Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№5-6 за 2012 год/

Православная культура глазами детей

Уже более десяти лет предмет «Основы православной культуры» и другие предметы духовно-нравственной направленности преподаются в общеобразовательных учреждениях России. Время показало, что эти предметы востребованы, с большим интересом изучаются учащимися школ, поддерживаются подавляющим большинством родителей. Подтверждением тому является увеличивающееся число регионов, в которых масштабно проводится эта работа. Результаты преподавания показывают реальную возможность изменения в лучшую сторону духовно-нравственного климата в стране. О необходимости введения предмета уже сказано много, давайте посмотрим на эту проблему глазами детей — тех, кому этот предмет в первую очередь предназначен.

Часто ли мы задумываемся над тем, как живет ребенок в современном мире? Мире, наполненном жестокостью, обманом, людским отчуждением. В мире, где рушатся семейные взаимоотношения, где во главу угла ставятся деньги, плотские удовольствия, а благородные чувства и высокие порывы души порой откровенно высмеиваются? Как в этом мире чувствует себя чистая детская душа?

Конечно, по своей чистоте дети часто просто не замечают многих порочных сторон этого мира, но его ледяное дыхание не может хоть в какой-то степени не коснуться души ребенка. Поэтому не удивительно, что учителям порой приходится читать такие сочинения:

«У меня нет человека, которому можно доверять. Жизнь бессмысленна. Я далеко и всем без меня хорошо. Я избавила от себя весь мир».

Это отрывок из сочинения девочки-восьмиклассницы. Ей и ее одноклассникам было предложено написать письмо с необитаемого острова. Это не столько сочинение, сколько крик души, зов о помощи, обращенный к нам, взрослым. Чем здесь может помочь современная система образования? На каком уроке расскажут этой девочке, что ее душа дороже всех сокровищ мира, что миром правит Любовь, хотя это и не всегда очевидно, что смерти нет и мы, все люди Земли, призваны к вечной радости. Конечно, она вправе выбрать по своему усмотрению систему мировоззрения. Не обязательно она будет Православной. Но, по крайней мере, она должна знать, что помимо материализма, убеждающего в истинности вечной смерти, есть еще и другая система мировоззрения, говорящая о вечной жизни, вечной любви, вечной радости.

Современная система образования стремится до предела заполнить сознание школьника всесторонними знаниями об этом видимом временном мире, но не отвечает на вопрос: а зачем же все это в конечном итоге нужно? Зачем он, ребенок, живет на этой земле? А для многих из детей это — проблемы первостепенной важности. Поэтому для них уроки «Основ православной культуры» имеют особую значимость. Здесь они могут разобраться в вопросах, ответы на которые ищут самостоятельно, порой на собственных ошибках и падениях. Послушайте отзыв об одном из таких уроков ученицы 10 класса:

«Тема „Избрание Владимиром христианской веры“ показалась мне интересной. Где-то в глубине души всколыхнулись старые мысли о душе, Боге, религии. Эта беседа вызвала из глубины моей памяти образ старого учителя-монаха… Размышления о высоком заставили оглянуться на себя и других. Я считаю, что такие уроки нужны, ведь они заставляют задуматься над смыслом своей жизни. Эти беседы наполняют светом темные уголки души».

Для нас это может быть странным, но многие, казалось бы, очевидные истины для детей нередко становятся открытиями:

«Когда я первый раз пришла на этот урок (ОПК), то узнала много интересного: что нельзя ругаться матом, что нужно любить ближнего своего…»

«Понял, что нужно учиться понимать людей, помогать им».

«В жизни не все так просто, надо прежде дел думать».

Изучая основы Православия, учащиеся постигают не только вопросы, касающиеся их личной жизни. Религиозный аспект открывает ранее неведомые измерения отечественной и зарубежной культуры. Учащимся становится более понятной глубина произведений, внутренний мир их авторов. Атеистическая политика нашего государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений наших классиков, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то они толковались примитивно-материалистически, что не давало возможности увидеть глубины духа нашего народа, истоки нравственных устоев. К сожалению, наследие тех времен еще до конца не изжито. Поясню это на примере романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Проводя урок в педагогическом колледже, я упомянул о романе и спросил учащихся, как его можно охарактеризовать? Отвечают — это психологический роман. А еще детектив. Таким образом, в их представлении «Преступление и наказание» — психологический детектив. Я спрашиваю:

— А не обращали ли вы внимание, что в романе неоднократно упоминается четверодневный Лазарь?

— А кто это такой?

— Лазарь — человек, живший во времена Иисуса Христа, умерший и воскрешенный Иисусом Христом в четвертый день после смерти, когда уже явны были признаки тления тела. Он упоминается, когда Раскольников находится у следователя и тот спрашивает: «А вы в Бога верите?» «Верю». «И в воскресение Лазаря верите?» «Верю». Соня читает Раскольникову Евангелие о воскрешении Лазаря. Есть в романе и другие связанные с Лазарем параллели.

— На Лазаря мы не обратили внимания.

Приходится объяснять, что Раскольников, очевидно, и есть (в духовном смысле) евангельский Лазарь, который умер, совершив преступление. А само преступление было совершено тогда, когда Родион решился на тяжкий грех — убийство. А грех — это есть смерть души. Об этом говорит и сам главный герой: «Я себя убил, а не старушонку!» Также воспринимает его поступок и Соня: «Что это вы над собой сделали?» И теперь, после совершения преступления, Раскольников — труп смердящий, от него отворачиваются даже каторжники. Таким образом, это роман про нас, про нашу вечную душу, страдающую, гибнущую от тяжести грехов. Это роман о воскресении души — если только она обратится к Богу. Поэтому он актуален для каждого стремящегося постигнуть тайны бытия человека во все времена. Убери из романа Православие — останется психологический детектив. И тогда становится не удивительной оценка романа, услышанная одной из преподавательниц русской литературы: «Подумаешь, Достоевский! Есть детективчики и покруче» Понятно, при таком подходе к трактовке романа современному детективу, где на одной странице может быть не один десяток трупов, Достоевский конкуренции не составит.

Еще один пример — «Ревизор» Н. В. Гоголя. В этом произведении, помимо истории провинциальных чиновников, есть и другой смысл, о котором сам автор писал так:

«Что ни говори, но страшен этот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повелению он послан и возвестит о нем тогда, когда и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса поднимется волос.

Лучше бы сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, — в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей!»

На уроках ОПК учащиеся узнают, что многие наши великие композиторы — Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков и другие, западные композиторы писали богослужебную, духовную музыку, через которую пытались сами осмыслить главные вопросы бытия и помочь в этом своим слушателям. Через осмысление музыкальных произведений к духовному опыту приобщаются и наши школьники. Вот размышление ученицы 11 класса над произведением И. С. Баха «Путь к Богу»:

«…Я представляю себе человека, человека верующего в Бога. Он ступень за ступенью поднимается вверх. На его пути трудности, которые он преодолевает благодаря вере. Ступень разочарования сменяется ступенью радости, и в конце он поднимается к солнцу, свет поглощает его. Мелодия в этот момент плавно останавливается… Мне сложно определить композицию этого произведения, но, может быть, смысл его в том, что, преодолевая свои пороки и желания, человек от Бога получает покой, его душа наполняется светом… Не каждый сможет повторить этот путь, но шанс есть у всех».

Наши пословицы, поговорки, традиции, нередко связаны с Православием. Например, мужчинам принято в помещении снимать головной убор. Наиболее вероятным представляется следующее объяснение этой традиции. На Руси в каждом доме имелись иконы. Заходя в дом, каждый человек должен был в первую очередь помолиться на иконы. При этом, согласно наставлениям апостола Павла, мужчины должны молиться с непокрытой головой. Поэтому если мужчина не снимал головной убор в помещении, то это считалось показателем его безбожия либо пренебрежения к святым, изображенным на иконах.

Учащиеся узнают, что наш блистательнейший непобедимый генералиссимус Суворов был глубоко верующим человеком и в ответственные моменты битв становился на колени и молился. Что адмирал Федор Ушаков, проведший сорок кампаний и ни в одном из сражений не потерпевший поражения, за свою благочестивую жизнь был причислен к лику святых.

Изучая наше богатейшее духовное наследие, учащиеся осознают себя гражданами прошедшей сложный исторический путь великой страны, где, благодаря трудам многих подвижников, было создано уникальное культурное наследие, которое является не «музейным экспонатом», а живым опытом, помогающим ориентироваться в современной жизни и обрести тропинку в самое Небо. Поэтому и образ Родины для многих учащихся неизменно связывается с нашими святынями:

Я знаю, что нигде вдали
Мне места не найти такого,
Где б заливались соловьи
Над тихой Клязьмою-рекою.
Не сыщешь голубее неба —
Плат Богородицы Самой!
Куда я только не поеду,
Тебя в душе возьму с собой.
Четыре храма, как богатыри,
Хранят наш город днем и ночью темной.
Хоть раз ты помолиться в них зайди,
И вся душа наполнится любовью.

(Лисицына Аня, 11 класс)

Осознавая себя наследниками отечественных духовных традиций и осмысливая настоящее время, учащиеся понимают, что многое мы уже потеряли. Поэтому в их работах встречается и искренняя скорбь о потерях:

Уходят русские традиции,
Как грустно это сознавать.
Не дай нам, Господи, смириться,
Содействуй Русь не растерять!
Ты приведи людей заблудших
К истокам Родины Святой
И проясни в умах бездушных
Твои заветы, образ Твой!
Проникни Словом в глубь глухую
Сердец холодных, черствых душ
И подари им весть благую,
Что будет жить их русский дух.
Он не умрет, пока на свете
Живут и славят наши дни —
Святые люди — Пересветы.
Пусть будут рядышком они!

(Субботина Юлия, 11 класс)

В наше время можно иногда услышать мнение, что молодое поколение уже потеряно. Это, несомненно, совсем не так. И приведенные выше работы детей — тому подтверждение. Их интересуют не только вопросы собственного бытия, до глубины души они переживают и за будущее нашей Родины:

«Новый год… Совсем недавно во многих домах поднимались бокалы и звучали красивые слова о новой, лучшей жизни. А изменимся ли к лучшему мы сами? Или останемся такими же — равнодушными, безразличными, без Бога в душе? Необходимо победить себя, победить то чувство безразличия, которое мы испытываем ко всем окружающим, к будущему своей страны. Мне кажется, что это должно стать целью каждого человека. Ведь если этого не случится, что же станет с нашей родной страной? Безусловно, надо возродить Бога в душе. „Если Бога нет в душе, то все позволено“, писал Ф. М. Достоевский. Если Бога нет, не ясно, для чего мы живем, и поэтому все равно, как жить.

Что же может случиться в будущем со страной, где живут такие люди? Станет хуже? Но куда уж хуже? И все же я надеюсь, что люди снова обретут веру в Бога, снова станут заботиться о своей стране. Ведь не так сложно для образованного человека над этим задуматься и осознать это.

И если такое случится, может быть, мы сможем возродить ту великую Россию, которую создали наши предки…»

(Юля Казанова, 9 класс)

Сейчас много говорят о падении нравственности в обществе, особенно в молодежной среде. Возможно ли исправить ситуацию? Несомненно, возможно, но лишь в том случае, когда человек поймет, кто он здесь, на земле, к какой высоте он призван и что он из себя представляет на самом деле. Это — реальное основание преображения самого порочного человека. Сочинения учащихся, изучающих ОПК, тому подтверждение:

«Я не думаю, что в моей жизни есть много светлого, но на уроках православной культуры, в эти небольшие 45 минут, я переживаю гораздо больше, чем в другие дни. Я как будто вижу себя со стороны, и, честно говоря,… меня просто воротит от одной мысли о том, что я из себя представляю. Я чувствую, что доброе во мне есть, но оно глубоко скрыто, зато на поверхность выходит все отрицательное. Самый страшный мой грех — сквернословие. Я ругаюсь везде, по поводу и без, при этом понимаю, что это грех. Сейчас стараюсь ругаться меньше, понемногу получается.

Уроки православной культуры позволяют мне полностью осознать себя, вырасти духовно. Они напоминают мне о чем-то возвышенном, вечном, и, честно признаюсь, такие мысли посещают меня все чаще. Уроки православной культуры напоминают мне о том, что добро в мире еще есть, что жить надо лучше… Но как это трудно жить правильно… трудно, но очень нужно…»

Постижение духовных законов дает возможность детям находить выход даже из, казалось бы, безвыходной ситуации:

«Я была верующая, но не воцерковленная, поэтому даже мелкие житейские проблемы вызывали уныние, разочарования, а иногда даже не хотелось жить… В один из вечеров в душе было именно такое состояние; потому что я ссорилась с родителями, друзьями и даже с учителями. Тогда мне казалось, что весь мир не понимает меня, и я не могла найти выхода из сложившейся ситуации. Поговорить было не с кем, и одиночество было самым ужасным. Какие только мысли не лезли в голову, но вдруг случайно мой взгляд упал на номер телефона старого знакомого, которого я в детстве сильно обидела, и больше мы не общались. Мне очень захотелось поговорить с ним, попросить у него прощения, хотя прошло уже четыре года. И я позвонила. Но он вдруг стал сам извиняться за то, что долгое время хранил обиду в душе. „Господь учил прощать и молиться за обидчика“, — сказал друг. Эти слова затронули мое сердце и очень удивили, ведь раньше он сам бы посмеялся над ними, а теперь…»

(Татьяна, 10 класс)

Некоторые сочинения — это не только детские откровения об опыте постижения духовного мира, но и пожелания окружающих их людям, которые могут быть весьма полезными и нам, взрослым:

«Я где-то слышала, что капля святой воды, попадая в любое количество обычной, делает ее святой. Так и Бог говорил, что вокруг одного спасутся многие. Будьте каплей чистейшей святой воды и разбавляйте серую толпу счастьем».

(Дарья, 9 класс).

«Родилась я однажды в этом большом мире, полном загадок и чудес. Вот первый мой крик, первые шаги, первые слова, ясли, сад, школа. Спокойная, обыкновенная жизнь. А зачем жить? — возник однажды вопрос. — Зачем ходить, учиться, спать, есть, играть? Зачем все это? Вот первый год пролетел, второй, пятый… Школа, пятый класс. „Дети, кто создал наш мир? — говорит учительница. — Есть разные мнения на этот счет. Ученые считают, что мир образовался случайно, а Православные христиане думают, что все это создал Бог“. Сразу возник вопрос: „Что за Бог? Кто такой Бог?“ Мне казалось, что незачем Бог, что он грозен, и его надо бояться, что, если я сделаю что-то не так, то Он меня жестоко накажет. Нам рассказывали о Евангелии. Я, конечно, заинтересовалась и начала читать. К моему удивлению, Христос был настолько добрым, милостивым, что только Он мог создать этот мир. Христос не осуждал, не делал никакого зла, прощал, исцелял, любил „всех и вся“. Он был мудрым и настолько истинным, что истина из книги сочилась в мою душу. Раньше на Новый год я просила у Деда Мороза игрушки, какие-то вещи. Теперь они были мне не столь нужны. Я просила Бога на Рождество подарить мне Любовь, чистую Любовь к Богу и ближнему. Когда любишь, душа блаженствует. Конечно, в классе почти все стали называть меня странной, ведь во мне не было того, что, по их мнению, должно „наполнять“ человека. Когда в ответ на обидные слова я улыбалась, моя душа летела так высоко!!! Зло не могло развиваться. Побеждала Любовь.

Что есть Бог? Бог есть Любовь, неосуждающая, не творящая зла, милосердная и радостная, всепрощающая Любовь! Такое счастье жить в Любви и с Любовью! Кто не может произнести слово „Бог“, то произнеси „Любовь“. Любите друг друга! И в жизни появится смысл».

(Евгения, 8 класс)

Протоиерей Виктор Дорофеев


В статье использованы выдержки из сочинений учащихся школ Ногинского района и москвички Юлии Казановой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.