12 июля, в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, в одноименном храме города Коломны служилась первая за много десятилетий Божественная литургия. Прошло без малого семьдесят лет с тех пор, как в Петро-Павловском храме была в последний раз принесена Бескровная Жертва.
Впервые за много лет праздник Петра и Павла отмечался в нашем городе столь торжественно: у ворот бывшего Петро-Павловского кладбища Владыку встречали благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, заместитель главы города Коломны А. А. Мешканцов и духовенство города. Навстречу входящему Владыке лился радостный перезвон колоколов — звонница с шестью колоколами, специально доставленная из церкви Пресвятой Троицы в Щурове, была установлена у входа в Петро-Павловский храм.
История Петро-Павловского храма, как это ни покажется странным, связана с эпидемией холеры, свирепствовавшей в Коломне и других городах Московской губернии в 1770 г. По указу императрицы Екатерины II с 1771 г. были запрещены все захоронения возле приходских церквей в черте города. Отныне полагалось хоронить умерших за городской заставой. В 1775 г. у Рязанской заставы было открыто Петро-Павловское кладбище. Тщанием коломенского купечества в 1779 г. здесь построили каменную церковь во имя апостолов Петра и Павла. Это было здание в стиле барокко, с двусветным четвериком на белокаменном цоколе. Четверик украшен рустом, пилястрами, нарядными наличниками и карнизом, над которым возвышается купол с круглыми окнами и световым барабаном, увенчанным единственной главкой.
В 1833 г. к храму пристроили небольшую теплую трапезную с приделом во имя святого апостола Андрея Первозванного. С середины XVIII в. рядом с храмом находилась каменная богадельня для воинов-ветеранов. Церкви также принадлежал двухэтажный каменный дом, стоявший на кладбище. Вверху находилось помещение для церковного сторожа, внизу — для могильщиков. В 1818 г. купцом Фирсом Ивановичем Бочарниковым церкви была предоставлена лавка. Из сумм, выручаемых с нее, три части, по воле вкладчика, употреблялись на содержание священно- и церковнослужителей.
Своего причта при церкви не было, службы исправляли коломенские священнослужители понедельно.
В конце XIX в. некрополь и храм были реконструированы как единый комплекс по проекту архитектора Д. В. Виноградова. В 1908 г. была построена ограда кладбища с тремя каменными часовнями, надвратной колокольней и боковыми воротами. Строительство велось под наблюдением архитектора Ф. В. Рыбинского.
В 1902—1908 гг. тщанием купца Василия Миляева трапезную часть храма расширили и перестроили. Были учреждены новые приделы в честь святителя Василия Анкирского и в память Всех святых. Старый престол апостола Андрея Первозванного упразднили.
Трапезная храма очень декоративна: покрыта узорной кирпичной резьбой, украшена ложными колоннами с эффектным завершением в виде кокошников. Середину южного и северного фасадов венчают декоративные главки — по три с каждой стороны. Седьмая главка помещена над западным входом. В этой части храма, как говорят знатоки, лучшая акустика в городе, по крайней мере, одна из лучших, соперничающая с храмом Вознесения Господня.
В 1880-е гг. при храме существовало братство во имя святителя Николая. Под руководством священника Иоанна Фаминцева оно оказывало помощь нуждающимся ученикам Коломенского Духовного училища.
Колокольня кладбищенской церкви строилась на средства коломенского купца И. И. Шкарина в 1890 г. В 1891 г. на нее водрузили новый колокол весом в 701 пуд, отлитый на средства В. С. Миляева, Шкариной, Макеевой и других прихожан. Но на пороге уже был новый век, принесший коломенским церквам немало бед и разрушений…
Колокольню и купола снесли в 1930-е гг., но храм продолжал действовать вплоть до 1941 г. Власти несколько раз арестовывали его священнослужителей. Один из них — священник Николай Алексеевич Лебедев, родной брат священномученика, епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева) (оба они родились и выросли в Коломне), был арестован и казнен в 1936 г. Диакон Петро-Павловского храма, отец Григорий Самарин, канонизирован в лике святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских в 2002 г.
После того как службы в церкви апостолов Петра и Павла окончательно прекратились, иконы и росписи были утрачены. Из убранства сохранилась лишь фигурная решетка на хорах.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. кладбище окончательно упразднили. Место, где были похоронены многие известные коломенцы, в том числе и родственники святителя Филарета (Дроздова), сровняли бульдозером.
В 1970-е гг. было снесено ещё несколько архитектурных памятников кладбищенского комплекса: двухэтажный дом причта и богадельня XVIII в., а также одна из трех часовен ограды. До 1997 г. в храме располагался спортивный зал. Затем был устроен музей Боевой славы, находившийся в этих стенах вплоть до последнего времени.
Нарядный световой барабан с луко-вичной главкой восстановлен в начале
1990-х гг. В 1996 г. с северной стороны храма, на месте погребения отца и родственников митрополита Филарета (Дроздова), установлен памятный крест. Ежегодно
2 декабря, в день памяти небесного покровителя города Коломны святителя Филарета Московского, митрополит Ювеналий служит на этом месте заупокойную литию.
Община Петро-Павловского храма образовалась в 1997 году. А через год, указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, был назначен настоятель — священник Александр Хмылов. Совершать богослужения в музее, по понятным причинам, было невозможно, поэтому служили рядом с храмом, совершая ежегодные молебны в день престольного праздника — 12 июля у Поклонного креста, установленного в память родственников святителя Филарета Московского, и панихиды в день памяти святителя Филарета, жертв политических репрессий, воинов, погибших в локальных войнах, жертв радиационных аварий и техногенных катастроф, а также в День Победы. Но каждый мечтал о том дне, когда можно будет молиться в стенах храма.
В 2003 г. общине были переданы две уцелевшие часовни — во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. Последняя, находящаяся в ограде бывшего кладбища, была полностью отреставрирована и теперь ежедневно открыта для верующих.
И вот этот день настал: музей Боевой славы выехал из здания церкви. 26 июня 2009 г. ключи от храма были торжественно переданы настоятелю, а уже 2 июля в его стенах прошел первый молебен. Реставрация храма была поручена благочинному церквей Коломенского округа протоиерею Владимиру Пахачеву. Средства для проведения восстановительных работ по благословению митрополита Ювеналия были выделены из фондов Московской епархии.
К первой Литургии храм был тщательно подготовлен: полностью отреставрированы наружные стены, оштукатурен и побелен центральный алтарь, устроены иконостас, престол и жертвенник.
Накануне, 11 июля, в храме Петра и Павла отмечали память священномученика Григория (Самарина), служившего здесь диаконом и принявшего мученический венец в сталинских лагерях в 1940 г., почти одновременно с закрытием храма. Возможность молиться святому в том самом храме, где он служил, также была радостной: победа мучеников «в веке грядущем» видимым образом воплотилась в наши дни.
Владыке Ювеналию сослужили благочинные Коломенского, Воскресенского, Подольского и Видновского округов, настоятели коломенских монастырей. В числе гостей Коломны в этот день был секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, сын которого Кирилл во время Литургии был рукоположен в диакона. За богослужением пел хор Коломенской Духовной семинарии.
По окончании Литургии Владыка вместе с клириками и всем народом торжественно обошел Петро-Павловский храм крестным ходом. Ненадолго задержались у памятного креста родственникам святителя Филарета, митрополита Московского, — отслужили краткую литию, пропели Вечную память им и всем тем, кто был когда-то погребен на этом кладбище.
После богослужения благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев обратился к Владыке Ювеналию со словами приветствия. Он напомнил историю храма, некогда любимого многими горожанами, но не обойденного трагедией ХХ в. и закрытого безбожными властями.
В ответном слове митрополит Ювеналий поздравил коломенцев с праздником апостолов Петра и Павла, к которому готовились многодневным постом, вспоминая апостольские труды по утверждению Церкви Христовой во Вселенной.
Теплую благодарность правящего архиерея вызвало неравнодушие горожан к значимому церковному событию, которое они продемонстрировали своим участием в богослужении.