3 марта в городском округе Жуковский состоялась встреча управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и министра образования Правительства Московской области
Являясь продолжением целой серии семинаров для работников образования Московской области по важнейшим вопросам воспитания школьников, встреча собрала двести педагогов из городских округов Жуковский, Дзержинский, Котельники, Лыткарино, а также Люберецкого муниципального района.
В рамках семинара «Основные аспекты
Перед гостями выступил детский хор города Жуковского «Полет».
После завершения основной части семинара гости совершили небольшую экскурсию по лицею, в стенах которого проходила встреча, ознакомились с деятельностью расположенного там
Затем митрополит Ювеналий и министр образования
Владыка освятил здание колледжа, а также обратился к учащимся и преподавателям со словом. Директор
Выступление
митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия
на встрече с педагогами Подмосковья
в Жуковском
Дорогая Лидия Николаевна, братия сопастыри,
дорогой Александр Петрович,
уважаемые участники нашей встречи!
Для меня большая честь встретиться с вами, и я хочу выразить радость по поводу того, что в последнее время стали регулярными мои собеседования с представителями педагогической общественности Подмосковья. Они проводятся по инициативе нашего дорогого министра Лидии Николаевны, и я ее сердечно благодарю за такую возможность.
За без малого десять лет, минувших с момента подписания договора о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области, наше взаимодействие сложилось в целую систему соработничества, имеющую достаточно сложную и эффективно функционирующую структуру. Однако наши успехи побуждают нас искать пути дальнейшего совершенствования уже достигнутого, и здесь, как мне думается, особенное значение имеет наш с вами контакт, что называется, от сердца к сердцу. Ведь если говорить кратко, цель
Сегодня можно часто слышать сетования по поводу огорчительного состояния общественной нравственности, упадка культуры, деградации языка и тому подобного. Наверное, не имеет смысла искать здесь правых и виноватых, весь народ в ответственности за случившееся. Задача состоит в том, чтобы с мыслью о будущем искать пути изменения ситуации к лучшему.
И тут взоры всех с надеждой обращаются к учителям и священнослужителям, поскольку именно они имеют постоянный контакт с подрастающим поколением, а ведь именно с детства закладываются в сердце человека те духовные и нравственные основания, которые определяют весь последующий жизненный путь человека.
Мы с вами встречаемся в период церковного года, который называется масленицей или Седмицей мясопустной. Это время подготовки к вступлению в период Великого поста (мясо уже не едят), когда надлежит совершать покаяние и исправлять свою жизнь. Это как раз подходящий повод, чтобы обсудить некоторые сущностные аспекты преподавания знаний о православии в школе. Подчас, читая сообщения о том, что происходит в эти дни в рамках внеклассной работы в образовательных учреждениях, можно узнать, что масленица значительной частью людей, не без активного участия средств массовой информации, воспринимается как этнографическое празднество карнавального типа. Безудержное веселье в исполнении многих взрослых принимает характер смутительный и даже безнравственный. Многие элементы масленичных торжеств, вроде сожжения соломенных чучел, давно перестали быть частью народной жизни и извлечены на свет из научной литературы, получив вторую жизнь благодаря усердию энтузиастов неоязычества. И при этом вы ни слова нигде не услышите о том, что в середине масленицы уже начинается чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина.
Я считаю ее краткой энциклопедией духовной жизни. О чем там говорится: не тратить время попусту, не своевольничать, не увлекаться праздными разговорами, но быть целомудренными, смиренными и исполненными любви, а главное — четко различать свои собственные недостатки и никого не осуждать.
У замечательного русского писателя Ивана Шмелева в книге «Лето Господне» трогательно описано влияние великопостных богослужений и молитвословий на детскую душу: «Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, — Святое Воскресение». А что увидит наш первоклассник за прыжками в вывернутом тулупе у костра? В данном случае мы оказываемся перед лицом информационного противостояния православных ценностей и попыток привнести в жизнь общества, так сказать, развлекательные элементы языческого культа. Например, одна популярная радиостанция ежедневно дает искаженную информацию о православных святцах, ни слова не говоря о подвиге святых, память которых отмечается, но подробно сообщая о крестьянских земледельческих поверьях, связанных с тем или иным из них. В основе очевидное намерение выставить религию как устаревший абсурдный курьез, повод для улыбки, и не более того. Так и с масленицей получается: остаются у людей в памяти блины да пляски, и не более того. А впереди Великий пост и за ним Воскресение Христово. Вспомните прекрасные стихи из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», рассказывающие о евангельских событиях в Гефсиманском саду:
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
О чем же поэт говорит с таким уважением, столь серьезно и возвышенно? А вот о чем:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Да, Воскресение Христово — это поворотный момент в истории всего человечества. И наше столетие, только что начавшееся и, к сожалению, забывающее о Боге, не избегнет справедливой оценки своих дел, тоже поплывет на суд.
Думаю, что наша с вами задача: рассказать о православии и его влиянии на духовную и культурную жизнь России на протяжении десяти веков. Ведь если обратиться к нашему наследию, то можно убедиться, что практически нет ни одного крупного автора в русской литературе, в особенности поэзии, который не обращался бы в своем творчестве к теме Божественного и к духовным поискам человека. В минувшем году наши Рождественские чтения имели девизом слова Николая Алексеевича Некрасова, а вот его стихи о молитве:
Когда звонят, к молитве созывая,
И в храм идут,
И в нем стоят, моленье совершая,
И гимн поют, —Тогда и я, с душою умиленной,
Меж всех стою
И Богу гимн, коленопреклоненный,
Тогда пою…
Далее поэт говорит о том, что в минуту молитвы спокоен душой, не боится угроз судьбы, услаждается беседой с Богом, внемлющим ему и усмиряющим его страсти. Так на примере Некрасова можно увидеть односторонность имевшего длительное время подхода к литературному творчеству многих авторов, у которых старательно выискивали революционность и игнорировали их религиозность, нравственность, укорененную в православии.
Хотелось бы, чтобы восторжествовал более сбалансированный и правдивый подход к нашей культуре и ее истории. И очень многое зависит здесь от учителя. Мне неоднократно доводилось говорить о том, что личная заинтересованность педагога в преподаваемом предмете является залогом успеха в усвоении знаний учащимися. В идеале речь идет, конечно, о верующем человеке, а если говорить о минимуме, то в равной степени необходимы и адекватная квалификация, и уважительное отношение к содержанию урока.
Слово имеет огромную убеждающую силу, и мы из истории хорошо знаем, как злоупотребления словом приводили к бедственным социальным явлениям и кровопролитным войнам. У нас же есть возможность вкладывать в детские сердца слова веры, добра и любви. Это огромная ответственность, уклонение от которой недопустимо. У замечательной русской поэтессы Марии Петровых есть стихотворение, в котором Господь упрекает человека за уклонение от исполнения миссии слова:
Ты говоришь: «Я не творила зла…»
Но разве тыкого-нибудь спасла?
А ведького-то за руку схватив,
Могла бы удержать, он был бы жив.Но даже тот неискупленный грех,
И он не самый тяжкий изо всех,
Ты за него страдаешь столько лет…
Есть грех другой, ему прощенья нет, —Ты спряталась в глухую скорлупу,
Ты замешалась в зыбкую толпу,
Вошла в нее не как рассветный луч —
Ты стала тучей в веренице туч.Где слово, что тебе я в руки дал,
Чтоб добрый ликовал, а злой страдал?
Скажи мне — как распорядилась им,
Бесценным достоянием моим?Не прозвучало на земле оно,
Не сказано, не произнесено.
Пусть же в наших подмосковных школах звучит слово о святом православии, о том, как на протяжении веков русские люди укреплялись верой и в своей личной, семейной жизни, и в созидании общества и государства. Здесь мы можем увидеть помимо
В течение столетий множество народов России также восприняли это
В заключение хочу поблагодарить вас за участие в сегодняшней встрече и выразить надежду, что наше сотрудничество ради блага подрастающего поколения будет развиваться и впредь. А о нашей общей цели можно сказать словами Анны Ахматовой:
Так молюсь за Твоей Литургией
После стольких томительный дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Спасибо за внимание.