МИССИОНЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЫЛ СОЗДАН ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА)
Из церковной истории известно, что император Александр II «как чадолюбивый отец подданных своих» хотел обратить на путь истины русских людей, отпавших от православной веры. И его воля полностью совпадала с устремлениями митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета. Но что касается Владыки, то он при этом ясно видел: обращение заблудших возможно не крутыми правительственными мерами, а устроением монастырей, школ, больниц, богаделен. Архипастырь вызвал к себе строителя Николо-Берлюковской пустыни иеромонаха Парфения (Агеева), с которым его связывала духовная дружба и который, к слову сказать, был выходцем из старообрядческой семьи, а потом стал постриженником Святой Горы Афон. Митрополит Филарет дал ему указание подыскать место для миссионерской мужской обители. Ни сырая снежная зима, ни бездорожье не испугали энергичного отца Парфения. Трижды он ездил в край, называемый одними «старообрядческой палестиной», другими местностью, «где свил себе гнездо закоренелый раскол». И в результате тех поездок место было выбрано на реке Нерской, напротив погоста бесприходного храма Спаса-
Вскоре отец Парфений осуществил проект, который до него никому не удавался: создал православный монастырь в местах, где было распространено старообрядчество. И если раньше, по словам нынешнего настоятеля Николо-Берлюковской обители игумена Евмения (Лагутина), «любого православного попа, что там появлялся, били до синяков», то к отцу Парфению большинство старообрядцев относилось с глубоким уважением.
Правда, среди окрестных жителей нашлись и такие, что занялись написанием на него доносов. Но вот как отреагировал на них в одном из своих писем отцу-настоятелю Гуслицкого монастыря святитель Филарет: «Сколько прискорбно то, что на вас, обитель вашу есть доносы, столько утешительно, что они ложные Вы подвизаетесь ради Христа, за правую веру Его, за святость Православной Церкви Его. Обитель ваша требует вашего продолжения вашего подвига для ее утверждения и для принесения ожидаемого от нее плода. Преемнику вашему нужно было бы много труда и времени, чтобы приобрести то значение, которое вы имеете и которое споспешествует дальнейшему вашему подвигу. Укрепитесь надеждою на Бога и благодушествуйте. Охраните себя смирением. Не много ли сказано, что ваша братия и богослужение образцовы по всей России?..»
Все, кто серьезно изучал историю Гуслиц (потом это название стало неофициальным), отмечали самобытность края, в котором население поголовно было грамотным, что являлось заслугой старообрядчества. Кроме того, с образованием Белокриницкой старообрядческой епархии Гуслицы стали готовить для нее кадры духовенства. Но имели гусляки и другую славу совсем дурную. Некоторые из них занимались изготовлением фальшивых денег и другими криминальными промыслами. Обитало здесь и немало разбойничьих шаек. И вот в таком месте начал создаваться миссионерский православный монастырь.
За время существования этой обители в ней было 70 постригов и 7 настоятелей. Архимандрит Исаакий пережил в октябре 1917 г. разбойный налет, когда грабители, одетые в военную форму, объявили себя анархистами-большевиками и потребовали у батюшки деньги, золото, серебро. После удара рукояткой револьвера настоятель упал, а звери в человеческом обличье стали топтать его ногами. Вторично монастырь был ограблен уже перед самым его закрытием в 1922 г. На этот раз «настоящие большевики» под руководством господина Вайнера в первый заход изъяли более 16 пудов серебряных предметов: крестов, риз, икон, богослужебных сосудов, лампад, кадил и пр. Потом сделали второй заход, чтобы забрать остальное
- Я часто вспоминаю одну историю, связанную с непростыми взаимоотношениями между последним и предпоследним настоятелями, задумчиво произнес нынешний настоятель Гуслицкого монастыря игумен Георгий (Хлебников). Предпоследний архимандрит Исаакий находился в обители почти с самого начала ее основания. Долгое время он был послушником, потом иеродиаконом, затем находился на монастырском подворье в Санкт-Петербурге, а после был поставлен священником и со временем стал духовником сестер Покровско-Васильевского монастыря в Павловом Посаде. Изучая архивные материалы, мы не нашли даты его смерти. Как не нашли даты смерти и последнего настоятеля игумена Сергия. Он прожил долгую жизнь чуть ли не до 90 лет дожил. На его глазах и с его участием проходило становление Гуслицкого монастыря. Правда, в
ДУХОВНЫМ УТЕШЕНИМ ЯВИЛАСЬ СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ
Отец Георгий впервые увидел обитель, которую ему суждено было поднимать из руин, 14 лет назад. Тогда его, только что рукоположенного в сан иеромонаха, назначили настоятелем Преображенского храма города Куровское в новообразованный приход. То, что предстало перед глазами
Сегодня батюшка с признательностью отмечает, что как раз эти самые люди, болящие, стали на первых порах его основными помощниками. Они охотно брались за любую грязную работу, и, к примеру, поражавшая своими размерами свалка возле колокольни благодаря их трудам довольно-таки быстро исчезла. Сегодня настоятель видит за уродливым фасадом болезни душу человека, который разумом словно ребенок ребенок, что тянется к добру и старается быть полезен другим. Так, по словам пастыря, одна девушка-инвалид, передвигающаяся на коляске, является замечательной нянькой. Ее даже из детского дома не переводили после 18 лет в интернат, так как высоко ценили ее умение и талант ухаживать за детьми. Другая девушка без пальцев шьет культями и с большой любовью относится к этому занятию, ставшему ее призванием!
- Среди больных есть удивительные люди, произносит настоятель монастыря, прошедший трудный путь духовного возрастания в очень непростой среде.
А в начале этого пути совсем молодому настоятелю было
- Я всматривался в их лица, и порой мне казалось, что я сам из их времени, что вместе с ними молюсь, совершаю требы, признался игумен Георгий.
Эта фотография стала для него связующим звеном с тем историческим прошлым монастыря, которое ему дорого и о котором настоятелю хочется узнать, как можно больше.
Но не только старая фотография помогла отцу Георгию в тот непростой для него период. С большой теплотой он произнес имя архимандрита Сергия (Шагаева), с которым служил прежде и который сейчас является настоятелем Тихвинского храма в Ногинске.
- Замечательный пастырь, произнес мой собеседник. Я от него много чего перенял. А когда я сюда приехал, то, наверное, если бы не помощь отца Сергия, оказываемая им с первых дней моего настоятельства, мне намного сложнее бы тут пришлось. Батюшка подарил престол, жертвенник, подсвечники. Велика была и его духовная поддержка. Он часто сюда приезжал и, видя мои трудности, проблемы, давал советы, которые помогали шаг за шагом, медленно, потихоньку возрождать монастырь. К слову, отец Сергий уроженец города Ликино-Дулево, и его бабушка еще девочкой посещала наш монастырь. Она рассказывала ему, как проходил здесь престольный праздник Преображения Господня, вспоминала о многолюдной ярмарке возле монастыря. К сожалению, в тот год, когда я сюда приехал сначала в качестве настоятеля Преображенского храма, бабушка отца Сергия умерла
Что касается соседства с психоневрологическим интернатом, то понятно, что оно в моральном плане было и остается чрезвычайно тяжелым, и в то же время руководство интерната все эти годы оказывало серьезную помощь монастырю: давало отопление от своей котельной, свет. Однако это учреждение на территории обители не должно находиться. Конечно, сотни больных (а их здесь 800 человек) на улицу не выставишь. Самое разумное и правильное найти для них подходящее благоустроенное место, переселить их туда.
- Мы специально не обносим собор забором, сказал отец-настоятель, чтобы потом не услышать заявление: «Вот вы сами и определили свои границы. Это и есть ваша монастырская территория». Нет, наша исконная территория намного больше, чем та, которую монастырь сейчас занимает.
«ТЕПЕРЬ СЮДА РАДОСТНО ЗАХОДИТЬ»
Это сказала Зинаида Павловна одна из верных помощниц отца Георгия и одна из первых его прихожанок, которая не может забыть, какую печальную картину являл собой Преображенский собор, когда его впервые увидел только что назначенный сюда молодой настоятель. Стоял недалеко от заваленной мусором колокольни лишь остов, и мало кто верил, что святыню можно возродить. Но сегодня внутри восстановленного собора московская бригада иконописцев заканчивает росписи. Отец Георгий сообщил, что во многом собор поднялся из руин благодаря пожертвованиям одной благочестивой московской семьи, которая, болея за порушенную святыню душой, вот уже восьмой год подряд вкладывает в реставрацию свои средства.
- Только на большой купол ушло 102 тысячи штук кирпича, заметил настоятель. И добавил:
Когда мы вошли в Спасо-Преображенский собор, то показалось, что его стены сделаны из сероватого мрамора.
- Это гипсокартонная основа, расписанная под мрамор, улыбнулся батюшка. А лепнина здесь с «Каширского двора». Но получилось действительно светло и радостно! Торжественно получилось.
В монастыре два насельника игумен Георгий (Хлебников) и иеромонах Киприан (Земляков). Причем отец Киприан пришел сюда тринадцатилетним подростком и с первых дней образования прихода активно участвовал в его жизни. Он же стал и первым пострижеником возрожденной обители. Все эти годы у игумена Георгия и у иеромонаха Киприана много треб: они совершают крещения, венчания, отпевания. А в часовне во имя Царственных страстотерпцев, установленной рядом со святым источником, что недалеко от деревни Анциферово, пастыри каждый воскресный день совершают панихиды, молебны.
Есть у отца Георгия задумка расположить на внешней стороне собора иконы трех новомучеников Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря.
- При царском режиме как было? говорит он. Люди не сразу шли в храм, а обходили его с внешней стороны, где были написаны или выложены мозаикой иконы. И это очень правильно. Допустим,
Нельзя не отметить, что фактически второе рождение этой обители состоялось в 1998 г., когда решением Священного Синода Русской Православной Церкви Преображенский храм города Куровское был преобразован в Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь. 29 августа в него прибыл митрополит Ювеналий. На пути архипастыря от дверей автомобиля и до дверей храма верующие с любовью разложили живые цветы, и смотрелись они как богатый ковер прекрасной ручной работы. После Божественной литургии, во время которой иеромонах Георгий был возведен в сан игумена, Владыка огласил указ о возобновлении монашеской жизни в обители и вручил жезл новопоставленному настоятелю. Так через 140 лет после своего основания обитель получила новое рождение. И вот ей уже исполняется 150 лет. С волнением ждут насельники и прихожане престольного праздника Преображения Господня в этом году, во время которого будет совершено великое освящение восстановленного собора.
Н.Ставицкая