Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2010 год/

Ответы на письма читателей

Где грань между человеколюбием и человекоугодием? Я нередко грешу из-за того, что слушаюсь мужа, оправдывая себя любовью к ближнему. А он не разрешает посещать храм с ребенком, поститься, сбрасывает иконы с полки и т. д. Не является ли послушание мужу в таком случае человекоугодием? Ведь любовь к Богу, соблюдение заповедей важнее? Можно ли мне подавать на развод, так как он сам не хочет, говорит, что просто исчезнет из моей жизни и будет с кем-нибудь сожительствовать. Мы уже некоторое время не живем вместе. Разлад в семье начался не из-за религии, а из-за эгоизма мужа, его нежелания нести ответственность за семью (принимать решения, зарабатывать деньги).

Отвечает настоятель храма вмч. Пантелеимона города Дубна протоиерей Александр Любимов: Разобраться в Ваших проблемах без личной встречи вряд ли возможно. Однако вполне определенно можно сказать, что речь в Вашем вопросе идет совсем не о человеколюбии и человекоугодии. Проблема Ваша состоит, очевидно, в неправильном понимании веры и неверном отношении к мужу. По какой вере Вы живете и как умудряетесь оправдывать такое отношение к мужу, поистине неизвестно. С христианской точки зрения Ваши рассуждения просто лишены смысла. Например, Вы пишете, что самое важное — это любовь к Богу, и противопоставляете эту любовь любви к мужу, т. е. самому близкому Вам человеку. Но как можно противопоставлять любовь к Богу и любовь к ближнему? Это вещи неразрывно связаны между собой, и одной без другой не бывает. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Неужели Вы думаете, что можно относиться к супругу так, как Вы написали, и при этом любить Бога? Вы пишете о соблюдении заповедей, но при этом противопоставляете заповедь и семейную жизнь. Однако выполнение заповедей для замужней женщины состоит именно в том, чтобы нести свой крест в семье. Евангелие называет только одну законную причину для развода — прелюбодеяние. Вы же причиной разлада выставляете простое недовольство мужем. С христианством это ничего общего не имеет. В Вашем вопросе нет и намека на то, чтобы посмотреть на себя и подумать о своих грехах и ошибках, которые уже почти привели к развалу семьи. Почему-то Вы твердо уверены, что виноват во всем именно муж. Однако если бы спросить у него, то наверняка он бы тоже начал рассказывать о своих претензиях к Вам. Так и разваливаются семьи. Но Христос дает нам новую заповедь: любите друг друга (Ин. 13:34), носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6:2). Чем мы будем отличаться от атеистов, если так же будем жить лишь по своим эмоциям и эгоизму? Воспитание детей — это отдельная большая проблема. Но и здесь надо начинать именно со своего правильного отношения к мужу. Что значит: воспитать ребенка в вере? В первую очередь это означает научить его жить в заповедях Божиих. Причем словами этому не научить — ребенок перенимает только то, что видит и чувствует. Подумайте, чему Вы можете научить ребенка, враждуя с его отцом? Воспитывать детей можно только в семье, где царит мир и любовь. Как им иначе объяснить, что такое любовь, что такое семья и, в конечном итоге, что такое вера? Воспитание начинается с искренней любви и почитания родителей. Вы же враждуете с мужем. О каком воспитании, а тем более о какой вере можно тогда говорить? Если ребенок видит, как Ваши скандалы с мужем доходят до того, что он сбрасывает иконы с полки, то откуда он может понять, что такое кротость, смирение, любовь? Дети чувствуют именно то, что в нашем сердце. Поэтому Ваше отношение к мужу может погубить ребенка. Проклят злословящий отца своего и матерь свою! — говорит Священное Писание (Втор. 27:16). Сохранить брак и воспитать детей можно только в том случае, если Вы со страхом Божиим будете чтить своего мужа, как главу семьи, и всеми силами стараться сохранить в семье мир и любовь. Именно в этом состоит заповедь, которую Вы, по Вашим словам, хотите исполнить. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, — говорит апостол Павел (Еф. 5:22). Жена да боится своего мужа (Еф. 5:33), — добавляет он. Ибо не муж от жены, но жена от мужа (1 Кор. 11:8). Пока Вы не чтите мужа, Ваш ребенок тоже не будет чтить ни его, ни Вас. Таким образом, ни о каком воспитании, тем более о вере, даже мечтать невозможно. Особенно плохо, что дело дошло до скандалов по поводу веры и даже сбрасывания икон с полки. Ведь если бы имелись кротость и смирение, то до этого никогда бы не дошло. Веру Вы умудрились противопоставить семье и при этом высказываете сомнения: не перешли ли Вы тонкую грань между любовью к ближнему и человекоугодием. По-видимому, в этом и заключается причина ваших проблем: вы рассуждаете о посещении храма, постах и высоких духовных проблемах, но при этом совсем не замечаете своих грехов и ошибок. Между тем решить свои проблемы и иметь благо в жизни может только человек, который видит свои грехи и кается в них. Спорить же с мужем о Церкви ни в коем случае нельзя. О вере надо было думать тогда, когда Вы выходили замуж. Теперь же надо принимать мужа таким, какой он есть. Муж имеет полное право верить так, как он считает правильным, или вообще не верить. Только имея это несомненное право, он может чувствовать себя главой семьи и нести ответственность за нее. Ваша же вера в семье должна выражаться в первую очередь не в развешивании икон, походах в храм, постах и скандалах по этому поводу с мужем, а в творении заповедей Божиих. Т. е. в смирении, терпении и любви. Только такое отношение к мужу может свидетельствовать о вашей вере и желании жить в заповедях Божиих. Муж должен видеть, что после того, как жена пришла к вере, она стала золотым человеком: разумной, терпеливой и любящей женой. Только это может помочь и ему понять и принять христианство. Если Вы искренне и ото всего сердца будете почитать мужа, как этого требует не только заповедь, но и любовь к нему, то и слушаться особенно Вам не придется — просто будете жить в любви и мире. При этом и проблемы с иконами и храмом разрешатся легко. Но принять эту заповедь трудно, и чаще мы видим в семьях противостояние и препирательства по поводу того, кто кого должен слушать и как. И последнее из «самого важного», перечисленного вами, — посещение храма и участие в Таинствах. Всему, о чем я здесь написал, и гораздо большему вы должны были бы научиться, посещая храм и участвуя в Святых Таинствах. Попробуйте перед исповедью подумать о своих грехах и ошибках, которые уже почти привели к развалу семьи. Своих страстей мы, как правило, не видим, но дерево познается по плодам, и если вы не можете сохранить семью, то вам есть о чем подумать. Разводиться же по тем причинам, которые вы перечислили, с христианской точки зрения никак нельзя. Это стало бы тяжким грехом, который разрушил бы и вашу жизнь, и жизнь вашего мужа, и лишил бы ребенка семьи. Если уж вы хотите жить по заповедям Евангелия, то должны знать, что они состоят в самоотвержении и несении своего креста (Мф. 16:24). Да поможет Вам Господь!

История нашей семьи не какая-то особенная — таких тысячи. Семья разбилась на кусочки, и каждый бьется в своем эгоизме. Душа разрывается от всего этого. Мама умерла 5 лет назад, отец женился на женщине, у которой свои дети и внуки, она в них души не чает, а нам там места нет. Я изгнана из дома отца, как и все наши родственники. У брата свои проблемы: женщины, алкоголь, азартные игры, трое детей на две семьи. А я тоскую по отцу, он же не хочет меня видеть. Что мне сделать, как молиться?

Анастасия

Отвечает настоятель Скорбященской церкви г. Клина протоиерей Борис Балашов: Согласен с Вами, в жизни много трагедий, они есть у каждого из нас. Но самой большой трагедией мне представляется Ваше духовное сиротство. Думаю, что оно наиболее тяжело переносимо. И тяжело Вам не столько от определенных жизненных обстоятельств, сколько от тоски и безрадостного внутреннего состояния. Один из священнослужителей, который прошел советские лагеря и вернулся живым, рассказывал, что он, будучи свободным и служа священником на приходе, никогда не испытывал такой сильной радости от молитвы, как во время своего пребывания в сталинских лагерях. Самые ужасные, бесчеловечные условия — и при этом удивительное счастье общения с Богом. Суть того, что я хочу Вам сказать, следующая: светлое или мрачное состояние нашего внутреннего мира зависит в первую очередь от того, каковы у нас взаимоотношения со Христом. Как солнце своими лучами несет жизненную силу всем живым существам на земле, так и Христос — Солнце Правды — несет жизненную силу всем христианам, сердца которых Ему открыты. Поэтому, на мой взгляд, решение Ваших проблем — не в попытке изменения внешних обстоятельств, чтобы после этого светлей стал бы Ваш внутренний мир, а наоборот, необходимо кардинальное изменение своего внутреннего мира, чтобы начал изменяться и мир вокруг Вас. Преподобный Серафим Саровский наставлял своих духовных чад: «Чадо, молю тебя, стяжи (приобрети) мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вам может показаться, что я ушел от темы Вашего вопроса в сторону. Но я, наоборот, вижу его решение только в приобретении живой веры и любви ко Христу. Во всех случаях трудных взаимоотношений с людьми надо начинать с себя — именно там, в сердце и уме, с Божией помощью все стараться приводить в порядок. Учась молиться и вникая в Евангелие, мы начинаем строить живую связь веры с Иисусом Христом. Стремление исполнять волю Божию и вести борьбу в своей душе со злыми и нечистыми помыслами делает веру действенной и крепкой. Примирение с людьми, прощение обид и искреннее покаяние перед Богом, как наждачная бумага, очищают греховную ржавчину в душе. Причащение Святых Христовых Таин несет душе, искренней и примиренной с Богом и людьми, жизнь Христову, освящение и укрепление всего нашего духовно-телесного существа. Искренняя молитва за живых и мертвых — это важнейшая забота о наших близких. Многие из них очень нуждаются в духовной поддержке, которую мы несем им через Церковь! Трудитесь над своей душой, и Вы сами увидите, как постепенно будет меняться для Вас и вокруг Вас мир, в котором Вы живете.

Есть праздники, посвященные Богу Сыну — Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. А почему нет праздника, посвященного Богу Отцу?

Галина

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит: Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14:10–11). Сын Божий имеет теснейшее общение со Своим Небесным Отцом и никогда не разлучался с Ним. Отец говорит в мире через Сына. Их воля и желание всегда едины. И вот еще слова Христовы: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14:13–14). Тут мы соприкасаемся с тайной: молимся мы Богу Отцу, а выполняет наши молитвы Божий Сын. Именно Он в земном мире открывает людям Бога Отца и творит Его волю. В Своей первосвященнической молитве Господь говорит, обращаясь к Своему Небесному Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 17:4). Дело это — совершение спасения человеческого рода. Важнейшие события этого дела спасения Православная Церковь отмечает как свои великие праздники. Поэтому нельзя считать Рождество Христово, Крещение, Преображение и другие великие праздники днями, посвященными чествованию Иисуса Христа. Это было бы полным непониманием внутренней жизни Церкви Христовой. Дело спасения Бог Отец поручил исполнить Своему Сыну, поэтому важнейшие этапы спасения человеческого рода отмечены великими праздниками, которые прославляют Бога, Святую Троицу. Созидает Церковь, и помогает людям это спасение обретать Дух Святой. О Его пришествии Богочеловек объяснил Своим ученикам: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13–14). Внутренняя жизнь Лиц Святой Троицы — тайна для человеческого ума. Нам открыто, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8). Фантазировать же о том, что скрыто от нашего взора, смысла не имеет. Жизнь Церкви строится на твердых фактах, а не на предположениях. Сам Иисус Христос — Глава Своей Церкви. Жизнь Его Православной Церкви — это жизнь Воскресшего и Вознесшегося Иисуса Христа в Своих учениках на земле, в земной истории. Поэтому церковные праздники являются не человеческой выдумкой, а Божиим установлением через Его Церковь на земле, нужны же они людям, жаждущим спасения и бессмертия. Праздник Святой Троицы не является «праздником Святого Духа». Он является молитвенным воспоминанием рождения Церкви в день сошествия Святого Духа. Поэтому и носит название: Сошествие Святого Духа, Пятидесятница, так как это событие совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом, а Днем Святой Троицы называется потому, что и спасение человеческого рода, и благодатная жизнь Святой Христовой Церкви есть дело и прославление Троичного Бога и всех лиц Святой Троицы. По этим причинам нет оснований считать двунадесятые великие праздники посвященными только Господу Иисусу Христу, а следовательно, не имеет духовного смысла устанавливать отдельный праздник, посвященный Богу Отцу.

Правда ли, что самоубийц нельзя хоронить на кладбище?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: До революции действительно самоубийц на христианских кладбищах не хоронили. Этим давали людям понять и почувствовать, сколь тяжек грех самоубийства. Но тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека. Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагает быть с Богом (и у каждого такое расположение — в своей мере). А кто-то располагает не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее). Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога: «Со святыми упокой», — мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания. Как это может быть? А вот представьте, что в храме идет Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к богослужению не лежит, он рвется на улицу, пусть даже там, на улице, будет ветер и снег, а в храме тепло и светло. Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма или уговаривать настоятеля, чтобы он все-таки ввел в храм человека, который стремится из него выйти? Но ведь Царство Небесное — это Храм Божий, в котором вечно идет торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного — тьма кромешная, но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму. Поэтому умышленных самоубийц по церковным правилам не отпевают. Этому есть и канонические основания (см. «Канонические ответы свт. Тимофея Александрийского», 14), такова была и практика Российской Церкви до революции, и этого требовало тогдашнее законодательство. Но к умышленным самоубийцам не относятся те, кто лишили себя жизни в безумии, или беспамятстве, или по неосторожности. Этих людей отпевают и поминают на общих основаниях. Вообще, мы любые сомнения должны толковать в данном случае в лучшую сторону. По существующему положению, родственники умышленного самоубийцы могут обратиться к Правящему архиерею за благословением на заочное отпевание. Никаких сроков тут не установлено. Обычно благословение на заочное отпевание дается, отчасти из сострадания к скорбящим родственникам, из желания доставить им хоть какое-то утешение, а отчасти из сознания, что нам ведь не все открыто. Может быть, человек, уже совершив непоправимое действие, все же успел перед смертью покаяться в нем и получить прощение от Бога. Но если близкие люди уверены, что умерший сознательно, а не в болезни и не в аффекте отверг жизнь, которую Бог даровал ему, чтобы он подготовился к вечности, то пусть они подумают, целесообразно ли нежеланное заочное отпевание. Это касается, кстати, не только умышленных самоубийц, но и всех, кто решительно при жизни отказывался соединиться с Церковью. Знал я одну семью много лет назад, несколько братьев и сестер, крещенных в детстве, еще до революции. Все верующие, а одна сестра — рьяная атеистка. Даже говорила, чтобы ее рядом с верующими родственниками не хоронили. Перед смертью она долго болела, дочь предлагала пригласить священника, чтобы исповедаться и причаститься, хотя бы перед смертью. Она твердо отказалась и попросила положить ей в гроб под подушку партбилет. Так и сделали. А отпевать и поминать в Церкви не стали, хотя среди знакомых были и вполне церковные люди, потому что духовное насилие не свойственно христианству. Церковное поминовение на Литургии, на молебне, на панихиде — это внутренняя жизнь Тела Христова, и участвовать в жизни этого Богочеловеческого организма могут только члены Церкви. Но это отнюдь не означает, что православному христианину нельзя лично молиться Богу о своих близких, живых и усопших, даже если они вне Церкви. О живых молимся, чтобы Господь призвал их к покаянию, даровал им истинную веру, соединил их со Святой Своей Соборной и Апостольской Церковью. Об умерших вне Церкви — сюда относятся и умышленные самоубийцы — молимся, чтобы Господь, сколько возможно, облегчил их вечную участь.

Мой сын, достигнув 15 лет, из ангела превратился в почти неуправляемого хама. Я просто не узнаю своего ребенка. Чувствую, что его самого это мучает, но сделать он с собой ничего не может. Все говорят: потерпи, это переходный возраст. Возможно, это и так, но зачем нужен этот переходный возраст? Зачем Господь устроил так, что взросление причиняет такие ужасные страдания и самому человеку, и его близким?

Отвечает протоиерей Константин Островский: Переходный возраст нужен для того, чтобы человек перешел из детского состояния во взрослое. Никто ведь из родителей сознательно не хочет, чтобы их сын или дочь навсегда остались маленькими. Впрочем, к сожалению, неосознанно многие, как раз этого и хотят, и такое желание бывает очень вредно для ребенка.

Но почему естественный период взросления иногда проходит так трудно, почему дети начинают дерзить родителям, не хотят слушать даже очевидно разумных советов, если они исходят от папы и мамы, хотя к чужим людям часто оказываются, наоборот, чрезмерно доверчивы? Вы спрашиваете: зачем так устроил Господь? Но Господь вовсе не устраивал, чтобы «взросление причиняло ужасные страдания и самому человеку, и его близким». Так устраиваем мы сами. Каким образом? В полноте не берусь описать, но укажу на некоторые моменты.

В одной статье о воспитании детей в семьях русских крестьян XIX века я прочитал, что крестьянские дети очень рано становились взрослыми, то есть способными к самостоятельной жизни. Подросток в 15 лет уже мог в случае необходимости быть хозяином в доме, а девочка и еще раньше — в 12 лет хозяйкой. А надо ведь учесть, что крестьянское хозяйство было не только очень трудоемким, но и сложным: требовало многих знаний и навыков.

Я не идеализирую простонародье: в те времена, как и теперь, грехи у людей во всех слоях общества бывали всякие. Но вспомните: нигде в русской классической литературе мы не находим даже упоминания о конфликтах переходного возраста в семьях крестьян. Подростки взрослели душевно раньше, чем созревали физически, сейчас так бывает очень редко.

Я думаю, одной из главных причин столь успешного воспитания было то, что в тех семьях взрослые, маленькие, старики — все жили единой жизнью, и каждый делал, что мог. 5 лет — возьми прутик и паси гусей. Стал постарше — тоже трудись по силам. Вырос — берись за тяжелую мужскую работу. Дети видели, что родители сильнее их, лучше разбираются во всех общих для них делах. Отсюда возникало естественное уважение к родителям и вообще старшим. И работали, и отдыхали, и ели, и молились — жили вместе.

И сейчас, если дети могут жить общей жизнью с родителями, это идет им на пользу. Я, например, благодарю Бога за то, что мои старшие сыновья помогали мне в алтаре, когда я служил в Хабаровске. Илюше было 10, а Ване — 8 лет. Меня назначили настоятелем храма. Старичок-пономарь там оказался очень слабеньким. И младший сын по-настоящему занимался алтарным хозяйством, а старший читал на службах. Оба ходили со свечами. Я с них спрашивал как с настоящих алтарников, а не как с маленьких детей.

Думаю, что в значительной мере благодаря тому, что меня с детьми всегда связывало общее серьезное дело, у нас не было описанных конфликтов переходного возраста. Трудности и неприятности в переходном возрасте, конечно, были, потому что наши страсти росли вместе с нами, однако личные отношения детей и родителей всегда оставались хорошими.

Но в огромном большинстве даже благополучных семей дети почти все свое время проводят отдельно от родителей. Детский сад, школа, кружки плюс телевизор, компьютер, а родители на работе, вечером — работа по дому или те же телевизор-компьютер, и вот результат — детей и родителей не связывают никакие общие дела. В лучшем случае бывают общие развлечения, а нужны как раз общие дела.

Повторюсь: если мальчик работает вместе с отцом, он видит реальное превосходство отца и естественно исполняется к нему уважением. Если девочка вместе с матерью занимается домашним хозяйством-то же самое, она видит силу и умение матери, подражает ей и, естественно, уважает и слушается ее. Реально вровень с родителями эти мальчик и девочка станут, только когда станут совсем взрослыми, а не в переходном возрасте.

Современный же ребенок до какого-то времени воспринимает родителей почти без критики, а потом по мере развития ума (годам к 10–12, иногда раньше) замечает, что в самом, как ему кажется, главном родителей догнал, а то и перегнал. Ведь типичный современный человек — это человек-потребитель, а потреблять дети способны ничуть не хуже, чем взрослые. А поскольку принятый подавляющим большинством людей жизненный идеал — это иметь побольше житейских благ при наименьших усилиях, то как раз способность родителей прикладывать усилия (то есть способность к трудовой и творческой деятельности) перестала считаться достоинством, а воспринимается многими детьми почти как недоразвитость родителей.

С другой стороны, в переходном возрасте человека начинают особенно волновать важнейшие жизненные вопросы: о смысле жизни, о любви, о выборе жизненного пути, а родители зачастую не могут помочь ребенку их разрешить. И не по простоте своей — это бы не беда, — а потому, что родители эти вопросы не разрешили для самих себя (а то и не считают их важными).

При этом зачастую родители требуют от подростка выполнения каких-то моральных правил, а обосновать их не могут. Требуют выполнения правил, а сами их сплошь и рядом нарушают. Внушают сыну или дочери принципы, по которым сами не живут.

Если мать кокетничает с чужими мужчинами, разве дочь будет слушать ее назидания «не болтаться с мальчишками»? Если родители в разводе, потому что «не сошлись характерами» или потому что «пришла новая большая любовь», разве дети будут слушать их советы о серьезном отношении к браку? Если папа дает взятку сотруднику ГИБДД, он должен уметь объяснить сыну, почему это лучше, чем честно заплатить штраф.

Когда дети видят наше лицемерие, когда мы поучаем их тому, что сами не делаем, это больше всего другого подрывает наш родительский авторитет.

Мой жених церковный служитель — певчий, чтец, но много лет курит травку. Мы живем вместе, собрались пожениться, но я как-то испугалась. Я его люблю, но замуж выходить боюсь. Он не бросит, а я не смирюсь с наркотиком. После моих скандалов он пообещал бросить, старается, но многолетняя привычка не отпускает. В храме священник посоветовал решать скорее: уходить или зарегистрировать брак, и не допустил к Причастию, как живущую в блуде. Я хожу, мучаюсь, не знаю, что выбрать, а человек мой ходит на общую исповедь, кается и причащается. И продолжает курить. Он хороший, не агрессивный, меня любит, но в прочный брак с ним я не верю.

Ольга

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Попытаюсь ответить на Ваш вопрос, хотя тут не все так просто. Самое первое, что бы я сказал, — гораздо правильнее называть Вашего жениха не церковным служителем, а церковным работником. И вопрос тут не в том, какое он дело делает в храме, а в том, как?

Трудиться для Бога — это любить Его и стремиться исполнять Его святую волю не только на службе, но и в личной жизни. Может быть, он неплохо читает и правильно поет, но если человек не считает нужным соблюдать Божии заповеди и причащается Святых Христовых Таин без покаяния, продолжая жить в смертном грехе прелюбодеяния, то это однозначно свидетельствует об отсутствии искренней веры во Христа и в Его Евангелие. При такой ситуации на что-то хорошее в его духовной и личной жизни в дальнейшем рассчитывать не приходится.

Святой апостол Павел пишет о грехе блуда, если его совершает христианин: Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками… но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом (т. е. христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5:9–11).

Он же так говорит о недостойном Причащении без покаяния и с грязной совестью: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:27–30).

Поэтому гораздо честнее перед Богом воздерживаться от Причащения, пока не прекращен смертный грех, каким и является блудное сожительство.

При том, что Ваш жених нечестно подходит ко Христу и к участию в Таинствах, думаю, нет никаких оснований рассчитывать, что он перестанет принимать наркотики, ведь такие греховные пристрастия преодолеваются верующими именно с опорой на Бога и на Его помощь.

Вы говорите, что любите своего жениха, а замуж выходить боитесь. Трудно сказать, что такая любовь является святой и богоугодной, ведь, скорее всего, Вы не очень-то любите его внутренний мир, его душу, а уж тем более нельзя сказать, что Вы ему верите.

Не зная Божией воли, я не беру на себя ответственность советовать Вам уйти от него. Но вот что, по моему мнению, нужно в данном случае. Во-первых, начинайте, как и положено, со своего сердца. Стремитесь строить с Богом более близкие отношения и как можно более усердно исполнять Его волю. Стремитесь к ежедневному общению с Господом и в ежедневной искренней молитве, и в ежедневном вдумчивом чтении Евангелия. Молясь и читая Слово Божие, настраивайте свою душу на общение с Богом и молитесь при этом постоянно о своей проблеме примерно так: «Господи, я не знаю, как мне поступить. Помоги мне пойти правильным путем в жизни. Если соответствует Твоей воле наша совместная жизнь, помоги ее построить. Если не соответствует Твоей воле — разведи нас в разные стороны. Помоги мне исполнить волю Твою». Думаю, такая молитва будет искренней и будет услышана Богом, если будет настойчивой и постоянной.

предыдущая статья
Вести из благочиний
следующая статья
Награждения юбиляров
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.