Может ли священник запретить развод, если брак не венчан, а только зарегистрирован в ЗАГСе? Хотя есть веские основания для развода — рождение ребенка от другого человека.
Семен
Отвечает клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клин протоиерей Алексий Тюков:
Ваш брак не венчан, но зарегистрирован в государственных органах. И такой союз, хотя он и не освящен Церковью, не признается блудным сожительством, а является, пускай и не христианским, но браком. В таком случае священник в беседах с людьми, которые готовы его слушать, хотят прислушаться к голосу Церкви, должен увещевать сохранить эти отношения. Подумайте, ведь каждый из нас, вступая в брак, делал это добровольно, не по принуждению. А за каждое действие, которое в своей жизни мы совершаем осознанно, мы несем ответственность. Для православного человека здесь можно сказать и об ответственности перед Богом.
Вы пишете о веских основаниях для развода. Не совсем понятно, ищете ли Вы возможность для легализации своего развода или наоборот пытаетесь всячески сохранить эти отношения? Бывает, что люди, вроде бы, и имеют множество «веских оснований» для разрыва своих отношений, но при этом каждый
Дорогой Семен, как поступить — решать Вам, священник может лишь дать совет, чтобы с помощью Божией Вы преодолели все те трудности, которые встретились на Вашем жизненном пути.
Я слышал, что некоторые приходы и священники очень бедствуют. Не должны ли богатые приходы им помогать? Что в этом отношении делается или предполагается сделать?
Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: В Московской епархии священноначалие всегда заботилось о том, чтобы приходы и монастыри в случае нужды помогали друг другу и чтобы все священнослужители жили, пусть и не богато, но сносно. Решается эта проблема, по большому счету, двумя способами, которые можно условно назвать: «благотворительный» и «организационный».
При благотворительном способе приход жертвует деньги или иные материальные ценности другому самостоятельному приходу. Это само по себе хорошо и уже осуществляется во многих местах нашей епархии. Иногда это бывает по конкретному призыву священноначалия (так, например, все приходы и монастыри оказывали денежную помощь на восстановление
Этот способ помощи в нашей епархии давно сложился и не нуждается, на мой взгляд, в дополнительном регулировании. Когда Правящий Архиерей видит нужду всем миром приложить усилия к
Но, если благотворительную помощь одних приходов другим делать обязательной, это может,
Неприятности между духовенством могут возникать по разным причинам, в том числе
Однако если бы
Другое зло, которое может порождаться привычкой жить за счет других приходов, это иждивенческое настроение, когда настоятель «бедного» прихода перестает чувствовать ответственность за него и всего ждет, а то и требует от «богатого» соседа, вместо того чтобы усердно молиться и самому заботиться о приходе и храме.
Кроме того, опыт показывает, что, когда люди видят, что приход нуждается, они и стараются ему помочь, Бог посылает благотворителей. Если же будет известно, что
И еще. Возможностей даже очень «богатого» городского прихода недостаточно, чтобы и полноценно развивать свою приходскую деятельность, и одновременно строить или — тем более — реставрировать еще
Но кроме благотворительного есть еще организационный способ взаимопомощи, который не противоречит благотворительному способу и не отменяет его, но создает условия к тому, чтобы «бедных» приходов и «нищих» священников в епархии не было вообще. Этот способ осуществляется,
Последнее, кстати, регулируется само собой. Ведь
Такой подход вполне себя оправдывает, когда новый приход имеет перспективу развития и нуждается только во временной помощи. Но бывает, что место, где по
В таком случае, на мой взгляд, перед самим настоятелем «бедного» прихода может быть поставлен вопрос: способен ли приход существовать самостоятельно или его необходимо прикрепить к «богатому» приходу? Возможно, услыхав о таком вопросе, батюшка сам
Если же приход действительно хронически не способен существовать самостоятельно, есть смысл прикрепить его к «богатому» приходу. Под прикреплением «бедного» прихода к «богатому» имеется в виду следующее.
На оба прихода назначается один настоятель.
На прикрепление одного прихода к другому дается благословение Правящего Архиерея.
В соответствии с этим благословением, Приходское собрание «богатого» прихода добровольно принимает на себя обязательство полностью содержать «бедный» приход.
Богослужения в «бедном» приходе совершают клирики «богатого» прихода по расписанию, составляемому настоятелем на общих основаниях. Это может быть всегда один священник (например, бывший настоятель), а могут быть и разные священники.
При такой организации прикрепленный приход уже некорректно будет называть «бедным», так как он будет обеспечен всем необходимым для богослужения, будет обеспечена его жизнедеятельность, а духовенство будет иметь средства к существованию. Фактически возникнет ситуация аналогичная ситуации с приписным храмом. Можно было бы даже сделать «бедный» храм приписным, но, как правило, неудобно ликвидировать приход как юридическое лицо. Тем более, что, если со временем «бедный» приход выправится и будет способен существовать самостоятельно, можно привести ситуацию в обычный вид, просто назначив на бывший «бедный» приход нового настоятеля.