24 января 2011 г. в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIX Международных Рождественских образовательных чтений «
Церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом.
В президиуме форума были Преосвященные архипастыри, руководители Синодальных отделов, представители государственной власти, видные ученые.
На открытии Чтений присутствовали архиереи Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций, педагогическая общественность.
Приветствие Президента России
С докладами на открытии Чтений выступили министр образования и науки
Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
На втором пленарном заседании Рождественских чтений с докладами выступили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Волоколамский Иларион, президент Российской академии образования
25 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений прошла третья конференция «Прославление и почитание святых». Перед началом работы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся со словом о случившемся накануне, 24 января, в московском аэропорту «Домодедово» террористическом акте. Владыка зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла и выразил соболезнование родственникам погибших, пожелал скорейшего выздоровления раненым, о чем призвал молиться собравшихся. Владыкой была отслужена лития по погибшим.
Открывая конференцию вступительным словом, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в частности, сказал:
«Возлюбленные
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная Комиссия по канонизации святых в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений сегодня проводит третью конференцию «Прославление и почитание святых».
Я рад приветствовать ее участников и гостей, из многих епархий нашей Церкви собравшихся в этом зале.
Международные Рождественские образовательные чтения являются значимым христианским форумом, местом встречи и диалога богословов и учителей, миссионеров, катехизаторов. Здесь есть что обсудить и чем поделиться пастырю и пасомым, пожилым и молодежи, учащим и учащимся. Весьма важно, что в общем круге обсуждаемых тем свое почетное место заняла и наша конференция.
С первой конференции «Прославление и почитание святых» мы стремимся использовать возможность рассказать о том благодатном процессе современной церковной жизни, который связан с изучением подвига святых подвижников нашей Церкви, о их прославлении и почитании. Поскольку общая тема нынешних Рождественских чтений — «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», большинство докладов на нашей сегодняшней встрече будут касаться вопроса взаимоотношения Церкви и государства в различные периоды российской истории. На примере жизни прославленных Русской Церковью святых будет продемонстрировано, как непросто, а порой и драматически они складывались.
Начиная с учреждения в 1989 г. постоянно действующей Синодальной комиссии по канонизации святых процесс канонизации отечественных подвижников веры и благочестия не только стал возрождаться, но и по числу прославленных святых превзошел все ранее известные периоды российской церковной истории. Труд по выявлению имен святых наших сродников, пострадавших за веру в годы гонений, во многих епархиях еще ждет своих ревностных исследователей и делателей.
Анализируя изменения, возникшие в церковной, да и в околоцерковной среде относительно вопросов канонизации, нельзя не заметить, что в современном обществе укрепляется взгляд на канонизацию, с одной стороны, как на нечто обыденное, а с другой — она воспринимается некоторыми как посмертное признание исторической значимости человека. Нередко в Комиссию поступают инициативные просьбы прославить
Труд по выявлению и изучению подвигов христианского благочестия не происходит поспешно и опрометчиво, а занимает много времени и требует всестороннего изучения и осмысления. Поэтому и канонизация есть не рядовое событие, а истинный праздник для чад Церкви.
В связи с многочисленными канонизациями новомучеников и исповедников Российских ХХ века долг нашего духовенства помочь православным христианам и современному обществу осмыслить высоту подвига новопрославленных святых. Выражаю надежду, что данная конференция внесет свой посильный вклад и в это дело христианского просвещения.
Мученичество и исповедничество — особый благодатный дар, подвиг христианского самоотвержения и апостольского мужества духа. Святые мученики и исповедники не могли без благодатной помощи Христа Спасителя, только своими силами перенести страдания. Благодать Божия и несокрушимая сила духа, являемые в страданиях мучеников, были плодом их высоконравственной жизни. Несмотря на свои неимоверные страдания, они не ожесточались против гонителей, не возмущались, не проклинали их, а желали им познания истины и спасения. «Святые мученики, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — даже и бичуемые, подвергаемые разным мучениям и пыткам, страдая, говорили и делали всё к обращению язычников…»
Во все времена подвиг мучеников как древних, так и новых, крепость их веры и мужество укрепляют верных. «Таким своим единодушием и таким мужеством, — писал священномученик Киприан Карфагенский римским исповедникам, которые вскоре после того прияли мученическую смерть, — вы подали великие примеры единодушия и мужества и прочим братьям. Вы благородно научили бояться Бога, крепко держаться Христа, научили, что в опасности народ должен соединяться со священниками и при гонении братья не должны отделяться от братьев, что тесное согласие ничем не может быть побеждено, что Бог мира дарует миролюбивым то, о чем они просят все вместе. Враг устремлялся возмутить стан Христов насильственным страхом: но с какою стремительностью он напал, с такою же был прогнан и побежден; сколько принес страха и ужаса, столько же встретил мужества и силы».
Свидетельства святых об истинности нашей православной веры укрепляют нас в мужественном исповедании Христа, в терпении и смиренном несении каждым из нас своего жизненного креста. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, рассуждая на эту тему, записал в своем дневнике: «Как ничтожны сомнения, всеваемые врагом в наше сердце во время молитвы (или в другое время) в сравнении с теми свидетельствами истины, в которые облеклась всякая истина веры! Этих свидетельств — бесчисленное множество, к ним принадлежат свидетельства пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников — этого победоносного воинства Господня во всех веках; а что важнее всего, свидетельство Самой воплощенной Истины — Господа Иисуса Христа, Коего слово — путь, истина и жизнь!«»
В ходе конференции были заслушаны доклады архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Библейский взгляд на святость Бога и святость людей»; протоиерея Олега Митрова «Церковная политика императрицы Екатерины II на примере жития священномученика Арсения (Мацеевича)»; игумена Дамаскина (Орловского) «
26 января 2011 г. в Храме Христа Спасителя состоялась церемония закрытия XIX Международных Рождественских образовательных чтений.
В рамках закрытия Чтений состоялось награждение победителей и лауреатов VI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Также награды получили победители конкурса фотографий для профессионалов и любителей «Вера в России».
По завершении церемонии награждения Председатель оргкомитета Чтений епископ Зарайский Меркурий объявил о закрытии работы этого крупнейшего
С концертом для участников Чтений выступил сводный хор Московских духовных академии и семинарии под руководством игумена Никифора (Кирзина).
Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
на пленарном заседании XIX Рождественских чтений
«Просветительское служение Церкви в современном мире:
достижения и проблемы»
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры!
В рамках Международных Рождественских образовательных чтений этого года обсуждается взаимодействие между Церковью и государством в сфере образования. В этом контексте заслуживают внимательного рассмотрения достижения и проблемы церковного просветительства в России за минувшую четверть столетия.
Обращаясь к тому времени, когда начиналось православное возрождение ХХ в., а именно к периоду празднования
Ради достижения этой цели трудилась в буквальном смысле вся Церковь, начиная с епископата и кончая рядовыми священнослужителями и прихожанами.
Сегодня, в начале XXI в., когда Церковь живет в условиях свободы, будучи ничем не ограничена, мы можем уже говорить об имеющихся достижениях и в то же время различать существующие проблемы с тем, чтобы предпринимать шаги для их разрешения.
Факты свидетельствуют о том, что служение Церкви востребовано обществом. И в первую очередь это относится к таким сферам нашей деятельности как просвещение и воспитание. Для многих стало совершенно очевидным, что борьбу за будущее России надо начинать с
В настоящее время во многих регионах успешно развивается преподавание знаний о Православии, как для взрослых, так и для детей. На начальном этапе это взяли на себя и продолжают делать поныне
Если остановиться на недостатках, то ни для кого не секрет, что на некоторых приходах духовенство относится к образовательной деятельности формально, не проявляет интереса к катехизации детей и молодежи. Случается, что воскресные школы при храмах и монастырях вообще отсутствуют.
Есть проблема и с учебником «Закона Божия». Массово переиздаваемое пособие протоиерея Серафима Слободского, написанное для зарубежной аудитории и для условий совсем иного временного и социокультурного контекста, является малопригодным в современных обстоятельствах. Конечно, предпринимаются попытки создания новых книг, но они носят спорадический характер, и в общецерковном масштабе вопрос об апробированном вероучительном пособии для мирян, прежде всего детей, так и не решен. А это напрямую касается успеха просветительской деятельности. Когда сознание детей обременено разнородной и к тому же подчас совершенно ненужной информацией, стоит весьма сложная задача заинтересовать, увлечь рассказом о вере, сделав его доступным для понимания нашего современника. Думаю, что разработка нового учебника «Закона Божия» является сегодня просветительской задачей первостепенной важности.
Остановимся на обобщении того педагогического опыта, который накоплен в Церкви за прошедшие десятилетия. Издано множество литературы, создано немало авторских программ (мы в Московской епархии, к примеру, пользуемся учебниками профессора Московского государственного областного университета
Разработаны разного рода сценарии для организации просветительской деятельности в рамках
Важной попыткой утвердить православное просветительство на почве начальных и средних образовательных учреждений стало, прежде всего, создание православных гимназий. Многие из них функционируют весьма успешно, давая обществу хорошо образованных и нравственно устойчивых выпускников. В то же время нельзя не отметить, что доля таких школ незначительна. Кроме того, случается, что так называемые гимназии не всегда отвечают своему названию по уровню преподавания и
В условиях непрерывного роста численности воскресных школ очевидна потребность в увеличении преподавательского состава и повышения квалификации учителей. Ведь до сих пор во многих случаях в воскресных школах преподают верующие
Во многих школах ученики не удерживаются, теряют интерес к обучению. Имело бы смысл готовить педагогов на создающихся ныне теологических факультетах, тем более что опыт такой имеется в Православном
До сих пор речь шла о внутрицерковной просветительской деятельности. Между тем и в светской школе на сегодня делается немало для обучения детей знаниям о Православии. Много лет велась дискуссия о целесообразности появления в школе вероучительных предметов. Для них предлагались разные названия. Большинство участников широкого общественного обсуждения соглашались в том, что без
В результате в епархиях, где условия были благоприятными, преподавание развивалось достаточно интенсивно. Не хочу много говорить о Московской епархии в границах Московской области, лишь отмечу, что курсы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в 13 вузах, 629 школах, в ряде техникумов, колледжей и училищ Московской области. Специальную квалификационную переподготовку для этого прошли 1600 учителей.
Нельзя не признать, что до сих пор в основе таких достижений на местах отчасти лежат субъективные по своему характеру обстоятельства, связанные с отношениями между Церковью и государством.
Схожий опыт имеется и в некоторых других епархиях.
Важно отметить, что в современных условиях православное просветительство среди молодежи может осуществляться и через разного рода соревновательные мероприятия и олимпиады, через лагеря для детей и юношества, имеющие
Главным достижением проделанной в минувшие два десятилетия работы стало следующее.
Нельзя оставить без внимания то, что иногда преподавание
Они могут даже проходить курсы повышения квалификации, однако результат их участия в обучающем процессе является контрпродуктивным. Мне неоднократно доводилось в своих выступлениях говорить о том, что именно верующий учитель будет более всего успешен в своей педагогической деятельности по преподаванию знаний о Православии.
Не будем забывать и о том, что в минувшую эпоху
Служение Церкви на ниве просвещения в современной России находится на пороге нового этапа развития, который должен характеризоваться дальнейшей консолидацией усилий и четкой структуризацией процесса. Нельзя оставлять усилий, направленных на юридическое закрепление присутствия «Основ православной культуры» или аналогичных предметов в светской школе.
В заключение хочется выразить глубокую благодарность всем труженикам православного образования. Эта деятельность сложна, сопряжена с преодолением множества препятствий, но и благословенна. В Священном Писании есть страшные слова о народе, оставившем Бога: «Нечестивые… понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны» (Прем. 3:10–11). Пусть эти слова будут не про наш народ. Мы объединяем наши усилия для того, чтобы помочь людям преодолеть атеистическое наследие минувших десятилетий и, наконец, в молитвенном благоговении с благодарностью Богу сказать вслед за апостолом: все, что мы делаем, словом или делом, все делаем во имя Господа Иисуса Христа (см.: Кол. 3:17).