1 марта, в день Прощеного воскресенья, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем возглавил чин прощения. За богослужением молился архиепископ Можайский Григорий.
По окончании вечерни Владыка митрополит обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом:
«Возлюбленные о Господе: Высокопреосвященнейший Владыка архиепископ Григорий, всечестные отцы, матушка игумения Маргарита, сестры святой обители, дорогие братья и сестры!
По велению своих сердец мы пришли сегодня в храм Божий, чтобы испросить благословение Господа на предстоящий подвиг Святого и Великого поста. Это время покаяния, время исправления, время духовной радости жизни во Христе. В церковных песнопениях Великий пост называют весной для наших душ. Он совпадает с весной в природе, когда от живительных лучей солнца все оживает и расцветает.
И святые отцы, исходя из этого сопоставления, а также из своего личного опыта, сравнивают период Великого поста с весной нашей духовной жизни.
Сорокадневный пост может представляться нам как долгий путь к исправлению. Невозможно, братья и сестры, при наступлении Великого поста, когда нам необходимо изменить греховную жизнь, прийти, покаяться перед священником, получить прощение грехов и считать, что все, что мы должны совершить, на этом оканчивается.
Неслучайно святой пост длится сорок дней. Господь наш Иисус Христос, прежде чем выйти на общественное служение, удалившись в пустыню, постился сорок дней. Пост был известен и в ветхозаветные времена. Мы же ежегодно приступаем к этому благодатному подвигу. Почему же он так долго длится? Для того, чтобы мы осознали свою греховность, а осознав, исправили свою порочную жизнь. Грех — это своего рода болезнь нашей души. А всякая болезнь имеет разные способы лечения. Пороки, дурные привычки и злые обычаи не могут исчезнуть только по одному нашему волеизъявлению с констатацией того, что мы грешны.
Мы призваны изменить свою жизнь, совершая дела милосердия, добра и любви. Святые отцы, размышляя о времени поста и покаяния, обращают наше внимание на то, что мы должны быть смиренны и милосердны. Церковь призывала нас к смирению, когда мы проходили подготовительные недели к Великому посту. В притче о мытаре и фарисее Господь показал двух людей, которые молились в храме совершенно
Из года в год мы вспоминаем это евангельское повествование, и из года в год мы бываем похожи на этого фарисея, потому что думаем, что если посещаем храм, ставим свечи, даем записочки на поминовение своих родственников, приступаем к причащению, — этого для нас достаточно. В повседневной жизни считаем, что мы лучше других, видя в ближних не братьев, а врагов. А когда осознаем свой собственный грех, поймем, что мы, может быть, хуже других, потому что другие больше сокрушаются в своих грехах, — тогда ощутим глубину своего падения. И при таком состоянии можно даже прийти в отчаяние.
Но Церковь, готовя нас к истинному покаянию, напоминает о Божием милосердии. В евангельской притче блудный сын пришел в себя, нашел в себе силы пасть к ногам отца и просить у него прощения, а отец, издали его увидев, сам направился навстречу к нему с любящими и всепрощающими объятиями. Так и Господь, братья и сестры, ждет нашего покаяния и исправления. Но среди людей, может быть, и среди нас находятся такие, которые формально веруют, но не исполняют заповеди Божии. Они ничем не отличаются от неверующих, а порой даже бывают и хуже их.
И вот Господь напоминает нам о том, что все средства были даны человеку для жизни по Его святым заповедям. Но если люди остаются жестоковыйными, если они считают, что это не для них, а живут по воле своих страстей, — их ожидает приговор праведного Судии на Его Страшном суде, когда Он придет на землю второй раз воздать каждому по делам его.
Сегодня мы, как послушные сыны и дочери Церкви, пришли помолиться и испросить Божие благословение на спасительный путь поста. Церковь напоминает о том, как Господь говорил, что мы должны прощать согрешения друг другу. И если мы не прощаем ошибок и проступков наших ближних, то не получим оставления своих грехов. Сегодняшнее воскресенье называется Прощеным, потому что в этот день христиане по зову Церкви прощают друг другу обиды, примиряются и после этого обращаются к нашему Небесному Отцу: „И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим“. Слава Богу, что мы получаем от Господа этот дар — время на покаяние. И тот пост, который мы с вами проведем, это — и вспомоществование плоти нашей, и воспитание воли нашей для того, чтобы духовно усовершенствоваться.
Пусть же всем нам Господь даст силы осознать свои грехи, получить от Бога прощение и возвысить свою
Сегодня, когда впереди спасительное поприще поста, я вновь и вновь рад приветствовать вас, возлюбленные братья и сестры, пришедших в храм Божий получить благословение нашего Господа! И начнем его с взаимного покаяния и примирения. Я, как ваш епископ, в первую очередь за себя, за духовенство, за церковных людей, несущих послушание и в этом храме, и во всей нашей епархии, прошу у вас, народа Божия, прощения за то, чем согрешили мы пред вами словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами. Простите нас Бога ради!
Господь да простит всех вас, помилует и даст вам Свою благодать и силу для преодоления греховной жизни, чтобы мы, очищенные покаянием, когда наступит Пасха Христова, духовными очами узрели воскресшего Господа и прославляли Его во все дни жизни нашей. Господь да благословит всех вас на предстоящий подвиг Святого и Великого поста!»
Затем были прочитаны молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение.
2 марта, в первый день Великого поста, митрополит Ювеналий возглавил вечернее богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском храме Новодевичьего монастыря города Москвы.
3 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Ювеналий возглавил вечернее богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Троицком храме города Люберцы.
По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Владыка обратился к молящимся со словом:
«Всечестные отцы, дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня второй день Святого и Великого поста, и я очень рад, что вы во множестве собрались в храм Господень, чтобы получить Божие благословение на предстоящий многодневный подвиг воздержания, поста и молитвы.
Святая Церковь ещё до начала поста как бы стучалась в двери нашего сердца, напоминая молитвенным песнопением: „Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Храм носяй телесный весь осквернен…“
В дни Великого поста мы призываемся к тому, чтобы исправить свою греховную жизнь. За великопостными богослужениями много раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина, где есть такое обращение ко Господу: „Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!“
Мы так свыкаемся с грехом, сживаемся с ним, что порой, даже после того, как давно не были на исповеди, на вопрос священника: „В чем ты грешен?“ — отвечаем: „Кажется, ни в чем“. И не знаем, в чем каяться.
Грех — это болезнь души. Часто от наших грехов зависит и наше физическое состояние. А всякая болезнь не может быть вылечена моментально — нужны лекарства, нужно время для выздоровления. Так, братья и сестры, и в духовной жизни! В чем заключается пост? Об этом очень кратко, но понятно и емко сказал святитель Василий Великий: „Истинный пост есть воздержание от злых дел“.
Вот к чему призывает нас Святая Христова Церковь! А мы так свыкаемся с нашими злыми делами, что кажется — это наша нормальная жизнь, наше естественное состояние, с которым очень трудно расстаться. Наше сердце так черствеет, что в нем не остается места любви, милосердию и добру.
Неслучайно молитва преподобного Ефрема Сирина заканчивается словами: „И не осуждати брата моего“. Вспомним того фарисея, который, как мы слышали из евангельской притчи, приходил в храм не для того, чтобы попросить прощения у Бога, а, величаясь, говорил о своих заслугах и отличиях от других, осуждая мытаря.
Тот, кто сегодня внимательно участвовал в богослужении, наверное, проникся чувством умиления и пониманием того, в чем заключается покаяние. Святая Церковь приводит нам многие примеры из Ветхого и Нового Завета, показывая и глубину падения людей, и высоту их покаяния, свидетельствуя о Божием милосердии, когда Господь принимает каждого человека, который к Нему обращается.
Мы должны считать себя счастливыми людьми, потому что имеем возможность облегчить свою совесть покаянием, получить Божие благословение на исправление, получить Его благодатную помощь и силу. Великий пост — это благословенное для нас время, когда мы можем заглянуть внутрь себя, увидеть бездну наших грехов и через покаяние освободиться от них, очиститься и начать благочестивую христианскую жизнь. Этому мы учим в храмах Божиих в дни Великого поста, как и в течение всего года. Но в это время мы особо призываем к деятельному покаянию, к деятельному служению нашим ближним, чтобы не только на словах, но и делами показать наше милосердие и нашу любовь к ближним.
Мне сегодня очень трогательно видеть не только постоянных богомольцев — взрослых, но и ваших детей, которые уже приучены к молитве. И я уверен, что великое, счастливое и благословенное будущее ожидает их, потому что с раннего возраста они учатся молиться, любить Бога и ближних своих. Я знаю, что в этом благочинии и в этом святом храме не только совершаются богослужения, но воспитываются и духовно просвещаются дети, чтобы они привыкали к храму, познавая любовь и милосердие Божие.
Пусть же Господь благословит всех вас, возлюбленные братья и сестры, на предлежащий подвиг поста, молитвы и покаяния! Пусть Господь даст вам силы в благочестии и чистоте провести эти святые дни, очистить свою душу покаянием, соединиться в Таинстве Святого Причащения с Господом нашим Иисусом Христом и в радости духовной достигнуть и поклониться Светлому Христову Воскресению!
На ваши подвиги в Великом посту, на ваши труды, на ваших близких и на жителей сего богоспасаемого града призываю Божие благословение!»
4 марта, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Ювеналий посетил с архипастырским визитом свой кафедральный город Коломну. По сложившейся многолетней традиции Владыка митрополит совершил здесь Литургию Преждеосвященных Даров.
Во Введенском храме Коломенской Духовной семинарии Его Высокопреосвященству сослужили ректор семинарии протоиерей Николай Качанкин, настоятель
После богослужения Владыка обратился к собравшимся со словом: «Дорогой отец ректор, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры! От души поздравляю вас с наступлением спасительного времени Святого и Великого поста! Хочется пожелать, чтобы Господь дал всем нам в душевном смирении и благочестии пройти это поприще спасительно и полезно для души и тела. Сегодня — уже середина первой седмицы Великого поста. Время летит незаметно, и нам надо дорожить каждым часом, каждым днем, которые Господь дает нам для жизни, исправления и спасения.
Я не знаю, обратили ли вы сегодня внимание на чтение из Ветхого Завета, но, когда читалась книга Бытия, упоминалось о том, что при творении человека первозданной чете Господь дал власть обладать землей, по существу, быть царем природы, а в пищу заповедал употреблять все, что производит земля. Сейчас, когда мы проходим строгое воздержание, уподобляемся прародителям, которые употребляли в пищу именно то, что Церковь благословляет для вкушения в дни святого поста.
Но ошибаются те, которые сводят пост только к смене блюд на столе, — мы должны изменить свои мысли, свою жизнь, а на примере поста показать свою волю, свое послушание Святой Церкви, которая призывает нас, начиная с пищи, воздерживаться от всякого зла. Церковь назидает нас через поучения святых отцов тому, что через пост мы навыкаем смирению, милосердию и любви к ближним. Любовь Христова должна проявляться не на словах, а в делах нашей повседневной жизни.
В Прощеное воскресенье мы призывались простить друг другу обиды и с мирным сердцем обратиться ко Господу, чтобы Он дал нам видеть наши прегрешения, чтобы мы могли, не озираясь на недостатки окружающих, подумать о себе, о своей душе, помолиться о своих ближних, научить молитве тех, кто не умеет молиться, воспитать в вере подрастающее поколение — детей, чтобы этим заложить в них духовный фундамент.
Всему этому учит Христова Церковь, и благо тем, которые посещают храмы Божии, внимая проповедям, осмысливая высокие духовные призывы, которые выражаются молитвословиями Церкви, и таким образом ведут ко спасению. И дай Бог всем нам с легкостью и благодатно пройти этот путь Святого и Великого поста, чтобы, очистившись от всякого греха и порока, духовными очами узреть в праздник Пасхи Воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь».
Разделив с братией семинарии трапезу, митрополит Ювеналий направился в актовый зал Коломенской Духовной семинарии, где состоялась традиционная встреча со студентами и преподавателями. Владыка в своем слове поделился мыслями о современном этапе церковного возрождения в Подмосковье и задачах богословского образования в настоящее время. Также Его Высокопреосвященство напомнил семинаристам о цели их пребывания в духовной школе и призвал не терять времени в подготовке к пастырскому служению. Затем состоялась оживленная беседа, в ходе которой студентами поднимались различные вопросы
Затем митрополит Ювеналий посетил
Вечером того же дня Его Высокопреосвященство возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в
«Всечестные отцы, возлюбленные и дорогие братья и сестры! Сегодня для меня — благословенный день, потому что я провел его в дорогой мне Коломне: утром совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Введенской церкви Коломенской Духовной семинарии, имел длительную беседу с преподавателями и студентами нашей духовной школы, а потом в
Святой и Великий пост — это благодатное время для каждого верующего человека, потому что под водительством Церкви в течение продолжительного времени христианин идет к духовному исправлению через покаяние, молитву и благодатные Таинства Святой Христовой Церкви. Нельзя думать, что Великий пост заключается только в том, что мы отказываемся от скоромной пищи. Ведь ещё и в первые века христианства говорили, что одни живут, чтобы есть, то есть весь смысл их жизни — в пищи и питии, а другие, христиане, едят, чтобы жить, чтобы поддерживать свои физические жизненные силы. Поэтому для нас качество и количество пищи — далеко не самое главное в жизни. Для нас воздержание в пище — это только средство, чтобы ограничить себя, оградив от душевных злоупотреблений, чтобы как бы наложить некую узду на нашу греховную жизнь и расположение ко греху. Но самое главное во время поста — это не пища, не питие. Справедливо святой апостол говорит, что „пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем“ (1 Кор. 8:8). Самое главное — наше душевное состояние. Недаром за богослужением во время Великого поста постоянно читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Это своего рода напоминание, программа нашего поста — осознать грех, избавиться от него и научиться добродетели. Часто бывает так, что люди, приходя на исповедь, говорят: „Вообще, у меня особых грехов нет“. Человек думает, если он никого не убил, не ограбил или ничего не украл, то ему и каяться не в чем, что он живет обычной, праведной жизнью. Но, как говорят святые отцы, если на море собрать в большой мешок маленькие камушки и попробовать его перенести, то это для человека окажется непосильным. Вот так, подобно камушкам, незаметны и наши грехи. А если подойти к большому валуну, каждый скажет, что это тяжело и неподъемно. Так и
Но некоторые скажут: „Я получаю пенсию, денег у меня мало — я не готов к милосердию“. Дорогие братья и сестры, ведь злословие, осуждение, клевета и несправедливость порой ранят человека больше, чем физические удары. На самом же деле мы можем, будучи нищими, оказывать милосердие ближним. Например, мы всегда можем ободрить человека, который потерял в жизни надежду, утешить его, или посетить больного, духовно согреть его словом.
Всякий раз, когда мы совершаем дела милосердия, оказываем благодеяние Самому Господу, потому что так научил нас Христос Спаситель. Вы помните, как Господь говорил о Своем Втором Пришествии, когда Он спросит у грешников: „Когда Я был голоден, вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня“. И, удивляясь, спросят Его: „Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?“ Тогда Господь ответит: „Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне“ (см.: Мф. 25:42–45). Поэтому, когда мы творим дела милосердия, не должны думать, что делаем
В благословенное время Великого поста мы сочетаем с молитвой и размышления о нашей повседневной жизни, когда мы как бы заглядываем внутрь себя. Если внимательно смотрим, то видим бездну грехов и несовершенств, и, приходя от этого в ужас, не должны впадать в уныние, потому что у нас есть путь, выход из этого положения — покаяние и исправление нашей греховной жизни. У нас есть особое врачевание — причащение Святых Христовых Таин, когда через таинственное, но реальное соединение с Господом мы получаем благодатную силу для жизни временной, и это является залогом жизни вечной.
Да поможет всем нам Господь пройти эти дни поста, молитвы и воздержания спасительно для души и в радости встретить Светлое Христово Воскресение! На ваши труды, духовные подвиги и вашу жизнь призываю Божие благословение!»
6 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, митрополит Ювеналий посетил с архипастырским визитом город Щелково. Продолжая череду великопостных богослужений, Владыка совершил в щелковском Троицком соборе Литургию Преждеосвященных Даров.
Несмотря на рабочий день, множество жителей города собрались для совместной молитвы с архипастырем.
Митрополиту Ювеналию сослужили благочинные — Щелковского округа протоиерей Андрей Ковальчук, Богородского округа протоиерей Михаил Ялов, Воскресенского округа протоиерей Сергий Зибров и
Прихожане Троицкого собора и все, кто собрался в этот день в главном храме Щелковского благочиния, могли погрузиться в неповторимую атмосферу великопостной Литургии, торжественную и строгую, пробуждающую в душах покаянные чувства.
За богослужением молились глава Щелковского района
Богослужение пятницы первой великопостной седмицы отличается тем, что в этот день совершается молебный канон великомученику Феодору Тирону. Этот святой жил в начале IV века, во время гонений на христиан императоров Максимиана и Галерия. Он был воином, новобранцем (отсюда и происходит прозвание «Тирон» — новый, новобранец) и пострадал за исповедание веры Христовой, отказавшись принести жертву идолам. Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора произошло чудо, которое и в конце первой седмицы Великого поста.
В конце Литургии Преждеосвященных Даров митрополит Ювеналий совершил канон святому великомученику Феодору Тирону, а затем прочитал молитву на благословение колива.
После богослужения архипастырь произнес слово назидания:
«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня подходит к концу первая седмица Святой Четыредесятницы. И я рад, что Господь дал нам сегодня возможность совместной молитвы в этом благолепном храме Святой Живоначальной Троицы.
В начале поста за молитвенный подвиг воздержания и поста Господь многих из вас сподобил сегодня причащения Святых Христовых Таин. Церковь установила это благословенное время Святой Четыредесятницы, чтобы помочь своим верным сынам и дочерям с помощью Божией побороть в себе грехи и пороки и, пройдя этот путь, соединиться в Таинстве Святого Причащения с Самим Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Сегодня мы вспоминаем одно из древних событий, которое уверяет нас в том, что те, кто слушает голос Церкви и следует её учению, находятся под особым Божиим покровительством.
В IV веке, когда оставалось ещё много язычников, христиане в этом враждебном окружении показывали пример веры, чистоты и верности Богу. Язычники же, ища пути или оклеветать христиан, или насмеяться над ними, старались всячески отвратить их от Бога. Однажды, когда наступил Великий пост, злочестивый император Юлиан Отступник тайно поручил главе города Константинополя ежедневно окроплять продаваемые на рынке продукты кровью идольских жертв. Этим он хотел посмеяться над христианами. Но как раз перед началом первой седмицы Константинопольскому архиепископу Евдоксию явился во сне святой великомученик Феодор и поведал об этом, сказав, чтобы христиане не покупали на рынке оскверненные продукты, а варили пшеницу и с медом употребляли её всю неделю. Так святой великомученик избавил христиан от осквернения и посрамления.
Церковь так сохранила память об этом событии, что всегда на первой неделе поста, в субботу, совершается память святого великомученика Феодора Тирона, а в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров поют канон святому великомученику и освящают коливо — вареные зерна со сладостями.
Это — один из многих примеров, дорогие братья и сестры, великого попечения Божия о христианах. Господь охраняет нас от всякого зла. И мы счастливы, что имеем сейчас возможность, следуя призыву Святой Церкви, проводить нашу жизнь в благочестии, посте и молитве. Мы должны за это время осознать свои грехи, покаяться и не возвращаться к ним, насколько человеческая природа нам позволит.
Смирение и терпение надо особенно проявлять в это время. Сегодня за богослужением мы слышали чтение из Священного Писания, где приводились слова Премудрого о том, что смиренным Бог дает Свою благодать (см.: Притч. 3:34). Это значит, Господь помогает, силу Свою Небесную посылает для нашей жизни и для преодоления наших несовершенств.
Я очень рад, что вновь смог посетить ваш прекрасный город и вместе с вами совершить молитву. Я поздравляю вас с наступившими спасительными святыми днями Великого поста. И дай Бог всем вам в мире душевном пройти дни спасительной для наших душ Святой Четыредесятницы, очиститься от всякого греха и порока и продолжать благочестивую жизнь не только на словах, но и в повседневной жизни своей, проповедуя и исповедуя Христа Бога нашего. На вас, на ваши подвиги поста и молитвы призываю Божие благословение!»
В завершение своего архипастырского визита митрополит Ювеналий посетил
В первый воскресный день Великого поста Русская Православная Церковь отмечает праздник Торжества Православия. Празднование это установлено в Византии, в честь победы над иконоборцами на VII Вселенском соборе в 787 г. 8 марта, в Неделю Торжества Православия, Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Верейский Евгений, епископы Киринский Афанасий (представитель Александрийской Православной Церкви при Московском Патриархате), Филиппопольский Нифон (представитель Антиохийской Православной Церкви при Московском Патриархате), Проватский Игнатий (представитель Болгарской Православной Церкви при Московском Патриархате), Серафим (Зализницкий), Аркадий (Афонин), Никон (Миронов), Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин и Егорьевский Марк, секретарь Епархиального совета г. Москвы протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Московском Патриархате протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви в Америке архимандрит Закхей (Вуд), а также клирики столицы.
На богослужении также молились посол Греции в России Михаил Спинеллис с греческой делегацией и посол Кипра в России Петрос Кесторас с кипрской делегацией.
По окончании чтения Евангелия Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом, в котором напомнил историю праздника Торжества Православия, установленного в честь победы над иконоборчеством и другими ересями, сотрясавшими Церковь в первом тысячелетии.
В тот день в Коломне, как и на протяжении предшествующего двадцатилетия, по благословению митрополита Ювеналия архиерейское богослужение совершил архиепископ Можайский Григорий.
Божественную литургию Владыка Григорий отслужил в самом большом храме Коломны — пятипрестольном храме Архангела Михаила, недавно полностью отреставрированном и освященном архиерейским чином 21 ноября 2008 г.
За богослужением пели три хора: Коломенской Духовной семинарии,
По окончании Литургии был совершен чин Торжества Православия. Глубоко символичным было то, что на аналоях стояли старинные иконы, поруганные и оскверненные во времена безбожной власти и восстановленные современными коломенскими реставраторами.