Радуйся, Источниче радости непрестаемыя!
(Кондак праздника)
В чинопоследовании Светлой седмицы служба иконе Матери Божией «Живоносный Источник» предваряется замечательной уставной заметкой: «Поем настоящее последование господина Никифора Каллиста… Не находим в Типиконе такового последования, но установлено оно ради любви Пресвятой Богородицы» (В четверток вечера). Вышнего освященное Божественное Селение — Богородица — подает радость всем, славящим Её Воскресшего Сына».
Синаксарь праздника содержит не только подробное объяснение причин установления праздника, но и список болезней, от которых исцелялись люди, прибегающие к помощи Богоматери: это онкологические заболевания («каркинския страсти»), проказа, чесотка, разного рода кровотечения, «опухоли женские», многие душевные болезни, туберкулез, болезни глазные. С именами конкретных лиц, получивших чудесное исцеление, названы и их недуги — водянка, оспа, язва, «каменозаятие», «птисная немощь», «водозадержание» и многие другие, «яже не возможно есть исчислити».
Почитание образа Божией Матери «Живоносный Источник» связано с существованием целебного источника, находившегося близ Силиврийских ворот за городской стеной Константинополя. Прославление источника и устройство на этом месте монастыря относится к V веку и началось с чудесного исцеления Богоматерью слепца. Первоначальная иконография «Живоносного Источника» остается до конца неизвестной.
Воин Лев, ставший впоследствии императором (455–473), — синаксарь называет его человеком добрым и смиренным, — в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос самой Пресвятой Богородицы, Которая назвала его царем и указала ему на источник, находящийся в лесной чаще. Пречистая Дева велела Льву приложить тину «от сея мутныя воды» к глазам слепца. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — во свидетельство о чудесной силе источника — Живоносный, или Живоприемный Источник. Храм существовал до середины XV в.; после падения Константинополя он был разрушен и воздвигнут вновь только в
Известно относящееся к Х в. описание чуда обретения источника и исцелений, бывших от него; Никифор Каллист в начале четырнадцатого века собрал все сведения об источнике и дополнил их, в частности, сведениями о том, что чудеса прекратились в годы латинского управления Константинополем (1204–1261) и Лионской унии (1274), заключенной императором Михаилом VIII Палеологом (1259–1282). При императоре Андронике II Палеологе (1282–1328) чудеса возобновились; сохранилось описание пятнадцати чудесных исцелений.
Никифор Каллист упоминает два чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма;
Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник», каким он предстает взорам молящихся в наше время, восходит к византийским изображениям типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Видимо, ранние списки иконы Богоматери «Живоносный Источник» не имели изображения источника, позднее в композицию была включены чаша (фиала), а затем — также и водоем, и фонтан.
Три древнейших известных нам иконографических типа Богородицы — Знамение, Одигитрия и Умиление — являются в иконографии основными, ведущими. В их основе «лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам
Четвертый тип — его можно условно назвать «Акафистным» — собирательный, к нему можно отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. «Иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа — прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений — показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию — особенно часто такие композиции помещали в конху [Языкова].
В иконах этого типа центральная часть — один из основных иконографических типов — снабжается дополнительными элементами. Иконографическая схема «Неопалимой Купины» состоит из изображения Богоматери Знамения или Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии «Спас в силах»). Иконографическая схема иконы «Богоматерь — Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающих на троне. Сам трон имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника [Языкова].
В византийской иконографии XII столетия отдельные элементы и детали буквально воспроизводят образы, почерпнутые из богослужебных текстов и раскрывающие их смысл. Обычно это разного рода ветхозаветные аллегории и гимнографические эпитеты — более всего их мы находим в Акафисте Богородице [Лившиц, Этингоф].
Одно из древнейших сохранившихся изображений «Живоносного Источника», где Богородица (иконографический тип Знамение) изображена с предстоящими праведными Иоакимом и Анной, — фреска церкви Богородицы Одигитрии монастыря Вронтохион в Мистре, — относится к тому времени, когда составлял свое описание Никифор Каллист -1322 г.
На Синайской иконе Благовещения Пресвятой Богородице (конец XII века) есть такой элемент, как река с птицами и рыбами, — это, несомненно, тоже иллюстрация такого эпитета, как «Животворящий Источник» [Mouriki, Лившиц]. У Никифора Каллиста есть описание одного, не упоминаемого ранее, мозаичного изображения в крипте, к иконографии которого, очевидно, восходят известные в настоящее время изводы иконы «Живоносный Источник»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» [Шевченко].
Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего, при императоре Андронике II в. связи с возобновлением чудес [Шевченко, Тэлбот].
По мере усвоения эпитета «Живоносный Источник» Богородице [Кондаков], он становится связанным с этой иконографией, в основе которой — изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространенных в Византии типа изображения: это образ Богоматери Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в русской традиции тип «Воплощение — Знамение») и образы Кириотиссы или Никопеи — Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца [Шевченко].
Самые ранние сохранившиеся изображения «Живоносного Источника», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне [Шевченко]. В XIV в. византийским мастером была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 или после 1380), где композиция была изображена на западной стене, над входом в храм. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне) [Шевченко].
На Руси композиций на тему «Живоносного Источника» древнее XVII в. не известно. [Антонова, Мнева]. В Сийском иконописном подлиннике приводится рисунок с изображением Живоносного Источника с надписью: «Празднуется сей в пяток Светлыя недели празднику Живоносного Источника; а в новых Триодях написан синаксарь, лист 700» [Покровский].
В XVII в. сюжет был весьма популярен у иконописцев Оружейной палаты, которые создали развитую иконографическую схему (иконы конца XVII в.; конца XVII — начала XVIII вв. находятся в Третьяковской галерее). Представляют интерес объяснительные надписи следующего содержания: «Царь Лев хром и умывся от воды»; «Устиниан царь греческий исцелился от воды»; «Царица Елена неплодна роди сына Константина»; «Иоанна Патриарха от глуховения (глухоты) избави»; «Иеромонаха Марка от пухновения избави». А вот объяснение изображения стоящего у водоема царя Льва, который привел к источнику слепца: «Обрете царь Лев слепого и показа ему источник». Композиции многофигурные, с изображением множества жаждущих исцеления людей [Антонова, Мнева].
На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из музея имени преподобного Андрея Рублева в клейме «Богоматерь спасает людей во время разрушения храма» Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9) [Шевченко]. На иконе из Ростовского музея на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе начала XVIII века из местного ряда иконостаса церкви Михаила Архангела в дворцовом селе Бронничи (ныне город Бронницы Московской обл.; икона в Рублевском музее), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения [Шевченко].
Для Руси изображение «Живоносного Источника» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи
Сохранившиеся иконы
В росписи церкви пророка Божия Илии в Ярославле на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (последняя четверть XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на
Изображения «Живоносного Источника» получили большое распространение на Балканах. Икона, написанная мастером афонского монастыря Зограф для Петропавловской церкви (Мелник, Болгария), содержит все известные сюжеты; особенностью является резная чаша, в которой располагаются Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос, благословляющий обеими ручками.
Почти так же богата и чаша в клейме «Живоносный Источник» на иконе работы Семена Спиридонова, но, в отличие от болгарской иконы, Богородица здесь не простирает Свои руки, а придерживает ими Младенца Христа, Который также благословляет двумя руками.
Композиция «Живоносного Источника» была столь популярна, что по ее типу изображали и другие иконы Богоматери — такова, например, икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» из греческого триптиха середины XVIII века.
Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX — начале XX вв. отмечали большое количество почитаемых в
Матерь Божия, источающая воду благодатнейшую недугующим многоразлично, в дни Пасхальной радости собирала в храмах множество людей — не только нуждающихся в исцелении, но и тех, кто премудрости не ведал. Как первых, так и вторых и в наше время немало.
Протоиерей Николай Погребняк
Библиография:
Антонова В.И., Мнева
Кондаков
Лазарев
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская
Масленицын
Покровский
Шевченко Э.В. «Живоносный Источник». — Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.
Этингоф
Языкова
Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th century. // Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.
Чудотворные образы в Константинопольском храме «Живоносного Источника» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Сост. Лидов А.М. М., 1996.