Подавляющее большинство населения земли составляют люди низкого духовного развития, которых Священное Писание называет «народом земли» (см. Лев. 4:27; 20:2), потому что они подобны
Но на холмах и на горах, покрытых травой и кустарником, вырастают иногда могучие кедры и огромные дубы. Так среди народа земли изредка воздвигает Господь Бог людей, обладающих могучим умом и изумительной ясностью мышления, силой слова, исключительной волей, созидающих новую, более совершенную жизнь, изменяющих отношения между государствами и народами.
Это, конечно, очень важно, но несравненно важнее те глубокие изменения в духовной жизни народов, которые творит Бог через людей самого высшего порядка — подвижников благочестия и правды, великих святителей, чудотворцев и преподобных. В творениях философов много противоречий, и часто разочаровываются те, которые надеются найти у них ответ на вековечный вопрос: Что есть истина (Ин. 18:38)?
История науки знает немало теорий, которые казались незыблемыми, но новые открытия лишали их всякого значения. Не так ли обстоит дело в области духа, в области высшего религиозного познания. Там все незыблемо и вечно. О святом Иоанне Предтече, Крестителе Господнем, Иисус Христос сказал, что из рожденных женами не восставал никто больший его (Мф. 11:11), таким образом поставив его выше всех крупных деятелей науки, философии и культуры. Этого величайшего носителя духа, служителя высшей правды воздвиг Он перед всем человечеством как самого достойного.
Однако если Господь и Бог наш Иисус Христос и поставил Своего Предтечу Иоанна превыше всех рожденных женами, то это не относится к Пресвятой Деве Марии, ибо Она выше даже Херувимов и Серафимов. Если дни рождения великих людей мы чтим и празднуем с великим уважением, то с какой радостью и торжеством мы должны чтить день рождения Той, из Которой воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш, восприявший от Нее человеческую плоть. Для всей вселенной, не только для рода человеческого, но и для всего мира невидимого, ангельского, воссияла радость великая.
Божия Матерь послужила великому таинству воплощения Сына Божия. Она уже при жизни на земле была живым Пречистым Храмом Спасовым, Многоценным чертогом и Девою (Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы). Святой Дух вселился в Нее при воплощении Сына Божия и пребывал с Нею, Давая Ей такую силу, какой не давал никогда и самым великим святым. И эта преизобильнейшая благодать Святого Духа, переполнявшая сердце Пречистой Девы, изливается из него на всех возлюбивших вечной любовью Её Божественного Сына. Это легко себе представить, ибо по своему человеческому опыту мы знаем, как изливается из сердец наших чистая и святая любовь на ближних наших.
В Нее вселился Дух Святой для того, чтобы Она стала земной Матерью Предвечного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и соделал Её сердце несравненно чистейшим всех сердец человеческих. А чистоту сердца ставит Господь наш Иисус Христос превыше всего, ибо сказал в заповедях блаженства: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Всегдашнее самое близкое общение с Богом, лицезрение Его есть высшая из наград, обещанных Господом Иисусом за соблюдение заповедей блаженства. Вспомним слова Спасителя нашего о сердце человеческом, объясняющие, почему так высоко ценит Он чистоту сердца: Из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7:21–23). Если, по слову Христову, корни всех зол находятся в сердце человеческом, то, конечно, из него же исходят и все добрые и чистые помыслы и деяния, ибо сердце есть орган и средоточие любви, а любовь есть исполнение всего закона.
В утренней молитве к Пресвятой Богородице мы говорим: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати». Конечно, единственный источник благодати — только в Триедином Боге, и Пресвятая Богородица может изливать на нас не Свою собственную благодать, а только избытки благодати, получаемой Ею от Духа Святого. И этот избыток так велик, что его хватит на всех христиан, с верою молящихся Ей.
Многие святые являлись и доныне являются с верою призывающим их в молитвах, но являются одни, без сопровождающих, а Пресвятая Богородица много раз являлась Своим избранникам и любимцам, из которых нам ближе всего Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский, не одна, а в сопровождении святых. Так, в праздник Покрова блаженный Андрей и ученик его Епифаний видели, как Она явилась во Влахернском храме на воздухе в сопровождении сонма Ангелов, апостолов и святых. Свиту царей, цариц, великих вельмож составляют только те, кто ниже их самих. А в свите Пресвятой Богородицы, явившейся во храме Влахернском, были во множестве ангелы и архангелы, апостолы и прославленные святые. Это ли не свидетельствует о том, что Пресвятая Дева Мария — Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим?
Она сошла вниз и вошла в алтарь, преклонила колена перед престолом, потом обратилась к народу и простерла над ним Свое покрывало, блиставшее, как молнии, неземным светом. Не знаменуют ли эти молнии изливающуюся из Её сердца преизбыточную благодать Всесвятого Духа? Но, конечно, не над всеми без различия простирает Она Свой Покров, а только над смиренными людьми с сокрушенным сердцем, трепещущими перед Словом Божиим.
Прославляя Пресвятую Богородицу, задумаемся: а мы сами в какой, хоть в самой малой мере, приближаемся ли к Её святости или нет; имеем ли те качества, за которые прославил Её так Бог; имеем ли мы кротость и смирение — основные Её качества? И скажем: нет, совсем не имеем, а имеем те качества, которые противоположны кротости, и смирению, и святости.
…Прославляя Пресвятую Богородицу, будем помнить, что мы должны не только Её хвалить, но и блюсти сердце наше от того, что противно Её сердцу, что противно Её святости.
Будем же и мы смиренными, не станем высоко думать о себе, чтобы быть достойными всегдашнего пребывания под Покровом Пресвятой и Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии. Её святыми молитвами да простит нам Всемилостивый Бог множество грехов и неправд наших и да помилует нас.