28 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла вторая конференция «Прославление и почитание святых». Были заслушаны доклады архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Понятие мученичества в Священном Писании Нового Завета», игумена Дамаскина (Орловского) «Сопоставление подвига мученичества святых древней Церкви и новомучеников Российских», протоиерея Владимира Воробьева «Некоторые проблемы прославления святых к местному и общецерковному почитанию в конце XX — начале XXI веков» и протоиерея Максима Максимова «Подготовка материалов к канонизации святых».
Открыл конференцию вступительным словом Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
«Досточтимые
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений проводится вторая конференция «Прославление и почитание святых». Я рад приветствовать ее участников и гостей, во множестве собравшихся в этом зале из многих епархий нашей Святой Церкви.
Возрождение церковной жизни оживило присущие Русской Православной Церкви традиционные формы служения. В особенности следует отметить прославление в лике святых многих подвижников веры и благочестия, новомучеников и исповедников Российских. Вопрос об их почитании должен получить всестороннее компетентное богословское,
Современное поколение православных христиан призвано глубоко осмыслить жизнь наших святых предшественников, в особенности новомучеников и исповедников Российских. Большая просветительская польза встреч, подобных нашей, заключается в том, что позволяет слушателям получить квалифицированный ответ на вопросы, связанные с изучением подвига святых.
Русская Православная Церковь имеет давнюю традицию канонизации. Будучи прервана в период гонений, она была возрождена в связи с подготовкой празднования
Первые десять лет работы Комиссии (с 1990 по 1999 гг.) были направлены не только на изучение вопросов канонизации конкретных подвижников, среди которых можно помянуть святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, святителя Филарета Московского, священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, имена которых в сознании церковного народа олицетворяют духовный подвиг нашей Церкви в XIX и ХХ веках. В основном же все свое внимание Комиссия сосредоточила на вопросе исследовании подвига новомучеников и исповедников Российских и практической подготовке их канонизации.
Совершенно особенным духовным явлением в жизни не только Русской Церкви, но и всего православного мира стал подвиг веры мучеников и исповедников Российских ХХ века. После девяти веков своей истории наша Церковь прошла период мученичества по силе, продолжительности, массовости и жесткости гонений, не имеющий аналогов в прошлом. Причисление к лику святых в 1989 г. святителя Патриарха Всероссийского Тихона фактически открыло процесс канонизации российских страдальцев за веру в минувшем столетии. Поместный Собор 1990 г. поручил Комиссии «иметь особое попечение о подготовке материалов к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений». Свою работу в этой области Комиссия начала с осмысления многовекового опыта и практики церковного прославления мучеников. В марте 1991 г. Святейший Патриарх и Священный Синод одобрили историческое исследование Комиссии по канонизации святых «Об отношении Церкви к подвигу мученичества» и предложение Комиссии о возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором Православной Российской Церкви 18 апреля 1918 г. Священный Синод поручил «епархиальным Преосвященным собирать сведения о житии, служении и мученических подвигах в пределах их епархий Преосвященных архипастырей, священнослужителей и мирян, мученически за Христа и в правой вере скончавшихся». Для этой цели Архиерейским Собором в 1992 г. определено: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждой епархии» .
Новым этапом в изучении подвига новомучеников явилась выработка и соборное принятие «
Важной вехой в духовном развитии и возрождении нашей Церкви стало празднование
Деятельность епархиальных комиссий по выявлению новых имен новомучеников не прекращается. Регламентируя порядок дальнейшей работы в этом направлении, Архиерейский Юбилейный Собор постановил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых».
В результате на сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века поименно прославлено 1770 человек.
Критерии и методы, с которыми Русская Православная Церковь подходит при поименной канонизации новомучеников, известны. Синодальная Комиссия по канонизации святых получила доступ к государственным и ведомственным архивам. Мы познакомились с материалами следственных дел. Принцип работы нашей Комиссии — тщательное изучение всей жизни пострадавшего за веру от момента рождения до принятия мученической смерти. Оказалось, что целый ряд пострадавших по тем или иным каноническим и нравственным причинам не мог быть включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Святые, прославленные в Русской Православной Церкви за последние двадцать лет, в особенности сонм новомучеников и исповедников Российских, исторически близки нам и своим подвигом убеждают людей в том, что подвижничество ради Христа не есть лишь достояние древности, но непременная принадлежность любой эпохи бытия Церкви.
Почитание новомучеников и исповедников Российских стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни. Теперь практически каждый день в году наряду с древними мучениками совершается память того или иного новомученика. Издаются их жития, печатаются творения, в их память строятся храмы, их именем называют православные братства и гимназии. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в почитании тех, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел тяжелейшие скорби и лишения. В подражании такой самоотверженности надлежит воспитывать и будущих пастырей.
Ныне Святая Церковь направляет свои усилия к тому, чтобы помочь людям преодолеть последствия разрушения
Хочу закончить свое вступительное слово мыслями священномученика Владимира Киевского (+1918): «Всё, что сделано в нашем народе самого лучшего, высокого и полезного, есть результат союза его духа с Церковью Христовою. Должны знать все мы, что никакая слава и величие нашего народа, никакая высота его духа и его мощи, никакая гордость его культуры не помогут ему, но умрут как пустоцветы и не принесут никакого плода, если он не будет питаться из того источника, который Христос Господь открыл нравственно разложившемуся и умершему миру… Как бы ни было по временам тяжело и скорбно для души нашей смотреть на развивающийся дух безцерковья, будем, братия, с надеждою поднимать взор свой к Тому, Который восседает на высоком престоле мира и мощною рукою управляет обоими — и миром, и Церковью, направляя их к тому, чтобы тот и другая служили друг другу. В такой надежде и уверенности, с радостью и бодро будем продолжать свою миссию в нашем народе, каждый на своем месте, так чтобы нам не на словах только, но и на деле показывать, что мы имеем Господом Того, Которому Бог все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:22–23)».