Коня приготовляют на день битвы,
но победа — от Господа.
(Прит. 21:31)
Воинская тема присутствует в иконографии изначально: уже в раннехристианских рельефах можно видеть изображения стражей, охранявших гроб Христов; обычно их изображают так, как описывает их Евангелие: Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27:66); устрашившись… стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые (Мф. 28:4). Спящие стражи устойчиво присутствуют в иконографии Воскресения Христова по крайней мере с IV века [9]. Одно из известных изображений — т. н. Бамбергский аворий рубежа
Но это — не воины Христовы, здесь воинская тема появляется лишь в контексте страстей и смерти Спасителя. Образ
На ранних изображениях святых
Самое известное на Руси изображение
Именно таковым предстает великомученик Димитрий на мозаичной иконе, хранящейся ныне в Третьяковской галерее [6, с. 93; 1, т. 1, с. 49]. Святой изображен фронтально, в рост — словно военачальник на параде. Правой рукой он легко придерживает копье, именно так придерживает, как в парадном строю — легко; его не надо будет метать, оно сейчас не оружие нападения, а один из символов победы. За спиной у пояса — меч в ножнах; победа одержана, и нет нужды держать меч обнаженным. Он препоясан силою для войны (2 Цар. 22:40). Святой словно говорит со спокойным достоинством: узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши (1 Цар. 17:47).
Икона имеет незначительные утраты, но она все так же красива, как и девять столетий назад: на святом розоватого цвета рубаха с золотой каймой, золотые доспехи украшены разноцветными пластинами на плечах и у пояса; синие штаны украшены золотым орнаментом. На ногах его удобные и для дальнего похода, и для парада кампаги — сапоги с широкими мягкими голенищами. Поверх доспехов накинут длинный голубой плащ, завязанный узлом на правом плече. Плащ украшен золотым тавлием с
Заслуживает внимания и щит: он стоит позади, и святой Димитрий придерживает его левой рукой. Щит
Отметим еще одну немаловажную деталь. По некоторым версиям жития, святой Димитрий Солунский был по происхождению славянин и был родом из Панонии или Фракии [11, с. 218–219]. Славяне почитали его как своего покровителя и военного защитника [2, с. 40]. На иконе святой Димитрий имеет
Столь подробное описание древнейшей русской иконы святого
В православной иконографии известны и «батальные сцены». Первоначально появляются они в миниатюрах рукописей. Один из ярких примеров — византийская рукописная Хроника Иоанна Скилицы XII в., хранящаяся в Национальной библиотеке в Мадриде [6, с. 128, 237]. Здесь изображено одно из успешных сражений императора Никифора Фоки (Х в.). Миниатюра имеет ряд интересных деталей, точно передающих тонкости боевого искусства того времени. Здесь можно видеть и атаку конным строем, и воинов, взбирающихся на стены крепости по штурмовым лестницам, и ближний бой на крепостной стене. На других миниатюрах, столь же непритязательных по технике исполнения, можно видеть сцены рукопашного боя (осада арабами Фессалоник), вражеские военные суда и другие интересные детали [12].
Древнерусские иллюстрированные рукописи, особенно рукописи Лицевого свода, содержат множество миниатюр, посвященных военной тематике. Это далеко не всегда сцены победы над врагом; наша история помнит и немало поражений. Но и в сценах, посвященных неуспешным сражениям, показан героизм, мужество, жертвенность воина Святой Руси. Эти качества русского воина, несомненно, основывались на вере Христовой: Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться (Пс. 26:3) — так мог сказать любой защитник земли Русской.
Житийные иконы святых открывают новую страницу воинской тематики в иконографии. Святые воины — покровители древних русских городов и христолюбивого воинства, имели житийные иконы со множеством клейм, подробно иллюстрирующих их жития. Но в житийных клеймах было принято изображать важнейшие моменты духовного становления святых
Еще одна известная иконографическая традиция — конный воин, поражающий врага. Самое известное из изображений этого типа — Чудо св. Георгия о змие, получившее известность с XII в. [6, сс. 101, 111]. Этот иконографический сюжет стал одним из наиболее распространенных символов воинской победы на Руси, где святой великомученик Георгий издавна почитается как покровитель воинства. Древнейшее изображение Чуда Георгия о змие — фреска церкви св. Георгия в Старой Ладоге (XII в.).
В пятнадцатом веке появляются иконы, изображающие исторически засвидетельствованные чудеса от икон Пресвятой Богородицы и угодников Божиих. Наиболее известным из этих сюжетов является имеющее ряд списков «Чудо от иконы Знамение», известное также под названием «Битва суздальцев с новгородцами». Основанием для создания этой иконы было конкретное историческое событие: зимой
«Чудо от иконы Знамение», а также многочисленные списки прославленных икон Божией Матери с клеймами, посвященными чудесному избавлению от вражьего нашествия, стали, несомненно, тем реальным вкладом, который внесло церковное искусство в становление и укрепление великой державы Российской. Праздники, установленные в честь этих событий, стали для православного народа самыми почитаемыми и любимыми — это подтверждается и множеством списков с прославленных икон, и развитием такого гимнографического жанра, как акафист.
Праздники всегда были, есть и будут важнейшим фактором утверждения социальных и духовных ценностей, фактором, объединяющим членов общества. Посвященный важным событиям исторической или общественной жизни, праздник является и своеобразным прорывом в вечность: если в духовном плане это очевидно, то и в бытовом плане уход от повседневности к реалиям более высокого порядка, ценностям вечным, связанным с героизмом, жертвенностью, верностью долгу, — имеет несомненное позитивное значение, прежде всего, для нравственного воспитания молодежи.
В середине XVI в. появляются сложные иконографические композиции, в том числе и посвященные военной тематике; это связано с попыткой богословского осмысления военных задач Москвы — Третьего Рима, а затем и со стремлением Ивана IV наглядно продемонстрировать своим подданным преемственность богоосвященной царской власти. На иконах появляются лица, «живые сущи», в первую очередь — сам царь. На знаменитой иконе «Церковь воинствующая», или «Благословенно воинство Небесного Царя» (около 1550 г., ныне в Третьяковской галерее) в самом центре композиции появляется Иван Грозный — в то время вполне живой, но отнюдь не святой. При высокой технике письма, интересной композиции и занимательном сюжете икона эта перестает выполнять свою главную функцию — перед ней уже невозможно молиться.
Надо отметить, что в последние годы среди публикаций, посвященных роли и участию Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне стали появляться и материалы, не находящие подтверждения ни в архивных источниках, ни в документальных воспоминаниях очевидцев. Так, говорится о крестных ходах вокруг Москвы осенью 1941 г. или в блокадном Ленинграде, о молебствиях, якобы совершаемых советскими военачальниками перед каждой важной битвой.
Идеологические установки того времени полностью исключали такого рода совместные
В предвоенные годы число наших святых заступников умножилось — за счет сонма новомучеников и исповедников Российских. Государство ставило задачу искоренить веру из сознания народного, заменив ее химерами воинствующего атеизма, но избрали новых богов, оттого война у ворот (Суд. 5:8).
При огромном напряжении сил, массовом героизме всего народа была одержана победа в Великой Отечественной войне. Об этой победе молилась наша Церковь, молилось и множество простых людей — матери, жены, дети тех, кто воевал. Молились в немногих, не подвергшихся поруганию храмах; молились непрерывно — и эта молитва Богу была слышна.
Духовное осмысление победы — да и всей истории нашей — должно, видимо, происходить не в плоскости «нового мифотворчества», которым изобилуют некоторые околоправославные издания, но в тщательном изучении тех страниц, тех чудесных граней Предания Церкви, которые показывают историческую реальность в свете веры православной — той веры, которая вселенную утверждает.
Протоиерей Николай Погребняк
Источники и литература: