Предварившия утро, яже о Марии, и обретшия
камень отвален от гроба, слышаху от ангела:
…тецыте и миру проповедите, яко воста Господь.
Ипакои Пасхи
Светлое Воскресение Христово — Пасха Господня — в традиционной православной иконографии представлена целым рядом композиций, замечательных как по глубине богословского осмысления события, так и по художественной выразительности, по своему воздействию на зрителя. «Пасха священная… показася, Пасха таинственная» — эти слова пасхальной стихиры можно понимать не только как наше тайновидение очами веры Воскресшего («Естественно стремиться к тому, чтобы понять этот образ во всем его объеме», — говорит святитель Иоанн Златоуст), но и напоминание том, что увидели и как восприняли чудо Воскресения Христова его первые очевидцы, святые
Евангелие свидетельствует, что именно они были первыми, кто сподобился стать причастным непостижимой тайне Божией — Воскресению Христову:
Верные последовательницы Христовы, служившие Ему в земной Его жизни, и не оставили своего Учителя и после смерти: при погребении Господа Иосифом Аримафейским была… Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27:61); Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали (Мк. 15:47); Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти, возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди (Лк. 23:55, 56). По прошествии субботы, когда начался
Как известно, Неделя третья по Пасхе посвящена
Но особенно подробно говорит о них пасхальный икос: «Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия, яко дне, мироносицы девы, и друга ко друзей вопияше: О другини! Приидите вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившего падшаго Адама, лежащию во гробе. Идем, потщимся якоже волсви и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но плащанице Обвитому, и плачим и возопиим: О Владыко, востани, падшим подаяй воскресение». Эта, по выражению священномученика Сергия (Мечева), «замечательная покаянная песнь среди ликующего пасхального канона» доносит до нас душевное состояние мироносиц: они со скорбью идут в последний раз послужить Тому, Кого так любили и любят. Со скорбью, потому что «не уберегли», потому что более не увидят Его…»
Увидели! Живого, воскресшего увидели и возрадовались: «Жены богомудрыя в след Тебе течаху; Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующася Живому Богу и пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша» (песнь
Можно ли предположить, что такая радость не найдет отражения в иконографии? Изображения, иллюстрирующие евангельские тексты о
Назовем лишь несколько — наиболее древних и известных. Самое раннее из дошедших до нашего времени изображений
Как точно в деталях это весьма лаконичное изображение! «Воскресения день, просветимся, людие»; «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя» — песнопения пасхального канона говорят о уже совершившемся чуде Воскресения. Но для мироносиц оно еще неведомо — они шли ко гробу со слезами, во тьме, не озаряемой еще ни светом восходящего солнца, ни «неприступным светом Воскресения» (песнь
Вот и наше светлое торжество пасхальное начинается с утрени, которую принято начинать в полночь. Не случайно за пасхальной утреней закрепилось именование заутрени: начинают ее заутра,
Но вернемся в
Еще одно древнее, начала V в., изображение мироносиц — т. н. Бамбергский аворий (резная пластинка из слоновой кости, хранящаяся в Баварском национальном музее в Мюнхене). Мироносицы приблизились к гробу (надгробие показано в традиции римского мавзолея: это ротонда на прямоугольном цоколе); их встречает сидящий на камне ангел. Возле
Есть изображение
Столь явное выделение Богоматери в композиции явления воскресшего Христа
В послеиконоборческий период (с IX в.) в книжной миниатюре появляется композиция, именуемая «Хайрете» (Радуйтесь) — явление Воскресшего Господа двум
Композиция «Явление Воскресшего Спасителя
Иконография типа «Хайрете» была распространена весьма широко и в различной технике: это и произведения прикладного искусства — оклады Евангелия, резные складни, диптихи — и фрески, и мозаики. С XIV в. на Руси были широко распространены (их немало в музейных собраниях) резные по камню или по кости, а также металлические наперсные иконки с изображениями
В
На иконе второй половины XVI в., написанной в мастерской митрополита Макария (ныне в ГТГ), мироносицы скорбно склоняются над длинной серой гробницей с лежащими в ней пеленами. В руках мироносиц алавастровые сосуды с миром. Гробница стоит перед темной расселиной пещеры, высеченной в каменной скале. Скала представляет собой поднимающиеся до самого верха иконы зеленые горки с белыми, словно заиндевевшими лещадками. Видно, что мироносицы, преодолевая страх и холод ночи, добрались до гроба Господня. Но гроб пуст: сидящий на круглом камне ангел в белых одеждах указывает мироносицам на опустевший гроб. В скорби и недоумении смотрят в пустой гроб мироносицы. Слева стоит Мария Магдалина — только она возвела очи и увидела Того, ради кого пришла: Спаситель в
Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст… (Лк. 13:34, 35). Иерусалим с его палатами,
К XVI в. получают распространение сложные композиции, включающие в себя Сошествие во ад с эпизодами, иллюстрирующими Евангелие. На иконе из ярославской церкви Николы Мокрого многофигурная композиция с повторяющимися персонажами представляет собой живописное изложение догмата о Воскресении Христовом. Есть в композиции и эпизод, связанный с женами- мироносицами.
Со временем, в XVII в., эта и без того достаточно сложная композиция «обрастает» множеством второстепенных деталей и бытовых подробностей, утрачивая при этом выразительность.
В этот период под влиянием западной иконографии Воскресение Христово стало изображаться в виде исхождения Христа из гроба — композиции, не отражающей домостроительного смысла события Воскресения. Христово Воскресение — образ будущего Воскресения мертвых. Так это понималось и русскими иконописцами. Чаяние рода человеческого «воскресения мертвых и жизни будущего века» вместе со Христом выражено во вселенском характере русских икон. По надписи на одной из них, Воскресение Христово — образ Воскресения «всему роду нашему»: «Воскресение Твое Христе Спасе, всю просвети вселенную» (стихира на стиховне в Неделю Пасхи, вечерня). Когда, следуя западноевропейской живописной традиции, русские художники стали изображать обнаженного Христа в препоясании, с флагом в руке, парящего над гробом в окружении облачного сияния, изображение, можно сказать, стало терять свою достоверность. Ведь
Протоиерей Николай Погребняк
Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева
Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. М.-Л., 1966.
Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.
Вейцман К., Хадзидакис М., Миятев К., Радойчич С. Иконы на Балканах. София, Белград, 1967.
Византия. Балканы. Русь. Иконы второй половины XIII — первой половины XV вв. М., 1991.
Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств.
Иоанн Златоуст, св. Полное собрание творений. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902.
Квливидзе Н.В. Воскресение Христово. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 8.
Квливидзе Н.В.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески
Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2 тт. М., 1986.
Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
Лебедев П.Ю.
Мироносицкий П.П. «Воскресения день. Пасха — Христос Избавитель» в песнопениях пасхальной утрени. СПб., 1912.
Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999.
Протасов Н.Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя (Изображения Св. Гроба). Сергиев Посад, 1913.
Рындина А.В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь
Сергий (Мечев), сщмч. Тайны богослужения. М., 2001.
Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.
Чугреева Н.Н. Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли. Православная икона. Канон, стиль. М., 1998.
Липатова С.Н. К иконографии Воскресения Христова. http://www.pravoslavie.ru/