Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе!
Всеблагий Бог наделил нас «великим даром — верой. Он вложил этот дар в наше естество и подчинил желанию нашей воли» (прп. Симеон Новый Богослов). А что такое вера в Бога? Православная вера — это направление души человека к Богу, уверенность в бытии Бога, в Его промышлении о мире и человеке, жизнь будущего века. Вера дает возможность каждому из нас быть в общении с Богом. Апостол Павел дает такое определение веры, которая «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).
Но ведь есть люди, называющие себя неверующими. Боюсь, они заблуждаются. Абсолютно неверующих людей не бывает. Каждый человек имеет верование, ибо стремление к нему заложено Богом. Но большинство людей пытаются голод душевный удовлетворить совсем не духовной пищей. Это и суеверия, и оккультные и псевдорелигиозные искания, наивные попытки противостояния Богу и отрицания Его, и прочее. Человек делает все: спорит с окружающими, ищет себе оправдания, занимается пустыми поисками, лишь бы не ставить пред собой вопрос о вере в Бога.
Принятие факта бытия Божия, конечно, не делает нас верующими, но заставляет соотнести свою жизнь с Его заповедями. Требуется перерождение, переосмысление своей жизни, смысла и цели своего существования. Нужен труд, горение, любовь и разум для принятия Истины. Тогда возможно стать верующим — преданным и послушным Богу.
Путь к вере каждого человека лежит через многие трудности и сомнения. Подтверждение этого мы видим не только в своей жизни, но и в евангельском зачале на Божественной литургии в неделю Антипасхи (Ин. 20:19–31.).
Святые апостолы «страха ради иудейска» затворились в горнице, и многих из них одолевали сомнения, хотя их Божественный Учитель Иисус Христос обещал им Свое Воскресение. Не было бы этих сомнений — не было бы и отречения от Христа, и оставления Спасителя, которое произошло во время Его крестных мук. Но сейчас они были все вместе и вновь возносили молитву о том, чтобы их Божественный Учитель подал им хоть
С ними не было святого апостола Фомы. Узнав о приходе Спасителя к ученикам, он произнес не
Вдумчивое восприятие евангельского рассказа открывает нам в апостоле Фоме человека до предела искреннего и честного. Неслучайно он оказался среди апостолов и неслучайно потом своим последующим апостольским служением много потрудился для утверждения Церкви Христовой в этом мире. По церковному преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Так вот именно этот святой апостол Фома в
Сомнения эти вызваны не маловерием, а осознанием, «что если воскрес Христос, то все на свете изменилось, что последняя победа не за человеком, а за Богом, что любовь покорила, а не ненависть, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошел и его преобразил в мир вечной жизни, а не только тлеющей, порой долгой, но лишь временной жизни…» (митрополит Антоний Сурожский).
И это свершилось: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!» Мир изменился, нет места сомнениям и неверию. Воскресший Господь через обращение к апостолу Фоме призывает нас: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Нам же следует исповедовать свое верование апостольским словом: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
Радость духовную человека, обретшего веру христианскую, не передать никакими словами. Приходит осознание, «что христианство, как дар всесовершенного Бога, удовлетворит преизобильно всех: вера от искренности сердца заменяет для младенца и простеца разумение, а мудрец, который приступит к христианству должным образом (1 Кор. 3:18), найдет в нем неисчерпаемую глубину, недосягаемую высоту премудрости» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
Приняли веру, разум наш согласился с христианскими доводами. Но если почувствовали оскудение, то в этом виноваты мы, и только мы. Отсутствие ощущения благодатных даров происходит от слабости нашей в вере; отвержением её. Почему мы не можем верить? Оттого, что не принимаем и не хотим принимать никакого труда к изучению христианства, к приобретению веры от «слышания слова Божия» (Рим. 10:17), которым дается ясное теоретическое знание христианства, к стяжанию веры от дел (Иак. 2:18), дающее деятельное познание христианства. Веру обязательно нужно подкреплять добрыми делами, иначе она, по слову апостола Иакова, «мертва сама по себе» (Иак. 2:17).
Ни христианские убеждения, ни какие бы то ни было другие не закрепляются в нашем уме автоматически. Их нужно питать. Поэтому каждого призываю к необходимости позаботиться о том, чтобы каждый день на
Будем же, братья и сестры, хранить веру православную, как бесценное сокровище, как возможность быть с Богом в земной жизни и в царствие небесном, взывая: «Верую, Господи! помоги моему неверию»! (Мк. 9:24). Аминь.