В новейшей истории нашей Церкви – не только Церкви, но и страны в целом – поездки Святейшего Патриарха по регионам России стали явлением высочайшего духовно-нравственного и общественно-политического значения. Предстоятель Русской Православной Церкви во время этих поездок встречается с огромным количеством людей, общается с руководителями городов и областей, с ветеранами и молодежью. Слова, произнесенные Святейшим Патриархом, звучат на всю Россию. Первосвятительские визиты являются мощным стимулом к возрождению духовной жизни народа во всей ее полноте; народ готовится к этим поездкам, ждет общения со своим Патриархом. Можно с уверенностью утверждать, что эти визиты носят исторический характер.
Именно таким – историческим – стал визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в духовную столицу Подмосковья – древнюю Коломну. Его Святейшество посетил Коломну 13 сентября, когда город отмечал день своего рождения – 832-ю годовщину со времени основания.
Мы не случайно назвали Коломну духовной столицей Подмосковья. Принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года Устав Русской Православной Церкви содержит следующее определение: «Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской епархии. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.
Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси» (IV, 9). Митрополит Крутицкий и Коломенский является Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по кафедре (V, 4).
С 1977 г. Управляющим Московской епархией, ее Правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы) является митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, резиденция которого находится в Новодевичьем монастыре города Москвы.
В управлении епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому помогают три викарных архиерея: архиепископ Можайский Григорий, епископ Видновский Тихон и епископ Серпуховский Роман.
Московская епархия – крупнейшая епархия Русской Православной Церкви. В настоящее время в ней осуществляют свою деятельность 1322 священнослужителя. В Московской епархии зарегистрировано 1113 приходов, 25 монастырей, в их числе – 12 мужских обителей и 13 – женских, и 10 монастырских подворий с общим числом насельников 304 человека. В совокупности приходам и монастырям принадлежит 1333 храма и 286 часовен; в это число входят храмы, фактически переданные Церкви, юридически переданные Церкви, строящиеся, восстанавливающиеся и домовые.
Высшим духовным учебным заведением Московской епархии, которое готовит будущих священнослужителей, является Коломенская Духовная семинария. На сегодняшний день в семинарии обучается 377 студентов, в том числе 68 на очном и 204 на заочном отделении.
Воскресный день 13 сентября выдался ясным и солнечным; казалось, сама природа была готова разделить духовную радость жителей древней Коломны. Впрочем, не только природа: с раннего утра потянулись в направлении Коломны вереницы автобусов и легковых автомобилей с паломниками.
Святейший Патриарх Кирилл посещает Коломну впервые как Первосвятитель земли нашей.
Коломна с воодушевлением готовилась к встрече Святейшего Патриарха. Преобразились к этому дню городские храмы: полностью отреставрирован и сияет благолепием Тихвинский храм; в Успенском кафедральном соборе завершен очередной этап позолоты иконостаса, отреставрирована снаружи и внутри домовая Покровская церковь Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, засиял обновленный храм Пресвятой Троицы-на-Репне, над строящейся при въезде в город церковью Казанской иконы Божией Матери воздвигнут золоченый крест. Грандиозная работа проведена в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Эта святыня возвращена Церкви совсем недавно – в конце июня. Но здесь уже отреставрированы внутри и снаружи стены, настелен пол, установлен иконостас. Незадолго до приезда высокого гостя – 7 сентября – были освящены и подняты на главки семь позолоченных крестов. Вокруг храма выложены плиткой дорожки, разбиты газоны. 12 сентября торжественно запустили новые куранты на самом высоком здании старого города – колокольне церкви апостола Иоанна Богослова.
Первосвятитель избрал для совершения Божественной литургии пятипрестольную церковь Архангела Михаила. Не будет преувеличением сказать, что событие это стало для храма уникальным – впервые за всю его историю богослужение здесь совершал Патриарх Московский и всея Руси. Церковь Архангела Михаила была выбрана для Патриаршей службы не случайно; это самая большая церковь Коломны – здесь могут молиться около полутора тысяч человек. Но главное, этот храм – яркий пример замечательного сотрудничества и взаимопонимания Московской епархии с правительством Московской области, руководством города, музейными работниками. Длительное время в Архангельской церкви размещался Коломенский краеведческий музей со всеми его фондами. Руководство епархии не форсировало возвращение святыни Церкви, понимая, что требуется время для подготовки нового музейного здания. Когда город предоставил музею комплекс отреставрированных зданий на территории коломенского кремля и когда музей переехал в новые, просторные, оборудованные по последнему слову техники помещения, началась комплексная внутренняя и наружная реставрация храма, возведение разрушенной звонницы. Все приходы епархии внесли свою посильную лепту в дело восстановления святыни; в короткий срок Михаило-Архангельский храм был отреставрирован. Митрополит Ювеналий в сослужении собора духовенства Московской епархии освятил возрожденную святыню Коломенской земли.
Встречать Святейшего Патриарха собрались тысячи коломенцев. У ворот храма Первосвятителя приветствовали митрополит Ювеналий, заместитель председателя Правительства Московской области С.Н.Кошман и глава города Коломны В.И.Шувалов, архипастыри с собором духовенства, молодежь, дети. Город встретил Первосвятителя колокольным звоном и по русской традиции – хлебом-солью; митрополит Ювеналий преподнес Предстоятелю букет цветов.
За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, и.о. Управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховский Роман, епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, благочинные Московской епархии, настоятели монастырей, духовенство Коломны. За Литургией Святейший Патриарх рукоположил иеродиакона Елеазара (Самсонова) во иеромонаха.
Даже самый большой храм Коломны не смог вместить весь народ, желавший разделить радость совместной молитвы с Предстоятелем Русской Православной Церкви. В храме и в церковной ограде собралось более трех тысяч человек; люди стояли и на прилегающих улицах. Участниками незабываемого богослужения, которое транслировалось на установленном у храма огромном экране, стали все гости Коломны. Здесь же, в церковном дворе, несколько священников принимали исповедь, а для причастия из алтаря вынесли 7 чаш, в том числе две – на улицу. Люди признавались, как им было радостно, трепетно, благодатно молиться вместе со своим Патриархом и собором архипастырей и пастырей! И никто из стоявших на улице не замечал, что находится вне стен храма – для благодати нет преград и расстояний!
По завершении Литургии митрополит Ювеналий от лица всего народа Божия приветствовал Святейшего Патриарха на древней Коломенской земле. Владыка митрополит вспомнил, как более тридцати лет назад, став митрополитом Крутицким и Коломенским, обозревая епархию, подумал: состояние ее напоминает картину, нарисованную в начале 37 главы книги пророка Иезекииля. Пророк увидел поле, усеянное сухими костями, и Господь вопросил его: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?»
– Тогда казалось, – продолжал Владыка митрополит, – что мне уготовано лишь погребать «сухие кости». Ведь мы помним ту внутреннюю политику, которая осуществлялась в нашей стране в отношении религии и, в частности, Русской Православной Церкви. Но в жизни получилась совсем другая картина, та, что открылась далее пророку Иезекиилю: за эти минувшие десятилетия ожили кости, обросли плотью, и кожа покрыла их сверху.
Но в этом повествовании говорится еще и о Духе живом. И вот чтобы вдохнуть Его дыхание, мало нам было получить возвращенные поруганные святыни, отреставрировать их, а в тех новых городах, где никогда не было церквей, построить храмы Божии. Мы видим, что дух живой возвращать людям гораздо труднее, чем построить храмы.
– Поэтому, – сказал, обращаясь к Его Святейшеству, Владыка, – отчитываясь перед Вами о жизни нашей Московской епархии, мы не можем хвалиться своими успехами: Господь Сам посылал людей – внуков и сыновей тех отцов и дедов, что были богоборцами и своими руками разрушали наши святыни. И, не получая ниоткуда внешней помощи, лишь руками наших подмосковных людей восстановлена церковная жизнь. Но мы видим – основной труд впереди. И мы испрашиваем Ваше Первосвятительское благословение на наше предстоящее служение.
Митрополит Ювеналий выразил надежду, что, продолжая многолетнюю традицию, Святейший Патриарх будет посещать с Первосвятительским визитом Московскую епархию. В ожидании этого, уже поступают пожелания, в частности из города Серпухова, где восстановлены древние обители и храмы, а также возобновлено почитание образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И многие другие города Подмосковья имеют такое же желание. Это духовное соревнование между ними похвально, так как оно религиозно воодушевляет людей, а при подготовке к такому визиту заметно и преображает образ города.
На молитвенную память об этом визите Владыка митрополит преподнес Его Святейшеству икону Спаса Нерукотворного, изображенного над храмами московской земли.
Отвечая на приветствие, Его Святейшество выразил радость от встречи в этом древнем, чистом и красивом городе, среди святынь, которые вновь сияют, как и в былые годы. Первосвятитель тепло поблагодарил Владыку Ювеналия за многолетнее успешное управление самой обширной епархией Русской Православной Церкви, за возрождение храмов и монастырей, за созданную в последние годы систему духовного образования, за прекрасный храм Архангела Михаила, в котором было так замечательно молиться вместе с огромным числом верующего народа.
Святейший Патриарх развил тему с видением пророка Иезекииля:
«Кости – это тоже материя, тоже реальность. Но это страшная материя и страшная реальность. В этой реальности нет Духа. Нет потому, что Дух от Бога. Само понятие «духовности», которое сегодня по делу или без дела используют многие, говоря о чем-то, что они считают духовностью, на самом деле связано только с Божественным Духом. Духовность – это производное Божественного Духа. И чтобы обрести духовность, чтобы кости наполнились дыханием жизни, нам необходимо услышать Божий призыв. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о званых на брачный пир. Созывает господин на брак сына своего друзей, знакомых, близких, а они отказываются, т.к. заняты своими делами. И не просто отказываются, а избивают и даже убивают тех, кто их зовет на пир.
Вот сегодня настало время, когда народ наш мало-помалу слышит этот голос, призывающий его на пир веры. Было время, когда избивали нас, убивали нас. Но и сейчас многие говорят: нам некогда, у нас очень важные дела: землю купить надо, дом, машину, и о зарплате подумать, о детях, о родных, о близких. Может быть, и не отвергают само приглашение, на всякий случай, оставляя «на потом». В будущем, когда на пенсию выйдем, все дела сделаем, тогда и откликнемся на этот призыв.
Но на Божественный призыв нужно откликаться сразу. Господь пригласил других на брачный пир, и те пришли сразу, и наполнилась трапеза. Казалось бы, первенство имеют те, кто первый приглашен, а получается, что приходят другие. Эта притча имеет отношение ко всей нашей национальной истории. Мы называем нашу страну «Уделом Божией Матери», «Святой Русью». Мы были приглашены одними из первых, и как страшно, если сегодня, когда у нас есть полная свобода откликнуться на Божий призыв, мы скажем: «Нам некогда, мы другим заняты». Тогда ведь других могут пригласить на брачный пир. А в условиях взаимопроникновения народов сейчас, в современном мире, это замещение одних на другие может произойти так быстро, что и представить себе невозможно.
У нас нет времени на то, чтобы раскачиваться в нашей духовной жизни. Нам не дано время на то, чтобы Божественному сегодня предпочесть человеческое. Мы призваны откликнуться на этот Божий призыв. И вот, когда мы откликнемся, тогда Дух войдет в наши кости... Сегодня это уже не просто кости, они имеют плоть и кожу, это уже не трупы, не знамение смерти – это живые люди, вставшие на ноги. Но как важно, чтобы в эту вставшую на ноги Россию сегодня Бог вдохнул дыхание Своей Жизни. Тогда мы сможем делать все, что пожелаем делать во славу Божию».
На молитвенную память о совершенном богослужении Его Святейшество передал в дар храму Феодоровскую икону Божией Матери; каждый богомолец получил в благословение небольшую иконку Архангела Михаила.
Из храма Архангела Михаила кортеж Святейшего Патриарха проследовал в центр города, к Мемориальному парку. У входа в парк собралось около восьми тысяч коломенцев. Святейшего Патриарха Кирилла встречали губернатор Московской области Б.В.Громов, глава города В.И.Шувалов, высокие гости, многочисленное коломенское духовенство, ветераны и молодежь.
Святейший Патриарх и губернатор области возложили венки к Мемориалу коломенцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Прозвучал гимн России, хор пропел «Вечную память». На гранитный постамент легло множество цветов. Парадным шагом прошла рота почетного караула.
Затем Первосвятитель тепло побеседовал с ветеранами и молодежью. «Ваша жизнь сегодня есть служение Родине, – сказал Святейший Патриарх, – высокий пример для молодежи России». Беседуя с группой молодежи, Первосвятитель напомнил о двух главных ценностях в жизни человека: вере в Бога и любви к Отечеству, и пожелал им возрастания в этих двух главных добродетелях.
Далее Предстоятель проследовал в храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Долгое время здесь размещался музей Боевой славы; лишь недавно, когда началось строительство нового здания музея, святыню возвратили верующим. За два месяца силами Московской епархии при содействии администрации города проведен огромный объем реставрационных работ; храм полностью готов к богослужению.
Под пение тропарей Его Святейшество вошел в возрождающийся храм, приложился к святому престолу, встретился с настоятелем. Из храма Святейший Патриарх проследовал к расположенному рядом с храмом месту захоронения родственников святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Здесь совершили заупокойную молитву об их упокоении, и Святейший Патриарх и губернатор Московской области возложили белые розы на могилу.
Затем Святейший Патриарх направился в Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, где был торжественно встречен игуменией Ксенией и сестрами обители. В Архиерейских палатах был дан прием в честь визита Главы Русской Православной Церкви от имени губернатора Московской области и митрополита Ювеналия.
Позже Святейший Патриарх осмотрел Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь и на молитвенную память передал сестрам обители Казанскую икону Божией Матери. На Соборной площади Святейшего Владыку встретили тысячи людей; Первосвятитель общался с народом, благословлял детей.
На Соборной площади Глава Русской Церкви посетил исторический Успенский кафедральный собор и храм Тихвинской иконы Божией Матери.
В завершение программы Первосвятительского визита в Конькобежном центре Московской области «Коломна» в присутствии Его Святейшества, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, губернатора Московской области Б.В.Громова и митрополита Ювеналия прошел Открытый урок «Духовные родники Подмосковья», организованный Министерством образования Московской области и Московской епархией.
Перед началом урока в фойе дворца министр образования правительства Московской области Л.Н.Антонова познакомила Святейшего Патриарха с большой выставкой, отражающей уникальный опыт сотрудничества министерства и епархии в деле духовного просвещения молодежи, и вручила Первосвятителю полный комплект учебных пособий по «Основам Православной культуры» и «Духовному краеведению Подмосковья» для учащихся 1–11 классов.
На трибунах Конькобежного центра собралось более 5 тысяч школьников со всего Подмосковья, духовенство епархии, работники образования. Многотысячная аудитория стоя аплодисментами приветствовала Святейшего Патриарха. С приветственным словом Первосвятителю обратился губернатор Московской области Б.В.Громов. Митрополит Ювеналий от лица многотысячного собрания приветствовал Его Святейшество и сказал:
«Ваше Святейшество, для нас центральным моментом Вашего пребывания в Коломне была Божественная литургия, которую Вы совершили в Михаило-Архангельском храме. Но мы знаем, как близки Вашему сердцу заботы о России, ее настоящем и будущем. Здесь – и настоящее, и будущее Подмосковья, России. Здесь Вас встречают люди, которые всей душой стараются воспитать благочестие, веру, патриотизм в сердцах подрастающего поколения. Мы знаем, что с первых дней Вашего Патриаршего служения Вы всю силу вашей души и ума обратили к юношеству, детям, чтобы хорошую основу, фундамент строить для России. Сегодня будет не один урок. Сейчас, через минуту, начнется первый урок, но второй – Ваш, самый главный, будет урок на всю Россию, потому что Вас, Ваше Святейшество, слушает и видит вся Россия и весь мир. Позвольте от имени всех, кто собрался здесь, еще и еще раз горячо и сердечно приветствовать Вас в Коломне. Добро пожаловать!»
Урок вели профессор Коломенской Духовной семинарии, доктор исторических наук протоиерей Петр Иванов и преподаватель Основ православной культуры общеобразовательной коломенской школы №3, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» А.А.Киселева. Урок украшали своими выступлениями лучшие музыкальные коллективы Подмосковья: концертный хор Детской хоровой школы им. А.В.Свешникова, детский хор Московского областного музыкально-педагогического колледжа, Ушаковский детский хор из Красногорска, сводный хор духовенства Московской епархии и Коломенской Духовной семинарии, хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, ансамбль «Колокола России».
По окончании Открытого урока свой урок преподал подмосковным школьникам Сам Святейший. В своем слове Предстоятель Церкви назвал встречу в Конькобежном центре самым ярким моментом своего визита.
«Хорошо, – сказал Святейший Патриарх, – что наша встреча имеет в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека. Мне хотелось бы сказать вам несколько слов, о том, что является жизненно важным для каждого человека. Я бы хотел сказать о призвании. Что такое призвание? Призвание – это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это некая внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания зависит во многом человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, то работа становится скучной и тяжелой. Какой-то мудрый человек сказал: «Для того, чтобы определить, работаешь ты по призванию. или, уж так получилось, не по призванию, попробуй оценить свое состояние после отпуска: если с радостью идешь на работу – по призванию, а если с воспоминаниями об отпуске, с тяжелым чувством возвращения к какой-то неинтересной рутине, значит – нет призвания». Если человек работает по призванию, он счастлив, даже если, может быть, не всегда его работа достойным образом оплачивается. Внутренний подъем, радость от совершаемой работы компенсирует все материальные недостатки. Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться устроить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию. Призвание формируется в детские годы, в юношеские годы. Вот почему детство и юность является, может быть, наиважнейшим этапом человеческой жизни. На детей взрослые всегда смотрят немного сверху вниз. Потому что дети нуждаются в поддержке, в опеке, в образовании, и взрослый человек, конечно, мудрее и более образован, чем ребенок. Но нужно помнить, что именно в детские годы и юношеские годы формируется то, что потом и будет определять счастье человека. В том числе в эти годы формируется и призвание. Поэтому, при всей видимой легкости, беззаботности детства и юности, на самом деле это очень ответственный этап в жизни. Призвание формируется под влиянием родителей. Иногда даже склонность к тому или иному труду предается генетически, наследственно. Но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование. Потому что в школе учащиеся могут соприкоснуться с разными областями человеческих знаний. Хорошая школа не только вводит ребенка в теоретическое знакомство с теми или иными областями знаний, но помогает с ними соприкоснуться практически. Вот то, что вы сегодня слышали, эти замечательные лагеря, где дети трудятся. Конечно, не каждый станет каменщиком, строителем, но участие в труде во время летнего отдыха помогает маленькому, юному человеку понять, что такое труд. Формирование призвания не происходит автоматически. Замечательная существует древняя мудрость, которая гласит: «Учение без размышления – это пустое занятие, но и размышление без учения – опасное занятие». Вот для того, чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который вам преподают в школах, нужно размышлять. Нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать, в том числе и когда выучиваешь урок. Нужно попытаться осознать, понять преподаваемый материал, через самого себя пропустить все то, что тебе дают. И в какой-то момент сердце отзовется: «Вот это мое! Как интересно!» И тогда перестает быть скучным изучение этой дисциплины. Хотел бы вспомнить еще замечательное высказывание Аввы Дорофея – был такой старец дивный, Отец Церкви, он много писал, был человеком очень образованным, жил на рубеже VI–VII вв. Авва Дорофей плохо учился. Не давалась ему учеба. И не только потому, что как-то вот плохо усваивался материал, но и не хотелось учиться. Вспоминая годы учебы, он говорил, что для него прикосновение к книге было как прикосновение к злому зверю. Он бежал от этой учебы, не хотел ее. Но в какой-то момент он стал побуждать себя, заставлять себя, воспитывать свою волю. И потом, в тех же самых воспоминаниях о своей учебе, он говорит, что учение действительно стало для него всем. Он забывал про еду, про питие, про сон, настолько интересно было погружаться в этот мир науки. В мир науки интересно погружаться тогда, когда ты чувствуешь призвание, и не только в мир теоретической науки, потому что вообще вся человеческая деятельность – это Наука с большой буквы. Если вы почувствуете радостное биение сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь внимательно на этой деятельности, подумайте, еще и еще раз пропустите через себя, чтобы выявить это призвание. Но и, конечно, огромная роль педагогов. Ведь учитель не только знает наизусть больше, чем ученики, рассказывает урок, передает информацию. Ведь, в конце концов, можно то же самое и прочитать. И не может чтение книг или использование Интернета заменить реальный опыт общения с педагогом. Потому что педагог, преподаватель и профессор в высшей школе это не только человек, передающий знания, это путеводитель по науке и по жизни, экскурсовод. В одном из своих замечательных произведений отец Павел Флоренский, выдающийся наш ученый, энциклопедист, священник, писал о том, что означает быть преподавателем, профессором. Он связывал профессорско-преподавательский труд действительно с трудом экскурсовода, который ведет группу посетителей, например, по Ботаническому саду. Он рассказывает о растениях, рассказывает о природе. Но у одной травинки он останавливается дольше и говорит так, что знания, которые он передает, становятся настолько притягательными, что люди останавливаются около этой травинки и долго-долго всматриваются в нее. Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ. А какой образ? Может быть, покажется странным, но каждый педагог передает свой образ учащимся. И вот здесь, может быть, следует сказать о самом важном: о том, что существует сейчас некий кризис, кризис в отношениях между поколениями. Часто бывает, что молодые люди плохо понимают старших, в том числе плохо понимают своих педагогов. Возникает некая разделительная линия между учащимися и педагогом. Учителю не удается достучаться до сердца, не только до разума, но и до сердца достучаться. И происходит это не только потому, что, может быть, учащиеся недостаточно внимательны и усердны. Конечно, бывает, но очень часто это неспособность самого педагога преодолеть это разделение. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен. Вот почему все в педагоге должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить. Но самое главное – должна быть внутренне прекрасная жизнь этого человека. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего, духовного и душевного состояния зависит успех его дела. Я бы хотел сейчас сформулировать некое правило: «Не может быть плохой человек хорошим педагогом». Точно так же как священником. Вот есть такие человеческие занятия: педагогика, воспитание – то же самое духовное водительство. Священник должен быть подвижником, потому что его внутренний мир – это есть некий способ передачи, в том числе и информации. Ну разве будут слушать плохого священника, который живет не в соответствии с тем, что он проповедует? Точно так же не будут слушать и педагога – плохого человека, злого человека, у которого не все в порядке в личной жизни, плохая семья, плохие дети. Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, требует внутреннего подвига, и без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто внимательно следит за каждым словом педагога. Но, с другой стороны, не будет многое понято и принято, если сам учащийся, подобно Авве Дорофею, не начинает понуждать себя преодолевать лень, разгильдяйство, несобранность. Тратить драгоценное время на пустые, ненужные вещи. А в наше время очень много соблазнов.
Я вспоминаю, как, заканчивая школу, готовился к экзаменам. Это было весной. Погода была прекрасная, окна были открыты, через окна моего слуха достигала музыка одной очень популярной, милой песенки, которую пели в то время, когда я был молодой. Я выглянул в окошко, увидел молодых людей, девушек, которые гуляли под звуки этой музыки. И меня так потянуло на улицу! Мне так захотелось быть там же: там весело, там красиво… Потом я взглянул на свои учебники и подумал: а может быть, сейчас что-то главное в моей жизни решается? Закрою окно, сяду за письменный стол или пойду на улицу? И, может быть, от моего поступка будет зависеть вся дальнейшая жизнь? Я постоял у окна, помолчал, подумал… Закрыл окно. Даже занавески занавесил, хотя это было днем, и стал готовиться к экзаменам. Я вспоминаю этот случай из своей жизни, потому что знаю: вы проходите через те же самые соблазны. Но сегодня их еще больше. Сегодня телевидение постоянно присутствует в наших домах, компьютер, который тоже может давать информацию и отвлекать от информации. И требуется тоже своего рода аскетизм, через который вы воспитываете свою волю. Способность управлять своими мыслями и своими поступками, способность побуждать себя является замечательной способностью человека. И вы именно здесь, в этой сфере своего личного бытия, сдаете самый главный экзамен на вашу зрелость. От этого будет зависеть вся ваша будущая жизнь. И никакой самый замечательный педагог не способен будет передать вам ни знание, опыт, ни свой образ, если у вас не будет силы и способности ограничивать самих себя в удовольствиях, развлечениях, с тем, чтобы концентрировать внимание на обучении. Мне кажется, что вообще система образования – это удивительная система, которая работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся и от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю. Вот дай Бог, чтобы в результате вашего пребывания в школах сформировалось ваше призвание. Чтобы то, чем вы будете заниматься в будущем, было для вас радостным занятием. Чтобы, выходя из отпуска, с легким чувством и огромным интересом возвращались к своему труду. И речь идет не обязательно о так называемом престижном труде – любой труд может и должен давать человеку чувство удовлетворения. Так и происходит, если человек трудится по призванию. Ну, и последнее, о чем я хотел бы сказать: призвание предполагает, что кто-то призывает – не только сам призываешься. Кто-то призывает. Вот почему окончательно формируется призвание тогда, когда внутренняя концентрация мыслей и энергии вокруг какой-то темы разрешается реальным соприкосновением с той сферой общественной деятельности, с той сферой труда, где этот ваш интерес реализуется конкретными людьми. Когда соприкасаешься с трудовой деятельностью других, вот тогда происходит реальное воплощение в жизнь мечты. Видишь, как другие трудятся в той области, в которой ты хотел бы трудиться, – чаще всего после этого и происходит выбор профессии. Но есть у нас еще одно призвание – у каждого из нас, вне зависимости от того, какое профессиональное дело мы изберем. Я сегодня начал об этом говорить в храме, потому что это связано с тем евангелием, которое мы читали за Литургией – многие из вас хорошо знают этот текст: речь идет о притче. О притче, которая повествует о богатом человеке, о господине, который пригласил на брачный пир своего сына друзей. На свадьбу. Послал своих слуг разнести приглашения. А те, кому это приглашение направлялось, отказались пойти на свадьбу. Каждый был занят своим делом, и не очень-то хотели идти на это веселье. Больше того, взяли и кого-то из этих слуг побили, кого-то даже жизни лишили, во гневе, что как же, их от собственных дел отрывают. Тогда разгневался господин и открыл двери этого брачного чертога, этого брачного пира для всех, кто хочет прийти. Смысл этой притчи в том, что под этим господином Господь подразумевал Бога. Господь всех нас призывает. В этом смысле у нас у каждого есть призвание прийти. Одни призвание это чувствуют так сильно, что не могут уже ничем другим заниматься, как только прямо служить Богу – идут в семинарии, становятся священниками, идут в монастыри. Служащие Богу формируют различные образы своего служения. У других это призвание не так сильно определяет жизненный путь, но тем не менее имеет огромное значение для интеллектуального и нравственного формирования. Но есть и те, которые, подобно тем, кому были посланы приглашения, отказываются его принять. Не хотят. И не только не хотят, иногда и грубое слово могут сказать тем, кто пришел приглашать на пир веры. А были случаи, что и убивали посланцев. Мир будет совсем иным, жизнь наша будет совсем иной, в ней будет много добра, света и правды, если мы откликнемся на Божие призвание. Если мы свои профессиональные призвания соединим с одним, общим для нас: призвание быть с Богом. И тогда в лучах Божией правды и в лучах Божией благодати, как в лучах солнца переливается драгоценный камень, так засверкает всеми гранями наша жизнь. Потому что Бог – это свет. А без света никакой драгоценный камень не виден, никакая грань его не играет, никакой красоты он не являет, он просто предмет. Его нужно облучить светом, чтобы этот предмет стал настолько прекрасным, чтобы от него невозможно было глаз отвести. Бог есть тот свет, который облучает нас своей благодатью. И в свете благодати дивно отображаются человеческие таланты, человеческие призвания, такие многообразные, такие различные, формирующие единую красоту Богом созданного мира. Дай Бог, чтобы через эти уроки, которые вы сегодня получаете в школах Подмосковья, была явлена вам красота Божиего мира. Храни вас Господь!»
В завершение Первосвятителького визита в Коломну дети – участники Открытого урока – преподнесли Его Святейшеству букет цветов. Каждый школьник, побывавший в этот день в Конькобежном центре, получил в подарок образок Архангела Михаила.
Уезжая в разные уголки Подмосковья, участники исторической встречи в Коломне сохранили в своем сердце слова Первосвятителя. На каждого эта встреча произвела неизгладимое впечатление, и можно с уверенностью сказать – визит Его Святейшества в Коломну стал новой и очень важной страницей в летописи духовного возрождения Подмосковья.
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему ЮВЕНАЛИЮ,
митрополиту Крутицкому и Коломенскому
Ваше Высокопреосвященство,
дорогой Владыка!
Сердечно благодарю Вас за прекрасную подготовку моего посещения Коломны в День города и за содействие в осуществлении этого визита. Очень важно, чтобы знаменательные даты светской жизни освящались молитвой и проповедью учения Христова. Тогда они становятся не просто временем веселья, но приносят людям ощутимую духовную пользу.
Для многих иерархов, пастырей и мирян Вы являетесь примером мудрого и деятельного архипастыря, всецело преданного Святой Церкви. Под Вашим чутким и внимательным духовным руководством церковная жизнь в Московской области после долгих десятилетий гонений и ограничений обрела тот вид, который я имел радость лицезреть во время недавней поездки. Надолго запомнится молитвенное общение с архипастырями, пастырями, монашествующими и мирянами, осуществляющими свое служение на благословенной земле Подмосковья.
Отдельного слова заслуживает сложившаяся в Московской области система эффективного религиозного образования и просвещения, чему я стал свидетелем, посетив открытый урок «Духовные родники Подмосковья». При активном сотрудничестве со светскими властями региона Вам удалось выстроить симфонию совместных трудов в области духовно-нравственного воспитания, равно как и в устроении других сторон церковной жизни. Этот опыт важен для всей Русской Церкви, и я надеюсь, что в ближайшем будущем он будет востребован во многих епархиях.
От всего сердца желаю Вам, дорогой Владыка, мира, здравия, долгих лет благоуспешного архипастырского служения, в котором да помогает Вам Бог.
С любовью во Христе,
+ КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ