Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2009 год/

Ответы на письма читателей

Нужно ли христианину участвовать в выборах?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Если христианин живет в пустыне, совершенно отрекся от всего мирского и занимается только непрестанной молитвой, то он может с чистой совестью ни в какие мирские дела не вникать, в том числе и не ходить на выборы. Но в таком случае он и на плохую работу коммунальных служб роптать не будет, и, если его пустынную келью ограбят разбойники, не будет жаловаться на бездеятельность правоохранительных органов.

Большинство из нас не живет в пустыне, и чаще, по-видимому, бывает, что мы просто ленимся участвовать в общественных делах, но при этом чуть что — ругаем власти. Это инфантильная, незрелая позиция, а значит, не христианская. Живя в мире, мы не должны уклоняться от ответственности за то, что в нем происходит. И, если общество устроено так, что многие руководящие должности выборные, взрослые люди должны принимать участие в выборах.

Конечно, наш народ не привык к демократии, ведь в России до революции она была в зачаточном состоянии, а после революции существовала только на бумаге. Кроме того, многие люди, будучи многократно обмануты, никому не верят; многие чувствуют свою неспособность разобраться в решаемых властью политических и экономических вопросах. Некоторые не интересуются, вообще ничем, кроме своих индивидуальных проблем, которые надеются решить при любой власти. Во многих случаях люди просто не видят разницы в кандидатах. Бывает, что и выбирать-то приходится не лучшего из хороших, а наименее плохого.

Но отказ от участия в выборах это тоже выбор, и за него человек тоже ответствен. Ведь совсем без власти не бывает, и если мы ее никому не вручим, то кто-то возьмет ее сам. Кто? Мечтается, что самый смелый и умный, а может быть, самый наглый и хитрый.

Верующий человек должен знать, что нет власти, которая не от Бога. Мудрый и добрый правитель — дар милости Божией, глупый или злонамеренный — попущение и наказание Божие. Могу я или не могу разобраться в личностях и программах кандидатов, я должен молиться Богу о вразумлении, молиться о том, чтобы Он благословил мой выбор.

Не исключено, что тот, кого мы сегодня поддержим на выборах, завтра проявится как человек совершенно недостойный. Это не значит, что все голосовавшие за него преступники или глупцы. Тот, кто желал добра своему народу и лишь по неведению подал голос за недостойного человека, не понесет на себе его грехов. Но последствия своего ошибочного выбора мы должны мужественно нести, не роптать на власти и, тем более, на Бога, но стараясь исправить ошибки.

Одно дело — конструктивная критика власть имущих и даже, возможно, противостояние им законными средствами, и совсем другое — ропот и брюзжание. Первое — это деятельность политически и умственно зрелых людей, а второе — безответственное ребячество.

Я боюсь за свою дальнейшую жизнь. Говорят, что дети могут страдать за своих родителей, бабушек, прабабушек и т. д. Мне хочется много здоровых детей, но вдруг за свои или чьи-то грехи так не будет? Я очень боюсь! Я хочу быть женой священника, но и священники (будущие) уже не такие, как раньше…

Отвечает протоиерей Константин Островский: Конечно, в какой-то мере дети страдают за грехи своих родителей. Об этом сказано и в Ветхом Завете: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5). (Иногда, при тяжелых грехах, мы видим явную взаимосвязь — ни в чем не повинному младенцу передается тяжелая венерическая болезнь распутной матери.) Но Ваши мысли вполне естественны, только если, забывая о Страшном Суде, всей душой отдаться земной, временной жизни. А это неверно. Мы, православные люди, должны помнить, что наша задача — не максимально приятно провести временную жизнь, а подготовиться к жизни вечной. Христос не обещал нам полноты блаженства на земле, не совершил социальной революции, Он сам пострадал и умер на Кресте. И наш путь — путь страданий, скорбей. Но не нужно бояться, потому что при нашем благом произволении все наши страдания обратятся во благо, помогут нам войти в Царство Небесное.

Каждый человек должен избрать себе жизненный путь. Есть монашество — путь великий, трудный. Большинство же из нас призвано жить в миру, и тогда естественно жениться или выходить замуж. В браке рождаются дети, которых нужно любить, молиться за них и стараться воспитывать по-христиански. Многое (в том числе и здоровье детей) зависит от родителей, а все, что не зависит, послано Богом. Господь ни одному человеку не дает креста сверх его сил. Скорби обязательно будут, мы все (и наши дети и внуки) рано или поздно умрем, но смерть для христианина — переход в вечность, к лучшей жизни.

Ваше несколько пренебрежительное отношение к современным священникам, на мой взгляд, не вполне справедливо. Во все времена во всех сословиях бывали люди благочестивые и не благочестивые. Даже из двенадцати апостолов только одиннадцать стали святыми, а один оказался «сыном погибельным». (И — обратите внимание — Христос не изгнал Иуду из апостолов, не лишил сана, хотя, конечно, знал его сердце.) Так было всегда и — наверное, не без промысла Божиего — так остается и в наше время.

Теперь о Вашем желании стать женой священника, чтобы у детей была хорошая наследственность. Само по себе намерение вроде бы неплохое, но обоснование его… Вы меня простите за резкость — в этом есть что-то животноводческое. Кроме того, где гарантия, что даже у святого иерея будет обязательно здоровое и благочестивое потомство? Бывает по-всякому, можно привести немало примеров. Путь православной матушки — подвиг. Выходить замуж за будущего священника (священнослужители в брак уже не вступают) надо ради того, чтобы и свою жизнь посвятить Богу, и мужу помочь полностью посвятить себя Церкви. Только при таком намерении желание быть женой священника благоразумно и даже похвально.

У нас в семье проблема — нет детей. Мы лечились, но врачи сказали, что естественным путем детей у нас быть не может, и предложили экстракорпоральное оплодотворение. Как Церковь относится к этому?

Владислав

Отвечает клирик церкви вмч. Георгия Победоносца г. Видное Ленинского района священник Андрей Шеин: По всей видимости, Вы имели ввиду метод ИКСИ (ICSI, от англ. Intra Cytoplasmic Sperm Injection), при котором сперматозоид вводится непосредственно в цитоплазму яйцеклетки. Данные процедуры проводятся в рамках ЭКО (экстракорпорального, т. е. внетелесного, оплодотворения) и часто рекомендуются медиками как оптимальные средства при лечении бесплодия. Конкретно к методу ИКСИ отношение Церкви не сформулировано, но по поводу биомедицинских технологий, применяемых в рамках ЭКО, есть определенные замечания в утвержденных на Архиерейском Соборе 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». В разделе «Проблемы биоэтики» отмечается, что сегодня расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности человека, а пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Возможно, стоит подумать об усыновления (при обоюдном согласии супругов). Искусственное оплодотворение половыми клетками мужа может быть отнесено к допустимым средствам медицинской помощи, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза и происходит в контексте супружеских отношений. Совсем другая ситуация, когда используют донорские половые клетки, нарушая тем самым исключительность брачных отношений. Также важно еще учитывать, что зачастую ЭКО предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, что принципиально не отличается от аборта, осуждаемого Церковью. Также часто используются методы пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющие определить наследственный недуг на ранних стадиях внутриутробного развития. Некоторые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуждением к прерыванию зародившейся жизни. Пренатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке. Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек, независимо от наличия у него тех или иных заболеваний (см.: ХII, пп. 2 и 4).

Итак, каковы можно сделать выводы:

1. Недопустимо использование донорской (чужой) спермы или яйцеклетки, «суррогатного» материнства.

2. Категорически недопустимо заготовление, консервация и разрушение «избыточных» эмбрионов или эмбрионов с выявленной патологией. Супруги должны быть готовы принять «плод чрева» таким, какой он будет. При ЭКО для повышения результативности обычно применяют специальные средства и вызывают гиперфункцию яичников с целью забора большего количества яйцеклеток, после искусственного оплодотворения которых выбирают «лучшие» эмбрионы, которые подсаживают матери, а более слабые разрушают (попросту говоря — убивают). Супруги должны иметь возможность в отдельном договоре с медицинским учреждением особенно оговорить, какое число яйцеклеток будет забираться и что все они непременно будут подсажены. Однако это не решает всех проблем. Нравственно сложным является следующий вопрос. Частота оплодотворения после ИКСИ достигает 90% , а беременность наступает только в каждом втором, а то и третьем случае, т. е. супруги, принимающие решение относительно того, делать ли ЭКО, должны осознавать то, что вероятность гибели даже подсаженного эмбриона очень велика (а ведь Церковь признает за эмбрионом человеческое достоинство). Риск действительно очень высок, а ставка — душа маленького человека. По мнению некоторых специалистов, вероятность появления врожденных патологий у детей, зачатых при помощи ИКСИ и других экстракорпоральных методов, более чем в два раза выше, чем у детей, зачатых естественным путем, такие дети часто рождаются с пониженным весом, в несколько раз более подвержены разного рода заболеваниям. Помните об ответственности христианской и человеческой. Нужна твердость и готовность понести жизненный крест при любом стечении обстоятельств. Человеческое желание иметь именно «своего» ребенка очень понятно, но перед принятием решения взвесьте все «за» и «против». Решать Вам.

Что значит простить? Меня сильно обидел один человек. Я не желаю ему зла, но общаться не хочу больше никогда в жизни. А мне говорят — значит, не простила. А как Вы думаете? Как понять простила ты или не простила?

Вы спрашиваете меня, что значит ПРОСТИТЬ? И простили ли Вы обиду своему обидчику?

Отвечает настоятель Успенской церкви города Сергиев Посад игумен Иоанн (Самойлов): Ваше заявление, что «общаться со своим обидчиком Вы не будете больше никогда в жизни», наводит на мысль, что в Вашем сердце осталась обида. А от этого и на душе неспокойно. Простить — значит не иметь на обидчика зла, не таить обиды, не осуждать его при общении с близкими и никогда в жизни более не вспоминать своему недругу о нанесенной обиде. Если сердце успокоится и на душе будет покой, значит, обида прощена и искушение миновало. Думаю, что это можно считать критерием для прощения. Не можете простить, так просите в этом помочь Вам Господа, Который, по словам святителя Иоанна Златоуста, «для того только и требует от нас снисхождения к ближним нашим, чтобы Самому иметь случай прощать нам согрешения наши» (Творения. Т.7. С. 167). А разве у нас их нет? Что было бы с нами, если бы Бог «прощал» нас и не хотел бы с нами больше никогда общаться? Страшно подумать! Не так ли? Хорошо, что Он не берет с нас пример, а, напротив, призывает быть настолько совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5:48). Как же достичь этого совершенства? Об этом и пишет святитель в другом месте: «Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (Творения. Т. 7. С. 227). Помоги и умудри Вас Господь!

Можно ли молиться и читать Библию дома, не посещая церковь?

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин протоиерей Борис Балашов: Вся суть в том, кто задает этот вопрос: православный христианин или нет? Если это вопрос неправославного человека, то, конечно, можно ответить положительно. Ведь евангельские христиане, баптисты и прочие, называющие себя протестантами, могут собираться для совместной молитвы и по домам, и в клубах, и в других помещениях. Они могут обойтись без постоянного места для молитвы, а дома будут читать Библию и молиться.

Православные в случае гонений могут совершать богослужение в гараже, сарае, лесу и т. д. Но это уже экстремальная ситуация.

Храм — это место, отданное Богу во владение, там Он — хозяин. Мы приходим к Нему в гости, чтобы вместе с православной общиной (приходом) участвовать в Таинстве Святого Причащения — совершать Божественную литургию. Это первое и самое главное назначение православного храма. В нем есть особое, улавливаемое только душой, присутствие Божие. В церкви мы участвуем в Священных Таинствах, освящающих наши души и нашу земную жизнь. В храме осуществляются слова Христовы: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).

Можно понять Ваш вопрос таким образом: «Можно ли быть православным христианином и не участвовать в важнейшем христианском богослужении — Божественной литургии? Можно ли, не участвуя в Тайной Вечери и не причащаясь Святых Христовых Таин, Тела и Крови Христовой, быть православным и спастись от вечной погибели, наследуя вечную жизнь?»

На Литургии перед Причащением мы молимся: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». То есть мы просим Божиего Сына Иисуса Христа принять нас участниками Его Тайной Вечери, которую Господь совершил вместе с двенадцатью апостолами в Страстной Четверг накануне крестной смерти. Именно в православном храме мир земной встречается с миром Небесного Царства.

Когда православный христианин причащается, с ним соединяется Спаситель мира или, можно сказать, в него воплощается Христос. Сам человек спастись от греха и смерти не может, его спасает Господь. Если Иисус Христос не входит в душу и тело человека, то есть не воплощается в него, никакого спасения не происходит.

Исключая условия гонений и временного нахождения православного там, где нет православных храмов, можно твердо сказать, что без Божественной литургии спасение от греха и смерти не совершается. Причащаться же надо не реже чем раз в месяц.

Как быть христианином, если родители не верят в Бога и считают это блажью?

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Становясь христианином, человек не на курорт отправляется, а начинает жить для вечности: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24).

Крест христианина — это подвиг любви ради Бога и близких. Иисус Христос Своей жертвенной любовью победил броню неверия и греха у многих миллионов людей.

Когда человек открывает для себя жизнь Христа и Его Церкви, он обретает бесценное сокровище вечной жизни, мимо которого он многие годы проходил. Но это драгоценное приобретение не может появиться даром, без труда. И возможен такой вариант, о котором Господь сказал: не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10:34–36).

Враги, конечно, не в буквальном смысле, эти люди всегда останутся нашими близкими, но они могут стать врагами нашей христианской жизни и врагами нашего спасения.

Ф. М. Достоевский, повторяя мысли древних христиан-подвижников, сказал: «В этом мире идет война, где диавол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое».

Вот и в Вашем сердце, и в сердцах Ваших близких эта война ведется. Любовь и добро могут быть побеждены злом и грехом, если человек не держится за Бога в своей жизни. Но и грех, и смерть могут быть побеждены верой и любовью.

У Вас получилось в семье разделение в вопросе веры. Наверное, Бог не один год терпел то, как Вы жили без веры, но все-таки победил, и Ваше сердце стало оживать. Вот и Вы теперь потерпите с любовью непонимание Ваших близких, не озлобляясь, прощая обиды, чтобы любовь Вашего сердца согрела сердца Ваших родителей.

Во-первых, Ваши родные должны реально убедиться, что, став членом Церкви, Вы не только не перестали их любить, но и любите еще больше. Во-вторых, не налагайте на членов Вашей семьи дополнительного бремени по той причине, что обрели веру. Кроме того, если вера живая и любовь к Богу настоящая, то и любовь к близким все испытания выдержит. Так, многим христианам удалось хоть и в конце жизни, но все-таки привести своих близких к вере, Церкви и спасению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.