воинской службе, в длительных командировках, тяжело больные, кормящие матери. Обычно люди привыкают к посту постепенно. Но не следует забывать, что это не только воздержание от скоромной пищи, но и от греховных помыслов и злых деяний. Человек может телесно поститься, а быть злым, раздражительным, от которого нет покоя никому. Другой выдержал не весь пост, но вел себя гораздо более пристойно, соблюдая церковные правила в остальном.

Стремящимся в церковь людям, которые начинают приобщаться к вере Христовой, можно пожелать благодатной помощи Божией, которая привела их на верную дорогу к храму, ибо они услышали слова Спасителя, обращенные к ним: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я краток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:28—30).

Может ли быть у мужа и жены один духовник, или они должны ходить к разным? Что лучше?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Что лучше, что хуже — нельзя сказать однозначно. Чем более духовны сами духовники, то есть чем меньше в их отношениях к духовным чадам действуют страсти (в том числе и невинные, на первый взгляд, душевные привязанности), чем больше духовники стараются привести своих чад именно ко Христу и побудить их, отсекая свою волю (своеволие), исполнять волю не духовника, а волю Божию (это мы — духовники, не имеющие достаточного духовного опыта — часто путаем), тем меньше значения имеет — у одного или у разных духовников исповедуются муж и жена.

Чем немощнее духовник, тем большее значение имеют душевные моменты, тем важнее, чтобы он знал побольше о своих чадах. Тут, с одной стороны, очень неплохо, чтобы у мужа и жены был один духовник, особенно если он трезво сознает свою немощь и избегает навязывать чадам свою волю. С другой стороны, ошибки духовника, у которого окормляются оба супруга, становятся особенно опасными.

Если, скажем, я своему духовному сыну посоветую что-нибудь нелепое, то положение может быть как-то скомпенсировано тем, что духовник жены моего бедного чада посоветует ей воспротивиться этой нелепости. А если духовник у супругов один и при этом младостарчествует, то опасность духовного краха и для отца и для чад очень велика.

Так что если у супругов стоит вопрос о выборе духовника, то пусть они поразмыслят, посоветуются друг с другом, учтут все обстоятельства и, помолясь Богу, испросив у Него благословения, действуют. Но на самом деле стремиться нужно не к тому, чтобы грамотно выбрать духовника, а к тому, чтобы привлечь к себе милость Божию и чтобы Бог послал духовника.

Когда мы сами выбираем, в этом действует все то же наше своеволие и другие страсти. А когда Бог посылает, это — прочно, это — по вере. А если имеешь к духовнику искреннее доверие, что через него Бог возвещает тебе Свою волю, то нужно это доверие хранить, отсекая свою волю перед волей Божией, а уж один духовник на двоих с супругой или у каждого свой — это как Бог дал.

Мне 50 лет. Есть ли возможность для людей моего возраста посещать воскресные школы?

Ольга,
Москва

Отвечает протоиерей Иоанн Пеньтковский, настоятель храма Сретения Господня в селе Новая Деревня, Пушкинского района: Если при храме есть воскресная школа для взрослых, то, невзирая ни на какой возраст, ее можно посещать. В нашем храме, например, имеется воскресная школа не только для взрослых, но даже на уроках в детской воскресной школе сидят мамы и бабушки, потому что часто взрослые знают не больше чем дети в вопросах веры.

В настоящее время взрослым особенно нужно знать о вере, чтобы самим не уклониться от истинного пути, но и своим близким разъяснить суть Православной веры и удержать их от увлечения лжеучениями, а таких теперь достаточно.

Как относится Православная Церковь к новомодному китайскому учению фэн-шуй?

Любовь

Отвечает протоиерей Иоанн Пеньтковский, настоятель храма Сретения Господня в селе Новая Деревня, Пушкинского района: Как утверждается, фэн-шуй — это наука или искусство о том, как обустроить жилое окружение, основанное на факторах земли, строений, направлений света, времени и потоках воды. Но посмотрим, какими методами достигается эта «связь» человека с внешним окружением?

Мастер «компасной школы» изучает астрологический гороскоп хозяина будущего дома, чтобы определить наилучшее расположение жилища. Дополнительные аспекты, такие как: размеры, пропорции, дата и время начала строительства, также рассчитываются на основании показаний компаса, китайской нумерологии и положения небесных тел.

В «ландшафтной школе» для достижения тех же целей используется выявление видимых и невидимых особенностей, присущих данному месту. Основные формы ландшафта символизируются различными мифическими животными, включая драконов, тигров, фениксов, черепах и других, каждое из которых имеет несколько смысловых значений.

Некоторые мастера фэн-шуй совмещают свою практику фэн-шуй с гаданием по книге «И Цзин», хиромантией и астрологией.

Уже из вышеизложенного видно, что человек, к примеру, который хочет построить дом, обращается не к Богу: «Господи, благослови начать доброе дело», а к людям, которые в своем деле используют астрологию и другие виды оккультизма. Священное Писание, святые отцы Церкви единодушно выступают против астрологии, обличая ее как разновидность магии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.