24 января из запасников Государственного исторического музея в Успенский храм Московского Новодевичьего монастыря была доставлена древняя Иверская икона Божией Матери. Великую православную святыню встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий с собором духовенства, сестры обители и множество верующих.
История написания этой иконы восходит к царствованию Алексея Михайловича (1645–1676). В самом начале его правления, когда Россия залечивала раны Смутного времени и была теснима с запада Польшей, Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря. По установившемуся обычаю он приехал за сбором пожертвований на обители Святой Горы. Наслышанный о великой святыне Иверона, чудотворной иконе Богородицы, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать сию святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для Государя точный её список.
13 октября 1648 г. первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам
Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы быстро распространилось. В 1656 г. стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 г. в Москве у Воскресенских ворот
Как же сложилась судьба первого афонского списка Иверской иконы Божией Матери, принесенного в Россию в 1648 г.? Более трех с половиной столетий он находился в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Однажды, в 1913 г. во время празднования
На этом можно было бы закончить повествование о великой святыне, вновь обретенной в стенах древней московской обители. Однако нельзя не сказать о том таинственном, необычном даже для середины XVII в., способе создания этого образа, о котором поведал в собственноручном письме царю Алексею Михайловичу иверский архимандрит Пахомий. «Когда мы вернулись в свой монастырь, — писал афонский игумен, то, собравшись со всею братией (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитскую (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу… Ямвлиху Романову дабы, смешав её с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и Литургии. И новая та икона не разнится ничем от первой иконы, ни длиной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая».
Замечательно, что на древнейшей в России афонской Иверской иконе, находящейся ныне в Московком Новодевичьем монастыре, сохранился автограф писавшего её мастера. Над нижним полем можно видеть золотую надпись на греческом языке: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)». Под ней, прямо на выступе ковчега — другая греческая надпись киноварью: «Старанием и иждивением Пахомия и архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись: «Вратарница Иверская», над правым Её плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу дерзкой рукой иконоборца. На полях иконы — изображения
Приняв икону из рук духовенства, святители перенесли её в Успенский храм, после чего Владыка митрополит совершил молебное пение, которое предварило всенощное бдение. По окончании молебна митрополит Ювеналий обратил к молящимся свое слово:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Григорий, всечестные отцы, всечестная матушка игумения Маргарита с сестрами святой обители, возлюбленные и дорогие братья и сестры!
Мы были сейчас свидетелями и участниками святого события для этой древней обители. В храм возвращена для поклонения Иверская икона Божией Матери. Это первый список, который был написан для России и доставлен в Москву. С тех пор установлено было празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.
Мы знаем много списков с этой иконы, которые находятся и в Москве, и во всех епархиях Русской Православной Церкви. Для нас очень ценно, что эта икона только однажды в истории покидала обитель для того, чтобы можно было ей поклониться в Чудове монастыре. Она всегда находилась в Новодевичьей обители.
Последние десятилетия она находилась в Государственном историческом музее в запасниках. И вот сегодня, согласно договору, Государственным историческим музеем эта икона доставлена нам для молитвенного поклонения.
Я очень счастлив видеть вас, ещё задолго до начала службы прибывших сюда для встречи этого чудотворного образа, нашей национальной русской святыни.
Между утренним и вечерним богослужением ежедневно в этом святом храме будут совершаться молебны с акафистом перед образом Божией Матери Иверской, для чего будут из наших благочиний прибывать духовенство, монашествующие и прихожане. Всякому, кто пожелает паломничать сюда, будет открыта такая возможность.
Мы должны возблагодарить Господа за ту милость, которую оказывает нам Пресвятая Владычица Богородица. Она Своим явлением этой иконы перед нами напоминает, что как Мать заботится о всех нас, помогает нам в жизни, в трудах, в служении, в исправлении, чтобы готовить нас к Царствию Небесному.
Пусть же благословение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы пребывает над всеми вами, над нашей святой обителью, над нашим градом Москвой, над нашей великой Россией. Аминь».