В 2011 г. исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765) — прославленного русского ученого, поэта, общественного деятеля, автора первой русской грамматики, одного из основателей Московского университета, носящего ныне его имя.
О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился возле деревни Мишанинской, напротив города Холмогоры Архангельской губернии. Его отец — Василий Дорофеевич —
Лучшими моментами в детстве Ломоносова были,
От матери Ломоносов научился читать и унаследовал охоту к чтению. Эта тяга к знаниям у юного Ломоносова была на редкость необычной среди сверстников. Ломоносов учился писать и читать в основном в зимние месяцы, когда работы было меньше. Первыми его учителями были сосед Иван Шубной и псаломщик приходской церкви
Стремление к знаниям пронизывало все существо Ломоносова. В Холмогорах он познакомился с преподавателем местной школы Иваном Каргопольским, воспитанником
Стремление к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять судьбоносное решение об оставлении родного дома.
В декабре 1730 г. из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России — в Москве, Киеве и
Чтобы поступить в
Позже Ломоносов вспомнит свою «несказанную бедность» в этот период: он существует на три копейки в день. К прочим неприятностям добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, Ломоносов в библиотеке Заиконоспасского монастыря читал летописи, патристику и другие богословские книги, издания светского содержания, труды по философии,
В 1734 г. Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в
Первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии наук было весьма неопределенным: они не были зачислены ни в Академическую гимназию, ни в Академический университет. Различный уровень знаний учеников Спасских школ не позволял создать единый класс Академического университета. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространенного в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка.
За восемь месяцев пребывания в Петербурге Ломоносов усиленно восполняет пробелы своего образования в области как естествознания, так и поэзии, риторики. Особенно усердно им изучаются химия, минералогия, математика, физика. Уже тогда он начал изучать европейские языки и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках.
В сентябре 1736 г. Ломоносов отправлен в немецкий Марбург к Христиану Вольфу обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано учиться естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике.
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около трех лет в Марбурге, под руководством знаменитого химика, математика и педагога Христиана Вольфа, около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горного дела, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государственного устройства.
Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой, с увлечением занимался не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но и практической работой над стихотворными переводами.
Именно в эти годы Ломоносов создает свое знаменитое «Письмо о правилах Российского стихотворства», где блестяще доказывалось, что русский язык позволяет писать стихи не только хореем и ямбом, но и анапестом, дактилем и сочетаниями этих размеров. К своему письму он приложил «Оду на взятие Хотина». Взятие крепости Хотин на Днестре в Бессарабии решило в пользу России войну с Турцией.
Получив приказ о возвращении в Россию, Ломоносов в мае 1741 г. отплывает на родину. За четыре с половиной года пребывания в Германии он основательно освоил экспериментальную и теоретическую физику, философию, естественную историю, горное дело и многие другие научные дисциплины. Он опускался в рудники, изучал устройства механизмов, стоял у плавильных печей, стал отличным рисовальщиком, написал ряд научных и поэтических работ. За поэтические опыты
Вклад Ломоносова в развитие отечественной поэтической культуры действительно оказался весьма значительным. В его торжественных одах («Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны, 1747 года», «Разговор с Анакреоном», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» и др.) утверждалось характерное для классицизма высокое
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит…
Глубокое духовное содержание заложено в «натурфилософских» одах Ломоносова, где в раздумьях о месте человека во Вселенной взгляд
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполненны Твоих чудес.Там всякая взывает плоть:
Велик Зиждитель наш Господь!
Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.
Процесс напряженного самопознания, диалог со Вселенной увенчиваются у Ломоносова молитвенным воззванием к Богу как источнику бытия всего тварного мира:
Творец! покрытому мне тьмоюСферу сокровенного Богообщения образуют у Ломоносова и поэтические переложения многих псалмов, к которым он обращался в разные годы и которые нередко приобретали у него исповедальный смысл, служили средством личностного самораскрытия и внутреннего укрепления в противостоянии многочисленным недоброжелателям, что очевидно, например, в переложении псалма
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.
В Тебе надежду полагаю,
Всесильный Господи, всегда,
К Тебе и ныне прибегаю,
Да ввек спасуся от студа.2
Святою правдою Твоею
Избавь меня от злобных рук,
Склонись молитвою моею
И сокруши коварных лук.3
Спаси меня от грешных власти
И преступивших Твой закон,
Не дай мне в челюсти их впасти,
Зияющи со всех сторон.4
В терпении моем, Зиждитель,
Ты был от самых юных дней
Помощник мой и Покровитель,
Пристанище души моей.5
От чрева матерня Тобою
И от утробы укреплен,
Тебя превозношу хвалою,
Усердием к Тебе возжжен.6
Враги мои чудясь смеются,
Что я кругом объят бедой,
Однако мысли не мятутся,
Когда Господь — Заступник мой…
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, искусства. В 1748 г. он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов занимается исследованиями в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке ряд научных трактатов. В 1748 г. Ломоносов впервые создает сначала «краткую», а потом и «пространную» «Риторику» на русском языке.
В период с 1741 по 1751 гг. Ломоносов работал особенно напряженно. В
Под влиянием Ломоносова в 1755 г. совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В
Педагогические воззрения Ломоносова основаны на опыте разнообразной
Школа, по мнению Ломоносова, призвана выполнять две функции: воспитания и обучения. В гимназии «следует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда были способны приступить к занятиям высшего порядка в университете». Разрабатывая систему семейного воспитания,
Много сделано Ломоносовым для организации в России
На склоне лет Ломоносов создает фундаментальный исторический труд «Древняя Российская история», опубликованный уже после его смерти. Как историк, Ломоносов разработал свою концепцию развития России, основанную на Православии, самодержавии и
В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской Академий наук. Ломоносов знал, что умирает. «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют», — записал он.
Михаил Васильевич Ломоносов скончался 4 (15) апреля 1765 г., на второй день по Пасхе. Спустя четыре дня похоронен на Лазаревском кладбище
Чрезвычайно емкую характеристику личности Ломоносова дал
Священник Илия Ничипоров