I. Введение
С субботним богослужением в приходской практике часто связано множество сложностей и «подводных камней». Это богослужение стоит, в некотором смысле, особняком. Воскресные службы образуют отдельный тип; есть правила богослужения в будние дни; есть праздники, имеющие один и тот же знак Месяцеслова, но субботнее богослужение — это нечто совершенно особое, обладающее столь оригинальными чертами, что оно выделяется из всего многообразия православного богослужения.
Самое главное отличие любой субботы — это ее нерасторжимая связь с воскресным днем. Связь эта основывается на богословии богослужения двух главных суббот года — Великой и Лазаревой, в которые обращенность к воскресной и пасхальной теме наиболее ярко проявляется1. Соотношение субботнего богослужения с воскресным, доминантой которого является событие Воскресения Христова, в первую очередь выражается в совершении в субботу так называемого отдания гласа. При обычном устроении седмицы тот или иной глас Октоиха поется с начала ее, с воскресного дня, в течение всех дней, а суббота — это последний день исполнения песнопений данного гласа. В чине субботней службы предусмотрено усиленное употребление воскресных текстов именно этого гласа. В частности, в пяток вечера на субботней вечерне в течение всего года поется догматик уходящего гласа — песнопение, которое на прошедшем воскресном богослужении, т.е. в субботу вечера, пелось на И ныне в цикле стихир на Господи, воззвах. Этот воскресный текст — один из самых важных — повторяется в богослужении субботы (исключения из этого правила единичны)2.
В субботнем богослужении может участвовать утренний Богородичный канон из службы прошедшего воскресного дня, который при определенных праздниках (см. ниже) может быть взят для субботней утрени. Это также говорит о нарочито подчеркнутом употреблении воскресных текстов, принадлежащих отдаваемому гласу. Можно сказать, что отдание гласа в субботу — это своеобразное отдание предыдущего воскресного дня.
Кроме того, суббота обладает целым рядом праздничных богослужебных особенностей, хотя внешне субботнее богослужение напоминает будничное: великое славословие на утрене ради субботы не поется, полиелей не совершается, Евангелие на утрене не читается. Однако этот простой чин содержит в себе очень многое из того, что совершенно невозможно в будние дни.
Основное, что отличает субботу от будних дней, — это наличие обязательной полной Литургии, поскольку суббота в богослужебном смысле никогда не бывает постным днем. Главным литургическим признаком поста является отсутствие ежедневной полной Литургии — в этом основное воздержание и основная трудность поста. И в отношении телесного поста в субботу также бывает послабление, приравнивающее ее в системе многодневных постов к дню воскресному (например, в Великий пост елей на трапезе дозволяется по субботам и воскресеньям).
На субботней Литургии, как и в воскресенье, поются изобразительные антифоны, и невозможно пение будничных антифонов (хотя в Уставе этот вопрос решается не вполне однозначно).
На утрене в субботу, как в праздничные и в воскресные дни, после кафизм всегда должны быть малые ектении. Канон в субботу должен петься с праздничной редакцией библейских песней: Поем Господеви. И эти обстоятельства ставят субботу на определенную ступень в иерархии богослужебных чинов.
Существует еще одна весьма яркая особенность, заключающая в себе и связь с воскресным днем, и некоторый элемент праздника: на утрене в субботу всегда стихословится 17-я кафизма. Причем это становится возможным в результате невероятного в рамках Устава явления — перестановки кафизм в порядке их распределения по дням седмицы. Псалтирь, прочитывающаяся целиком за седмицу, начинает стихословиться на воскресной вечерне в субботу вечера. В последовательном следовании кафизм на службах в течение седмицы на утреню пятницы должны были бы приходиться 16-я и 17-я кафизмы, а на субботу — 19-я и 20-я. Однако Типикон намеренно 16-ю и 17-ю кафизмы помещает на субботу, а 19-ю и 20-ю — на пятницу (ср.: Типикон, гл. 17). В этом перемещении, нарушающем простой и ясный порядок следования кафизм, просматривается определенная цель — соотнести субботнее богослужение с воскресным, в которое, по Уставу, большую часть года поются Непорочны (17-я кафизма)3. Такое преднамеренное включение яркого атрибута воскресной службы в субботнее богослужение усиливается еще и тем, что при стихословии 17-й кафизмы на утрене субботнего дня, согласно Типикону, совершается каждение всего храма (как это происходит и на воскресной службе). Однако следует отметить, что в этом моменте Устав все же литургически не приравнивает субботу к воскресенью: Непорочны в субботу стихословятся как обычная рядовая кафизма, а не поются на 5-й глас, как это должно быть на воскресной утрене (ср.: Типикон, гл. 2).
Помимо перечисленных уникальных особенностей субботы существуют еще и такие, с которыми нельзя встретиться ни в какой другой богослужебный день. В частности, именно в субботу усиленно вспоминается посвящение храма, что является своеобразным явлением престольного праздника. Почти всегда при малых праздниках в субботу на утрене должен петься канон храма4.
Неповторимой особенностью субботы является и соотношение текстов Октоиха и Минеи: в этот день Минея идет перед Октоихом, или, как говорят, предваряет. И в воскресный день, и в седмичные дни, если в каком-либо элементе службы (например, в стихирах или каноне) сочетаются тексты Октоиха и Минеи, то сначала поется Октоих, а потом Минея. В субботу же наоборот: сначала поется Минея, а потом Октоих, что — помимо всего прочего — может быть расценено и как усиление Уставом отдания действовавшего в течение седмицы гласа. Песнопения Октоиха, таким образом, становятся в каждом элементе службы своего рода логической «точкой», на которой лежит особое смысловое ударение. Причем такое соотношение рядовых текстов Октоиха с памятями Минеи распространяется и на чтения Литургии: в субботу сначала читается Апостол и Евангелие святого Минеи, а потом — рядовые, в таком же порядке возглашаются прокимны и поются аллилуиарии и причастны (сначала Минеи, потом — дня).
Следует отметить также и соотношение двух литургических тем субботнего дня — воспоминания всех святых и поминовения усопших (суббота — это единственный день, когда, если строго следовать Уставу, можно совершать заупокойное богослужение). Вообще, различение и где-то даже противопоставление этих двух тем вызвано некоторой ущербностью и дробностью нашего мышления. Ведь с точки зрения раннего христианства, воспоминание святых и поминовение усопших — это в, некотором смысле, одна тема, потому что святые — это и есть усопшие христиане. Молитва за усопших и молитва с просьбой о помощи к старшим братьям, к тем, кто уже в Небесном Отечестве, — это изначально нечто единое.
II. Субботнее богослужение при малых праздниках Месяцеслова
Устав предлагает два образца субботнего богослужения — служба с Бог Господь, и с Аллилуиа. При этом следует помнить, что суббота коренным образом отличается от будних дней: будничное и субботнее аллилуйные богослужения — это разные литургические категории. Служба с Аллилуиа в седмичные дни представляет собой разновидность постового богослужения (св. Четыредесятницы или малых постов) с отменой полной Литургии, а субботняя служба с Аллилуиа — тип субботнего богослужения, в котором акцент делается на поминовение усопших, иначе говоря — заупокойная служба (совершается в период пения Октоиха по 13-й главе Типикона)5.
В православной богослужебной эортологической (от греч. έορτή — праздник) системе к малым праздникам Месяцеслова (ср.: Типикон, гл. 47) относятся памяти славословных и шестеричных святых, обозначающиеся в Типиконе знаками — три точки несовершенно окружены, красен вид имущие, и три точки несовершенно окружены, черн вид имущие. Также в число малых праздников традиционно включают и памяти святых, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака).
Порядок субботних служб при одном святом без знака, в службе которого имеется тропарь, изложен в 12-й главе Типикона (О службе субботней: о вечерни, о утрени и о Литургии, егда поем «Бог Господь») и в главах Октоиха (О службе субботней: о вечерни, о утрени и о Литургии, егда поем «Бог Господь» и Указ о службе субботней). Данные рубрики восполняют указания 9-й главы Типикона, посвященной седмичному богослужению, которое положено в основу чинопоследований суточных служб и в субботу (при малых праздниках).
Согласно Уставу, если в службе святого отсутствует тропарь, должно совершаться заупокойное богослужение с пением на утрене Аллилуиа вместо Бог Господь (по 13-й главе Типикона; ср.: Типикон гл. 12)6. Впрочем, по желанию настоятеля, в субботу при святом без тропаря может правиться служба и с Бог Господь, возможность чего оговаривается в указаниях Октоиха (Указ о службе субботней; Типикон, гл. 13).
В субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:
- вседневная вечерня, предваряемая 9-м часом;
- малое повечерие;
- субботняя полунощница;
- вседневная утреня (при совершении славословной службы — утреня с великим славословием);
- 1-й, 3-й и 6-й трипсалмные часы;
- Литургия св. Иоанна Златоуста.
А. Чинопоследование
В схематичной форме порядок служб при малых праздниках в субботние дни можно представить следующим образом7.
Вседневная вечерня |
Возглас: Благословен Бог наш… |
Приидите, поклонимся... (читается предстоятелем8) |
Предначинательный (103-й) псалом (читается предстоятелем). (Иерей читает светильничные молитвы.) |
Ектения великая: Миром Господу помолимся. Возглас: Яко подобает... |
Рядовая кафизма |
Ектения малая: Паки и паки... Возглас: Яко Твоя держава... |
Псалмы Господи, воззвах. (Совершается каждение храма.) |
Стихиры на Господи, воззвах (на 6) |
Читается9Свете Тихий… |
Прокимен дня10 |
Сподоби, Господи...11 |
Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву... Возглас: Яко Благ... |
Молитва главопреклонения. Возглас: Буди держава... |
Стихиры на стиховне12 |
Ныне отпущаеши…13 |
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство... |
Тропари в конец вечерни |
Ектения сугубая сокращенная: Помилуй нас, Боже… Возглас: Яко Милостив... |
Окончание вечерни: Премудрость. Благослови. Сый благословен… Утверди, Боже… Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую Херувим… Слава Тебе, Христе Боже… Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды), Благослови. Великий отпуст (при закрытых Царских Вратах). Многолетны, [заупокойная лития в притворе] и исхождение в трапезу14. |
Малое повечерие |
Благословен Бог наш…15 |
Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство... Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне: Приидите, поклонимся (трижды) |
Псалмы 50-й, 69-й, 142-й. |
Вседневное славословие: Слава в Вышних Богу... |
Символ веры |
Канон |
Достойно есть... |
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство... |
Тропари и кондаки |
Господи, помилуй (40 раз) |
Иже на всякое время... |
Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне: Честнейшую Херувим... |
Именем Господним... Молитвами святых отец... |
Нескверная, Неблазная… И даждь нам, Владыко… Преславная Приснодево… Упование мое Отец… |
Окончание: Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды), Благослови. Отпуст малый. |
Прощение обычное: Благословите, отцы святии... |
Ектения: Помолимся о Великом Господине... |
Молитвами святых отец... |
Субботняя полунощница |
Благословен Бог наш… |
Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство... Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне: Приидите, поклонимся (трижды) |
Псалом 50-й |
Кафизма 9-я |
Символ веры |
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство... |
По 1-м Трисвятом – тропари Часослова: Несозданное Естество… |
Господи, помилуй (40 раз) |
Иже на всякое время... |
Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне: Честнейшую Херувим... |
Именем Господним... Боже, ущедри ны… |
Молитва: Владыко, Боже… Молитва св. Евстратия: Величая, величаю Тя... |
Приидите, поклонимся... (трижды) |
Двупсалмие: псалмы 120-й и 133-й. Слава, и ныне: |
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство... |
По 2-м Трисвятом – тропари заупокойные: Помяни, Господи, яко Благ… |
Господи, помилуй (12 раз) |
Молитва заупокойная:Помяни, Господи, в надежди воскресения... |
Преславная Приснодево… Упование мое Отец… |
Окончание: Слава Тебе, Христе Боже..., Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды), Благослови. |
Отпуст малый. |
Прощение обычное: Благословите, отцы святии... |
Ектения: Помолимся о Великом Господине... |
Молитвами святых отец… |
Утреня |
вседневная | славословная |
Благословен Бог наш… |
Двупсалмие: псалмы 19-й и 20-й. (Совершается каждение алтаря и храма.) |
Слава Святей… |
Шестопсалмие16. (Иерей читает утренние молитвы)17 |
Ектения великая: Миром Господу помолимся. Возглас: Яко подобает... |
Бог Господь со стихами |
Тропари на Бог Господь |
Кафизмы |
По кафизмах: малые ектении: Паки и паки... (возгласы: Яко Твоя держава... и Яко Благ...), седальны [и назидательные чтения] |
Господи, помилуй (трижды) Слава, и ныне: 50-й псалом |
КАНОН По 3-й, 6-й и 9-й песнях – малая ектения (возгласы: Яко Ты еси Бог..., Ты бо еси Царь мира..., Яко Тя хвалят...). По 3-й песни – кондак и икос (если есть), седальны [и назидательное чтение]. По 6-й песни – кондак и икос [и назидательное чтение (Пролог)]. По 8-й песни – Честнейшую. (Совершается каждение храма.) |
| Всякое дыхание… |
Хвалитные псалмы |
Стихиры на хвалитех на 4 (есть в службе некоторых шестеричных святых) | Стихиры на хвалитех на 4 |
Слава, и ныне: Тебе слава подобает... (читается, если не пелись стихиры на хвалитех) | |
Вседневное славословие18 | Великое славословие19 |
Ектения просительная: Исполним утреннюю... Возглас: Яко Бог милости... | Тропари в конец утрени |
Молитва главопреклонения. Возглас: Твое бо есть... | Ектения сугубая сокращенная: Помилуй нас, Боже... Возглас: Яко Милостив... |
Стихиры на стиховне | Ектения просительная: Исполним утреннюю... Возглас: Яко Бог милости... |
Благо есть... | Молитва главопреклонения. Возглас: Твое бо есть... |
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство... | |
Тропари в конец утрени | |
Ектения сугубая сокращенная: Помилуй нас, Боже... Возглас: Яко Милостив... | |
Окончание утрени: Премудрость. Благослови. Сый благословен… Утверди, Боже… |
| Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую Херувим… Слава Тебе, Христе Боже… Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды), Благослови. Великий отпуст в открытых царских вратах20. Многолетны. [Исхождение в притвор при пении самогласной стихиры святого для чтения 1-го часа]21 |
1-й час |
Отпуст великий. | Отпуст конечный малый. |
Заупокойная лития [в притворе] | |
Б. Изменяемые элементы богослужения в субботние дни при малых праздниках
Изменяемые части богослужения малых праздников в субботние дни представлены в виде таблицы, что облегчает восприятие структуры службы и позволяет легче в ней ориентироваться.
| Святой без знака (малый святой) | Шестеричный святой | Два малых святых | Славословный святой |
Вседневная вечерня |
Кафизма | Кафизма 18-я22 |
Стихиры на Господи, воззвах | Стихиры Минеи на 6. | Стихиры Минеи на 6: 1-го святого – 3, 2-го святого – 3. | Стихиры Минеи на 6. |
Слава: Минеи (если есть)23; И ныне: догматик отдаваемого гласа (прил. 1-е)24. |
Вход с кадилом | не совершается |
Прокимен | Прокимен дня, глас 7-й: Боже, Заступник мой еси Ты… (со стихом). |
Стихиры на стиховне | Стихиры Октоиха: мученичны гласа с Господи, воззвах – 3 (2-й, 3-й и 4-й)25 с будничными стиховными стихами (из Часослова). Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен от меньших, по гласу Славы (прил. 2-е). Если славник в Минее отсутствует, то на Слава, и ныне – стиховный Богородичен Октоиха. | Стихиры Минеи (со своими припевами). Слава: Минеи; И ныне: Богородичен Минеи на ряду или Богородичен от меньших, по гласу Славы (прил. 2-е)26 |
Тропари в конец вечерни27 | Тропарь Минеи28. Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от больших (прил. 3-е). | Тропарь Минеи (1-го святого). Слава: тропарь Минеи (2-го святого); И ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от больших (прил. 3-е). | Тропарь Минеи. Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от больших (прил. 3-е). |
Малое повечерие |
Канон29 | Богородичный канон Октоиха. Может петься (ср.: Типикон, гл. 12) заупокойный канон гласа (2-й канон утрени в Октоихе)30. {Канон (и стихиры) Минеи31} |
Тропари | Тропарь храма (Господского или Богородичного)32; тропарь дня (субботы): Апостоли, мученицы и пророцы…33. Слава – кондак: Со святыми упокой… И ныне – кондак дня (субботы): Яко начатки естества…34. | Кондак Минеи35 |
Субботняя полунощница |
Утреня |
Тип утрени | вседневная | славословная |
Тропари на Бог Господь | Тропарь Минеи (дважды). Слава, и ныне: Богородичен по гласу тропаря, от больших (прил. 3-е). | Тропарь Минеи (1-го святого) (дважды). Слава: тропарь Минеи (2-го святого); И ныне: Богородичен по гласу Славы, от больших (прил. 3-е). | Тропарь Минеи (дважды). Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от больших (прил. 3-е). |
Кафизмы | Кафизмы 16-я и 17-я. На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12)36. |
Малые ектении по кафизмах | Произносятся37 |
Седальны по кафизмах | Октоиха38 | Минеи |
| Святой без знака (малый святой) | Шестеричный святой | Два малых святых | Славословный святой |
КАНОН | Храм Гоcподский и Богородицы | Храм святого | Храм святого | Храм Гоcподский и Богородицы | Храм Господский, Богородицы и святого | Храм святого | Храм Господский и Бoгородицы |
Канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), Минеи на 4 и Октоиха (мученичный)40 на 4 | Канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4 | Канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Минеи на 6 и Октоиха (мученичный) на 4 | Канон Минеи41 (1-го святого) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), Минеи (2-го святого) на 4 и Октоиха (мученичный) на 4 | Канон Богородицы (отдаваемого гласа)42 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Минеи на 843 | Канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Минеи на 8 |
Библейские песни | Поем Господеви...44 |
Катавасия | По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – покрывающий ирмос (мученичного канона Октоиха) | Катавасия рядовая45 (по каждой песни) |
По 3 песни | Седален Минеи46. Слава, и ныне: Богородичен (на ряду). | Кондак и икос Минеи (2-го святого), если есть; седален Минеи (2-го святого [или 1-го святого]). Слава: седален Минеи (1-го святого [или 2-го святого]); И ныне: Богородичен (на ряду). | Седален Минеи (дважды)47. Слава, и ныне: Богородичен (на ряду). |
По 6 песни | Кондак (и икос) Минеи48 | Кондак (и икос) Минеи (1-го святого) | Кондак и икос Минеи |
По 8 песни | Честнейшую... (каждение алтаря и храма) |
Достойно есть | поется | не поется49 |
По 9 песни | Светилен Минеи (если есть). Слава: ексапостиларий Октоиха: Иже и мертвыми…50, И ныне: Богородичен ексапостилария Октоиха: Мы о Тебе хвалимся…51 | Светилен Минеи (дважды); Слава, и ныне: Богородичен Минеи52. |
Всякое дыхание53 | нет | есть |
Хвалитные псалмы54 | читаются | Если в Минее есть хвалитные стихиры, то псалмы поются. Если стихир на хвалитех нет, то псалмы читаются. | читаются | поются55 |
Хвалитные стихиры56 | не поются57 | Если в Минее есть хвалитные стихиры58, то они поются на 4. Слава: Минеи; И ныне: Богородичен от меньших, по гласу Славы (прил. 2-е) | не поются | Стихиры Минеи на 4. Слава: Минеи; И ныне: Богородичен Минеи на ряду или Богородичен от меньших, по гласу Славы (прил. 2-е)59 |
Слава, и ныне: Тебе слава подобает...60 | читается | Если не пелись хвалитные стихиры, то читается. Если стихиры на хвалитех пелись, то не читается. | читается | не читается |
Славословие | вседневное (читается) | великое (поется) |
Стихиры на стиховне | Стихиры Октоиха: мученичны из числа стихир на хвалитех – 3 (1-й, 2-й и 3-й)61 с будничными стиховными стихами (из Часослова). Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен от меньших, по гласу Славы (прил. 2-е). Если славник в Минее отсутствует, то на Слава, и ныне – Богородичен хвалитных стихир Октоиха. | не поются |
Тропари в конец утрени | Тропарь Минеи62. Слава, и ныне: Богородичен по гласу тропаря, от меньших (прил. 4-е)63, или Богородичен отдаваемого гласа, от меньших (прил. 4-е)64. | Тропарь Минеи (1-го святого). Слава: тропарь Минеи (2-го святого); И ныне: Богородичен по гласу Славы, от меньших (прил. 4-е), или Богородичен отдаваемого гласа, от меньших (прил. 4-е). | Тропарь Минеи. Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от больших (прил. 3-е). |
На часах65 | Тропарь и кондак Минеи | Тропарь Минеи (1-го святого). Слава: тропарь Минеи (2-го святого). Кондаки святых глаголем пременяюще66 | Тропарь и кондак Минеи |
Литургия св. Иоанна Златоуста |
Антифоны | Изобразительны67 |
Блаженны | Если в службе Минеи не назначаются Блаженны68: Октоиха на 6. Если в службе Минеи назначаются Блаженны69: канона Минеи песнь 3-я на 4 (со ирмосом) и Октоиха на 4. | Канона Минеи песнь 3-я на 4 (со ирмосом) и песнь 6-я на 470 |
Входное | Приидите, поклонимся... во святых Дивен сый... |
Тропари и кондаки по Входе | Тропарь храма (Господского или Богородицы)71, тропарь дня (субботы): Апостоли, мученицы и пророцы..., тропарь[и] Минеи; кондак храма (Господского или Богородицы)72, кондак[и] Минеи. Слава – кондак: Со святыми упокой…, И ныне – кондак дня (субботы): Яко начатки естества… | Тропарь храма73, тропарь Минеи74; кондак храма святого. Слава: кондак Минеи, И ныне: кондак храма Господского или Богородицы75, в храме святого – кондак: Предстательство христиан... |
Прокимен, Аллилуиарий и причастен | Минеи (если есть)76 и дня (субботы)77 |
Апостол и Евангелие | Минеи (если есть) и рядовые |
III. Заключение
В завершение необходимо еще раз отметить, что суббота – это особый день седмицы и некий неповторимый, исключительный день года. Важность богослужения этого дня для духовной жизни христианина подчеркивается следующим требованием православной литургической традиции, зафиксированной в «Известии учительном» славянского Слу-жебника: «Да весть приходский иерей, яко в кийждо великий праздник и Неделю, к сим же и в куюждо субботу [выделено нами. – Свящ. С. В.] должен есть литургисати, под смертным грехом: ибо аще литургисати не будет, многим от слушания Божественныя службы запнет, юже от Божияго и церковнаго повеления кийждо христианин в кийждо святый день слушати должен есть»78. В свете данного указания становится еще более актуальным знание священнослужителями и церковнослужителями особенностей субботнего богослужения. Ведь через точное следование предписаниям Устава раскрывается глубокий смысл и внутреннее содержание Православного богослужения.
Священник Сергий Ванюков
- Ср.: Ильин В.Н. Запечатанный Гроб. Пасха нетления: Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи. Клин, 2001; Красовицкая М.С. Литургика. М., 2000. С. 125–131.
- В прочие моменты службы на субботнем богослужении поются преимущественно воскресные Богородичны, а иногда (например, на вечерне после тропарей) – обязательно отдаваемого (или настоящего) гласа, т. е. действующего с прошедшего воскресенья.
- В современной приходской практике пение Непорочных (17-й кафизмы) на воскресной утрене вытеснено пением полиелея (134-го и 135-го псалмов).
- Подобных воспоминаний престольного праздника вне его конкретного дня в Уставе не так уж много. Например, на литии обычно поется стихира храма, что логически объясняется движением молящихся во главе с духовенством по пространству храма в притвор. На малом входе на Литургии обычно звучит тропарь и кондак храма, что также исторически может быть объяснено тем обстоятельством, что малый вход, по сути, – древний вход в храм, и в этот момент наиболее уместно воспоминание посвящения престола. Пение же канона храма на утрене – это явление, выходящее за рамки данных примеров и ставящее субботу в совершенно особе положение в литургической системе.
- Аллилуиа на утрене в седмичные дни поется четырежды с особыми стихами: От нощи утренюет…, а при заупокойном богослужении в субботу Аллилуиа поется трижды с заупокойными стихами: Блажени, яже избрал….
- В современной приходской практике Русской Церкви аллилуйная служба в субботу (по 13-й главе Типикона) совершается, как правило, раз в год – в Димитриевскую родительскую субботу.
- Порядок богослужения ориентирован на предписания Устава. Подразумевается, что с приходской практикой большинство читателей знакомо. В таблице полужирным выделены изменяемые части служб суточного круга, в квадратные скобки заключены обычно опускаемые элементы богослужения.
- Под предстоятелем и настоятелем Устав подразумевает игумена монастыря или того, кто в отсутствие игумена выполняет его функции на богослужении (напр., екклисиарха).
- По Уставу, Свете Тихий поется, если на вечерне совершается вход. Если входа нет, Свете Тихий читается предстоятелем.
- Прокимны вечерни, а также Бог Господь, по Уставу, возглашаются канонархом на середине храма. В некоторых монастырях следуют этой традиции, однако в большинстве храмов Русской Церкви прокимны и Бог Господь возглашает священник или диакон, причем прокимны вечерни глаголются «внутрь» алтаря.
- Сподоби, Господи читается, согласно Уставу, предстоятелем, т. е. представляет собой, в афонской терминологии, т. н. «старческую» молитву, наряду с Ныне отпущаеши, шестопсалмием и некоторыми другими текстами богослужения, которые должны произноситься не рядовым чтецом, а старцем, т. е. игуменом монастыря или духовно авторитетным монахом (духовником обители и т. п.).
- Стихиры на стиховне в течение всего года должны петься двумя хорами, сошедшимися на середине храма. В современной практике это предписание Устава, как правило, не выполняется.
- Ныне отпущаеши должен читать предстоятель (ср.: Типикон, гл. 2, 9), а Трисвятое после него – чтец. В современном приходском богослужении Ныне отпущаеши обычно поет хор.
- Такое окончание положено на вседневной вечерне, которая должна совершаться отдельно от утрени. По сложившейся богослужебной практике, повечерие и полунощница на приходах обычно опускаются, и вслед за вседневной вечерней сразу совершается утреня. В таком случае после Утверди, Боже… иерей в алтаре пред престолом произносит возглас утрени: Слава Святей…, творя крест кадилом (двупсалмие утрени также обычно опускается).
- Малое повечерие и полунощница совершаются, по уставной традиции, в притворе храма, при закрытой завесе царских врат. Этот обычай сохраняется и в наше время в большинстве обителей Святой Горы.
- Устав предписывает читать шестопсалмие предстоятелю.
- По Уставу, священник начинает пред царскими вратами читать 12 утренних молитв Служебника после первых трех псалмов шестопсалмия.
- По указанию Типикона, читается предстоятелем (ср.: гл. 9).
- На пение великого славословия, по традиции, отверзаются царские врата. Типикон предполагает открытие царских врат только на произнесение отпуста утрени.
- Утреня с пением великого славословия заканчивается отпустом, поскольку 1-й час, по мысли Устава, должен читаться не в храме, а в притворе, куда все исходят после окончания утрени. После вседневной утрени чтение 1-го часа совершается в храме, поэтому отпуста на ней не бывает.
- В современной традиции Русской Церкви исхождение в притвор для чтения 1-го часа не совершается.
- Если накануне совершалось всенощное бдение, то кафизма отменяется.
- Славник Минеи может отсутствовать в службе святого без знака и двух малых святых.
- О приложениях Богородичнов см.: Ванюков С.А. Богослужение полиелейных и бденных праздников // Московские епархиальные ведомости. М., 2007. ¹3–4. С. 90–107.
- Устав (см.: Указ о службе субботней в Октоихе) предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с Господи, воззвах. Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир. Стиховные стихиры Октоиха на субботней службе с Бог Господь не поются.
- Богородичен часто указывается в Минее на ряду. В случае его отсутствия поется Богородичен седмичный по гласу Славы (из 2-го приложения).
- Типикон в 12-й главе не упоминает о совершении литии за усопших после вечерни. По мнению В. Розанова, заупокойная лития или панихида (по 14-й главе Типикона и Октоиху) в пяток вечера назначается только при службе с Аллилуиа (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1998п. С. 144, 199, 642). Свт. Афанасий (Сахаров) толкует указания 14-й главы Типикона о совершении панихиды: В пяток вечера, по отпущении вечерни, облекшуся священнику в фелонь… и т. д., как относящиеся и к богослужению с Бог Господь (ср.: Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 58).
- Если в Минее в службе малого святого отсутствует тропарь, то поется общий тропарь по лику святого (ср.: Октоих, Указ о службе субботней).
- Каноны на повечерии поются без ирмосов и библейских песней, с соответствующими припевами. К предпоследнему тропарю 8-й песни припев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. (Ср.: Октоих, последование молебна; Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 172.) Ирмосы поются только в случаях, специально оговоренных в Уставе (ср.: каноны предпразднства Рождества Христова и Богоявления, Страстной седмицы).
- По мнению В.Розанова (см. его «Богослужебный Устав...». С. 199), на повечерии в пяток вечера необходимо петь Богородичный канон Октоиха, а заупокойный канон (вместо канона Богородицы) поется на повечерии лишь при наличии прямого указания Устава (например, в период пения Триоди Постной и Цветной). В период пения Октоиха заупокойный канон исполняется на панихиде, которая, согласно мнению В. Розанова, должна служиться после вечерни в том случае, если в субботу совершается аллилуйное богослужение (по 13-й главе Типикона).
По мнению свт. Афанасия (Сахарова), заупокойный канон Октоиха поется ежеседмично в пяток вечера (за редким исключением): либо на панихиде (которая, по его толкованию, совершается и при службе с Бог Господь), либо – в случае отмены панихиды (например, при славословной службе) – на повечерии. Причем заупокойный канон на повечерии, согласно мнению свт. Афанасия, может совмещаться с каноном Богородицы. (Ср.: Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 58, 61, 63–66.) [Следует отметить, что в 6-й Марковой главе Типикона под 24 февраля косвенно указывается на возможность пения на повечерии в пяток вечера только одного канона Октоиха – либо Богородичного, либо заупокойного: «На повечерии поем канон усопших в притворе Октоиха гласа, или Богородичен».]
- Службы рядовых святых этого или другого дня (канон и стихиры с Господи, воззвах; ср.: Типикон, 21 декабря, «зри») могут переноситься по различным причинам на повечерие и соединяться с каноном Октоиха. О пении служб святых на повечерии см.: Ванюков С.А. Богослужение с великим славословием // Московские епархиальные ведомости. М., 2006. ¹9–10. С. 164–170; он же. Богослужение полиелейных и бденных праздников // Московские епархиальные ведомости. М., 2007. ¹3–4. С. 90–107.
- Тропарь храма святого не произносится, поскольку храмовый святой «именован» в дневном тропаре (ср.: Типикон, гл. 52).
- Второй дневной тропарь субботы (Помяни, Господи, яко Благ…) на службе с Бог Господь не поется.
- В храме Господском и Богородицы тропари и кондаки обычно покрываются кондаком храма, но в пяток вечера, по указанию 52-й главы Типикона, должен быть кондак дня: Яко начатки...
- Ср.: Типикон, гл. 52; Октоих, Указ о службе субботней.
- «Посем стихологисуем Непорочны, в нихже кадит священник» (Типикон, гл. 12).
- Малые ектении по кафизмах всегда произносятся в субботние дни и предшествуют праздничным седальнам Минеи (при славословной службе), либо субботним седальнам Октоиха, среди которых присутствуют воскресные тексты (напр., Богородичен седальнов по 1-м стихословии).
- Состав седальнов Октоиха в субботние дни следующий. В седальнах по 1-м стихословии в службе 1-го и 2-го гласа содержится два мученична и покоин, в службе 3-го – 8-го гласов покоин отсутствует. В седальнах по 2-м стихословии в службе всех гласов (кроме 8-го) помещаются два мученична и покоин, в субботней службе 8-го гласа – мученичен и два мертвена. Каждая группа седальнов заканчивается Богородичном (на Слава, и ныне), причем Богородичен 1-й группы седальнов – это тропарный отпустительный Богородичен отдаваемого гласа. Значение этого отпустительного Богородична особо подчеркивается Уставом: при службе святого со славословием (и выше), когда седальны по кафизмах поются из Минеи, и седальны Октоиха по этой причине отменяются, отпустительный Богородичен отдаваемого гласа переносится и поется в заключение тропарей на Бог Господь.
- В Октоихе (см.: Указ о службе субботней) приводится также порядок пения канонов в храме Воскресения Христова.
- Октоих в последовании субботней утрени содержит два канона: 1-й – мученичный, 2-й – заупокойный. Второй канон Октоиха на утрене никогда не поется (о чем свидетельствует наличие молебных припевов в его составе); он предназначен для исполнения на панихиде в пяток вечера или, в случае ее отсутствия, на повечерии.
- При совершении службы двух малых святых в субботу канон храма не поется (ср.: Типикон, гл. 11). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав...», с. 152), в храме Господском и Богородицы при совершении службы двух святых без знака каноны поются следующим образом: канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Минеи (1-го святого) на 3, Минеи (2-го святого) на 3 и Октоиха (мученичный) на 4.
- При совпадении памяти славословного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см.: Типикон, гл. 11, «зри»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
- Канон храма не поется (ср.: Типикон, гл. 11).
- При соединении канона с библейскими песнями в праздничной редакции сначала дважды (без припевов) попеременно обоими ликами поется ирмос 1-го канона, далее 1-й стих библейской песни и 1-й тропарь, после чего продолжается чередование тропарей канонов со стихами библейской песни. Нечетные песни канона, согласно Уставу, начинает петь 1-й лик, четные – 2-й.
- О катавасии см.: Типикон, гл.19.
- 46 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).
- Согласно богослужебной практике, если по 3-й песни приводится в Минее один седален (с Богородичном), то он поется дважды, а Богородичен – на Слава, и ныне; если два седальна (с Богородичном), то каждый из них поется единожды, причем второй седален – на Славу.
- Если у святого без знака отсутствует кондак, то при совершении службы с Бог Господь поется кондак общий по лику святого (ср.: Указ о службе субботней в Октоихе).
- Песнопение Достойно есть по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона есть катавасия.
- Ексапостиларий Октоиха заимствуется из приложения: Ексапостиларии всея седмицы.
- Если в Минее у малого святого отсутствует светилен, то поется только ексапостиларий субботы (из Октоиха): Иже и мертвыми… Слава, и ныне: Мы о Тебе хвалимся…
- Исполнение светильнов совершается аналогично пению седальнов по 3-й песни канона.
- Всякое дыхание... предваряет хвалитные псалмы, если поется великое славословие.
- Способ исполнения хвалитных псалмов зависит от наличия стихир на хвалитех. Псалмы поются, если на службе есть хвалитные стихиры, и читаются, если стихиры отсутствуют.
- Служба славословного святого всегда содержит стихиры на хвалитех.
- При совершении в субботу службы с Бог Господь хвалитные стихиры поются только из Минеи. Хвалитные стихиры Октоиха при таком типе богослужения поются на стиховне утрени. Стиховные стихиры Октоиха поются только на службе с Аллилуиа.
- В службе святого без знака и двух малых святых хвалитных стихир нет. Хвалитные стихиры Октоиха поются на стиховне.
- См., напр., 6, 16, 20, 24 сентября. Многие шестеричные святые не имеют хвалитных стихир (см., напр., 5, 7, 9, 29, 30 сентября).
- Богородичен часто указывается в Минее на ряду. В случае его отсутствия поется Богородичен седмичный по гласу Славы (из 2-го приложения).
- Чтение Слава, и ныне: Тебе слава подобает... после хвалитных псалмов на утрене бывает в том случае, если не поются стихиры на хвалитех.
- Стиховны Октоиха не поются на субботнем богослужении с Бог Господь. В состав стихир на хвалитех Октоиха входят мученичны и покоин (или мертвен). Три мученична со стихир на хвалитех на службе с Бог Господь поются в качестве стиховных стихир с будничными стиховными стихами Часослова (а не с заупокойными стиховными стихами Октоиха), покоин хвалитных стихир опускается.
- Если в Минее в службе малого святого отсутствует тропарь, то поется общий тропарь по лику святого (ср.: Октоих, Указ о службе субботней).
- Ср.: Типикон, гл. 12; Октоих, Указ о службе субботней.
- Ср.: Типикон, гл. 52.
- После отпуста 1-го часа в притворе совершается заупокойная лития (ср.: Типикон, гл. 12). При совершении славословной службы заупокойная лития отменяется, поскольку утреня носит праздничный характер (ср.: Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 62).
- Согласно 52-й главе Типикона, на 1-м и 6-м часах – кондак 1-го святого, на 3-м и 9-м часах – кондак 2-го святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 245–246). В Типиконе встречается также порядок чередования кондаков на часах в соответствии с расположением кондаков в структуре утреннего канона: на 1-м и 6-м часах произносится кондак, петый по 3-й песни канона, а на 3-м и 9-м – кондак с 6-й песни канона (ср.: Типикон, гл. 3 и 4; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 240–241).
- Типикон в 21-й главе (О еже когда глаголются изобразительная, и когда антифоны) не упоминает субботу среди дней, в которые поются изобразительные антифоны, однако даже при аллилуйном богослужении в субботу назначаются Блаженны, входящие в состав изобразительных антифонов (ср.: Типикон, гл. 13). Пение изобразительных антифонов в субботу более соответствует строю богослужения этого дня (с праздничной редакцией библейских песней на утрене и воскресными Богородичнами отдаваемого гласа), чем пение вседневных антифонов (ср.: указание на Блаженны в 12-й главе Типикона).
- См., напр., 4, 22, 25 и 27 сентября, 4, 5, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 24 октября. В службе шестеричного святого Блаженны Минеи указываются всегда.
- Если при совершении службы двух малых святых Блаженны назначаются из обоих канонов (1-го святого, песнь 3-я (со ирмосом) – 4 и 2-го святого, песнь 6-я – 4), то Блаженны Октоиха опускаются.
- Блаженны Октоиха опускаются.
- В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.
- «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: «в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан». Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 266).
- Тропарь и кондак храма святого поется в субботу при совершении славословной службы, поскольку дневные (субботние) тропарь и кондак отменяются при «красных знаках» Типикона.
- Дневные тропари и кондаки не поются.
- В 52-й главе Типикона кондак храма указывается дважды: перед кондаком рядового святого Минеи и на И ныне. Петь его следует, по мнению Розанова (см. его «Богослужебный Устав...», с. 266), только на И ныне, как и показано в 15-й главе Типикона.
- Служба святого без знака или двух малых святых не всегда имеет литургийные чтения и связанные с ними тексты (прокимен, аллилуиарий и причастен). Прокимен, аллилуиарий, причастен, Апостол и Евангелие Минеи в субботу предваряют.
- При субботней службе с Бог Господь заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 313). По мнению свт. Афанасия (Сахарова), при совершении в субботу службы с Бог Господь если у рядового святого в Минее нет чтений, прокимна, аллилуиария и причастна, то к дневным чтениям, прокимну, аллилуиарию и причастну допустимо добавлять заупокойные (ср.: Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 58). Прокимен, аллилуиарий и причастен дня в субботу поется и при отмене службы Октоиха (напр., при полиелее и славословии), поскольку эти дневные тексты не меняют характера субботнего богослужения и вполне согласуются с прославлением памяти рядового святого Минеи.
- Служебник. М., 2006. С. 428.