«На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как
В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. „Зачем знать, что было
Как сказано в недавно утвержденном Священным Синодом документе „О
Все вышесказанное простительно не понимать юношеству, но нам с вами будет непростительно забыть слова святителя Филарета Московского о том, что „просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера“. Рецептивный принцип образования был осмыслен еще в древнем мире, а список наук, формирующих юношу интеллектуально и духовно для его дальнейшего служения обществу и государству, получил название humanitas. От этого понятия и возник комплекс тех наук, которые в новое время были названы гуманитарными. Еще первый в истории профессор, известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, подытоживая все знания античной эпохи о воспитании талантливого оратора, достойного публичного деятеля, писал, что неправильное воспитание и обучение, невнимание к гармоничному развитию человека приводит к падению нравов в обществе и кризису государства.
Поэтому неслучайно, что тема наших нынешних Чтений звучит как „Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства“.
Совместная задача общества, Церкви и государства состоит,
Завершая свою вводную часть, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что ответственность и учителя, и священника, и чиновника определяется уровнем профессиональной и нравственной подготовки как наших учеников, студентов, курсантов, кадетов, так и всех других, к кому эти категории лиц обращают свое слово. Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанные на Божественных заветах и опыте культуры.
Сегодня во всех странах исторической Руси существует большой запрос на культуру и духовное наследие Православия — традиционной для большинства жителей этих государств религии. Наши соотечественники хотят пребывать в православной культуре и получать знания о ней, и мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот запрос. Мы призваны давать знания о Православии и тем, кто давно живет в Церкви, и тем, кто только учит наизусть „Символ веры“.
Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность, меняет образ мыслей и поведение — как в его личной, так и в общественной жизни. Православное просвещение — это еще и способ нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих социальных недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не сформируется то самое нравственное поколение людей, которое будет способно, руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи.
Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе в будущее наших стран, — это не вопрос
Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы.
В заключение хотел бы сказать, что от того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и трудов. Будем и впредь делать все возможное, чтобы вечные евангельские идеалы оказывали определяющее влияние на формирование образа жизни наших современников, становились приоритетными в выборе мотивации их повседневных поступков».
Деятельность Православной Церкви в сфере
«Ваше Святейшество!
Уважаемые друзья!
Сердечно приветствую вас на авторитетном образовательном
Тема нынешних, юбилейных Чтений — „Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства“ — имеет большое значения для настоящего и будущего России. Задачи развития нашей страны требуют постоянного внимания к вопросам, связанным с образованием, воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам. Это — основа для укрепления гражданского мира и межнационального согласия, и здесь крайне важно расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций.
Уверен, что традиционные для Рождественских чтений свободные дискуссии послужат нашим общим целям и благу Отечества.
Желаю вам плодотворной работы, успехов и всего самого доброго».
Работа по
Сотрудничество и Министерства образования Московской области при активной поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова осуществляется уже более десяти лет. За это время проведена большая работа по различным направлениям
— предметы культурологического цикла преподаются в 1145 школах (увеличение на 12,1% по сравнению с 2010 г.), для 91 тысячи 900 обучающихся (увеличение — на 15,6%);
— продолжается преподавание в учреждениях начального и среднего профессионального образования (106 учреждений, что составляет 89% от всех учреждений НПО и СПО) для 12 тысяч обучающихся;
— увеличилось до 109 число учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 24 тысяч воспитанников;
— знакомство с религией для самых маленьких организовано в четырехстах тридцати дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 27 тысяч воспитанников.
На этих же чтениях управляющий Московской епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, отметив плодотворность сотрудничества Церкви и школы, обратил внимание участников чтений на необходимость продолжения совместной работы Церкви и школы для формирования
«Изучение православия, вне зависимости от возраста человека, прежде всего обращено к его душе. Значит, здесь не может быть никакой поверхностности, примитивизации, равнодушия. Ведь урок, посвященный самым возвышенным истинам, может не достичь своей цели, если педагог будет подходить к своей задаче формально, скажу больше, безответственно.
Здесь мы подходим к важнейшему вопросу, касающемуся фундаментального значения преподавания
В мире много боли, несправедливости, страдания. А в Евангелии Господь призывает: накормите голодного, напоите жаждущего, оденьте раздетого, позаботьтесь о больном, имейте попечение о заключенном в темницу. Делайте это так, как будто для Меня делаете, и Я благословлю вас и ваши труды (см.: Мф. 25:31–46). Вот что мы противопоставляем присутствию изощренной жестокости и насилия. Истины, изреченные Спасителем, вечны, они не теряют своего значения и сегодня. Когда мы изучаем Священное Писание, то знакомимся не только с изложенными там историческими событиями, но и постигаем Божественные заповеди, касающиеся жизни человеческой души.
Это особый, очень важный аспект просветительской деятельности, имеющий своей целью формирование нравственных устоев. Мне в этом плане очень нравятся учебные пособия доктора педагогических наук, профессора, руководителя
Все сказанное нисколько не противоречит культурологическому предназначению
В заключение Владыка Ювеналий предложил для обсуждения тему будущих Х Московских областных Рождественских образовательных чтений 2012 г. — «Возрождение через просвещение» и сформулировал суть соработничества Церкви и школы:
«Когда мы говорим о возрождении, то имеем в виду возвращение общества к традиционным
Протоиерей Виктор Дорофеев