В августе этого года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, были проведено Второе общеепархиальное собрание преподавателей воскресных школ Московской епархии, организованное Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации и Методическим кабинетом при Отделе. Для удобства работы собрание было проведено в форме 4 кустовых конференций, которые проходили с 12 по 17 августа в Христорождественском храме города Мытищи, в Успенском храме города Красногорска, в Коломенской православной духовной семинарии и в Покровском храме с. Кудиново Ногинского района. Всего в работе конференций приняло участие около 350 священников, руководителей и преподавателей воскресных школ со всех благочиний Московской епархии.
Во время проведения первого собрания, проходившего в прошлом году, на всех конференциях делились своим опытом ведущие педагоги, имеющие значительный опыт работы в воскресных школах. В этом году конференции проводились по другому принципу. Ответственным за религиозное образование и катехизацию в благочиниях было предложено выбрать среди воскресных школ благочиния одну из лучших, а в этой школе — направление работы, где были получены значительные положительные результаты, имеются методические разработки, перспективные планы развития. Докладчики, представляющие эти направления, должны были представить в Методический кабинет в электронном виде обстоятельный доклад, отражающий все основные компоненты проводимой работы, а на конференции в коротком выступлении этот доклад представить. Электронную версию доклада предполагалось разместить на сайтах отдела образования и Методического кабинета Московской епархии. Таким образом, докладчикам предоставлялась возможность познакомить со своим опытом работы не только участников конференции, но и всех, кому эта работа интересна.
Тематика выступления сознательно не оговаривалась. Это дало возможность выявить наиболее актуальные направления работы, а также увидеть в целом проблемы и пробелы в работе по
Одним из важных вопросов, который затрагивался в ряде выступлений — являлся вопрос цели работы воскресных школ и вытекающих из нее задач, методик, принципов построения
В рамках
Одно из основных положений Православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии — здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу. Душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это — два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье
Таким образом, с позиций Православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты и силы.
Термин «воспитание» в Православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. То есть, те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Коренное отличие воспитания мирского от духовного в том, что в первом случае
Современная педагогика, следуя светскому пониманию духовности, фактически не только не знает о таком понимании смысла
В подтверждение этих слов можно привести свидетельство «изнутри» — семнадцатилетней девушки Елизаветы Стариковой, обучавшейся в воскресной школе (Е.Старикова. Чего не знают родители. Размышления вчерашней школьницы. Даниловский благовестник. М., 2009). Приводя примеры из собственных наблюдений, когда мальчики алтарники выходили в облачениях в притвор храма и матерились, а девочки, расположившись на ступеньках храма, листали каталоги с косметикой и сплетничали, она рассуждает: «Почему так происходит? Да потому, что о духовной жизни, о том, что подростков волнует, с ними никто — за редким исключением — не говорит. А „духовная жизнь“ сводится к посещению храма, воскресной школы, периодическим исповедям и причастиям. Жить так, как учит Евангелие им и в голову не приходит. Может,
Мне кажется, вряд ли воскресная школа в ее нынешнем виде может стать местом, где подросток решит свои проблемы…».
Эта проблема, к слову сказать, в полной мере касается и преподавания дисциплин
Связанная с этой проблемой трудность — практически отсутствие
«Для нормального обучения людей в воскресных школах разного уровня необходимо иметь учебные пособия, соответствующие культуре и менталитету тех людей, которых нам необходимо учить вере. И здесь есть очень острая проблема: таких пособий пока практически нет. Дореволюционные издания «Закона Божия" для этой цели совершенно не подходят. Вот уже два десятилетия многократно переиздается «Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского. Первоначально эта книга сыграла серьезную положительную роль, так как в ней хорошо изложена информация о Священном Писании, вероучении Церкви и церковной жизни. Однако время на месте не стоит. Книга протоиерея Серафима Слободского была написана в духе начала ХХ века, а сейчас XXI век, другие люди и, тем более, совершенно другие дети.
Обучение детей и взрослых путем простого изложения информации уже не может приносить достойных плодов. Нужны учебные пособия, рассчитанные не на запоминание, а на понимание. Дети и молодежь практически не воспринимают знания, которые им не интересны и которые они сами не считают полезными. Поэтому необходимо все объяснять, выделять главное, показывать, как и зачем это нужно человеку. Учить людей вере, основываясь только на своем личном авторитете, бесполезно и бесперспективно».
Выход из этой ситуации — постараться понять проблемы учащихся и помочь в них разобраться, вести преподавание в форме диалога, искать новые, более эффективные формы работы.
На конференциях были прочитаны несколько докладов, посвященных новым интересным и эффективным формам работы. Это доклады настоятеля Христорождественского храма города Мытищи протоиерея Олега Шленова «Опыт перевода богослужебных текстов на русский язык на уроках церковнославянского языка», диакона Димитрия Котова, преподавателя воскресной школы Покровского храма города Дологопрудный «Изобразительное искусство как метод воспитания детей», Рустама (Романа) Мулаева, директора детской воскресной школы при храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, города Белозерский «Новые методы работы в воскресной школе — многодневная игра «Встреча Рождества в древнем русском городе Белоозеро» и другие. Интересную форму работы апробировали в Казанском храме в Котельниках (Люберецкое благочиние, директор Воскресной школы Логинова Татьяна Николаевна). Здесь катехизацию детей и их родителей проводили через создание фильма о храмовом святом. Опытом преподавания протоиерея Ильи Шугаева поделилась в своем докладе «Особенности преподавания предметов
«Отец Илия ведет в старшей группе (средний школьный возраст) предмет „Аскетика“ (основные понятия духовной жизни — о грехе, страстях
Следующим экспериментом о. Илии был метод диалога о своих любимых песнях, т.н. „телефончики“. Ребята заранее должны были выбрать самую любимую песню в мобильном телефоне и рассказать, почему нравится эта песня, о чем в ней говорится… Одна девочка (13 лет) подготовила песню о любви к… ведьме! Батюшка, пока слушал, был в панике — что сказать, как правильно выразиться? И вот девочка стала объяснять, что эта песня — о неправильной любви, что нельзя заставить любить с помощью колдовства и заговора
На другом подобном занятии мы предложили ребятам рассказать о своих любимых книгах. Урок прошел так же познавательно для нас (взрослых) и интересно для них. Из этого следует, что ребята ХОТЯТ И ГОТОВЫ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ВНУТРЕННИМ МИРОМ со взрослыми».
Еще одна проблема, возникающая при преподавании предметов
По этому вопросу протоиерей Борис Балашов привел пример, как ведутся занятия в воскресной школе его прихода — там десять заповедей изучают в течение года.
Еще одним из эффективных средств
Таким образом, чтобы процесс
— дать учащимся необходимый уровень богословских знаний;
— помочь им в
— актуализировать полученные учащимися знания;
— создать благоприятную развивающую среду.
Значительная часть докладов была посвящена опыту работы воскресных школ. Вдохновляющим и запоминающимся был доклад Вилковой Светланы Владиленовны, регента, учителя музыки (Рузское благочиние) «Организация музыкальных, развивающих занятий для разновозрастных детей в Воскресной школе». Она рассказала о создании детской воскресной школы при храме в деревне Васильевское, где, на сегодняшний день, проживает один ребёнок дошкольного возраста.
Участники всех конференций признали проведенную работу полезной. В дальнейшем предполагается более углубленно проработать вопрос соответствия методик и
Наиболее интересные доклады размещены на сайте Методического кабинета (www.pravmet.ru) в рубрике «Воскресные школы».