Мне очень нужен совет. Мы с мужем живем вместе три года и у нас нет детей, муж очень переживает. Мы сдали кучу анализов, и врачи не знают, в чем причина, просто ставят диагноз «бесплодие». Что нам делать?!
Татьяна
Отвечает настоятель Скорбященской церкви г. Клина протоиерей Борис Балашов: По медицинской части я ничего не скажу, это не моя компетенция. Поэтому как священник, предполагая, что для Вас вера Христова
Дети — Божий дар, и я думаю, мы оба с Вами так считаем. Хотя этот дар требует от нас напряжения всех наших сил, а главное — самоотверженной любви.
Настоящая человеческая супружеская любовь по своей природе не эгоистична — она всегда троична. Если супруги любят лишь друг друга, то они как бы замыкаются друг на друге, ища только удовольствия, и тем самым отделяются от мира. Но когда их любовь раскрывается по отношению к детям и другим людям, ко всем нуждающимся, а главное — по отношению к Богу, то их любовь поднимается на новую высоту: она становится бескорыстной и богоподобной.
Есть великий церковный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, благочестивые супруги Иоаким и Анна, прожили в мире и любви друг с другом более пятидесяти лет. Все вроде бы у них было хорошо, но вот только одно обстоятельство сильно омрачало их семейную жизнь — они были бездетны. Но
Будучи бездетными, Иоаким и Анна научились
Наверное, для меня это самый яркий пример в вопросе о бездетности. Но есть у меня и современные примеры. Так одни мои бездетные знакомые прикладывали все возможные усилия, чтобы родить чадо, но это никак им не удавалось. Устав ждать, они решили взять ребенка из детского дома. Как решили, так и сделали: приняли в семью чужого ребенка и стали воспитывать. А вот тогда Господь и дал им беременность. Они получили собственное кровное дитя и хорошо поняли, почему. Теперь они с любовью растят двоих детей.
Издавна известно, что для того, чтобы усилить свою молитву к Богу, надо подкреплять ее делами милосердия, участием в жизни Церкви. Верующему человеку крайне важно свое собственное духовное созревание, чтобы Господь дал чадо, которое через мудрое родительское воспитание в земной жизни станет еще и чадом Божиим и наследует Жизнь Вечную. Конечно, мы не можем заставить Бога исполнять нашу волю, но мы можем искренне и настойчиво просить, особенно тогда, когда это сопровождается теми нашими делами, о которых мы только что сказали. Сам Иисус Христос сказал нам: Просите, и дано будет вам (Мф. 7:7).
Я стала считать себя верующей примерно полтора года назад, в храм, правда, хожу не часто, причащаюсь редко, но
Дарья
Отвечает протоиерей Борис Балашов: Жизнь не стоит на месте, все течет, все изменяется в земном мире.
В детстве мы считали, что наши друзья по совместным играм всегда будут в жизни вместе с нами. Однако жизнь ведет нас разными путями, появляются новые друзья, а со старыми часто дружеская связь ослабевает, так как нас уже мало что объединяет, только общее прошлое. Его нельзя забывать, это наша личная история. Старых друзей надо помнить, а для христианина эта память должна быть еще и молитвенная. Но нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же здесь удивительного? Ведь люди способны взрослеть не только телесно, но и духовно. Появляются новые друзья, хоть и не сразу, новые интересы. Жизнь идет — и это закономерно.
Другой вопрос, то, что Вы пишете «это противно Господу», — не вполне верно. Грех вредит отнюдь не Богу, а нам: нам самим наносит душевные раны. Грех отодвигает нас от Бога, увеличивает между нами дистанцию. Однако отодвигается не Бог от нас, а мы от Него. Своими заповедями и наставлениями Господь объясняет, что для нас вредно и представляет опасность. А Сам Бог бесстрастен, не возмущается и не скорбит. Он всегда — Любовь и Солнце Правды. Но и любовь будет мучительна для предателей, а солнце своими лучами может причинять страдания ночной бабочке. Поэтому проблема не в Боге, а в нашем несоответствии Ему и Вечной Жизни.
«Как же мне теперь поступить?» — спрашиваете Вы.
Первый же наш самый искренний и самый надежный Друг — Богочеловек Иисус Христос. У православного христианина
Мой парень заявляет мне, что главное для него — попасть в рай, где муж и жена должны быть вместе, поэтому обязательно венчание, а если у меня другое мнение на этот счет, то жениться не имеет смысла. Что же получается, вера подталкивает человека слушать лишь себя и обижать любимого человека, который этой веры не разделяет? Кому это нужно? А вдруг он больше уже не встретит никого, кто бы разделял его убеждения, да и я тоже?
Отвечает настоятель храма вмч. Пантелеимона города Дубна протоиерей Александр Любимов: Проблема ваших взаимоотношений с молодым человеком состоит не в вере, а в том, что вы не хотите пойти навстречу друг другу. В таком случае, действительно, может быть, лучше не жениться. Какой смысл создавать семью с человеком, который духовно тебе чужд и не принимает тех внутренних ценностей, которыми живешь ты? О любви в этом случае говорить невозможно.
Любовь — это как раз то, что преодолевает отчуждение. Если душа другого человека становится нам близка, то близка становится и ее вера. Если же отчуждение не преодолевается, то это уже не любовь. Иногда даже грубые плотские страсти могут заставить людей попытаться понять друг друга. Но у вас и этого не происходит. То есть ни любовь, ни страсти, не могут вам помочь преодолеть свой эгоизм и сделать шаг навстречу друг другу. Тогда о какой женитьбе можно говорить?
Может быть, в описанной вами ситуации действительно присутствуют некоторые изъяны в понимании веры вашим молодым человеком. Заявлять неверующему человеку о необходимости венчания — это не более чем примерять очки слепому. Если бы ваш молодой человек имел веру, которая препятствовала бы ему вступать в брак с неверующей невестой, он мог бы просто не подавать вам напрасных надежд. Также и вы могли бы оставить в покое человека, вера которого вам чужда.
Перечисление противоречий в ваших взаимоотношениях можно было бы продолжить. Но вывод можно сделать только один: мешает вам, очевидно, не только формальное (
Все, я думаю, замечали, что женщин в храмах значительно больше, чем мужчин. В разы больше. С чем это связано?
Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Необходимо различать живую веру во Христа, которая подвигает человека изменить свою жизнь, а то и пожертвовать жизнью ради единения с Богом, и религиозную потребность, которая побуждает человека совершать определенные ритуалы, обряды, чтобы получить душевное утешение, чтобы получить ощущение покоя и сознание исполненного долга: «все сделано правильно». Хотя вера, конечно, связана с обрядом: она порождает обряд, а обряд в свою очередь воздействует на душу человека, воспитывает ее — все же вера и обряд не одно и то же.
Поэтому вопросы «Почему в храмах женщин больше, чем мужчин?» и «Почему верующих женщин больше, чем мужчин?» хотя и похожи, но о разном. Первый касается особенностей мужской и женской психики, а второй — о таинственном промысле Божием и о тайнах человеческого духа.
Относительно психики — я не ученый и могу только поделиться собственными, а отчасти почерпнутыми из книг наблюдениями и впечатлениями. Женщина, кажется, более склонна к ритуалу, к обряду, более мистична, чем мужчина. Кроме того, у женщины более устойчивая психика, поэтому она, если и отпадает от веры внутренне, не так сразу расстается с обрядом. Думаю, что именно поэтому женщин в храмах больше, чем мужчин.
Мужчину, если он не имеет глубокой веры, в храм и вовсе не тянет. Женщин же, приходящих за удовлетворением религиозных потребностей, кажется, гораздо больше, чем женщин, осознанно ищущих Богообщения. А вследствие этого среди церковных мужчин доля пришедших в храм только исполнить ритуал — подать записку, положить продукты на канон и заодно
Но женщин в храмах и вообще значительно больше, чем мужчин. И в результате получается, что среди церковных людей, сознательно стремящихся идти путем покаяния в Царство Небесное, мужчин и женщин одинаковое число.
Но все это только мнения, наблюдения и впечатления — не более того! Высказываться в этом отношении
Здравствуйте, скажите, можно ли читать Евангелие сидя?
Юля
Отвечает протоиерей Борис Балашов: На Ваш вопрос могут быть даны разные ответы в зависимости от того, в какой ситуации читается Евангелие, и от того, как устроен внутренний мир человека.
Во всех случаях, стоя или сидя, надо следить, чтобы не было внутреннего расслабления души и вольготного разленения тела, что мешает внутренней сосредоточенности. Читать Евангелие надо не торопясь, продумывая каждую фразу, и просить Бога о том, чтобы Он помог нам Его Евангелие понимать и исполнять в жизни.
Как священнику в деликатной форме рассказать о невыносимо стыдном?
Мария
Отвечает клирик Преображенскго храма г. Балашихи протоиерей Александр Бутрин: Думаю, что Вы достаточно воцерковленный человек, регулярно посещаете богослужения и участвуете в таинствах церковных. Если это еще не так, то желаю Вам почувствовать и понять радость такой жизни. Во всяком случае, сегодня душа Ваша жаждет очищения и ее тяготит конкретный грех, который, к счастью, стал Вам уже ненавистен. Если внутренне, духовно Вы уже почувствовали отвращение к этому, ранее содеянному греху, то советую Вам самоотверженно, честно и открыто рассказать на исповеди об этом грехе. Найдите священника, который, на Ваш взгляд, с наибольшим пониманием отнесется к Вашим проблемам. Батюшки все хорошие, но в данном случае, быть может, и не стоит идти напролом. Сердце Ваше подскажет.
В любом случае можете не сомневаться, что Ваша тайная жизнь не станет известной другим людям: тайна исповеди строго сохраняется в Церкви. А священнослужители — слуги Божии — являются еще и внимательными и сострадательными врачами духовными. Врачует все наши язвы и недуги души Сам Господь, но Он же учредил в Своей Церкви и посредников — нас грешных. Священники — не небожители. Они, являясь такими же людьми, как и все другие, понимают склонность человеческой природы ко греху, но одновременно им известно и то, как бороться с грехом. Одним из верных средств в этом является честное и беспощадное исповедание духовного недуга. После «диагноза», который мы ставим сами себе в Таинстве Исповеди, мы получаем от Бога прощение и Его Божественное лекарство — самое сильное и страшное — Его Пречистые Тело и Кровь. Он так нас любит и так желает нашего исцеления, что дает нам в снедь Самого Себя.
Вы, конечно, можете и деликатно изложить то, что называете постыдным. Это Ваше право. Форма исповеди, те слова и предложения, из которых мы ее строим, — наше личное дело. Однако рекомендую не жалеть себя. И знайте, что батюшка такой же, как и Вы, человек. Он не будет думать о Вас плохо, он посочувствует и помолится о Вас. Помоги Вам Господь и Матерь Божия. Желаю Вам духовного совершенствования и спасения души!
Скажите, пожалуйста, икона Коронование Богородицы православной веры в России есть, и если можно напишите, где увидеть? И такой вопрос: руны на иконах для чего?
Роман
Отвечает протоиерей Николай Погребняк: Коронование Богородицы, точнее, Коронование Святой Девы — один из эпизодов католического предания о коронации Девы Марии после Ее вознесения на небеса; католическая церковь установила для этого праздник 15 августа. Ни Священное Писание, ни догматическое учение
Согласно преданию, сразу после Своего Успения (которое почитают и православные христиане, отмечая его 28 августа) Дева Мария была вознесена на небо и получила «царство благолепия и венец доброты от руки Господней». После коронации Дева Мария может называться Царицей Небесной, ходатайствуя на небесах пред Своим Сыном за грешников.
Самые ранние изображения Коронования относятся к XII в. В западноевропейском искусстве существует множество произведений, посвященных Коронованию Девы Марии. Этот сюжет известен по произведениям Джотто, Боттичелли, Дюрера, Эль Греко, Рафаэля, Веласкеса и многих других художников.
В православной иконографии первые изображения Коронования появляются под влиянием западной живописи на Балканах, а с XVII в. и на Руси — главным образом, в западных областях. Особенно широкое распространение этот сюжет получил на Украине. Из наших известных икон, использующих этот сюжет, можно назвать икону Успения Божией Матери конца XVII в. в храме Покрова Богородицы в Филях, а также икону «Вертоград Заключенный» (ок. 1670 г.), находящуюся в Третьяковской галерее.
Надо отметить, что в православной иконографии изображения Богородицы, увенчанной короной, известны, по крайней мере, с XIV в. Этот сюжет носит название «Предста Царица» и изображает Богоматерь, стоящую по правую сторону от сидящего на царском престоле Спасителя (отсюда и второе название иконы — «Царь царем»). По другую сторону престола изображают Иоанна Предтечу. Икона иллюстрирует пророческий текст
Большинство икон Богоматери с короной — достаточно поздние и происходят обычно из западных областей Руси. Иногда корона появлялась как деталь драгоценного оклада на чтимой иконе, изначально короны не имевшей. Таковы, например, Владимирская и Казанская иконы XVII в. в собрании
Что касается второго вопроса, то здесь налицо ошибка: рунических надписей на иконах не бывает. Надписи на иконах делаются на
Можно ли Святой лик или икону ставить на заставку телефона?
Александр
Отвечает протоиерей Николай Погребняк: Икона для верующего человека является святыней, и это определяет отношение к ней. Поместив священное изображение в качестве заставки на свой мобильный телефон, мы должны будем и относиться к аппарату соответствующим образом. Например, не сквернословить. И если жизнь наша станет достойнее, чище, если при каждом соприкосновении с такой святыней мы будем о своей ответственности перед Богом вспоминать, и это удержит нас от