Излилось из сердца моего слово благое…
язык мой — трость скорописца (Пс. 44:2).
Значение книги в истории культуры любого народа невозможно переоценить, это — фундамент, на котором строится культура. Но для христианской традиции уже само понятие книга неразрывно связано с Божественным Откровением: Библия — множественное число греческого βιβλος (книга) — слово, не нуждающееся в переводе. Книга была, есть и будет главнейшим средством информации, образования и воспитания. Рассматривая книгу как явление культуры с точки зрения теории информации, можно говорить о трех объектах этого явления:
В нашей заметке пойдет речь о том, как в памятниках иконографии отражался труд тех людей, благодаря которым Священное Писание стало достоянием всего рода человеческого.
Первое в Библии упоминание о создании материального носителя информации,
Затем наступило время потрудиться и пророку Моисею: И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие… (Исх. 34:28).
Между тем к книгописанию пророк Моисей обращался неоднократно: Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их по станам их… (Чис. 33:2); и написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левиным… (Втор. 31:9); и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны… (Исх. 24:7). Нам представляется вполне оправданным изображать пророка
Традиционная иконография пророков Божиих содержит изображения их писаний, обычно это «хартия с надписанием». Так, у пророка Аввакума: Господи, услышах слух Твой и убояхся (Авв. 3:2); у Наума: Горы потрясошася от Него, и холми поколебашеся (Наум. 1:5). Но это уже результаты их боговдохновенных трудов; сам процесс из создания — книгописание — появляется на иконах лишь применительно к Псалмопевцу Давиду. Не имеющий в годовом богослужебном круге своей службы (Помяни, Господи, Давида и всю кротость его — Пс. 131:1), Псалмопевец все же не обойден вниманием в памятниках иконографии.
В иконописных подлинниках описания его внешности порой противоречивы,
Но для нас важно, что именно пророк Давид — первый, кого на иконах изображают пишущим. Самыми ранними,
Но чаще Псалмопевца изображают склоненным над рукописью; на столике перед ним — не только письменные принадлежности, но и первоисточник — текст Псалтири, который он переписывает на новый свиток. Впрочем, это не всегда свиток — часто миниатюрист изображал книгу в виде привычного ему кодекса. Книга в такой форме известна по крайней мере со II века; это скрепленная с одной стороны связка из нескольких деревянных навощенных табличек, листов папируса или пергамена. Скрепленные в корешке, такие «страницы» книги представляли собой единый блок, удобный для хранения и пользования. Следует отметить, что с раннехристианских времен книги Священного Писания (да и другие тексты христианских авторов) стремились изготавливать в виде кодексов — возможно, с целью противопоставить свои книги свиткам, широко употреблявшимся в иудейских синагогах, а также у язычников. Интересно, что на некоторых иконах даже пророки, жившие задолго до изобретения кодекса, изображаются держащими книги именно в такой, привычной для христианской традиции, форме. У пророка Давида упоминается форма книги именно в виде свитка: Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь (Пс. 39:8–10).
Одним из самых ранних изображений книги в форме кодекса можно считать миниатюру из рукописи
Мы говорим здесь о книге как о предмете материальной культуры, результате труда конкретных людей, эту книгу написавших. Но в древних памятниках встречается и изображение книги как символа — самым типичным здесь можно назвать иконографию.
Материалы для изготовления книг (в форме табличек и свитков) в древности использовались разные: от тонкой свинцовой фольги, на которую текст наносили тонким острым металлическим инструментом (в таком виде известна поэма Гесиода «Труды и дни»), до льняной ткани (на таком свитке вел свой дневник император Аврелиан — он хотя и провозгласил себя «господином и богом», гонений на христиан не предпринимал). Использовали главным образом папирус и более дешевый пергамен — особым образом выделанную кожу.
Следует упомянуть и о других, более древних, материалах для письма — сразу оговоримся, что их упоминание в тексте Библии носит эпизодический характер, и в памятниках иконографии они отражения не находят. Самым древним носителем информации можно считать глиняные таблички — черепки; ими пользовались в Древнем Вавилоне. Неглазурованная обожжённая глина использовалась для письма простым народом в Египте и Палестине. Надписи на таких глиняных табличках делались заострённым инструментом, после чего для закрепления текста таблички высушивались или обжигались. Это был недорогой и весьма долговечный способ письма. В Библии «чрепие» как материал для письма упоминается косвенно: заболевший «лютой проказой» праведный Иов скоблит свои язвы куском такой черепицы (Иов. 2:8).
Глиняные таблички, видимо, считались материалом, для Священного Писания малопригодным. У пророка Иеремии читаем: Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» (Иер. 17:13). Слово Божие «на прахе» писать не годится. У пророка Иезекииля: И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим (Иез. 4:1).
Значительно удобнее были восковые таблички: по тонкому слою воска, нанесённому на деревянную дощечку, писали металлическим стилом. Записи можно было легко исправлять, а таблички использовать неоднократно.
В Древнем Египте уже за несколько столетий до пророка Моисея научились писать
Изготовляли папирус так: очищенные стебли тростника резали на узкие полоски на всю длину тростника, затем отбивали специальными молотками и спрессовывали в два слоя, располагая волокна слоев перпендикулярно. Материал сушили, затем полировали камнем и после тщательной обработки получали тонкие и прозрачные листы. Самые старые из известных нам папирусных книг относятся к середине третьего тысячелетия до
Гораздо более удобным материалом для книгописания был пергамен. На пергамен шла шкура овечья, козья, телячья — главное, чтобы она была хорошо очищена, выбелена и отполирована. Листы пергамена, как и ранее папирусные, назывались χαρτης (слав. хартия). Самый тонкий пергамент (vellum) делали из телячьей кожи; нередко он окрашивался в фиолетовый цвет, а буквы при этом были золотыми или серебряными. На таком фиолетовом телячьем пергаменте дошли до нас некоторые списки Библии.
Между прочим, широкому распространению пергаменных
Конечно, то, что изображал средневековый
В русском переводе Библии как материал для письма упоминается «бумага»; в своем
Первое упоминание того материала, которым писали книги, находится в книге пророка Иеремии: И сказал им Варух: он произносил мне устами своими все сии слова, а я чернилами писал их в этот свиток (Иер. 36:18).
Какие же письменные принадлежности можно найти на изображениях древних книгописцев? Те, что упоминаются в самом Священном Писании; в апостольских посланиях это «чернила и трость» (melanos kai kalamou), в Псалтири — «трость
Чернила для книгописания использовались разных сортов. Для основного текста изготовляли черные чернила (лат. atramentum); для буквиц и заголовков — красные (rubrum). Дорогие рукописи украшались золотыми буквицами. Самые ходовые, черные чернила делали из угля на клеевом растворе.
На иконах или миниатюрах, изображающих книгописца за работой, эта подробность изредка встречается: на столике перед книгописцем стоят два флакончика с чернилами; они, как правило, разного размера или разной формы — не только для того, чтобы не перепутать случайно цвет чернил, но и из практических соображений: красных требовалось гораздо меньше, чем черных.
Другой, гораздо более редкий инструментарий книгописца — это предметы, связанные с непосредственным изготовлением книг — кодексов, а иногда и свитков. На миниатюре, изображающей апостола и евангелиста Марка (в лицевом Евангелии XIV в. из Венской национальной библиотеки), на столике перед апостолом изображены, кроме привычного пузырька с чернилами, циркуль и ножницы. Видимо,
Иконография книгописания — и самих книгописцев, и их «материальной базы» — при всей своей лаконичности изобилует такими выразительными подробностями, которые дают все основания говорить о громадном уважении к труду переписчика книг. К труду, без которого Слово Божие не стало бы достоянием всего рода человеческого.
Протоиерей Николай Погребняк
Источники и литература: