Люблю видеть сны, иногда они сбываются, иногда напоминают о
Аня
Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский:
Сны бывают трех видов: от Бога, от бесов и плотские. От Бога сны бывают крайне редко и — за малым и ещё более редким исключением — святым и великим подвижникам; ещё бывали видения от Бога во сне царям. Примеры этому можно найти в Священном Писании. Думать про себя: я достоин иметь во сне Божественные откровения — это гордость. Впрочем, поскольку Церковь знает случаи, когда заслуживающие внимания сны бывали и обычным людям, то, если приснится
Бывают и бесовские наваждения во сне. Если есть основания считать
Все остальные сны — плотские. В глубинах сердца каждого человека много чего переплелось: и естественного, и противоестественного, и чистого, и нечистого, простые человеческие желания и такие желания, от которых всякий порядочный человек приходит в ужас. Когда человек бодрствует, он, как правило, контролирует свое сознание, а во сне в его сознание проникает всякая нечистота, причем обычно в символических видах, так что снится человеку одно, а стоит за этим видением нечто совсем иное.
Некоторые люди пытаются вникать в свои плотские сны, стараются их запоминать, даже исследовать. Дело это крайне опасное и почти всегда вредное. Нужно не копаться в своих подсознательных желаниях, гнездящихся в сердечных глубинах, а очищать сердце молитвой и Церковными Таинствами. Когда человек с доверием и симпатией начинает относиться к своим плотским снам, они могут превратиться в демонические. А когда человек это поймет, возможно, будет уже поздно, и он навсегда останется во власти демонов.
Сны нужно стараться как можно быстрее забывать, и чем приятнее сон, тем важнее не обращать на него внимания. Средство к этому — молитва и смиренное, трезвое помышление о себе, что Божественных откровений я недостоин, естественные мои сны — нечисты, а бесовского я видеть ничего не хочу.
Всем нам полезно помнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр».
Мы с мужем венчаны, но он не может иметь детей по медицинским показателям. Могу ли я расторгнуть церковный брак без его уведомления?
Екатерина
Отвечает протоиерей Константин Островский:
Неспособность иметь детей вообще не является основанием для развода, с церковной точки зрения. В принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано буквально следующее:
«В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в „Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью“ признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».
Так что поводом к расторжению брака может быть неспособность к брачному сожитию, и то, если она возникла до брака или вследствие намеренного самокалечения (а не, например, несчастного случая). Причем и в этом случае разводиться не обязательно, а только допустимо из снисхождения к человеческой немощи.
Невозможность родить ребенка отнюдь не делает брак бессмысленным.
А отказываться от мужа, потому что он не может зачать ребенка, это
Отвечает клирик Покровской церкви поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников:
Ваш вопрос приводит в недоумение. Вы с мужем венчаны. Следовательно, вы оба — верующие, церковные люди, и не можете не знать Священное Писание. А там ясно сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:5–6). А кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19:9). Так что бездетность не является законной причиной для развода, и, вступая в брак, Вы, как церковный человек, должны были это знать. В истории церкви есть яркие примеры благочестивых и престарелых, хотя и бездетных супругов. Это — Иоаким и Анна, это — Захария и Елисавета. Конечно, в старости Господь чудесным образом дал им детей, да ещё каких! Первым — Пресвятую Деву Марию, вторым — Иоанна Крестителя. Но и даже до того, как это случилось, ни те, ни другие даже мысли о разводе не допускали. Вообще раньше люди имели более правильное представление о том, откуда берутся дети: их дает Бог. Так что, как говорится, «смена партнера» — не решение вопроса.
А Вы к тому же ещё и хотите «расторгнуть церковный брак без уведомления» Вашего мужа! Что же за отношения у Вас, если Вы не хотите даже видеть своего мужа, даже и разговаривать с ним? Может быть, муж Вас уже оставил, и нашел себе «другую»? Тогда ваш брак уже фактически распался, и Вам действительно ничего другого и не остается, как оформить церковный развод в одностороннем порядке. В этом случае — право на Вашей стороне. Идите в местное Епархиальное управление и спросите, как это сделать. Или Вы сами уже поспешили самовольно оставить мужа и связать свою жизнь с другим? Тогда вы находитесь в состоянии греха, называемого прелюбодеянием, и сами отлучили себя от Церкви.
В этом случае Вам надо, прежде всего, вернуться в Церковь, отлучив себя от греха. Процесс возвращения в Церковь называется Покаянием. Подойдите к приходскому священнику и спросите его, как к этому делу приступить.
Можно ли при чтении молитв использовать электронный носитель информации, например, читать акафист не из книги, а с карманного компьютера?
Георгий
Отвечает протоиерей Константин Островский:
Если речь идет о личной молитве, то это вопрос удобства или обстоятельств. Богу совершенно безразлично, что мы держим перед глазами. Молится ли человек вслух или молча, глядя или не глядя в текст, стоя перед домашним аналоем или сидя в автобусе — главное, чтобы была молитва. Если
Иное дело соборное богослужение: в храме или когда дома собирается вся семья для чтения молитв. Тут уже внешние моменты имеют гораздо большее значение, потому что не только чтец видит перед собой текст, но и другие молящиеся видят самого чтеца. Мне бы не хотелось видеть, как диакон на Литургии раскрывает для чтения Евангелия не традиционно переплетенную книгу, а
Молиться об избавлении от пьянства и наркомании можно только перед иконой «Неупиваемая Чаша» или ещё перед
Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», г. Клина протоиерей Борис Балашов:
Молиться можно перед любой православной иконой. Ведь икона — это окошечко в мир вечности, и открывается оно во время молитвы. Богоматерь и святые не являются богами. Мы им молимся потому, что они являются друзьями Божиими и просят Его о нас, доносят наши молитвы до Творца.
Разумеется, со всеми нашими нуждами и бедами мы должны обращаться прежде всего к Самому Господу. Кроме того, в Священном Писании сказано: молитесь друг за друга… много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16). Поэтому молитвы святых ко Спасителю о нас имеют большое значение. Особенно велика сила молитв Пресвятой Богородицы. Это ясно видно из Евангельского повествования о первом чуде Христовом на браке в Кане Галилейской. Ведь оно было совершено именно по ходатайству Божией Матери (см. Ин. 2:1–11).
Собственно говоря, все иконы чудотворны, не имеет значения перед Казанской, Владимирской или Феодоровской иконой обращаться с просьбами и молитвами к Богородице. Но в то же время через
Иконы подобного сюжета известны с глубокой древности, по крайней мере, с начала IV века. На иконе «Неупиваемая Чаша» Богоматерь изображена перед престолом Божиим, на котором находится Потир — Евхаристическая Чаша Причащения с Телом и Кровию Христовыми. Присутствие этой святыни символически знаменует изображение Богомладенца в Чаше.
Смысл иконы таков: разрешение всех наших жизненных проблем, в том числе борьба со страстями и болезнями, должны совершаться в ближайшем общении с Иисусом Христом. Общение с Господом происходит в чтении Святого Евангелия, то есть в слышании слов Господа, в молитве к Нему, где мы изливаем свою душу, в исполнении Его святой воли в нашей жизни и, вершина общения с Богочеловеком, — в Причащении Святых Тела и Крови Христовых на Божественной литургии.
Причащение, разумеется предваряемое подобающей духовной и телесной подготовкой, делает нас родными Иисусу Христу, наследниками вечной жизни и несет человеку благодатные силы для борьбы с грехами, болезнями и жизненными трудностями.
Так и для победы над страстью винопития и наркомании мало желания и решимости, нужна ещё и Божия помощь.
Как относиться к свидетелям Иеговы? Они вроде как безобидные люди, Библию предлагают почитать, так мило разговаривают, не то что наши православные.
Татиана
Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:
С отрадой спешу отметить, что хотя Вы и недоброжелательно высказываетесь о православных, но все же называете их «нашими». Поэтому уж буду говорить с Вами как православный с православной. Думается, что вообще ко всем окружающим надо относиться вежливо и доброжелательно, независимо от того, «очень» или «не очень» это милые Вам люди. Ведь Слово Божие говорит: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми (Рим. 13:18).
Ну, а если Вы хотите научиться
Но вернемся к «нашим», к православным. Что тут сказать? Конечно, много в наших храмах увидишь нехорошего: бывает и невежество, бывает и обыкновенное хамство… Но,
Отвечает священник Алексий Михаленя:
Ко всем людям надо стараться относиться хорошо. Каждый человек сотворен по образу Божию, ради спасения каждого из нас Бог Сам стал человеком, претерпел поношения и крестную смерть. Воплотившись, Господь даровал людям знание об истинном богопочитании, подтвердив и исполнив откровения, данные в Ветхом Завете. Собрав вокруг Себя апостолов, Он создал на земле Церковь, которую не могут одолеть силы зла (Мф. 16:18). Но и тогда нашелся человек, не сумевший увидеть открывшуюся перед ним Истину, так и сейчас, как и в прошедшие века существования Церкви, находятся люди, ставящие свои домыслы выше знания, сохраненного Церковью.
Мы не должны относиться к ним как к врагам, но молиться об их исцелении. У нас с ними много общего, как пишет свт. Иоанн Златоуст: «они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев». В Евангелии Господь нам неоднократно показывал пример такого отношения, в притчах показывая образ доброго богобоязненного самарянина (Лк. 10:30–36 или Лк. 17:12–19), по тогдашним меркам самого что ни на есть сектанта. Но вместе с тем он же и предостерегал своих учеников: на путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите (Мф. 10:5). Мы должны понимать, что то, чему они учат — отступление от Истины, которую мы познаем, находясь в ограде Церкви.
Другой вопрос, что, к сожалению, не все, называющие себя православными, хотят знать Истину. Они могут оправдывать себя неведением, и это вопрос воспитания, образования, нашей проповеди, в конце концов. Поэтому мы должны прилагать все усилия, чтобы не слова людей, уклонившихся от Церкви, но слова Божии воцарялись в сердцах наших и окружающих нас, в том числе и иеговистов, и атеистов, и прочих. Как пишет апостол Иаков, обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). Будем надеяться и молиться, чтобы Господь их вразумил и присоединил ко Святой Своей Церкви.
Я в данный момент замужем, беременна, но у меня угроза выкидыша. Можно ли беременным заходить в церковь?
Ирина
Отвечает протоиерей Константин Островский:
Беременным не только можно заходить в церковь, но и желательно почаще приходить в храм Божий для молитвы и причащения Святых Христовых Таин. Тем более, когда женщина больна и есть угроза выкидыша.
Если тяжело или противопоказано долго стоять, можно сидеть; совсем необязательно класть земные поклоны. Главное — молитва и приобщение к спасительным церковным Таинствам, а не внешние правила. Сами по себе правила полезны, но, как сказано в Евангелии, суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2:27).
Нередко бывает, что беременные женщины приходят в храм причаститься, надеясь, что это укрепит их здоровье и поможет им в родах. Действительно, благодать, подаваемая человеку, может благотворно сказываться и на телесном здоровье. Но здесь нет простой прямой зависимости, и смысл Таинств не в этом.
В причащении Святых Христовых Таин человек соединяется со Христом и во Христе — с Богом. Так осуществляется единство православных христиан как членов Тела Христова, глава которого — Сам Господь Иисус Христос. А Таинство Исповеди необходимо, потому что даже крещеный и живущий церковной жизнью человек порой впадает в различные грехи, иногда даже — в тяжкие, как это ни прискорбно.
Если крещеный человек не исповедовался с младенчества или вообще никогда не исповедовался и не причащался, желательно, чтобы он переговорил со священником, который объяснит ему, как лучше подготовиться к Исповеди и Причащению Святых Христовых Таин и как нужно дальше строить свою духовную жизнь.
Это относится ко всем людям, в том числе — к беременным женщинам.