В Священном Писании сказано, что, если
Отвечает епископ Балашихинский Николай: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12:31); Всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится (Лк. 12:10), — по свидетельству евангелистов, эти слова Господь наш Иисус Христос произнес в присутствии множества народа, когда книжники и фарисеи хитростью пытались вынудить Его сказать нечто, противоречащее закону Моисееву, чтобы обвинить Его. Кроме того, присутствуя при совершенных Им чудесных исцелениях и изгнании бесов, они заявляли о том, что он делает это «с помощью князя бесовского», сатаны.
Для понимания слов Спасителя обратимся к святоотеческому наследию. Святитель Афанасий Великий говорит, что Единородный Сын Божий Иисус Христос — Воплотившееся Слово, в единой Своей ипостаси имеет два естества — божеское и человеческое. «Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Cамарянке сказал: Дух есть Бог (Ин. 4:24), а человечество Слова — Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий (Ин 13:31)» — объясняет святой. Иудеи, впадающие в хулу в отношении Христа, еще не понимали, что имеют дело с Самим Богом, поэтому прощает эту хулу Христос: Иже аще речет слово на Сына Человеческаго, то есть на тело Его, отпустится ему (Мф. 12:32). Даже апостолы не имели полного представления о божестве своего Учителя, пока в день Пятидесятницы не сошел на них Дух Святой: некоторые из них, увидев Воскресшего Христа, усомнились (Мф. 28:17). Свт. Афанасий подчеркивает, что «Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».
«Кто грешит в
Свт. Василий Великий говорит, что человек, произносящий хулу, «объемлется душевной слепотой»,
В чем же может выражаться грех хулы на Духа Святого в наше время? Одно из самых распространенных его проявлений — клевета на Церковь. Сам Спаситель обещал ученикам: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Церковь ведет свое начало от момента сошествия Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы (об этом говорится во
Как мы можем вразумить хулителей? Преподобный Исидор Пелусиот предупреждал, что делать это надо рассудительно, не вступая в ссоры или конфликты: «Не повелено нам метать жемчуг перед свиньями, то есть перед погрязшими в страстях и ведущими жизнь скотскую, чтобы они не попрали его ногами, лукавыми своими начинаниями хуля имя Божие». Только наша усердная молитва за заблудших может обратить к покаянию тех, кто грешит хулой на Духа Святого.
В книге Деяний Святых Апостолов повествуется о наказании Анании и его жены Сапфиры за то, что они солгали — продав имение, утаили его стоимость и принесли апостолам не всю сумму. Почему Бог так сурово и скоро их покарал? Почему им даже не далось время на покаяние и исправление, как другим? Где же справедливость?
Отвечает протоиерей Константин Островский: Действительно, где же справедливость? Но по справедливости все мы — от Иуды до Сапфиры и до пишущего эти строки — заслуживаем вечной муки, а не только ранней или поздней временной смерти. В Царство же Небесное можно войти лишь по милости Божией. Кстати, о вечной участи Анании и Сапфиры Священное Писание умалчивает.
«Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Можно добавить: и когда, и как хочет, и с такой силой, с какой хочет. Иногда Бог действует явно для нас, а иногда — прикровенно. Когда Анания и Сапфира солгали Духу Святому, участь их была решена зримо и сразу да еще и объяснена через апостола Петра. А с большинством из нас бывает
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Нам не надо беспокоиться о временных сроках и мерах. Будем ли мы здесь наказаны за свои грехи или не будем, в юности умрем или в старости, но наступит Страшный Суд, и благодать Божия исполнит собою все. Она станет вечной радостью для тех, кто ее жаждал, и — вечной мукой для тех, кто отвергал благодать. Это важно и действительно страшно, а не временные меры и сроки.
Два раза меня приглашали быть крестной, но каждый раз были к этому
Юлия
Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клин протоиерей Борис Балашов: Дать однозначный ответ я, конечно, не смогу, однако у Бога случайностей не бывает. То, что Вам два раза не удалось быть крестной и, возможно, не удастся стать и в третий раз, еще не означает, что это плохо для Вас. Быть может, Господь не хочет несерьезного отношения к важному делу с Вашей стороны. Возможно, есть и иная причина, но это пока нам не ясно. Из всего Вами написанного, к сожалению, совершенно не видны ни Ваше личное отношение к Христовой Церкви, ни Ваше понимание значения крестных родителей в Таинстве Крещения.
Если хотите только подержать малыша во время совершения великого Таинства духовного рождения для Вечной Жизни и усыновления Богу через Иисуса Христа, то Вы лишь формально берете на себя ответственность за душу ребенка. При этом знаете, что не только молиться за новокрещеного не будете, но и не будете оказывать никакой духовной поддержки в христианском возрастании нового члена Православной Церкви. В таких действиях ничего положительного для Вас нет.
Крестный — это тот, кто вводит ребенка в новую Семью — Святую Православную Христову Церковь. Но ввести в семью может только тот, кто сам является членом этой семьи. Если же Ваше членство в
Оцените честно: готовы ли Вы перед Христом взять на себя ответственность быть крестной матерью?
И, конечно, для верующего человека странными должны быть такие слова: «Я уже начала думать, что, наверно, я плохой человек».
Когда в христианскую душу проходят лучи благодати, тогда в этом свете становится видна вся гниль и паутина в тайниках человеческой души. Тогда только во внутреннем мире человека и сможет начаться спасительная битва с грехом в самых разных его проявлениях. Если Вы сами были крещены, то, значит, живая искра благодати есть и в Вашем сердце. Надо только ее раздуть и дать ей пищи, чтобы искра Вечной Жизни превратилась в пламенеющее верой и любовью христианское сердце.
Мы заменили на памятнике табличку с надписью и фото умершего. Все старое принесла домой. Наверное, я не права, но это меня тяготит. Подскажите как верно поступить?
Галина
Отвечает клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин диакон Иоанн Иванов: В период открытого богоборчества после революции 1917 г. православная вера под давлением советских властей стала искореняться из сердца русского человека. За неимением текста Священного Писания, вероучительных книг (которые были изъяты) и самих священников (чему способствовали массовые расстрелы) люди стали черпать отголоски веры из обрядовой стороны церковной жизни. Увы, христианская вера подчас стала превращаться в народное языческое обрядоверие или суеверие (слав. «суе» — напрасно, впустую). Только после Великой Отечественной войны ситуация стала несколько улучшаться, начали открываться храмы, духовные образовательные заведения, можно стало рукополагать священников и печатать некоторые вероучительные книги и тексты Священного Писания. Это значит, что люди стали возвращаться к христианству. Однако серьезные остатки язычества и суеверия существуют и по сей день.
Очень остро этот вопрос стоит по отношению к умершим. Для православного человека ключевым моментом будет регулярная посильная молитва за умершего, для суеверного язычника — правильность атрибутики: могила, гроб, одежда покойника, поминальная трапеза и спиртное, форма и вид ограды и памятника. С позиции христианской веры у суеверного человека приоритеты расставлены ложно.
Не наполняйте искусственной мистикой то, что таковым не является. Давайте подумаем, как мы относимся к семейному фотоальбому, где запечатлены давно умершие родственники. Мы открываем его и вспоминаем всех, кто изображен на фотографии. Если фотография пришла в негодность, мы ее уничтожаем. Если фотография очень нам дорога, мы пытаемся отреставрировать ее. Думаю, что с табличкой на памятнике умершему Вы можете поступить так же. Старую табличку можно хранить дома, если она Вам дорога как память, но можно и утилизировать эту табличку, потому что она не является святыней.
С точки зрения православного верующего человека, «табличка» как предмет не может Вас тяготить. «Тяготить» могут отношения между Вами и умершим. Отношения могли быть нарушены при жизни умершего (обиды, непонимание, вражда) или после того, как человек уже умер. Это происходит оттого, что мы забываем об умершем, забываем молиться за него. А делать этого не стоит. За смертью каждого человека, в том числе нашей, стоит вечность, ответ перед Богом за прожитую жизнь, ответ за отношение к ближнему, даже умершему. Каков ответ — такова и вечность. И от нас зависит — будем ли мы вечно с Богом, или наша вечность будет без Него. Мы можем помочь своей молитвой умершему ближнему и себя освободить от внутренней «тяготы» через покаяние.
Вы спрашиваете, как верно поступать. Самым правильным ответом будет напутствие не оставлять посильной молитвы за умершего, во избежание «тяготы» регулярно исповедоваться, причащаться и читать Евангелие. Поверьте, на большинство Ваших вопросов ответом будет Слово Божие.
Прочитал на сайте проповедь о Великом посте, в которой было сказано, что надо почувствовать себя последним грешником. Но как это возможно?
Валерий
Отвечает настоятель
Вообще есть немало вещей, которые мы сами не испытали, но испытали люди более достойные, и мы не можем не доверять им. Я никогда не видел фаворского света, но его видел святитель Григорий Палама, видел преподобный Симеон Новый Богослов и немало других подвижников. И я верю этим людям, я знаю — они не могли солгать. Так и здесь. Ощутить себя последним грешником дано не каждому. Это не от нас — это дар свыше. А о том, что именно свыше, можно судить по плодам. Действие этого дара прямо противоположно тому, что, казалось бы, должно из него вытекать. Ведь кажется, что чем грешнее я себя чувствую, тем тоскливее на душе. А уж если я последний из грешников, то и вовсе хоть в петлю лезь! Но нет! Все наоборот! Св. Иоанн Кронштадтский писал, что порой во время совершения Божественной литургии чувствует себя самым грешным из всех, кто присутствует в храме. И при этом — самым блаженнейшим. Вот такой парадокс. Почему так? Может быть потому, что, как сказано в Писании, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3:34)? Порой то, что мы безуспешно пытаемся объяснить методом рассуждений, удается убедительно показать художнику языком образов. У
Обычный человек под грехом понимает