Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2011 год/

На первой седмице Великого поста

Весной духовной называли Святую Четыредесятницу святые отцы. Нынешний Великий пост стал тому новым подтверждением. Начало поста буквально совпало с весной календарной: первая седмица порадовала ясной и солнечной, по-настоящему весенней погодой, со звонкой капелью и радостным птичьим щебетанием. Так и в жизни духовной — в первые дни поста множество людей наполнило храмы с желанием обновиться духовно, вырваться из плена леденящего душу греха, устремиться к Солнцу Правды — Христу.

Вечером в Прощеное воскресенье, 6 марта, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем возглавил чин прощения. За богослужением молился архиепископ Можайский Григорий.

В своем архипастырском слове по окончании вечерни Владыка митрополит сказал:

«Наступил радостный для душ наших и спасительный момент встречи Святой Четыредесятницы, Великого поста. В природе наступает весна, а в Церкви этот период называют весной для душ человеческих, потому что молитва и покаяние согревают и возрождают душу и все существо человеческое. В разной степени готовности каждый из нас приходит к этому спасительному периоду: одни все знают, а другие, не обижайтесь, ничего не знают, потому что, может быть, пришли недавно к вере и не знают всех правил церковных. Поэтому для всех и для себя, вспомним, в чем же заключается Великий пост.

Многие думают, что только в ограничении пищи, в смене рациона питания, когда не вкушают ни мясных, ни молочных, ни скоромных блюд. И все. На самом же деле это период для исправления жизни. Сорок дней поста дается для того, чтобы изо дня в день исправляться. Много за этот год нагрешили мы, и раз покаявшись, не вернешься к праведной жизни. Это долгий спасительный путь. Святая Церковь за три недели до сегодняшнего дня готовила нас к Великому посту, научала многому, и сейчас только что вы слышали молитву преподобного Ефрема Сирина. Она кратка, но это своего рода вся программа духовного исправления и возрастания в посту. Обратите внимание на содержание этой молитвы: „Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми“ — молимся мы и будем в течение всей Четыредесятницы так обращаться к Господу. „Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему“, и наконец, „Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков“. Вот к этой молитве через назидательные евангельские повествования подготавливала нас Святая Церковь и в течение минувших трех недель.

Наши священники, духовники, знают, как порой люди не умеют исповедоваться, когда они приходят и перед Крестом и Евангелием говорят в первую очередь о том, как обижают их родственники, соседи, на работе. А нам в первую очередь нужно не осуждать людей и научиться праведной жизни. От нас требуется не только избегать греха, но творить добро во имя Христово. В Святом Евангелии о Страшном Суде говорится о том, как Господь будет судить дела людей. Там, конечно, ничего не говорится о том, постился человек или нет. Ведь пост — это средство для того, чтобы плоть обуздать и научиться исполнять заповеди Божии в своей жизни. Господь спросит с нас, накормили ли мы, напоили ли алчущих и жаждущих, посетили ли мы в больнице болящих и заключенных, помогли ли мы ближним своим. Хорошо, что Господь дает нам время на покаяние, потому что в стремительном течении жизни мы не можем остановиться, чтобы подумать о духовном, подумать, как мы живем и достойны ли мы Царствия Божия. Это благословенное время, которое мы должны использовать, чтобы осознать свою греховную жизнь, исповедать грехи свои, и в душе и сердце своем решить не возвращаться к порокам и грехам, и в радости духовной причаститься Cвятых Христовых Тайн, чтобы через это обновить все свое физическое и духовное естество. И тогда с особой радостью мы будем встречать Светлое Христово Воскресение, которое напомнит нам о нашей вечной жизни, потому что в этот праздник особенно мы будем переживать свою сопричастность к вечному, потому что если Христос воскрес, то и мы воскреснем.

Я хотел бы пожелать вам, возлюбленные и дорогие о Господе, чтобы не прошло бесследно для нас это время, которое Господь дает нам для покаяния. Особенно это касается тех, кто уже пришел к осени жизни своей, и неизвестно, доживет ли он до следующего Великого поста, когда можно так углубленно каяться. Нужно использовать это время для покаяния. Но не думайте, что только для пожилых людей существует покаяние и пост. Мы в повседневной жизни своей каждый день узнаем о неожиданных смертях людей всех возрастов, и неизвестно, как наша жизнь дальше сложится. Сейчас всех, и тех кто в храме сегодня присутствует, и тех, кто вне этого храма живет, Господь призывает к покаянию и исправлению греховной жизни. Воспользуемся этим счастливым моментом, к чему призывает нас Святая Христова Церковь. Но мы знаем, как Господь научил нас приступать к покаянию. Прежде, чем просить у Господа прощения наших грехов, нам необходимо примириться друг с другом, потому что не примет Господь нашего покаяния, если братья и сестры наши имеют на нас обиду, законную, может быть, обиду, когда мы поступили с ними несправедливо, злобно, когда мы лишили их нашего внимания и любви тогда, когда они так в этом нуждались. Сегодняшний день называется Прощеным воскресеньем, и к посту мы приступаем, желая примириться, и Церковь нас к этому призывает. Мы не должны ждать, пока к нам придут, чтобы извиниться за что то, а мы первые должны сделать шаг, протянуть руку для примирения и покаяния, тогда и Господь примет наше покаяние.

B первую очередь я прошу простить меня Владыку Григория, наше духовенство, как служащее здесь, так и во всей нашей епархии. Я прошу простить меня мать игумению, сестер обители и вас, возлюбленные и дорогие братья и сестры. Простите меня, чем согрешил я пред вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами. Господь да простит и вас всех, и благословит на предстоящий подвиг святого и Великого поста и покаяния».

Затем были прочитаны молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение к митрополиту Ювеналию и архиепископу Григорию, а также испросил благословения у духовенства, стоявшего здесь же со святым крестом.

Великое повечерие в понедельник первой седмицы митрополит Ювеналий совершил в Новодевичьем монастыре. Великий канон — творение преподобного Андрея Критского, читаемый в первые четыре дня поста на повечерии, собирает народ в любом храме. Но служба, совершаемая архипастырем, привлекает не только людей воцерковленных, но и тех, кто делает лишь первые шаги на пути спасения. «С чего начну плач о деяниях окаянной своей жизни?» — вопрос этот, вслед за преподобным Андреем, задавал себе каждый богомолец и, слушая проникновенные слова Великого канона с множеством примеров всего Заветного Писания, настраивался на пощение, чистоту и говение…

В первый день Великого поста по благословению митрополита Ювеналия Николо-Берлюковский монастырь посетил благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховский Роман. Владыку Романа сопровождали глава Щелковского района А. М. Ганяев и генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И. В. Ларин. Настоятель монастыря игумен Евмений (Лагутин) показал гостям территорию монастыря, уделив внимание реставрации архитектурного комплекса обители.

В храме во имя Архангела Михаила епископ Роман совершил по благословению Владыки монашеский постриг послушника Николо-Берлюковского монастыря Алексия Дьяконова; он был наречен при постриге Тимофеем, в честь апостола от 70-и Тимофея. Для возрожденной обители этот монашеский постриг стал событием историческим: ведь последний постриг в монашество состоялся здесь незадолго до закрытия обители, в 1921 г., когда настоятелем обители архимандритом Петром (Орловым) был пострижен многолетний насельник, участник Первой мировой войны послушник Иван Адрианович Гущин. После пострига Владыка Роман совершил чтение Великого канона Андрея Критского.

8 марта, во вторник первой седмицы, митрополит Ювеналий возглавил вечернее богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасском храме поселка Андреевка Солнечногорского района.

У врат храма Владыку встречали благочинный церквей Солнечногорского округа священник Сергий Ванюков, настоятель храма иеромонах Николай (Летуновский) и глава городского поселения Андреевка В. К. Соломатин. Для совместной молитвы с архипастырем собралось множество богомольцев, которые могли погрузиться в неповторимую атмосферу Великого канона, торжественную и строгую, пробуждающую в душах покаянные чувства.

«Время Великого поста, — сказал Владыка в своем слове по окончании богослужения, — особое для нас, дает нам возможность для размышления о нашей жизни, предрасполагает к покаянию, дает почувствовать, как близок к нам Господь и как мы, порой, далеко уходим от Него.

Первые четыре дня первой седмицы Великого поста по вечерам за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Я часто думаю о том, что не все богомольцы, наверное, во всей полноте понимают глубоко поэтическое содержание тропарей канона. В них повествуется о ветхозаветных грешниках и праведниках. Много тут и примеров из Нового Завета. Поэтому хочется пожелать, чтобы чаще обращали люди внимание к вечной Книге книг, Святой Библии, чтобы понять, как низко может пасть человек и как близок Бог к каждому человеку кающемуся. Из Нового Завета особенно понятен один пример — яркий, который не может не запомниться на всю жизнь. Это падение одного из апостолов, Иуды, который ходил за Христом, был Его учеником, был свидетелем чудес Христовых и испытывал на себе любовь своего Учителя. А он в сердце своем решил предать Господа и совершил это, как вы знаете из Евангелия, пошел и спросил: „Что мне дадите, если вам Его предам“ (Мф. 26:15). И ему дали унизительную сумму — тридцать сребреников. Это была цена раба, ничтожные деньги. И он предал Христа, а потом увидел, что предал он кровь неповинную, и от отчаяния окончил свою жизнь самоубийством, повесившись.

Но вот другой пример — святой апостол Петр. Он тоже с самого начала ходил за Христом, исповедовал Его, что Он Сын Бога Живого, и любил он своего Учителя, но оказался слаб. Когда увидел, что его Учитель оказался беззащитным, что Его взяли, связали, повели истязать, он по немощи своей перед прислужницей отрекся от Него. И то, и другое — тяжелое предательство и отречение. Однако совсем не как Иуда поступил святой апостол Петр. Он, почувствовав и осознав свое падение, как сказано в Евангелии, горько плакал. Воскресший Христос явился ему и как ни в чем не бывало спросил: „Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?“ И тот отвечал на троекратный вопрос „любишь ли Меня?“: „Ты, Господи, знаешь, Ты все знаешь, что я люблю Тебя“. В ответ услышал: „Паси овцы Моя“ (Ин. 21:15–17). Мы знаем, что через это он был восстановлен среди учеников Христа и ему, как и другим апостолам, было дано нести слово Божие в мир.

Вот для нас два примера великих грехов, можно сказать, один тяжелее другого. Но как наглядно, что человек, в грехе погрязший, уже забывает Бога, он страдает, он отчаивается и кончает жизнь самоубийством. Другой пример, когда на Бога надеется человек, на Его милосердие и Его любовь. Таких примеров мы много можем найти в святом Евангелии. Неслучайно, когда наступает одна из подготовительных недель к посту, на богослужении читается Евангелие о блудном сыне. Когда ушел из дома сын и прожил все имущество, которое получил от отца в наследство, и оборванный, голодный, возвращается к отцу, понимает, что он недостоин уже именоваться сыном, а хочет быть как один из наемников, из рабочих. И как замечательно в Евангелии сказано, что еще издали увидел его отец, и сын „мил ему бысть“ (Лк.15:20). Он пошел к нему навстречу, заключил его в свои объятья и не слушал даже слов покаяния, а велел одеть его в лучшие одежды. И вместе с ним ликовал, говорил всем: „Сын мой погиб и нашелся, был мертв и ожил“ (Лк.15:32).

Вот, дорогие братья и сестры, почему Церковь Христова призывает всех нас в период Великого поста к покаянию. Это не простые обряды, не простые обычаи, это призыв к изменению всего существа человеческого, всей жизни своей. И каяться никогда не поздно, когда бы человек ни пришел к Богу, в любом возрасте Господь ожидает нашего покаяния. И принимает нас как Петра кающегося и как блудного сына.

Я очень счастлив, что мы живем сейчас в такое время, когда остались позади тяжелые годы жизни в Церкви, когда она лишена была возможности широко и открыто проповедовать слово Божие. Это особенно ощутимо сегодня в этом святом храме, когда мы видим много детей, которые не только отстояли богослужение, но которые, не все, может быть, но многие, являются учащимися приходской воскресной школы. Эти дети будут счастливее людей старшего поколения, потому что они будут знать волю Божию, знать Христово учение и бояться греха, который приносит зло и вред и душе, и телу».

Во вторник первой седмицы по благословению митрополита Ювеналия святые обители Егорьевской земли — Николо-Радовицкий и Свято-Троицкий Мариинский монастыри — посетил благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховский Роман. У святых врат Николо-Радовицкого монастыря Владыку Романа встречали настоятель древней обители игумен Августин (Французов) и благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев). В надвратном храме апостолов Петра и Павла епископ Роман совершил монашеский постриг насельника монастыря инока Виктора (Совцова). Новопостриженному монаху было наречено имя Пахомий, в честь Владимирского священномученика архимандрита Пахомия. Владыка Роман передал собравшимся в храме благословение и приветствие митрополита Ювеналия и благословил братию обители и всех присутствующих, а затем обратился к монаху Пахомию с назидательном словом о монашеском житии.

После богослужения епископ Серпуховский Роман вместе с игуменом Августином осмотрели территорию монастыря и обсудили ход реставрации зданий святой обители. Перед отъездом Владыка провел беседу с настоятельницей Казанского женского монастыря монахиней Марией (Макаровой).

Вечером епископ Роман в Свято-Троицком Мариинском женском монастыре совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в сослужении старшего священника обители игумена Никодима (Лунева) и клирика монастыря священника Сергия Ершова. В этот день в Троицком храме было особенно многолюдно, тихо и торжественно. В завершение богослужения Владыка Роман передал настоятельнице монастыря монахине Иларии (Иляхинской) и сестрам обители благословение на Великий пост от митрополита Ювеналия, а затем обратился с поучением к богомольцам.

По сложившейся традиции, в среду первой седмицы Великого поста митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посещает свой кафедральный град Коломну. Первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров Владыка совершил в Богоявленском соборе Старо-Голутвина мужского монастыря, в сослужении ректора Коломенской православной духовной семинарии протоиерея Николая Качанкина, настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря игумена Варлаама (Горбунова), благочинного церквей Коломенского округа протоиерея Владимира Пахачева, клириков Московской епархии и преподавателей семинарии.

За Литургией митрополит Ювеналий рукоположил во диакона студента III курса КПДС Евгения Кудашова, а сразу после нее совершил монашеский постриг семинариста-четверокурсника Евгения Тихонова. При пострижении ему было наречено имя Филарет в честь святого покровителя града Коломны святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

По окончании богослужения Владыка Ювеналий обратился к стоявшему среди монашествующих новопостриженному брату Филарету, а также ко всем, кто был в храме, с архипастырским приветствием и наставлением:

«Сегодня на первой неделе Великого поста, на совместной молитве мы духовно наслаждаемся слышанием слова Божия и назидаемся. Обычно после службы произносят проповедь, но сегодня самой живой проповедью является то, что все мы были свидетелями монашеских обетов одного из студентов нашей духовной семинарии. Обычно люди обращают внимание больше не на красивые слова проповеди, а на личную жизнь, личный пример священнослужителя. И вот сегодня для нас это живая проповедь, когда один из студентов публично дает монашеский обет посвятить себя Богу и служению людям без остатка, целиком. В повседневной жизни мы часто видим расхождение между словом и делом, мы видим кругом грех, порок и беззаконие, и для нас очень важно иметь живой пример, когда люди исполняют заповеди Христовы, и живут по ним, и их проповедуют.

Сегодня ты, возлюбленный брат, принял новое имя, нового небесного покровителя в лице святителя Московского Филарета. Давая его, я имел в виду нашу надежду на то, что в твоем лице Церковь получит человека, который сможет подражать этому великому светильнику веры и благочестия на нашей земле. Я призываю на тебя и на твои подвиги Божие благословение, желаю тебе духовных сил, духовной радости о Господе, спасайся в ангельском чине!

А вас, возлюбленные, сердечно всех приветствую, причастников и причастниц — с принятием Святых Христовых Таин. Желаю вам в радости духовной провести предстоящие дни святого и Великого поста, и достичь, и поклониться Светлому Христову Воскресению!»

После общей трапезы в актовом зале Коломенской духовной семинарии состоялась встреча Его Высокопреосвященства со студентами и преподавателями КПДС. Владыка рассказал о подготовке и результатах прошедшего недавно Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, а также ответил на многочисленные вопросы семинаристов, которых интересовало, как решения Собора применить в современном мире и как они будут реализованы в Московской епархии.

Затем митрополит Ювеналий посетил Успенский Брусенский монастырь, где совершил литию на могиле недавно почившей игумении Анастасии.

В пять часов вечера коломенцы вновь собрались на молитву вместе со своим архипастырем — в храме Архангела Михаила Владыка митрополит совершил Великое повечерие с чтением Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Самый большой в городе храм был заполнен до отказа, так что многим не хватило места, чтобы преклонить колени. По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к богомольцам с архипастырским словом.

«Время Великого поста дается нам для сугубой молитвы, для исправления нашей жизни, для покаяния, для общения с Господом, чтобы черпать силы для жизни и трудов наших. Когда человек углубляется в себя, он видит бездну своих грехов и несовершенств. И он может прийти в отчаяние, потому что поймет, что нет ему спасения, нет духовной отрады. И вот Великий пост — это как баня духовная, омывающая наши грехи и совесть, когда мы очищаемся от скверны плоти и духа. Мы не впадаем в отчаяние, когда видим бездну грехов своих, потому что Господь милосерд: он принимает кающихся. Сегодня во время чтения Великого канона мы неоднократно обращались в молитве к преподобной Марии Египетской. Вот пример покаяния, вот пример Божия милосердия к кающемуся грешнику. Ведь Мария Египетская свою юность, самые, можно сказать, светлые годы жизни провела в распутстве. Господь привел ее к покаянию, и она показала такой подвиг, которому, наверное, трудно даже и подражать: много лет в пустыне в молитве и покаянии.

А если взять сонм Новомучеников и исповедников Российских, то приходится только поражаться, как они, простые люди, стояли за веру, не жалели жизни своей и получили мученические венцы от Господа. Я счастлив, что сегодня вместе с вами совершил это богослужение, рад, что вы во множестве собрались на нашу службу.

Я хочу поздравить вас с наступлением Великого поста: это великий дар Божий, который дается нам для исправления жизни, чтобы она становилась чище, светлее, радостнее. Пусть Господь даст вам силы и для подвига поста, и для покаяния, и сподобит всех причаститься Святых Христовых Таин, и в радости, в светлой духовной радости достигнуть и поклониться Светлому Христову Воскресению», — сказал Владыка.

Вечером того же дня в Ново-Голутвином женском монастыре митрополит Ювеналий совершил монашеский постриг четырех сестер обители. Им были даны имена в честь преподобномучениц Надежды, Пелагии, Софии и Антонины.

«Сегодня исполнилась Воля Божия и желание сердца вашего, и вы дали пред Господом монашеские обеты всецелого служения и посвящения себя Господу, — сказал, обращаясь к новопостриженным, Владыка, — Вы жили здесь, в святой обители, испытывая свою совесть и свою волю, и сегодня дали пред Господом и этой монашеской общиной, перед нами и народом Божиим свои монашеские обеты. Вы получили имена преподобномучениц, которые на нашей родной земле приняли смерть за Христа Спасителя. Они были, как и вы, сестры монастырей, которые в годину испытаний не предали Церковь, не предали Господа, а предпочли этому физические страдания и саму смерть. Их подвиг, их пример должен вас подкрепить, вразумить, особенно в эти дни святого и Великого поста, когда в молитве преподобного Ефрема Сирина мы среди прочих добродетелей у Господа испрашиваем терпения. Терпение всем нам нужно, и монашествующим особенно, потому что все их утешение в Господе и молитве.

Я поздравляю вас с принятием монашеского пострига, желаю, чтобы Господь укреплял, наставлял вас в вашей монашеской жизни и вашем служении Святой Христовой Церкви. Призываю на вас и ваш предстоящий подвиг монашеский Божие благословение.

А матушку игумению и сестер обители поздравляю с этим историческим для монастыря событием. Спасибо Вам, матушка Ксения, что Вы духовно возрастили и подготовили сестер своих к принятию монашества. Пусть сегодняшний постриг обновит духовно и сознание сестер обители, которые несут здесь свое послушание. Желаю вам Великий пост провести спасительно для души, желаю вам радости духовной, той радости, о которой говорил Христос Спаситель со Своими учениками, сказав: «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22)».

9 марта по благословению митрополита Ювеналия епископ Роман совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Спасо-Влахернском женском монастыре; ему сослужили благочинный церквей Дмитровского округа протоиерей Афанасий Чорногуз, священники Александр Рожнов и Илия Попрыгин. В храме вмч. Димитрия Солунского на вечернее богослужение собрались сестры обители с настоятельницей монахиней Александрой (Балабановой), а также член правления «Союза православных женщин» Светлана Тягачева, глава городского поселения Деденево Елена Аничкина, прихожане монастыря. Владыка Роман перед повечерием совершил монашеский постриг шести послушниц обители: Александры Марковой, Наталии Даниловой, Татианы Осиповой, Фаины Рыженковой, Ирины Кажуро и Татианы Нуждиной.

В четверг первой седмицы Владыка митрополит совершил повечерие с чтением Великого канона в Новодевичьем монастыре в сослужении собора духовенства обители, а в пятницу, 11 марта, посетил с архипастырским визитом Гребневский храм города Одинцово, где при огромном стечении богомольцев совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Митрополиту Ювеналию сослужили благочинный церквей Одинцовского округа архимандрит Нестор (Жиляев) и духовенство Одинцовского благочиния. За богослужением пели детский, сводный средний и молодежный хоры Гребневского храма, а также молодежный хор Георгиевского собора. Все уставные чтения и паремии читали молодые чтецы, а «Ис полла» и «Да исправится» по традиции храмов города Одинцово исполняли не профессиональные взрослые певцы, а трио юных воспитанников младшего и среднего хоров Гребневского храма.

По заамвонной молитве Владыка митрополит отслужил молебен святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. В завершение службы архимандрит Нестор сердечно поблагодарил Владыку за визит в Одинцово, а молодежь приходского центра преподнесла Владыке панно, выполненное кружком керамики.

«С особым чувством умиления я совершал сегодня богослужение в вашем святом храме, — сказал в своем архипастырском слове Владыка. — Перед моим взором проходили те годы, когда я был юн, когда я готовился к пастырскому служению, когда другая была обстановка в Церкви и стране. Проповедники атеистического мировоззрения предрекали, что вся наша страна станет атеистической, что когда наши прихожане-бабушки уйдут в другой мир, на этом закончится и история Русской Православной Церкви. И какое счастье видеть духовное возрождение нашего народа, я бы сказал, омоложение Церкви.

Сегодня в нашем храме молились дети — это не случайно зашедшая молодежь, а те, которые душой прилепились к храму Божию, к общине верующих, и здесь познают основы православной веры, здесь находят смысл жизни, здесь утешаются в молитве и навыкают в добродетели. Здесь они находят друзей, здесь проводят свой досуг, и мы за это можем только благодарить Господа, и вспоминать Его непреложное обетование, что „врата ада не одолеют Церковь“ (Мф. 16:18). Церковь будет на земле до скончания века. Я с особым чувством хочу поблагодарить отца Нестора за то, что он в течение многих лет создавал эту атмосферу, был инициатором молодежного движения в нашей Московской области, и я рад, что он смог вовлечь молодежь в жизнь Церкви», — сказал Владыка.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий посетил Приходской центр Гребневского храма. Воспитанники воскресной школы, молодежного центра, ученики пяти православных классов общеобразовательной школы, занимающиеся в нем, цветами приветствовали архипастыря. Воспитанники детской хоровой школы Гребневского храма, которая начала свою работу в октябре этого года, продемонстрировали Владыке свои первые успехи в хоровом пении. Он также посетил детский дом «Благо», опекаемый Гребневским храмом. Православным классам, Хоровой школе и детям детского дома Его Высокопреосвященство передал свои подарки, но главным подарком в этот день стала совместная молитва и теплое общение архипастыря с прихожанами, молодежью и детьми.

В четверг первой седмицы епископ Роман посетил Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь. Владыку встречали глава города Куровское О. Г. Филиппов и его заместитель В. Г. Бутова. Владыка возглавил великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского, а по окончании богослужения передал монашествующим и прихожанам благословение митрополита Ювеналия и обратился к богомольцам со словом назидания.

11 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, епископ Роман по благословению митрополита Ювеналия совершил постриг в рясофор трёх насельниц Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря Ступино. Постриг совершался в Троицком соборе — главном храме обители. Послушницы Ирина (Игнатова), Ангелина (Клименко), Фотиния (Козырева) были пострижены в иночество без изменения имени. Владыка Роман произнёс проникновенные слова наставления новопостриженным инокиням, раскрывающие подвиг и значимость монашеской жизни.

В первое воскресенье Великого поста православные христиане празднуют Торжество Православия. Коломну с традиционным визитом посетил в этот день архиепископ Можайский Григорий. Владыка совершил Божественную литургию в соборной церкви Тихвинской иконы Божией Матери; ему сослужили ректор Коломенской православной духовной семинарии протоиерей Николай Качанкин, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, благочинный церквей Воскресенского округа протоиерей Сергий Зибров и клирики Коломенского благочиния. Богослужение украсили своим пением хор Коломенской православной духовной семинарии под управлением иеромонаха Константина (Островского), Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря (регент — игумения Ксения) и Успенского кафедрального собора (Ирина Шитова). За Литургией Владыка Григорий рукоположил монаха Филарета (Тихонова) во иеродиакона.

Служба в этот день имеет отличительную особенность — в кафедральных храмах совершается чин Торжества Православия: посреди храма, перед иконами Спасителя и Богородицы торжественно прочитывается Символ веры и возглашается «Вечная память» всем защитникам православной веры. Молится Церковь и о заблудших, отпавших от Церкви, чтобы Господь просветил их светом Своей истины и наставил на правильный путь. По окончании богослужения Владыка Григорий обратился к коломенцам с архипастырским словом и передал приветствие и архипастырское благословение митрополита Ювеналия.

В тот же день архиепископ Григорий посетил Успенский Брусненский женский монастырь, где на могиле новопреставленной настоятельницы игумении Анастасии совершил заупокойную молитву и возложил цветы.

В духовном подъеме, с неложным обетованием на милосердие Божие к кающимся, провели первую неделю Великого поста прихожане Московской епархии. А архипастырские визиты в храмы Подмосковья давали возможность богомольцам в полноте ощутить и ту радость, которая приходит в Церковь с наступлением весны духовной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.