Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2012 год/

Выдержки из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений (23 января 2012 г., Москва)

«На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как г-жа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки „Enter“. Такой подход к знаниям и информации надмевает человека и ставит в опасное положение — и с точки зрения нравственной, и с точки зрения бытовой безопасности. Ведь Интернет не всегда под рукой, и даже эффективное формулирование запроса в поисковой строке требует определенных фоновых знаний и сообразительности.

В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. „Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было айпедов и не было придумано ни одной дельной игрушки?“ — так или приблизительно так может думать современный подросток. История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нем, учат его нравственному самостоянию и жизни в согласии с Евангельскими заветами.

Как сказано в недавно утвержденном Священным Синодом документе „О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви“, „церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью“.

Все вышесказанное простительно не понимать юношеству, но нам с вами будет непростительно забыть слова святителя Филарета Московского о том, что „просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера“. Рецептивный принцип образования был осмыслен еще в древнем мире, а список наук, формирующих юношу интеллектуально и духовно для его дальнейшего служения обществу и государству, получил название humanitas. От этого понятия и возник комплекс тех наук, которые в новое время были названы гуманитарными. Еще первый в истории профессор, известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, подытоживая все знания античной эпохи о воспитании талантливого оратора, достойного публичного деятеля, писал, что неправильное воспитание и обучение, невнимание к гармоничному развитию человека приводит к падению нравов в обществе и кризису государства.

Поэтому неслучайно, что тема наших нынешних Чтений звучит как „Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства“.

Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии — воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного сознания в молодежной среде.

Завершая свою вводную часть, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что ответственность и учителя, и священника, и чиновника определяется уровнем профессиональной и нравственной подготовки как наших учеников, студентов, курсантов, кадетов, так и всех других, к кому эти категории лиц обращают свое слово. Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанные на Божественных заветах и опыте культуры.

Сегодня во всех странах исторической Руси существует большой запрос на культуру и духовное наследие Православия — традиционной для большинства жителей этих государств религии. Наши соотечественники хотят пребывать в православной культуре и получать знания о ней, и мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот запрос. Мы призваны давать знания о Православии и тем, кто давно живет в Церкви, и тем, кто только учит наизусть „Символ веры“.

Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность, меняет образ мыслей и поведение — как в его личной, так и в общественной жизни. Православное просвещение — это еще и способ нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих социальных недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не сформируется то самое нравственное поколение людей, которое будет способно, руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи.

Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе в будущее наших стран, — это не вопрос 29-й в государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе политических партий, как это иногда бывает. Это самый главный, фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без этого мы все будем легко управляемы. А в условиях развития массовых коммуникаций, Интернета эта управляемость обеспечивается технически очень легко.

Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы.

В заключение хотел бы сказать, что от того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и трудов. Будем и впредь делать все возможное, чтобы вечные евангельские идеалы оказывали определяющее влияние на формирование образа жизни наших современников, становились приоритетными в выборе мотивации их повседневных поступков».

Деятельность Православной Церкви в сфере духовно-нравственного просвещения находит поддержку представителей власти на самом высоком уровне. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем приветствии участникам XX Международных Рождественских образовательных чтений написал следующее:

«Ваше Святейшество!

Уважаемые друзья!

Сердечно приветствую вас на авторитетном образовательном церковно-общественном форуме, который уже в двадцатый раз проходит в Москве.

Тема нынешних, юбилейных Чтений — „Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства“ — имеет большое значения для настоящего и будущего России. Задачи развития нашей страны требуют постоянного внимания к вопросам, связанным с образованием, воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам. Это — основа для укрепления гражданского мира и межнационального согласия, и здесь крайне важно расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций.

Уверен, что традиционные для Рождественских чтений свободные дискуссии послужат нашим общим целям и благу Отечества.

Желаю вам плодотворной работы, успехов и всего самого доброго».

Работа по духовно-нравственному просвещению в Московской области

Сотрудничество и Министерства образования Московской области при активной поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова осуществляется уже более десяти лет. За это время проведена большая работа по различным направлениям духовно-воспитательной деятельности. По общему мнению, эта работа имеет высокую эффективность и вносит значительный вклад в дело оздоровления духовно-нравственного климата нашего общества. На открытии IX Подмосковных Рождественских образовательных чтений, проходивших в октябре 2011 г. в городе Павловский Посад, министр образования Правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова озвучила результаты мониторинга по Московской области:

— предметы культурологического цикла преподаются в 1145 школах (увеличение на 12,1% по сравнению с 2010 г.), для 91 тысячи 900 обучающихся (увеличение — на 15,6%);

— продолжается преподавание в учреждениях начального и среднего профессионального образования (106 учреждений, что составляет 89% от всех учреждений НПО и СПО) для 12 тысяч обучающихся;

— увеличилось до 109 число учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 24 тысяч воспитанников;

— знакомство с религией для самых маленьких организовано в четырехстах тридцати дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 27 тысяч воспитанников.

На этих же чтениях управляющий Московской епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, отметив плодотворность сотрудничества Церкви и школы, обратил внимание участников чтений на необходимость продолжения совместной работы Церкви и школы для формирования нравственно-цельного человека через просвещение в свете христианских традиций:

«Изучение православия, вне зависимости от возраста человека, прежде всего обращено к его душе. Значит, здесь не может быть никакой поверхностности, примитивизации, равнодушия. Ведь урок, посвященный самым возвышенным истинам, может не достичь своей цели, если педагог будет подходить к своей задаче формально, скажу больше, безответственно.

Здесь мы подходим к важнейшему вопросу, касающемуся фундаментального значения преподавания духовно-нравственных дисциплин. На всех трибунах неоднократно провозглашалось и продолжает заявляться, что все эти предметы имеют четко определенный культурологический характер. С этим никто не спорит. Но нельзя закрывать глаза на то, что и памятники письменности, и иконопись, и храмовая архитектура, и церковное пение, будучи неотъемлемой частью отечественной культуры, возникли как внешнее проявление религиозной жизни нашего народа на протяжении тысячи лет. Это молитва в камне, в красках, в звуке, в слове. Вдохновляясь евангельским учением, люди прошлого создавали нашу страну, защищали и развивали ее, созидали великую культуру, устраивали общественную, семейную и личную жизнь. От этого нельзя отвернуться, сделав вид, что не замечаешь многовековых основ жизни нашего народа, а сосредоточиваешься только на внешних формах. Ведь в центре всего этого — культура сердца, культура любви. Объясню на примере, что имею в виду.

В мире много боли, несправедливости, страдания. А в Евангелии Господь призывает: накормите голодного, напоите жаждущего, оденьте раздетого, позаботьтесь о больном, имейте попечение о заключенном в темницу. Делайте это так, как будто для Меня делаете, и Я благословлю вас и ваши труды (см.: Мф. 25:31–46). Вот что мы противопоставляем присутствию изощренной жестокости и насилия. Истины, изреченные Спасителем, вечны, они не теряют своего значения и сегодня. Когда мы изучаем Священное Писание, то знакомимся не только с изложенными там историческими событиями, но и постигаем Божественные заповеди, касающиеся жизни человеческой души.

Это особый, очень важный аспект просветительской деятельности, имеющий своей целью формирование нравственных устоев. Мне в этом плане очень нравятся учебные пособия доктора педагогических наук, профессора, руководителя Духовно-просветительского культурного центра имени святых Кирилла и Мефодия Людмилы Леонидовны Шевченко. Они ориентированы на то, чтобы через изучение основ православной культуры непосредственно обращаться к сердцу ребенка. Задача сложная для педагога. В современном мире люди подчас или боятся, или не умеют говорить о своих чувствах и внутренних переживаниях, а без этого нельзя обойтись при изучении Евангелия. Читая эту великую книгу, дети встречаются со святостью, благочестием, любовью, милосердием, добротой, заботой, состраданием, с одной стороны, — и завистью, подозрительностью, ненавистью, ложью, обманом, несправедливостью и убийством — с другой. Как не обсудить все эти явления в жизни человеческого общества, тем более, что они характерны для всех эпох? В этом и заключается уникальная воспитательная миссия Евангелия, его обращенность непосредственно к человеческому сердцу, которая должна обязательно быть осмыслена и освоена современной школой. Тогда просвещение будет не сухой записью в школьном журнале, а станет благодатным сеянием на возделанной почве и принесет плод сторицей (см.: Лк. 8). Иными словами, просвещение будет формировать нравственность.

Все сказанное нисколько не противоречит культурологическому предназначению духовно-нравственных предметов в детских садах, в средних школах и профессионально-технических образовательных учреждениях. Я имею в виду идеальное понимание культуры как сферы прекрасного, а не безобразного. Мы, церковные люди, всегда будем стремиться к тому, чтобы дети и юношество приходили к православной вере и укреплялись в ней, усваивали уроки любви и добра. Уверен, что церковно-школьное соработничество способствует этому полезному для народа и Отечества делу».

В заключение Владыка Ювеналий предложил для обсуждения тему будущих Х Московских областных Рождественских образовательных чтений 2012 г. — «Возрождение через просвещение» и сформулировал суть соработничества Церкви и школы:

«Когда мы говорим о возрождении, то имеем в виду возвращение общества к традиционным духовно-нравственным ценностям, опору на них в деле воспитания подрастающего поколения. Церковь и школа объединяют свои труды в этом направлении. Мы видим в таком соработничестве залог поступательного развития и всестороннего возрождения нашего возлюбленного Отечества».

Протоиерей Виктор Дорофеев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.