200 лет назад в начале сентября 1812 года все московские монастыри (в городе было 15 мужских и 9 женских) были заняты французскими войсками. Завоеватели надеялись поживиться в них сокровищами, воспользоваться удобными помещениями для проживания и большими запасами продовольствия. Но их постигло разочарование. Ценности в монастырях не обнаружили. Запасов же продовольствия могло хватить всего на несколько дней. Многие московские монастыри подверглись разорению и осквернению. Настоятельские и братские кельи были превращены в казармы, а сами монастыри — в склады; найденное в них имущество расхищено. Монахов выгоняли из келий, избивали и грабили. Разрушения в Крестовоздвиженском мужском, Ивановском и Георгиевском женских монастырях были настолько значительны, что в 1813 г. они были упразднены. (В 1879 г. Ивановский монастырь был возобновлен.) О степени повреждений других монастырей можно судить по тем суммам, которые были выделены для «исправления повреждений в них»: Новоспасский монастырь получил 128 245 рублей, Чудов — 63 700, Богоявленский — 39 600, Зачатьевский — 34 942, Алексеевский — 33 000, Никитский — 29 000, Новодевичий — 7 400 рублей. Работы по восстановлению монастырей продолжались несколько лет. Заново были освящены поруганные церкви. Возвращены эвакуированные ценности и имущество. Вернулись насельники, покинувшие монастырь перед вступлением неприятеля. Была налажена монашеская жизнь.
Не удивительно, что эти события не остались без внимания современников. Воспоминания о них выходили неоднократно. Впрочем, таких мемуаров немного: монастырский уклад требовал уединения и не предполагал публичности. Тем ценнее каждое такое свидетельство. В рецензируемой книге публикуются воспоминания о 1812 г., написанные в Московском Новодевичьем монастыре. Это — рассказы штатного служителя Семена Климыча и монахини матушки Антонины. Они пользовались широкой популярностью. Не удивительно, что во второй половине ХIХ — начале ХХ вв. эти воспоминания неоднократно переиздавали; последний раз рассказ Семена Климыча появился в 1885 г., а матушки Антонины — в юбилейном
Кто же они, авторы воспоминаний? Биографию Семена Климыча удалось восстановить благодаря сохранившимся в монастырском архиве документам. Сведений о матушке Антонине значительно меньше.
Семен Климыч прожил долгую жизнь. Он родился в 1780 г., а умер в 1858 г. Происходил из «экономических» крестьян села Тропарево Гленищевской волости Московского уезда и губернии (современный район у метро
Сведениями о матушке Антонине предварялась публикация ее воспоминаний. Она происходила из крепостных крестьян помещиков Апраксиных, отдавших ее в Новодевичий для обучения женским работам. Пожив в монастыре несколько лет, девушка пожелала постричься в монахини и получила на это согласие господ. В 1812 г. будущей матушке Антонине было 16 лет (следовательно, год ее рождения —
Сопоставление этих воспоминаний с воспоминаниями игумении Мефодии и казначеи Сарры (они были написаны в 1817 г.) показывают, что они выдержаны совсем в другом ключе, чем мемуары представителей духовенства. Большое место в них занимают бытовые зарисовки. О многом, что происходило в монастыре в трагические дни осени 1812 г., мы узнаем только из них. Подкупает уважение, с каким авторы вспоминают об игумении Мефодии Ивановне, казначее Сарре Николаевне и протоиерее Алексее Ивановиче. Нельзя не обратить внимание на то, что образы французов, занявших монастырь, получились у них объемными, написанными не только черной краской.
Воспоминания и Климыча, и матушки Антонины названы одинаково — «рассказами». Несомненно, прежде чем они были записаны, их много лет изустно передавали в монастыре. Не удивительно, что в текстах мы находим следы устных рассказов. Особенно это заметно у Климыча: он часто пользуется оборотами, характерными для разговорной речи, отступает от последовательности в повествовании. Складывается впечатление, что он записывал то, что вспомнил. В то же время они подкупают своей эмоциональностью и достоверностью, образностью, обилием ярких деталей, занимательностью изложения. Поражает богатство и образность языка, любознательность, умение подметить смешное и тонко его выразить. Между прочим, рассказ Климыча зачастую воспринимают даже как плутовской роман.
Петр Васильевич Победоносцев и мать Леонида (Субботина) не были свидетелями или участниками событий в монастыре. Петр Васильевич Победоносцев (1771–1843) — личность примечательная. Сын священника церкви Великомученика Георгия, что на Варварке, он окончил московскую Заиконоспасскую духовную академию, однако предпочел светскую карьеру. В мае 1797 г., по собственному желанию, был уволен из духовного звания и определен в университетскую гимназию учителем французского класса, а позднее — российского красноречия. В 1807 г. получил степень магистра философии и словесных наук и стал преподавать в Московском университете. В марте 1812 г. произведен в адъюнкты университета. Интересовался русской историей. Известен как издатель нескольких журналов, посвященных российской и зарубежной словесности, и автор статей, вошедших в созданный им «Новый Пантеон отечественной и иностранной словесности». Долгое время был секретарем цензурного комитета. В 1814 г. начал читать лекции по российской словесности в Московском университете. Ушел в отставку экстраординарным профессором в декабре 1836 г. Среди его слушателей были
Рассказ одной из самых старых монахинь монастыря матери Леониды (Субботиной) записала А.Герасимова — ученица одной из московских школ. Летом 1921 г. учащиеся получили задание посетить Новодевичий монастырь, записать рассказы монашествующих и сделать альбом. Недавно его передали в ГИМ. «Старица Леонида, — комментировала девочка, — украшает свой рассказ так, как это хочется ее воображению». Вдохновенно живописует старушка о том, что, якобы, в монастыре жил Наполеон, который всегда ходил в церковь и сидел на игуменском месте. С монастырем она же связывает и ожидание ключей от Москвы. «Прошло сто лет, доживает третье поколение, — заканчивает свои размышления московская школьница, — а рассказ о пришествии француза уже совершенно иной. Так создаются легенды, иногда совершенно уничтожая действительность. Мы присутствовали при творимой легенде, созданной, вероятно, в воображении не одной матери Леониды». С мнением юной исследовательницы нельзя не согласиться. Как мы знаем, более чем за сто лет до старицы Леониды творил легенду и неизвестный нам монастырский
Попробуем посмотреть на события в Новодевичьем монастыре в 1812 г. глазами Семена Климыча и матушки Антонины.
Новодевичий монастырь в 1812 г. все еще располагался за чертой города. Вокруг него простирались луга, поля, огороды, находились небольшие слободки и деревни, а также обширные загородные усадьбы. Среди них — поместья представителей известных дворянских фамилий — Апраксиных, Юшковых, Щербатовых. Устроенная монастырем еще в ХVI в. церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (она располагалась у
События в Новодевичьем во время оккупации города во многом развивались по тому же сценарию, что и в других монастырях. Но были и особенности. Матушка Антонина запомнила два эпизода, которые были в монастыре в
31 августа игумения Мефодия монастырскую ризницу в составе синодального обоза вывезла в Вологду. Остальные ценности были спрятаны в тайнике. Семен Климыч рассказывал об этом: «1812 года сентября " " дня (так в тексте; видимо, автор не помнил дату), нашествие галлов. И за день игуменья Мефодия Ивановна собрала утварь церковную и Божию Матерь Смоленскую, также потиры, кресты, Евангелия; а прочее серебро заложила в соборной церкви в стену и заставила образом Воскресением Христовым на полотне в три аршина. Подводы были вытребованы из удельной конторы — три тройки, опричь своих четырех лошадей; и провожали. А как выехала за вороты, приказала остановиться, и вылезла из кареты, и помолилась на соборную церковь, и призвала штатных, пожаловала по пяти рублей; при том сказала: „Прощайте, ребятушки, а если, паче чаяния,
Оставленная в Новодевичьем «за начальницу» казначея Сарра Николаевна писала об этих же событиях: «уже 2 сентября „неприятели стали наезжать к монастырю небольшими отрядами и усиливались взойти в оной. Но по причине крепкого запора монастырских ворот учинить оного не могли…
Он ушел, а мы стали готовиться. Страшно было, потому каждая знала, что, может, в последний раз сподобит ее Господь приобщиться Святых Тайн. Заутреню мы выслушали в соборе. По окончании службы батюшка вышел к нам и говорит: „Время дорого. Некогда мне теперь вас исповедовать, а исповедайте сами ваши прегрешения перед Господом. Он примет ваше покаяние, и я с вами помолюсь“.
Он стал на колени пред царскими дверями, и мы все за ним. В церкви слышны были одни только рыдания. Помолившись, батюшка встал, обернулся к нам и благословил нас всех со словами: „Отпускаются вам прегрешения ваши; идите с миром!“ Потом он приказал нам собираться в больничную церковь, что во имя Амвросия Медиоланского; он хотел там отслужить обедню, потому что церковь маленькая, низенькая. И если бы пришли неприятели в монастырь во время совершения Литургии, то уж, верно, обошли бы сперва другие храмы, так как они скорей в глаза бросятся. В церкви было темно: только необходимые горели свечи, и, может, не столько за этою обедней дошло до Бога молитвенных слов, сколько слез. Все мы приобщились и вышли из церкви с заплаканными глазами“. 6 сентября в монастырь взошел
Монахиням оставили только пять келий. (По другим сведениям — три.) Солдаты привезли с собой в Новодевичий и «мамзелек». «Сидят они на навьюченных повозках и поглядывают», — вспоминала много лет спустя матушка Антонина. Она же свидетельствовала, что спальнями для солдат служили алтари занятых церквей, а вместо обеденных столов они употребляли престолы или иконы.
Рассказал Климыч о поведении французов в эти же дни: при осмотре монастыря: «Один [из них] спросил, указывая на собор: „Что это?“. Отец протопоп сказал, что это — „Клезия“ (церковь), и приказал отпереть. Отец протопоп пошел вперед с церковницею; и монахини, и штатные; отперли Собор. Протопоп с северных дверей взошел и отворил царские врата, а эти генералы взошли в алтарь в шляпах к престолу; потом пошли к жертвеннику, и ни за что не принимались; и пошли опять в царские врата, прямо к западным [дверям]; тут же на паперти остановились и спросили про Успенскую церковь. Протопоп сказал: „Клезия“. А как пришли в церковь, опять отворил отец протопоп царские врата; и они взошли, и опять так же стали, как и в Соборе; Потом взял священника за руку и подвел к жертвеннику, снял потир и положил в полу; и все, что было на жертвеннике; и снял кадила, тут же положил; а штатным приказали снимать одежды; и сами стали развязывать, и нам показали, как надо снимать. [Один] снял с престола Евангелие сам и отдал протопопу; антиминс с пеленами вложил за пазуху и промолвил: „Французска солдата вора“. В разных местах осматривал, нет ли где серебра или жемчугу, все велел убирать и приговаривал: „Французска солдата вора“. Как все собрали, опять взошел в алтарь и сдал штатным одежды с престола и с жертвенника, так же и ризы, и стихари, и приказал нести в соборную церковь, сказал: „Караула два, два караула“. Внесли в собор и положили в алтарь, и пошли вон долой с монастыря, и поставили караул, и приказали, чтобы опричь их никого не впускать…» Рассказал Климыч и другой, связанный с французами, эпизод: «Да еще что ж забыл: еще пожили французы недели две; из кельи вышел отец протопоп на крыльцо, а француз взял его за полу и посадил на крыльцо и скинул сапоги; а ему дал красныя сафьянныя туфли новыя; потом снял и полукафтанье голубое штофное, оставил его в фуфайке».
Все мемуаристы помнили о двух важных событиях, которые произошли в монастыре. 23 сентября там начались богослужения, а
«А тут еще сам Наполеон к нам приезжал, — вспоминала матушка Антонина. — Послали меня раз на скотный двор за молоком. Иду я туда… Вдруг вижу, в ворота въезжает на серой лошади военный, толстоватый и важный такой из себя, в треугольной шляпе; уж мы
Приезд Наполеона Климычу запомнился
«Вышли французы из монастыря, — написала в последнем абзаце матушка Антонина, — на самого Иакова Алфеева,
Уже давно думали в нашей зимней церкви устроить придел Иоанну Богослову, и был он уже совсем готов вчерне. Как вернулась матушка, посоветовалась она с нашим священником и просила у архиерея позволения этот придел поставить во имя святого Иакова Алфеева, в память того дня, как ушли от нас неприятели. И каждый год празднуется у нас этот день. Служат благодарственный молебен и обходят монастырь крестным ходом».